Научно - методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками.
методическая разработка по чтению по теме
Игры, способствующие совершенствованию слухового восприятия, развитию навыков звукового анализа и синтеза.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с.Новопавловка
муниципального района Большеглушицкий Самарской области
Научно - методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками.
Учитель: Матвеенко И.А.
Научно - методические подходы к использованию игры в педагогической работе с младшими школьниками.
Ценность игры в психолого-педагогическом контексте очевидна, однако встречаются педагоги, если не игнорирующие вовсе право игры на присутствие в жизни младших школьников, то относящиеся к ней с некоторой настороженностью, недоверием или опасением. Одна из главных и распространенных причин такой позиции – ошибочная установка на то, что школа в первую очередь призвана учить ребенка, а не играть с ним. Поэтому, факт остается фактом, - значительная часть учителей начальной школы не готова и не умеет играть со своими учениками, им проще и удобнее их «обучать».
В практике начального образования при условии адекватного отношения взрослых к детской игре и разумного использования ее мощного психолого-педагогического потенциала, игра способна стать тем оптимальным инструментом, который комплексно обеспечивает:
* успешность адаптации ребенка к новой ситуации развития;
* сохранение и совершенствование на протяжении всего
начального образования достижений дошкольного периода
развития;
* развитием младшего школьника как субъекта собственной
деятельности и поведения, его эффективную социализацию;
* сохранение и укрепление его нравственного, психического и
физического здоровья и др.
Присутствие «великой учительницы» - игры в жизни младшего школьника должно быть осмысленно соотнесено с другими видами его деятельности, целесообразно спланировано, эффективно и дозировано использовано в течение дня. Педагогу важно научиться видеть и понимать не только и не столько явные, сколько скрытые механизмы ее влияния на развитие младшего школьника. Правильно подобранную, уместно и умело проведенную педагогом игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Она должна присутствовать в режиме дня начальной школы в той мере, в какой необходима для адаптации к изменяющимся ситуации и условиям жизнедеятельности детей, эффективного стимулирования всех сторон их развития (иногда его коррекции), гармонизации сочетания умственных, физических и эмоциональных нагрузок.
Игры, способствующие совершенствованию слухового восприятия, развитию навыков звукового анализа и синтеза.
Угадай звук
Ведущий (педагог или ученик) произносит звук «про себя», четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший звук первым становится ведущим и игра продолжается.
У кого хороший звук?
Оборудование: предметные картинки.
Педагог, показывая картинку, называет её. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии заданный звук.
По результатам игры определяется победитель – ребенок, не допустивший в игре ошибок.
Вариант: Педагог молча показывает картинку, дети проговаривают её название про себя и хлопают в ладоши, если в её названии есть заданный звук.
Какой звук чаще всего слышим?
Педагог сначала подбирает несколько стихотворных отрывков, в которых часто повторяется один и тот же звук, например:
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
Про пестрых птиц поет петух,
Про перья пышные, про пух.
Скажи потише: «Шесть мышат», -
И сразу мыши зашуршат.
Щеткой чищу я щенка,
Щекочу ему бока.
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
Гусь Гога и гусь Гага
Друг без друга – ни шага.
Жутко жуку
Жить на суку.
Дыню Дима сам растил,
Чудо, а не дыня.
Одному не донести –
Помогите Диме.
Педагог произносит стихотворение, а дети определяют, какой звук чаще всего слышится.
Кто в домике живет?
Оборудование: набор предметных картинок, домик с окошками и кармашком для их вкладывания.
Педагог предлагает детям рассмотреть предметные картинки и назвать изображенных на них животных. Далее он рассказывает, что в домике могут жить только те животные, в названии которых есть звук С (как вариант – Л, Р, К, Т и др.)
Детям необходимо найти таких животных на картинках и поселить их в домик.
Продолжай!
Сначала ученики делятся на две команды. Педагог называет несколько слов, которые начинаются с определенного звука (например, астра, армия, Анна), а представители каждой команды по очереди продолжают подбирать слова. Повторять уже названные слова нельзя.
Побеждает команда, придумавшая последнее слово.
Загадки Петрушки.
Педагог читает письмо, которое дети «получили» от Петрушки: «Дорогие ребята! Я, ваш друг Петрушка, сейчас отдыхаю за городом, на даче. Здесь я гуляю в лесу, собираю грибы и ягоды – нынче очень хороший урожай
Отгадайте, какие это грибы, если в их названиях есть звук Р (рыжики, сыроежки, боровики), звук С (сыроежки, маслята, лисички)..? Какие я собрал ягоды, если в их названиях есть звук К (костяника, черника,
земляника)..?
Найди свою картинку.
Оборудование: предметные картинки, в названиях изображений которых есть звуки Л и Р.
Педагог сначала предлагает детям разбиться на две команды. Одна команда будет искать среди картинок, расположенных в беспорядке на столе (наборном полотне) те, в названии которых есть звук Л, другая – картинки со звуком Р. По сигналу учителя из каждой команды выходит ребенок, выбирает картинку в соответствии с заданием и, повернувшись к классу четко произносит ее название. Затем он быстро возвращается к своей команде, дотрагивается рукой до стоящего впереди, а сам становится в конец. Тот, кто оказался первым, идет за следующей картинкой.
Если допущена ошибка, команда платит фант. Побеждает команда, уплатившая меньше фантов.
Где спрятался звук?
Оборудование: у учителя – набор предметных картинок; у каждого из детей – карточка, разделенная на три квадрата, фишка.
Педагог показывает предметную картинку, дети называют изображенный на ней предмет. Далее каждый из игроков на своей карточке фишкой закрывает один из трех квадратов в зависимости от того, где находится звук – в начале, середине или конце слова. Игрок, неправильно выполнивший задание, платит фант.
Разложи картинки по рядам.
Оборудование: предметные картинки.
Играют две команды. Игрокам первой команды предлагается рассмотреть предметные картинки, определить позицию заданного звука в слове и в соответствии с ней разложить их в три ряда: в первый – картинки с заданным звуком в начале слова, во второй – в середине, в третий – в конце слова. Вторая команда выполняет аналогичное задание на выделение другого звука в другом наборе картинок.
Побеждает команда, первой безошибочно выполнившая задание.
Красный – синий.
Оборудование: синие и красные кружки у каждого из игроков.
Педагог произносит гласный звук, дети повторяют его вслед за ним, поднимая красный кружок. При произнесении учителем согласного звука дети поднимают синий кружок. За каждую ошибку игроки платят фант.
Найди место.
Оборудование: у каждого ученика – предметные картинки, красный и синий кружки.
Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того, с какого звука – гласного или согласного – начинается название картинки. Выигравшими считаются первые пять учеников, верно выполнивших работу.
Учимся играя
Присутствие игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших учеников.
Существует система постоянно усложняющихся дидактических игр, в которых последовательно закрепляются все те знания, которые получают дети. Педагогически эти игры особенно ценны тем, что позволяют учесть индивидуальные особенности детей, давать им игровые задания в точном соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помочь в игре слабому ученику.
Для того, чтобы игра при обучении грамоте стала действительно методом обучения, она должна проводиться на уроках систематически и целенаправленно, единичная игра не даёт никакого развивающего эффекта.
Не нужно забывать о том, что один из важнейших компонентов учебной деятельности – учебно-познавательная мотивация – у детей этого возраста особенно успешно формируется именно в интересной для них учебной игре.
Игра «Назови слово с нужным звуком»
Эту игру целесообразно проводить в конце урока после того, как проведен звуковой анализ слов. Можно выбрать для игры любой звук из состава проанализированных на уроке слов. Например, учитель ставит фишку в первую клеточку схемы звукового состава слова «луна» и спрашивает детей, с каким звуком они должны назвать слова.
Вначале необходимо привести примеры слов, в которых этот звук находится в разных позициях, каждый раз интонационно его выделяя: «лллампа», «колллобок», «столлл». Затем слова называют дети.
Игра «Как тебя зовут»
Это игровое упражнение вводится для закрепления знаний детей о гласных и согласных звуках.
Учитель предлагает выйти к нему всех детей, имена которых начинаются с гласного звука. Имя каждого ребенка громко называется, и класс определяет, с какого звука оно начинается, гласный он или согласный.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игры в учебной работе с младшими школьниками как путь активизации их познавательной деятельности
Педагоги и психологи давно обратили внимание на огромное значение игры для всестороннего развития детей. Как же следует организовать игровую деятельность школьников, чтобы она способствовала их всесто...
Методические подходы по формированию мотивации физкультурно-спортивной деятельности у младших школьников
Формирование мотивации сохранения и укрепления здоровья у младших школьников по средствам проведения уроков здоровья....
Статья "Использование технологии проектирования в работе с младшими школьниками".
Использование технологии проектирования в работе с младшими школьниками Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, соответствуя требованиям времени и общества, напр...
Использование метода проекта в работе с младшими школьниками
Сегодня одной из важнейших задач общего образования является достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого...
"Играем и учимся". Игры в логопедической работе с младшими школьниками с ОВЗ
Использование речевых игр и игровых приемов на занятиях позволяет успешно решать задачи коррекционной работы, способствует развитию внимания, памяти, повышает интерес детей к логопедическим занятиям....
Использование кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками, имеющими тяжёлые нарушения речи.
В качестве коррекционно-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я опираюсь на кинезиологи...
Статья "Организация учебного процесса с использованием компьютерных технологий в работе с младшими школьниками с ОВЗ"
Информация для педагогов о применении в работе компьютерных технологий с учащимися с ОВЗ...