Учебный проект пять «П» и пути их реализации в начальной школе»
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
В данной работе представлен опыт работы по формированию универсальных учебных действий у обучающихся через организацию урочной деятельности школьников на основе проектной и проектно-исследовательской деятельности.
Объясняется что такое учебный проект -формула «пяти П»: проблема – проектирование - поиск информации – продукт - презентация. Приводится пример, как они реализуются в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учебный проект пять «П» и пути их реализации в начальной школе»
Своё выступление хочу начать народной мудростью:
Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму.
К сожалению процесс запоминания и вовлеченности в процесс познания – минимален.
Что же нужно ученику, чтобы он воспринимал знания как действительно нужные, необходимые?.......
- поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни;
- применить для её решения определённые знания и умения. Как имеющиеся, так и приобретённые в процессе достижения поставленной цели;
- получить в итоге реальный результат.
Всё это составляющие проектной деятельности.
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Что такое учебный проект?
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Это формула «пяти П»: проблема – проектирование - поиск информации – продукт – презентация и портфолио
Каждый учитель стремится к тому, чтобы в результате работы над проектом учащиеся получали удовольствие, смогли проявить самостоятельность, фантазию, творческий подход и реализовать свои замыслы.
Для этого, организуя работу с проектом учителю необходимо познакомить с этапами проекта и научить детей:
- Планировать свою работу, заранее подсчитывать возможные результаты.
- Использовать различные источники информации, самостоятельно отбирать и накапливать материал;
- Анализировать отобранный материал;
- Аргументировать свою точку зрения, отстаивать её;
- Распределять обязанности внутри группы, если это групповой проект;
- Представлять созданный продукт перед аудиторией;
- Оценивать себя и других.
Итак, формула 5 «П» Рассмотрим подробнее:
- Первая П: Проблема
Перед учащимися возникают вопросы, которые помогает решить учитель. Они представлены на слайде.
Что является проблемой проекта?
-Это может быть любая реальная проблема обыденной жизни.
Кто формулирует проблему?
- Учитель или учащиеся.
Учитель ни в коем случае не должен навязывать проблему учащимся! Он способствует раскрытию творческого и интеллектуального потенциала учащихся.
Каким требованиям должна удовлетворять проблема?
- проблема должна быть важной, интересной для учащихся.
- при решении проблемы должны быть использованы интегрированные знания, исследовательские методы.
Для этого подобрана и классифицирована система упражнений, позволяющая сформировать вышеперечисленные компетенции. Классификацию данных упражнений вы видите на слайде.
• Задания для развития умения видеть проблемы
• Задания на развитие умения вырабатывать гипотезы
• Развитие умений задавать вопросы
• Задания для развития умения классифицировать
• Задания для развития умений и навыков экспериментирования
Предлагая подробнее рассмотреть
Задания для развития умения видеть проблемы ( представленные на слаиде)
Например (1-3 слайда)
1). Посмотри на мир чужими глазами
Читаем детям неоконченный рассказ:
«Утром небо покрылось черными тучами, и пошёл снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»
Предлагаем продолжить рассказ, представьть себя гуляющего во дворе с друзьями; водителем грузовика, едущего по дороге; летчиком отправляющимся в полет….
2). Составь рассказ, используя данную концовку
«…Нам так и не удалось выехать на дачу».
3) Упражнение «Кто лишнии?»
Можно ли их отнести к одной группе?
Какой вопрос возникает?
Решая данные задания, учащиеся анализируют, классифицируют, выдвигают гипотезы. Иными словами формируются регулятивные УУД.
- Вторая П: Проектирование. ( 5 слайдов)
Этап проектирования распадается на две составляющих: подготовительный этап и планирование.
На подготовительном этапе необходимо:
- Сформулировать тему проекта в соответствии с проблемой;
- Определить цели проекта
- Обозначить конечный продукт (презентация, стенгазета, буклет и т. д.)
- Выбрать тип проекта (например: исследовательский, практико-ориентированный, ролевой, игровой, творческий, информационный);
При организации работы на этапе проектирования нужно:
- Определить возраст и количество участников
(проект может быть индивидуальным, парным или групповым);
- Определить степень самостоятельности выполнения проекта учащимися;
- Назначить сроки выполнения проекта и соблюдать их;
При планировании работы над проектом учащимся необходимо ответить на вопросы: (представленные на слайде)
Проблема проекта | Почему? |
Цель проекта | Зачем мы это делаем? |
Задачи | Что мы делаем? |
Методы и способы | Как мы делаем? |
Оценка имеющихся и недостающих ресурсов | Что уже есть в арсенале для выполнения проекта, а чего не хватает? |
Сроки выполнения | Когда мы делаем? |
Конечный продукт | В каком виде будем презентовать результат своего труда? |
Приведу пример: Исследовательский проект «Чудо в твоем горшке» (индив.пр.) цель, задача . Практико – ориентированный проект «Наш помощник- толковый словарь» » (груп.) цель, задача .
- Третья П: Поиск информации ( 4 слайда)
Этот этап работы называется этапом реализации проекта.
Учащиеся ищут информацию в различных источниках . Развиваются организационные , исследовательские умения, умение работать с информацией , умение работать с текстом
Первые шаги для формирования вышеперечисленных компетенций мы начинаем, используя такие приемы:
- Кратковременные наблюдения-исследования
Данные задания направленны на формирование у детей навыков логических операций и установления причинно следственных связей на их основе.
Подобные задания могут иметь место на уроках математики, обучения грамоте, окружающего мира, технологии. Особенно в период обучения грамоты, когда еще не сформирован навык письма и чтения.
Следующий прием :
- Мини исследования на уроке (Например, окружающий мир - экскурсия в парк. Тема исследования: «Что такое листопад? Почему он происходит?»
Перед экскурсией ученики получают задание:
• спросить у взрослых, как они объясняют явление листопада;
• найти объяснение явлению листопада в энциклопедическом словаре «Отчего? Почему?»
В ходе экскурсии, анализируется собранный материал. Собирается гербарий и вопросы для викторины по растениям. На уроках технологии из этих листьев учащиеся выполнили различные аппликации.
Следующий прием :
- Коллективных исследований по определённому плану
Первые исслед. проекты организовываются таким образом, чтобы учащиеся принимали участие лишь в реализации проекта, а сам проект и алгоритм действий задается учителем.
Примером такой работы может быть проект «Зачем люди трудятся».
(1 класс, урок окружающего мира,УМК «Начальная школа XXIвека»)
После просмотра фильма о профессиях, учитель подводит детей к вопросу «Зачем люди трудятся?»
Чтобы ответить на этот вопрос, учитель предлагает детям поработать в малых группах
1-й этап- формирование групп, с определение подтем
Каждая группа получает серию картинок по определенной профессии и работает по вопросами
2- этап – самостоятельное исследование (работа по заданному плану с разными источниками информации)
3-этап – защита проекта и презентация. Представление получившегося рассказа и ответ на заданный вопрос «Зачем трудятся люди данной профессии?».
- Четвертая П: Продукт ( 4 слайда)
Продуктом труда является запланированный результат.
Продукты одного и того же проекта могут быть различны.
Например: эмблема, газета, альбом, мультимедийный продукт (видеофильм, видеоролик или веб-сайт), мероприятием (экскурсия, математический вечер, викторина, праздник )
- Пятая П: Презентация. ( 4 слайда)
Этап представления и защиты проекта – это серьёзное испытание для ребят.
На слайде представлены виды презентации…
Как правило, сами участники проекта справиться самостоятельно с этими задачами не могут, поэтому учитель оказывает помощь при подготовке к защите проекта.
Работая над проектом помощь оказывают и родители
В помощь родителям разработана памятка .(она представлена на слайде)
Они: консультируют; отслеживают выполнение плана; помогают в подготовке презентации, костюма.
Ежегодно в марте на базе нач. шк. мы проводим защиту проектов выполненных за учебный год.
Например: индивидуальные,
коллективные,
ролевые проекты, вы можете их видеть на слайде.
Наиболее удачные проекты представляются к участию в мероприятиях муниципального и регионального уровня.
- Шестое П: учебного проекта Портфолио.
Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки достижений школьников в процессе работы над проектом.
В условиях правильной организации, учебный проект:
Для учителя -это
• Уникальный метод обучения, который можно использовать при изучении любого предмета.
• Форма организации учебного процесса.
• Педагогическая Технология: комплекс знаний, умений, необходимых педагогу, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы воздействия на учащихся
Для ученика – это
• Возможность максимального раскрытия своего детского потенциала;
• Деятельность , которая позволяет:
проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания,
принести пользу, показать публично достигнутый результат
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование у младших школьников основных компонентов учебной деятельности в условиях реализации УМК " Начальная школа XXI"
Научить учиться – это значит научить ребёнка «учить себя»...
Здоровьесберегающие технологии и пути реализации в начальной школе.
Опыт работы по здоровьюсбережения....
Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации в начальной школе
И хотя традиционно считается, что основная задача школы дать необходимое образование, не менее важная задача - сохранить в процессе обучения здоровье детей....
Здоровьесберегающие технологии и пути её реализации в начальной школе
Как беречь здоровье школьника...
ФГОС и пути его реализации в начальном звене образовательного учреждения.
ФГОС представляет собой систему требований к структуре, освоению и условиям реализации образовательных программ. Достаточно непростая сложилась ситуация при создании базы данной образовательной ...
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПУТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
В этой статье рассматривается проблема сохранения здоровья детей в условиях современного обучения в соответсвии с ФГОС второго поколения....
Здоровьесберегающие технологии и пути их реализации в начальной школе
Цель разработки: показать значимость здоровьесберегающей технологии в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности.Задачи:Разработать мероприят...