Учебный проект пять «П» и пути их реализации в начальной школе»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Смыкова Елена Виктровна

В данной работе представлен опыт работы по формированию универсальных учебных действий у обучающихся через организацию урочной деятельности школьников на основе проектной и  проектно-исследовательской деятельности.

Объясняется что такое учебный проект -формула «пяти П»: проблема – проектирование - поиск информации – продукт - презентация. Приводится пример,  как они реализуются в начальной школе.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учебный проект пять  «П» и пути их реализации в начальной школе»

Своё выступление хочу начать народной мудростью:

 Расскажи – и я забуду,
                   Покажи – и я запомню,
                                   Дай попробовать – и я пойму.

         К сожалению процесс запоминания и вовлеченности в процесс познания – минимален.

          Что же нужно ученику, чтобы он воспринимал знания как действительно нужные, необходимые?.......

- поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни;

- применить для её решения определённые знания и умения. Как имеющиеся, так и приобретённые в процессе достижения поставленной цели;

- получить в итоге реальный результат.

Всё это составляющие проектной деятельности.

          Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.

                                       Что такое учебный  проект? 

           Проект – это специально организованный учителем    и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием  творческого продукта.

Это формула  «пяти П»: проблема – проектирование - поиск информации – продукт – презентация  и портфолио

    Каждый учитель стремится к тому, чтобы в результате работы над проектом учащиеся получали удовольствие, смогли проявить самостоятельность, фантазию, творческий подход и реализовать свои замыслы.

Для этого, организуя работу с проектом учителю необходимо познакомить с этапами проекта и научить детей:

  1. Планировать свою работу, заранее подсчитывать возможные результаты.
  2. Использовать различные источники информации, самостоятельно отбирать и накапливать материал;
  3. Анализировать отобранный материал;
  4. Аргументировать свою точку зрения, отстаивать её;
  5. Распределять обязанности внутри группы, если это групповой проект;
  6. Представлять созданный продукт перед аудиторией;
  7. Оценивать себя и других.

Итак, формула 5 «П» Рассмотрим подробнее:

  1. Первая П: Проблема

Перед учащимися возникают вопросы, которые помогает решить учитель. Они представлены на слайде.

Что является проблемой проекта?

-Это может быть любая реальная проблема обыденной жизни.

Кто формулирует проблему?

- Учитель или учащиеся.

Учитель ни в коем случае не должен навязывать проблему учащимся! Он способствует раскрытию  творческого и интеллектуального потенциала учащихся.

        Каким требованиям должна удовлетворять проблема?

- проблема должна быть важной, интересной для учащихся.

- при решении проблемы должны быть использованы интегрированные знания, исследовательские методы.

Для этого подобрана и классифицирована система упражнений, позволяющая сформировать вышеперечисленные компетенции. Классификацию данных упражнений вы видите на слайде.

•        Задания для развития умения видеть проблемы

•        Задания на развитие умения вырабатывать гипотезы

•        Развитие умений задавать вопросы

•        Задания для развития умения классифицировать

•        Задания для развития умений и навыков экспериментирования

Предлагая подробнее рассмотреть

Задания для развития умения видеть проблемы ( представленные на слаиде)

Например (1-3 слайда)

1). Посмотри на мир чужими глазами

Читаем детям неоконченный рассказ:

  «Утром  небо  покрылось  черными  тучами,  и  пошёл  снег.  Крупные  снежные  хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»

Предлагаем продолжить  рассказ,  представьть  себя  гуляющего  во  дворе  с  друзьями;  водителем грузовика,  едущего  по  дороге;  летчиком  отправляющимся  в  полет….

2). Составь рассказ,  используя данную концовку

«…Нам так и не удалось выехать на дачу».  

3) Упражнение «Кто лишнии?»

Можно ли их отнести к одной группе?
Какой вопрос возникает?

Решая данные задания, учащиеся анализируют, классифицируют, выдвигают гипотезы. Иными словами формируются регулятивные УУД.

  1.  Вторая П: Проектирование.                  ( 5  слайдов)

        Этап проектирования распадается на две составляющих:  подготовительный этап и планирование.

        На подготовительном этапе необходимо:

  1. Сформулировать тему проекта в соответствии с проблемой;
  2. Определить цели проекта
  3.  Обозначить конечный продукт (презентация, стенгазета, буклет и т. д.)
  4. Выбрать тип проекта (например: исследовательский, практико-ориентированный, ролевой, игровой, творческий, информационный);

При организации работы на этапе проектирования нужно:

  1. Определить возраст и количество  участников

 (проект может быть индивидуальным, парным или групповым);

  1. Определить степень самостоятельности выполнения проекта учащимися;
  2. Назначить сроки выполнения проекта  и соблюдать их;

При планировании работы над проектом учащимся необходимо ответить на вопросы: (представленные на слайде)

Проблема проекта

Почему?

Цель проекта

Зачем мы это делаем?

Задачи

Что мы делаем?

Методы и способы

Как мы делаем?

Оценка имеющихся и недостающих ресурсов

Что уже есть в арсенале для выполнения проекта, а чего не хватает?

Сроки выполнения

Когда мы делаем?

Конечный продукт

В каком виде будем презентовать результат своего труда?

Приведу пример:     Исследовательский проект  «Чудо в твоем  горшке»  (индив.пр.) цель, задача .   Практико – ориентированный проект  «Наш помощник- толковый словарь» » (груп.) цель, задача .  

  1. Третья П: Поиск информации                                    ( 4  слайда)

     Этот этап работы называется этапом реализации проекта.

    Учащиеся  ищут информацию в различных источниках . Развиваются организационные , исследовательские умения, умение работать с информацией , умение работать с текстом

      Первые шаги для формирования вышеперечисленных компетенций мы начинаем,  используя такие приемы:

  •  Кратковременные  наблюдения-исследования

Данные задания направленны на формирование у детей навыков логических операций и установления причинно следственных связей на их основе.

Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира, технологии. Особенно в период обучения грамоты, когда еще не сформирован навык письма и чтения.

Следующий прием :

  • Мини исследования на уроке (Например, окружающий мир - экскурсия в парк. Тема исследования: «Что такое листопад? Почему он происходит?»

Перед экскурсией ученики получают задание:

спросить у взрослых, как они объясняют явление листопада;

найти объяснение явлению листопада в энциклопедическом словаре «Отчего? Почему?»

В ходе экскурсии, анализируется собранный материал. Собирается гербарий и вопросы для викторины по растениям. На уроках технологии из этих  листьев учащиеся выполнили различные аппликации.

Следующий прием :

  • Коллективных исследований по определённому плану

     Первые исслед. проекты организовываются таким образом, чтобы учащиеся принимали участие лишь в реализации проекта, а сам проект и алгоритм действий задается учителем.

Примером такой работы может быть проект «Зачем люди трудятся».

(1 класс, урок окружающего мира,УМК «Начальная школа XXIвека»)

После просмотра фильма о профессиях, учитель подводит детей к вопросу  «Зачем люди трудятся?»

Чтобы ответить на этот вопрос, учитель предлагает детям поработать  в малых группах

1-й этап- формирование групп, с определение подтем

Каждая группа получает серию картинок по определенной профессии и работает по вопросами  

2- этап – самостоятельное исследование (работа по заданному плану с разными источниками информации)

3-этап – защита проекта и презентация. Представление получившегося рассказа и ответ на заданный вопрос «Зачем трудятся люди данной профессии?».

  1. Четвертая П: Продукт                            ( 4  слайда)

Продуктом труда является запланированный результат.

Продукты одного и того же проекта могут быть различны.

 Например: эмблема, газета, альбом, мультимедийный продукт (видеофильм, видеоролик или веб-сайт), мероприятием (экскурсия, математический вечер, викторина, праздник )

  1. Пятая П: Презентация.                            ( 4  слайда)      

Этап представления и защиты проекта – это серьёзное испытание для ребят.

На слайде представлены виды презентации…

Как правило, сами участники проекта справиться самостоятельно с этими задачами не могут, поэтому учитель оказывает помощь при подготовке к защите проекта.

Работая над проектом помощь оказывают и  родители

В помощь родителям разработана памятка .(она представлена на слайде)

Они: консультируют; отслеживают выполнение плана; помогают в подготовке презентации, костюма.

Ежегодно в марте на базе нач. шк. мы проводим защиту проектов выполненных за учебный год.

Например: индивидуальные,

коллективные,

ролевые проекты,             вы можете их видеть на слайде.

Наиболее удачные проекты представляются к участию в мероприятиях муниципального и регионального уровня.

  1. Шестое П: учебного проекта Портфолио.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки достижений школьников в процессе работы над проектом.

     В условиях правильной организации, учебный проект:

Для учителя -это

•          Уникальный метод обучения, который можно использовать при изучении любого предмета.

•          Форма организации учебного процесса.

•          Педагогическая Технология: комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся

Для ученика – это

•          Возможность максимального раскрытия своего детского потенциала;

•          Деятельность , которая позволяет:

 проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания,

принести пользу, показать публично достигнутый результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации в начальной школе

И хотя традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей....

ФГОС и пути его реализации в начальном звене образовательного учреждения.

ФГОС представляет собой систему требований к структуре, освоению и условиям реализации образовательных программ. Достаточно непростая сложилась ситуация при создании базы данной образовательной ...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В этой статье рассматривается проблема сохранения здоровья детей в условиях современного обучения в соответсвии с ФГОС второго поколения....

Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации в начальной школе

Цель разработки: показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности.Задачи:Разработать мероприят...