Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации в начальной школе
статья по теме
И хотя традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx | 17.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации в начальной школе
Выдающийся философ XX века Бертран Рассел заметил: «Если вы не думаете о своем будущем, у вас его не будет…»
Наше будущее – это наши дети.
Концепция модернизации российского образования предполагает разработку новой модели начальной школы, которая отвечает актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Одна из них – здоровье подрастающего поколения. Это важный показатель благополучия общества. В детстве закладывается фундамент здоровья, и это забота не только медиков.
В здоровье подрастающего поколения, как в зеркале, отражаются все ошибки «мира взрослых».
По данным медицинских обследований школьников, состояние их здоровья в последнее десятилетие заметно ухудшилось. Прослеживается тенденция к увеличению численности детей с различными хроническими заболеваниями и функциональными отклонениями (нарушения зрения, осанки, болезни крови, аллергическая, эндокринная и нервно-психическая патологии и т.д.). Сегодня известно, что 40% заболеваний у взрослых были «заложены» в детском возрасте, в 5-10 лет.
И хотя традиционно считается. Что основная задача школы – дать необходимое образование, не менее важная задача сохранить в процессе обучения здоровье детей.
Известно, что начальный этап обучения является наиболее ответственным периодом в жизни ребенка и во многом определяет как успешность дальнейшего обучения, так и состояние здоровья.
В своей работе я придерживаюсь здоровьесберегающей организации учебного процесса. Самое главное в работе учителя - это использование принципа «Не навреди». Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет детям успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть творческие способности. Поэтому в работе я считаю самым главным осуществлять сотрудничество с детьми. Необходимо дать возможность им самим выдвигать и использовать новые, нестандартные идеи.
В настоящее время необходимо, прежде всего, учитывать естественные потребности младших школьников. Именно удовлетворение этих потребностей должно стать основой для их всестороннего развития.
- У всех детей есть потребность в умственной деятельности, в познании, которая, однако, развивается и укрепляется лишь тогда, когда интеллектуальное напряжение приносит ребенку радость, положительные эмоции, тогда, когда познавательная деятельность соответствует индивидуальным склонностям, интересам и возможностям ребенка и организовывать учебный процесс в условиях здоровьесберегающей технологии.
Проведение физминуток;
Пальчиковой гимнастики;
Дыхательной гимнастики;
Гимнастики для глаз.
- Важную роль в развитии ребенка младшего школьного возраста играет потребность в движении. Двигательная активность имеет тесную связь с формированием личности и самосознания ребенка. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Подвижные игры с малой и средней подвижностью можно проводить прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. В таких играх большую роль играет эмоциональная окраска игры. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций.
Важно продумывать отдых ребят, как в помещении, так и на воздухе, поскольку одной из целей на прогулке так же является удовлетворение двигательной потребности воспитанников Дети, которые вынуждены подолгу не выходить на улицу, становятся раздражительными, плаксивыми, обидчивыми.
Прогулка – активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности.
Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где учитель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению классного коллектива.
Мы регулярно проводим большие прогулки. Все динамические паузы на воздухе можно разделить на группы:
- природоведческие («Лесное царство», «По следам пернатых», «Зимняя сказка»);
- обществоведческие («Труд работников в школе», «Поселок, в котором я живу»);
- прогулки-практикумы («Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе»);
- творческие прогулки («Осенний сон», «Удивительное - рядом»)
- следопытские прогулки: («Найди клад», «Чьи это следы?» и др.)
В нашей школе уже традиционными стали Дни здоровья, которые проводят старшеклассники из движения «Здоровое поколении». Мы активно принимаем участие в таких Днях здоровья. Они включают в себя общую для всех зарядку, спортивные соревнования, организованные игровые перемены, подвижные игры и активную пропаганду здорового образа жизни.
Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, то только в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры в начальной школе
Данная презентация представляет своего рода отчёт о современных педагогических технологиях, которые я использую на уроках физкультуры и во внеурочной (кружковой) работе....
ЭЛЕМЕНТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Для снятия усталости и повышения работоспособности я провожу короткие зарядки с использованием различного вида движений, песен и танцев. Эта форма релаксации основана на том, что мышечное напряж...
Здоровьесберегающие технологии и пути её реализации в начальной школе
Как беречь здоровье школьника...
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В данном материале рассматриваются основные виды...
Учебный проект пять «П» и пути их реализации в начальной школе»
В данной работе представлен опыт работы по формированию универсальных учебных действий у обучающихся через организацию урочной деятельности школьников на основе проектной и проектно-исследовател...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В этой статье рассматривается проблема сохранения здоровья детей в условиях современного обучения в соответсвии с ФГОС второго поколения....
Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации в начальной школе
Цель разработки: показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности.Задачи:Разработать мероприят...