программа "Безопасное колесо" для 1-3 классов
проект по физкультуре (1 класс) на тему

Грехов Владимир Геннадьевич

программа по правилам дорожного движения во внеурочной деятельности для 1-3 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_bezopasnoe_koleso_na_konkurs_22_shkola.doc236.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Программа

по профилактике  дорожно-транспортного травматизма

«Безопасное колесо»

Для младшего школьного  возраста

Автор программы

Грехов В.Г.,

учитель физической культуры

МБОУ СОШ №22 имени Г.Ф. Пономарева

                                                                       

                                                                             

                                                                  г.Сургут, 2011

СОДЕРЖАНИЕ

                       

Паспорт программы

Пояснительная записка

Основные принципы программы

Цели и задачи программы

Этапы реализации программы

Возраст обучающихся и их психологические особенности

Прогнозируемые результаты

Система отслеживания и оценивания результатов

Учебно-тематический план программы.  1 год обучения

Содержание программы  

Учебно-тематический план программы. 2  год обучения

Содержание программы  

Учебно-тематический план программы. 3  год обучения

Содержание программы  

Методическое обеспечение программы

Кадровое обеспечение программы

Условия  реализации  программы

Список литературы

Приложения

  1. Приложение 1. Организация занятий на транспортной площадке
  2. Приложение 2. Организация занятий по обучению приемам фигурного вождения велосипеда
  3. Приложение 3. Организация занятий по освоению теоретического материала
  4. Приложение 4. Организация деятельности, направленной на пропаганду БДД
  5. Приложение 5. Результаты образовательной деятельности обучающихся
  6. Приложение 6. Мониторинг образовательных результатов по программе «Безопасное колесо»

4

5

6

6

7

7

8

10

10

11

12

14

15

16

17

17

19

19

22

26

28

31

ПАСПОРТ программы

 Полное название  

 программы

Программа  гражданско-патриотического воспитания по профилактике дорожно-транспортного травматизма «Безопасное колесо»

Полное название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №22  им.Г.Ф.Пономарева города Сургута

Цель программы

Формирование культуры безопасного поведения обучающихся в транспортной среде. 

Целевая группа

Обучающиеся 1-3 классов

Срок реализации программы

3 года

Ожидаемые конечные результаты

  • Ориентировка в основных терминах и понятиях
  • Основные умения, связанные с применением Правил дорожного движения в учебных и реальных ситуациях
  • Практические умения и навыки безопасного вождения велосипеда
  • Навыки самоорганизации, самоконтроля
  • Личные достижения учащихся
  • Снижение количества ДТП с участием детей

Автор

программы

В.Г. Грехов, учитель физической культуры МБОУ СОШ №22 им. Г.Ф.Пономарева

Исполнители

программы

Учитель физической культуры

Педагоги-организаторы,

Методист (с функционалом психолога)

Привлеченные

кадры

Медицинский работник,

Сотрудники ГИБДД

Пояснительная записка

«…Жизнь  - самая большая ценность, которой обладает человек».  Однако, по печальной статистике, в России ежегодно на дорогах гибнут и получают травмы несколько тысяч детей.

Причины этого явления лежат не только в области дорожного движения: нарушения со стороны водителей транспорта, плохие дороги, отсутствие регулируемого движения на многих улицах городов и поселков и другое, но и в области образования  подрастающего поколения. Работа только сотрудников государственных органов автоинспекции не дает желаемых результатов. Подрастающее поколение имеет достаточно низкую грамотность в области дорожного движения: не сформирована готовность детей разного возраста к самостоятельному безопасному поведению на дорогах, отсутствуют умения, которые позволяли бы каждому юному участнику дорожного движения анализировать ситуации, предугадывать возможные последствия своего поведения, вовремя устанавливать и устранять их причины.

Обучение основам безопасности дорожного движения не относится к основным предметам школьного обучения, ограничено во времени в рамках предмета ОБЖ, что обуславливает  формальное ознакомление школьников с правилами дорожного движения.

Главной особенностью данной программы является возможность на практике создавать ситуации взаимодействия со всеми участниками транспортного процесса при вождении велосипеда на транспортной площадке, патрулировании, проведении массово-разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного движения.

                     

   Основные принципы программы:

• доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей;

• актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;

• линейно-концентрический принцип расположения учебного материала, который позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и расширяя их;

• деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально-наглядной опоре познавательной деятельности.

                                           Цель программы:

Формирование культуры безопасного поведения обучающихся в транспортной среде. 

Задачи:

  1. Организовать подготовку обучающихся к безопасному участию в транспортном процессе, через
  • изучение Правил дорожного движения и других правил безопасности на транспорте;
  • выработку умений и навыков безопасного поведения в транспортном процессе.
  1. Вовлекать обучающихся в деятельность, направленную на пропаганду безопасного дорожного движения.
  2. Развивать навыки самоорганизации, самоконтроля.

                                   

                             

Этапы реализации программы:

1. Организационный (сентябрь  2011г – декабрь 2011г):

  • разработка  и утверждение программы, схемы её реализации (сентябрь   2011-декабрь 2011г);
  • подготовка материально-технической базы (сентябрь - октябрь 2011г);
  • выявление интересов, умений детей (октябрь 2011г)
  • организация встреч с родителями и представителями ГИБДД города Сургута  (сентябрь-декабрь 2011г);

2. Основной: (2011- 2014гг);

  • практическая реализация программы с использованием транспортной площадки;
  • отслеживание эффективности используемых методов и технологий;

3. Итоговый: (2014г);

  • оформление результатов и создание фотоархива;
  • обобщение и распространение опыта.

Возраст обучающихся и их психологические особенности

Программа «Безопасное колесо»  рассчитана на 3 года. Возраст обучающихся - 7-10 лет.  

Поведение на дорогах детей этой возрастной группы, обусловленное психофизиологическими и возрастными особенностями – основная и главная причина ДТП с участием детей. Это - несформированность координации движений, неразвитость бокового зрения,  неумение сопоставить скорость и расстояние, и другие особенности. В этом возрасте нервной системе подростков  свойственно преобладание процессов возбуждения над торможением. Поэтому их реакция на внешние воздействия  не всегда адекватна.

Занятия по программе «Безопасное колесо» доступны для всех желающих. Отряды создаются   в количестве не менее 15 человек (на каждый год обучения) и могут делиться на отделения(спортивное, пропагандистское). Для детей 1 года обучения требования к базовым знаниям не предъявляются.

Общий объем программы – 102 часа (34 часа – в первый год,  34 часа – во второй и 34 часа в 3 год обучения). Количество часов в неделю: 1 час.

                          Прогнозируемые результаты

  • Ориентировка в основных терминах и понятиях
  • Основные умения, связанные с применением Правил дорожного движения в учебных и реальных ситуациях
  • Практические умения и навыки безопасного вождения велосипеда
  • Навыки самоорганизации, самоконтроля
  • Личные достижения учащихся
  • Снижение количества ДТП с участием детей.

Перечень знаний и умений, которыми должны владеть обучающиеся

1 год обучения

    Обучающиеся должны знать:

  • основные понятия, термины, используемые в ПДД;
  • обязанности пешеходов, водителей, пассажиров;
  • основные дорожные знаки;
  • основные термины первой медицинской помощи.

Должны уметь:

  • выделять в окружающем мире знаки дорожного движения;
  • определять места для безопасного перехода улиц и дорог;
  • водить велосипед;
  • соблюдать требования  ПДД по безопасному движению на велосипеде и в общественном транспорте;
  • накладывать повязки при травмах.

2 год обучения

Обучающиеся должны знать:

  • изменения в ПДД;
  • нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;  
  • обязанности пешеходов, водителей, пассажиров;
  • назначение дорожной разметки;
  • основные группы дорожных знаков;
  • основные приёмы оказания первой медицинской помощи.

Должны уметь:

  • определять места для безопасного перехода улиц и дорог;
  • соблюдать требования  ПДД по безопасному движению на велосипеде, при движении в общественном транспорте;
  • водить велосипед на автотранспортной площадке;
  • оказывать ПМП при кровотечениях.
  1. год обучения

Обучающиеся должны знать:

  • нормативные документы об ответственности за нарушение ПДД;
  • причины и последствия ДТП;
  • обязанности пешеходов, водителей, пассажиров;
  • назначение дорожной разметки;
  • основные дорожные знаки;
  • основные группы дорожных знаков, их назначение;
  • новые формы агитации и пропаганды ПДД;
  • основные приёмы оказания ПМП.

Должны уметь:

  • определять места для безопасного перехода улиц и дорог;
  • соблюдать требования  ПДД по безопасному движению на велосипеде, при движении в общественном транспорте;

 -    находить и исправлять ошибки в графическом изображении    

   дорожных ситуаций;

  • оказывать ПМП при кровотечениях;
  • производить технический осмотр велосипеда;
  • правильно оценивать дорожную ситуацию, поведение участников дорожного движения, предвидеть результат возникшей ситуации и принимать правильное (безопасное) решение.

Система отслеживания и оценивания результатов

В качестве методов диагностики, в зависимости от показателя используются (см. Приложения 8,9) наблюдение,  собеседование, контрольное задание, зачёт.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • итоговые соревнования с приглашением родителей и представителей ГИБДД;
  • участие в школьном фестивале дополнительного образования
  • участие в муниципальном этапе Всероссийского конкурса «Безопасное колесо»

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

1 год обучения (1 класс)

Название раздела

Всего

часов

Теория

Практика

1. Общие положения ПДД

1

1

-

2. Общие обязанности пешеходов, пассажиров.

4

2

2

3. Элементы улиц и дорог.

4

2

2

4.Дорожные знаки.

5

2

3

5.Общие обязанности водителей.

4

2

2

6.Вождение велосипеда в автогородке, фигурное вождение велосипеда.

12

-

12

7. Первая медицинская помощь при ДТП.

2

1

1

8. Участие в пропагандистских мероприятиях.

2

-

2

Всего часов

34

10

24

Содержание программного материала

 1. Общие положения ПДД. 

 Общие положения о ПДД. Исторические сведения о развитии ПДД.

2. Общие обязанности пешеходов, пассажиров. 

Участники дорожного движения. Основные понятия, термины. Мы пешеходы. Пешеходные переходы. Мы пассажиры. Виды транспортных средств. Правила пользования транспортом. Правила поведения в транспорте, на остановках, при посадке и выходе из транспорта.

3. Элементы улиц и дорог. Элементы улицы. Дорожное движение. Светофоры. Дорога в школу.

4. Дорожные знаки. Предупреждающие. Запрещающие и  знаки приоритета. Дорожные знаки, регулирующие движение пешеходов и велосипедистов.

5. Общие обязанности водителей. Разметка проезжей части. Велосипеды. Предупредительные сигналы транспортного средства. Начало движения, маневрирование.

6. Вождение велосипеда по велосипедной площадке (автогородку), фигурное вождение велосипеда. Знакомство с автотранспортной площадкой для велосипеда. Обучение вождению велосипеда по автогородку. Велосипедные препятствия «Слалом», «Наклонная доска».

7. Первая медицинская помощь в ЧС. Виды ран. Наложение повязок при ушибах, растяжениях, вывихах.

8. Участие в пропагандистских мероприятиях. Участие в пропагандистских мероприятиях, конкурсах, КВН. Творческие выступления.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

2  год обучения (2 кл)

Название раздела

Всего

часов

Теория

Практика

1. Общие положения ПДД, об отрядах ЮИД

1

1

-

2. Общие обязанности пешеходов, пассажиров.

3

1

2

3. Элементы улиц и дорог.

3

1

2

4.Дорожные знаки.

4

2

2

5.Общие обязанности водителей.

4

2

2

6.Вождение велосипеда в автогородке, фигурное вождение велосипеда.

15

15

7. Первая медицинская помощь при ДТП.

2

1

1

8. Участие в пропагандистских мероприятиях.

2

2

Всего часов

34

8

26

Содержание программного материала

(2 год обучения)

 Общие положения ПДД (1).  Изучение нормативных документов (изменения в положении об отрядах ЮИД, изменения ПДД).

Обязанности пешеходов, пассажиров. (3). Улицы нашего города.

Виды, причины, последствия ДТП. Поведение участников при ДТП. Движение учащихся группами и в колоннах. Пешеходные переходы. Загородная дорога.  Элементы загородной дороги. Правила поведения на загородной дороге. Регулируемые и нерегулируемые пешеходные переходы. Виды препятствий ограничивающих обзорность.

Элементы улиц и дорог.(3) Элементы  дороги. Светофорное регулирование (места установки, принцип работы их назначение и разновидности, как расположены светофоры.).

Дорожные знаки.(4) Предписывающие, информационные, знаки особого предписания, знаки сервиса, знаки дополнительной информации (группы дорожных знаков, их форма, окраска, изображения, назначение цифр под знаками).Установка дорожных знаков, зоны их действия.

Обязанности водителей.(4) Остановочный путь транспорта. Мопеды.  Обгон. Остановка транспортных средств.

Вождение велосипеда по велосипедной площадке (автогородку), фигурное вождение велосипеда.(15)Движение в автогородке по обозначенному маршруту, регулируемом дорожными знаками, светофором. Велосипедные препятствия «Слалом», «доска с пильчатой поверхностью», «Восьмерка», «Перевозка предмета», вождение велосипеда одной рукой. Движение в жилых зонах.

 Первая медицинская помощь в ЧС (2). Оказание помощи  при ранениях с артериальным, венозным кровотечением. Способы переноски пострадавших. Понятие  «открытый перелом», «закрытый перелом». Состав автомобильной аптечки.

Участие в пропагандистских мероприятиях.(2) Участие в пропагандистских мероприятиях, конкурсах, КВН. Творческие выступления. Участие в  соревнованиях «Безопасное колесо». Патрулирование на городских улицах с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

                                     Учебно-тематический план

3 год обучения (3 кл)

Название раздела

Всего

часов

Теория

Практика

1. Общие положения ПДД

1

1

-

2. Общие обязанности пешеходов, пассажиров.

2

1

1

3. Элементы улиц и дорог.

3

1

2

4.Дорожные знаки.

3

1

2

5.Общие обязанности водителей.

5

2

3

6.Вождение велосипеда в автогородке, фигурное вождение велосипеда.

15

-

15

7. Первая медицинская помощь при ДТП.

2

1

1

8. Участие в пропагандистских мероприятиях.

3

-

3

Всего часов

34

7

27

Содержание программного материала

(3 год обучения)

 Общие положения ПДД, об отрядах ЮИД (1). Изменения в ПДД. Сведения о развитии движения ЮИД.

Обязанности пешеходов, пассажиров. (2).  Движение учащихся группами и в колоннах. Посадка и высадка пассажиров. Движение по незнакомому маршруту. Движение пешеходов на нерегулируемом пешеходном переходе. Движение по загородной дороге. Перевозка пассажиров на велосипеде. Правила перехода при регулировании инспектором ГИБДД. Если вы стали свидетелем ДТП.

Элементы улиц и дорог.(3). Дорожная разметка и её характеристика. Границы полос движения. Габариты дорог.

Дорожные знаки.(3) Дорожные знаки вне населённого пункта. Повторяющиеся знаки. Противоречивость дорожных знаков, дорожной разметки, регулировщика. Редковстречающиеся дорожные знаки. Проезд под запрещающие, движению, дорожные знаки.

Обязанности водителей.(5) Перевозка людей, грузов. Скорость движения. Дополнительные требования к движению велосипедов, мопедов, гужевых повозок, а также прогону животных

Вождение велосипеда по велосипедной площадке (автогородку), фигурное вождение велосипеда.(15) Вождение велосипеда в автогородке по заданному маршруту, сменой маршрута. Движение на участке дороги регулируемом с помощью светофора, регулировщика. Фигурное вождение велосипеда с  использованием препятствий: «Слалом», «Квадрат», «Восьмёрка» «Колея», «Качель», «Узкий проезд».

Первая медицинская помощь в ЧС (2). Оказание помощи  при ранениях  с повреждением внутренних органов. Остановка кровотечений. Наложение повязок жгута. Проведение ИВЛ и непрямого массажа сердца.

Участие в пропагандистских мероприятиях.(3) Участие в пропагандистских мероприятиях, конкурсах, КВН. Творческие выступления. Участие в  соревнованиях «Безопасное колесо». Патрулирование на городских улицах с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

                     Методическое обеспечение программы

При реализации программы применяются формы занятий, позволяющие максимально приблизить процесс обучения младших подростков к реальной жизненной ситуации и, как уже было сказано выше, создать ситуации сотрудничества, взаимодействия со всеми без исключения его участниками. При изучении теоретического материала  это  беседы; инструктажи, ИКТ, индивидуальная работа. При организации практических занятий, которые планируются практически по каждому разделу - обучающие, имитационные игры, групповые занятия, соревнования,  индивидуальная работа. Корме того, при организации практических занятий по разделу  «Участие в пропагандистских мероприятиях» применяются  коллективно-творческие дела (см.Приложения 2,3,5).

Подбор дидактических материалов, учебно-наглядного пособия  (карточки с проблемными дорожными ситуациями, магнитно-маркерные доски с набором предметов по тематике БДД, плакаты, инструкции, схемы, фотографии и др.) содействует развитию памяти, речи, внимания, логического мышления детей (см.Приложение 4).

Интенсивному усвоению информации способствует применение компьютерных обучающих программ, игр, тестов, аудиовизуальных средств [16, 19].

                    Кадровое обеспечение программы

Учитель  –1;

Педагоги-организаторы;

Методист (с функционалом психолога)-1;

Привлечённые кадры:

Инспектора ГИБДД;

 Медицинский работник –1;

Условия  реализации программы

1. Работа служб города:

   ГИБДД г.Сургута:

-  беседы по безопасности дорожного движения;

-  инструкции по подготовке транспортного средства перед выездом на дорогу;

-  практические занятия по регулированию движения велосипедистов.

2. Материально-техническое обеспечение реализации программы:

-  материально- техническая база МБОУ ДОД «Центр детского творчества»;

-  транспортная площадка МБОУ СОШ №22 им. Г.Ф.Пономарева.

- «Автогородок» МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

- учебно-методическая литература по ПДД (см.список литературы).

Оборудование транспортной площадки

№ п/п

Наименования

Количество

2

Велосипед

4

3

Дорожные знаки

5

4

Контрольные пункты

6

5

Элементы фигурного вождения

7

3. Финансовое обеспечение:

-   средства муниципального бюджетного  общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 22 им. Г.Ф.Пономарева.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Правила дорожного движения Российской Федерации 2008.- М.: Эксмо, 2008.- 112 с.:ил.
  2. Федеральная целевая программа  «Федеральная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах».
  3. Тесты по правилам дорожного движения: в помощь учителям общеобразовательных учреждений.- М.: Центр пропаганды, 2007.- 53 с.:ил.
  4. Безопасное колесо [Электронный носитель]: Всероссийский конкурс-фестиваль юных инспекторов движения.- Ярославль, 2007
  5. Бубнов, В. Г. Атлас добровольного спасателя: первая медицинская помощь на месте происшествия/ В. Г. Бубнов.-2 изд., испр. и доп.- М.: АСТ:Астрель, 2005.-79с.:ил.
  6. Бубнов, В. Г. Основы медицинских знаний: учеб. пособие/ В. Г. Бубнов.- 2 изд. испр. и доп.- М.: АСТ: Астрель, 2005.- 252с.: ил.
  7. Добрая дорога детства: Всероссийская газета для детей, педагогов, родителей.- М.: ООО «Стоп-газета-безопасность на дорогах»
  8.  Зелёный огонёк/ Под. ред. Р.Н. Минниханова, И.А. Халиуллина.- Казань:  НЦ БЖД, 2006.- 252с.
  9. Князева,  Р.А. 100 задач по ПДД/ Р.А. Князева.- М.: Педагогика,1997.-123 с.:
  10. Ковалько, В.И. Игровой модульный курс по ПДД/ В. И. Ковалько.- М: Педагогика.-2004.-75 с.
  11.  Методические рекомендации по проведению занятий по ПДД.: для родителей, учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Центр Пропаганды, 2007.-78с: ил.
  12. Михайлов, Л. А. Учебное пособие по Правилам дорожного движения/Л. А. Михайлов, М. Л.Форштат.- СПб.: Лики России, 2007.- 72с., ил.
  13. Мы пешеходы, мы пассажиры: учебно-методическое пособие для учителей начальной школы/Автор–сост. М. Н. Плесовских.- Самара.: Учебная литература;Ханты-Мансийск: Институт повышения квалификации и развития регионального образования,  2006.- 176с.
  14.  Не игра! [Электронный носитель]: игра для пешеходов.- М.: АБТ; Спб.: Росполитехсофт, 2008
  15. Обучению детей дошкольного возраста правилам дорожного движения: методическое пособие.- Тольятти, 2003.- 70 с.
  16. Правила дорожного движения для всех понятным языком/ Под ред. С.Ф. Зеленина.- М.: Русь Автокнига, 2006.- 80 с.
  17.  Правила дорожного движения. Теория и практика поведения на дороге [Электронный носитель]: тесты .- М.: АБТ; Спб.: Росполитехсофт, 2008
  18. Тесты по МСП //Добрая дорога детства.- 2003-2004.- № 1-24
  19. Три сигнала светофора: дидактические игры, викторины.- М: Просвещение, 1998.-102 с.
  20. Учись быть пешеходом: учебное пособие для начальной школы. Ч.1/ Под ред.Е. М. Сосунова.- СПб.: МИМ, 1998.--112с.: ил.

Приложение 1

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ НА ТРАНСПОРТНОЙ ПЛОЩАДКЕ

В современных условиях особенно важно обучить школьников правилам поведения на улице и дороге. Разработать такие технологии, которые эффективно будут формировать устойчивые практические навыки у детей для применения их  в сложных дорожных ситуациях.

Наиболее эффективной формой изучения ПДД является занятие-игра, которая проводится на транспортной площадке. Транспортная площадка  размещена на территории  МБОУ СОШ №22. При благоприятных погодных условиях занятия проводятся в «Автогородке» МБОУ ДОД «ЦДТ».

 Площадка - игровое пространство, включающее в себя перекрестки нескольких типов, образуемые примыкающими друг к другу или разветвляющимися дорогами на одном уровне. На территории автогородка размечены основные элементы дороги: проезжая часть, разделительная полоса, пешеходный переход, место для регулировщика, железнодорожный переезд.

Игровая форма проведения занятий позволяет организовать функциональное взаимодействие социальных ролей в комплексной системе: транспортное средство – водитель – пешеход - дорожные знаки - среда.

У обучающихся появляется смысл в  изучении теории по Правилам Дорожного Движения, акцентируя внимание на движении по дороге, скоростном режиме, наблюдением за движением остальных участников ДД. Изучение дорожных знаков, проезд перекрёстков нерегулируемых или регулируемых светофором (регулировщиком) приобретает более глубокое понимание сущности соблюдения правил дорожного движения.

Но это лишь на начальном этапе. Основной задача – добиться того, чтобы ребёнок усвоил «что дорога – это не игровое пространство». Достигается тем, что создаётся имитационная ситуация нарушителя.

при этом обучающиеся должны быть в защитных средствах). Кто  нарушает правила ДД лишается права управления велосипедом на 5 минут, в жизни можно лишится на 5 лет (обязательно любая игровая ситуация переносится параллельно на жизненную).

Для транспортной площадки в зависимости от площади и интенсивности дорожных знаков устанавливается 6 контрольных пунктов, порядка 20-30 дорожных знаков и время проезда -5 минут. При хорошей организации  площадку размером 80х40 м можно считать идеальной.

Занятия проводятся в весенний, летний и осенний период, даже в прохладную погоду или при небольших осадках. Совершенствование фигурного вождения велосипеда осуществляем в спортивном зале и во дворе МОУ СОШ №22.

В начале изучения ребята проезжают КП по порядку с 1 по 6 .

Затем очерёдность, комбинация меняется.

   Варианты      проезда контрольных пунктов

123456                        312456                        512346

132456                        321456                        521346

142356                        341256                        531246

152346                        351246                        541236

162345                        361245                        561234

234561                        412356                        612345

243561                        421356                        621345

253461                        431256                        631245

263451                        451236                        641235

213456                        461235                        651234

Рис.2. Условные сигналы при остановке (парковке)

                                           

«парковка»                         «остановка»                           «отъезд»

Приложение 2

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ ПРИЕМАМ ФИГУРНОГО ВОЖДЕНИЯ ВЕЛОСИПЕДА

        При обучении фигурному вождению велосипеда имитируется ситуация вождения по извилистой, узкой тропе.

Начинаем с самого простого - слалома из неодинаково расставленных конусов. Обычно начинаю с расстояния между ними в 1.5 метра, и каждые 5-7 минут уменьшаю до 1 метра. Затем вновь увеличение. В настоящее время оборудование позволяет организовать ещё и ограничение по высоте. Тогда это препятствие переходит в разряд сложных элементов.

Затем осваиваем препятствие «восьмёрка».

Ширина её коридора может начинаться с 60 см. Затем постепенно уменьшаю до 50 см.

Следующий элемент - «езда по квадрату» в котором надо развернутся, не сбив ограничительные стойки, и не касаясь ногой пола. 

Работаем также над элементами «качели» «наклонная доска», «колея», «прицельное торможение», «вождение велосипеда одной рукой», «перевозка предмета».

Приложение 3

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСВОЕНИЮ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

При освоении теоретических положений, на занятиях максимально привлекается учебно-наглядные пособия. Это разнообразный раздаточный материал, плакаты, инструкции, схемы, фотографии дорожных происшествий и ситуаций. Наглядные пособия обогащают образное мышление учащихся, обеспечивают прочность знаний, оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. Их применение позволяет содержательно организовать занятия по отработке знаний, в психологически комфортной обстановке организовать текущий контрольный опрос.

Интенсивному усвоению информации способствует применение компьютерных обучающих программ, игр, тестов, аудиовизуальных средств.

В настоящее время появилась возможность использовать современные и качественные средства обучения: магнитно-маркерные доски с набором предметов по тематике БДД, магнитные стенды «Дорожное или уличное движение», магнитные пазлы. Аналогичные пособия раньше приходилось изготавливать своими руками. Такое оснащение позволяет сделать занятия более содержательными, содействует развитию памяти, речи, внимания, логического мышления дете

 

Обучение осуществляется в группах, в игровой форме. Испытывая природную потребность в общении, обучающиеся  с удовольствием участвуют в совместной деятельности. При этом происходит снятие барьеров, психологическое раскрепощение.

Приложение 4

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННОЙ

НА ПРОПАГАНДУ БЕЗОПАСНОГО ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Проведение массово-разъяснительной работы по пропаганде Правил дорожного движения, участие в патрулировании на улицах вблизи школ и детских дошкольных учреждений, помимо решения прямой задачи,  обеспечивает высокий уровень социальной культуры детей. Дети учатся управлять собой, организовывать себя для достижения коллективных и индивидуально-значимых целей.

 

Такие формы организации занятий позволяют формировать активную, социально-значимую, гражданскую позицию. Позволяют создавать зоны самореализации, удовлетворить потребности детей в свободе, творчестве и уважении личности.

Приложение 5

ВОПРОСЫ К ИТОГОВЫМ ЗАЧЕТАМ ПО ПРАВИЛАМ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХ

1 год обучения

Вариант I

1. Как и где надо переходить улицу?

2. Где разрешается переход групп учащихся?

3. Как должен вести себя пассажир в автобусе?

4. Какие сигналы подает водитель при остановке?

5. Перечислить основные виды ран.

Вариант II

1. Когда можно начинать посадку пассажиров в автобус?

2. Почему улицу надо переходить на перекрестке?

3. Какой сигнал светофора виден со всех сторон перекрестка?

4.Перечислить основные элементы улицы.

5.Назовите  основные виды повязок.

2 год обучения

Вариант I

1) Какие группы дорожных знаков вы знаете?

2) Как регулируется движение пешеходов?

3) Где надо переходить шоссейную дорогу?

4) По какой стороне дороги движутся автомобили, велосипедисты?

5) Что такое остановочный путь?

6)В чём заключается первая медицинская помощь при артериальном кровотечениях.

Вариант II

1) Что такое тормозной путь?

2) Допускается ли буксировка велосипеда?

3) Какие требования предъявляются к техническому состоянию велосипеда?

4) Где устанавливаются номерные знаки на автомобилях, мотоциклах, мопедах, велосипедах?

5) Какой знак предупреждает о приближении к перекрестку равнозначных дорог?

6)В чём заключается первая медицинская помощь при  переломах.

3 год обучения

Вариант I

1) В каком ряду должны двигаться велосипедисты?

2) Какие правила обязан соблюдать велосипедист?

3) Нарисуйте знак, запрещающий движение велосипедистов.

4) Какие виды перекрестков вы знаете, в чем сложность их перехода?

5)Как должен поступить учащийся, видя нарушение правил дорожного движения другими ребятами?

6)В чём заключается первая медицинская помощь при повреждении внутренних органов.

Вариант II

1) Что учащийся должен знать и кому сообщить, если стал свидетелем дорожно-транспортного происшествия?

2) Расскажите о правилах перевозки грузов, пассажиров на велосипеде?

3) При каких технических неисправностях велосипеда езда на нем запрещается?

4) Нарисуйте виды перекрестков.

5) Что является сигналами регулировщика?

6)Назовите приёмы проведения ИВЛ и непрямого массажа сердца.

Приложение 6

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ПРОГРАММЕ «Безопасное колесо»

Данная программа прошла апробацию на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школе №22 города Сургута 2011-14гг.

Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр детского творчества» города Сургута 2009-2010гг.

  1. Среди обучающихся объединения «Безопасное колесо» отсутствуют нарушители ПДД.
  2. Обучающиеся имели высокие результаты по участию в городских  мероприятиях по профилактике ДТП:
  3. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, в качестве образовательных результаты ребенка по данной  образовательной программе можно рассматривать  учебные и личностные (см. Приложения 8). Методы диагностики используются, в зависимости от показателя.

                                                                                                             

                                                                                                                    Приложение 7

                  МОНИТОРИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПО  

                        ПРОГРАММЕ «Безопасное колесо»

Показатели (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

результаты обучения

  1. Теоретическая подготовка:
  1. Ориентировка в основных терминах и понятиях

Осмысленность, правильность использования «дорожно-транспортной» терминологии

- минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

- средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

- максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

0

    1

2

Наблюде

ние, тестирование

собеседование

  1. Практическая подготовка:
  1. Основные умения, связанные с применением Правил дорожного движения в учебных и реальных ситуациях.

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

- средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);

- максимальный уровень (ребенок обладает практически всеми умениями и навыками, предусмотренных программой за конкретный  период).

0

1

   

   2

Контрольное задание

  1. Практические умения и навыки безопасного вождения велосипеда.

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

- средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более 1/2);

- максимальный уровень (ребенок обладает практически всеми умениями и навыками, предусмотренных программой за конкретный  период).

0

1

2

Контрольное задание

Результаты личностного развития

Самоорганизация

  1. Терпение

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности

- терпения хватает меньше, чем на ½ занятия;

- терпения хватает больше, чем на ½ занятия;

- терпения хватает на все занятие

0

1

2

Наблюде

ние

  1. Воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям

- волевые усилия ребенка побуждаются извне;

- иногда - самим ребенком;

- всегда – самим ребенком.

0

1

2

Наблюде

ние

Самоконтроль

Умение контролировать свои поступки (проводит к должному свои действия)

- ребенок постоянно действует по воздействием контроля извне;

- периодически контролирует себя сам;

- постоянно контролирует себя сам.

0

1

2

Наблюде

ние


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родительское собрание в 5 классе или в конце 4 класса по адаптации

Конспект родительского собрания в конце 4 класса или в начале пятого учебного года с презентацией для родителей...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами

Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс

Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...