Классный час "Взаимодействие в коллективе"
классный час (4 класс)

Насрутдинова Гульшат Камиловна

Материал призван создать условия для формирования способности конструктивно взаимодействовать с членами формальной и неформальной группы по достижению общей цели,  формирования представления о зависимости результата общей работы от распределения обязанностей и соблюдения их членами объединения и привычки добросовестно выполнять обязанности члена коллектива (класса, команды и т. п.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kl_chas_vzaimodeystvie_v_kollektive.docx17.2 КБ

Предварительный просмотр:

Насрутдинова Гульшат Камиловна

                        Классный час для 4 класса

Тема: «Взаимодействие в коллективе»

Цель урока: создать условия для формирования способности конструктивно взаимодействовать с членами формальной и неформальной группы по достижению общей цели,  формирования представления о зависимости результата общей работы от распределения обязанностей и соблюдения их членами объединения и привычки добросовестно выполнять обязанности члена коллектива (класса, команды и т. п.).

Оборудование: карточки со словами «Группа», «Коллектив», «Компания», игрушечный микрофон, Слайд-презентация, штатив с маятником.

 Форма: беседа и игра.

Ход занятия.  

1. Организационный момент. Приветствие,  организация внимания детей.

Поприветствуйте партнера по лицу, потом - по плечу.

2. Определение темы классного часа.

 Слушают припев песни «Родина» Рождественского.

 О чем песня? (…) О чем будем говорить? (…)

-Нас много и мы все разные. Мы общаемся, знакомимся, ходим в гости…Человек не может жить в полном одиночестве. Он все время находится среди людей. Речь пойдет о взаимоотношениях, о совместной деятельности  и др.

-Упражнение «Дружеский микрофон». ( «Сегодня я (мы, наш стол) хочу пожелать всем…)

3. Вводная часть. Актуализация знаний учащихся о разновидностях объединений людей (коллектив, группа, компания) в зависимости от целей этого объединения.

Беседа с учащимися.

- Вам знакомы такие слова: коллектив, группа, компания? Продолжите высказывание «Когда я слышу слово коллектив (группа, компания), я думаю о … (Обсуждение с партнером по плечу)

- Проверка по слайдам. 

Коллектив — совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы. В более широком смысле — люди, объединенные общими идеями, интересами, потребностями.

Компания - это группа людей, объединенных общими интересами (компания единомышленников, дружеская компания). Общество, группа людей, вместе проводящих время (обычно развлекаясь).                                  

Группа - малая социальная группа, объединяющая людей, непосредственно контактирующих друг с другом на базе общности целей, норм поведения и сочетания индивидуальных и групповых интересов.  Все группы людей можно разделить на большие (нации, классы) и малые (семья, компания друзей). Разница между ними не только количественная (по разным оценкам малая группа включает 7-20 человек), но и качественная (особенностью малой группы является возможность прямых контактов между всеми представителями группы).

-Ответы на вопросы. ( участники распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими ответа)  

- «Группой, коллективом или компанией, на ваш взгляд, были: семеро козлят в борьбе против волка?

-Куклы Карабаса-Барабаса, помогающие Буратино?

-Разбойники Снежной Королевы?

(Учитель обращает внимание на различие целей и способов взаимодействия в каждом из обсуждаемых объединений)

3. Основная часть. Формирование представлений о правилах конструктивного взаимодействия с членами объединения.

Игра «Три дела одновременно»  (Дети должны прийти к пониманию и осознанию того, что выполнять данные условия задания можно только договорившись и распределить обязанности между собой).

Помощник ведущего (учителя) подвешивает самодельный маятник (груз на нитке) и приводит его в движение, подсчитывая количество колебаний. В это время учитель показывает за маятником одну за другой три репродукции картин и читает два коротких предложения. Учащиеся распределяются на 2—3 команды. По одному человеку от команды выходят к доске и выполняют задания: подсчитать количество колебаний, пересказать предложения и описать содержание картин. Учитель подводит итоги и приглашает по три участника от команд повторить задание (репродукции и предложения меняются). Обращается внимание, что упражнение легче выполнить при распределении обязанности.

(Обсуждая результаты игры, учитель подводит детей к пониманию, что при разумном распределении ролей в команде результат общего дела будет лучше, чем при попытках выполнить задание по отдельности самостоятельно).

  1.  Отработка личной стратегии поведения в группе.

  Упражнение «Волшебный телефон»

Учащимся предлагается позвонить по «волшебному» телефону в далекую страну или сказочному герою и рассказать о значимой для них группе (коллективе, ином объединении), например: отряд в лагере, друзья во дворе, спортивная команда. (Учитель помогает определить, что помогало, что мешало устанавливать позитивные отношения, подчеркивает высказывания о том, что помогало им в совместной деятельности с членами различных объединений, и вместе с классом формулирует правила позитивного взаимодействия). 

Упражнение «Правила взаимоотношений в окружающими»

Предлагается участникам обсудить правила позитивного взаимодействия с окружающими.

Работа с памятками позитивного взаимодействия (на экране)

Первый «СЕКРЕТ» общения - Называй друга по имени,  и он будет называть тебя так же!

Второй «СЕКРЕТ» общения-  Будь внимателен к окружающим, и люди будут уважать тебя!

Третий  «СЕКРЕТ» общения - Умей внимательно слушать, и ты узнаешь много нового!

Четвертый «СЕКРЕТ» общения - Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!

Пятый «СЕКРЕТ» общения - Умей встать на место другого, и ты сможешь понять его поступки.

-Что еще можно добавить? (Уважай чужое мнение, ….)

  1. Итог урока. Интеграция опыта.

Продолжить высказывание «Если бы наш класс оказался на необитаемом острове, то я бы распределил обязанности так ….., потому что …..»

В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание.

Слева друг и справа друг,
А вместе это Дружбы круг,
Другу справа руку ты пожми,
Передай ему тепло твоей руки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль классного руководителя в становлении классного коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика.

Классный руководитель в начальной школе-это особая должность, потому что он является одновременно и учителем, и наставником, и воспитателем, и организатором детского коллектива.Учителю начальной школы...

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Чтобы воспитать человека во всех отношениях, необходимо знать его во всех отношениях. Начиная или продолжая работу с детским коллективом, классному руководителю приходится уделять большое внимание под...

Программа работы классного руководителя с коллективом класса и родителями.

Программа опирается на использование групповых форм творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время.Работа проводится с учениками 3-4-х классов общеобразовательной школы. Осуществл...

Программа работы классного руководителя с коллективом класса

Актуальность программы: Школа один из основных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании развития личности ребёнка. И, конечно же, большая часть работы ложится на пл...

Программа работы классного руководителя с коллективом класса

Программа «Вместе мы можем больше»  является основой организационной деятельности образовательного учреждения в сфере воспитания детей и молодежи. Эта программа направлена на создание...

Программа работы классного руководителя с коллективом класса "Маленькая страна"

В новых условиях развития России возрастает роль способности человека к планированию и реализации своей  линии жизни на основе самооценки своих возможностей и условий самореализации в социуме. Не...