Воспитание в семье ненасилием.
материал (2 класс) на тему
Родительское собрание на тему:"Воспитание в семье ненасилием"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание в семье ненасилием.
Цели:
- актуализировать проблему ненасилия в семейном воспитании, побудить родителей к тому, чтобы они задумались о стиле взаимоотношений со своими детьми;
- убедить родителей во вреде насилия над детьми и преимуществах ненасильственных методов семейного воспитания;
- договориться о путях, средствах и приемах построения гуманных взаимоотношений с детьми в семье.
Участники: родители учащихся, классный руководитель, школьный психолог.
Подготовка.
I Беседа классного руководителя с детьми «Кто для нас наши родители? ».
II Анкетирование учащихся с целью выявления уровня гуманности взаимоотношений родителей с детьми ( классный руководитель).
Процедура анкетирования учащихся может быть следующей:
а) каждому школьнику вручается бланк анкеты:
Начало предложения окончания предложения
- Мама со мной ласкова… часто иногда редко никогда
- Папа со мной ласков… часто иногда редко никогда
- Мама на меня кричит… часто иногда редко никогда
- Папа на меня кричит… часто иногда редко никогда
- Мама может меня шлепнуть, ударить… часто иногда редко никогда
- Папа может меня шлепнуть, ударить… часто иногда редко никогда
б) педагог, который проводит анкетирование в классе, разъясняет школьникам инструкцию. «В конце каждого незаконченного предложения даны четыре слова, которыми эти предложения могут заканчиваться. Из этих слов выбери только одно слово, которое соответствует твоему мнению, и подчеркни это слово. Для окончания каждого нового предложения нужно каждый раз заново выбирать одно слово из четырех»;
в) школьникам вслух зачитываются предложения из анкеты, а они выбирают свои варианты продолжения этих предложений и отвечают на бланках свой выбор.
III Анкетирование родителей для определения их представлений о допустимости насилия во взаимоотношениях с детьми (классный руководитель).
Анкета для родителей №1
Считаете ли вы, что можно:
- делать замечание чужому ребенку?
- делать замечание своему ребенку?
- кричать на чужого ребенка?
- кричать на своего ребенка?
- ударить чужого ребенка?
- ударить своего ребенка?
Варианты ответов:
а) да;
б) затрудняюсь ответить;
в) нет;
Анкета для родителей №2
Согласны ли вы со следующими утверждениями?
- Ребенка можно шлепнуть, потому что боль невелика, а польза несомненна.
- Меня в детстве тоже порой поколачивали, но это мне не повредило.
- Ребенка можно ударить только тогда, когда уже нет других способов воздействия.
- Порой так рассердишься-разъяришься, что нет сил вытерпеть детскую наглость, и рука сама поднимется.
- Чтобы наставить дитя «на верный путь», применять средства физического наказания можно и нужно.
- Как бы я не был(а) рассержен(а) и возбужден(а), я всегда могу удержаться, чтобы не ударить ребенка.
- Бить ребенка, конечно, нельзя. Но высказать без оглядки все, что о нем думаешь, можно.
- В любой ситуации я могу не унизить человеческое достоинство ребенка.
- Если я неправ(а), то я могу искренне попросить прощения у ребенка.
- В своей жизни я никогда не ударил(а) ребенка.
Варианты ответов:
а) полностью согласен (согласна);
б) трудно сказать;
в) совершенно не согласен (не согласна).
IV Подготовка приглашений родителям на собрание (готовят учащиеся под руководством классного руководителя и педагога организатора).
V Разработка памяток родителям (активные родители класса и классный руководитель).
Оформление, оборудование и инвентарь:
- На доске пишется тема собрания.
- Для каждой игровой группы оборудуется рабочее место (стол, пять-семь стульев, листы-протоколы результатов групповой работы, ручки, карандаши, бумага для записей).
- Готовится рабочее место экспертов (стол, стулья, сценарный план собрания-игры, подробные результаты анкетирования, рабочие материалы по обсуждаемой проблеме, памятки родителям, ручки, карандаши бумага для записей).
- На доске или листах ватмана оформляется диаграммы результатов анкетирование учащихся и их родителей.(психолог).
- В оформлении собрания используются плакаты и детские рисунки.
Ход проведения.
I Родители по желанию занимают места за рабочим столом той или иной игровой группы.
II Психолог, два-три родителя образуют группу экспертов.
III Классный руководитель в своем кратком вступительном слове говорит об актуальности проблемы жестокости и необходимости поиска альтернативных методов воспитания, о целях и процедуре проведения родительского собрания. Он представляет членов экспертной группы.
IV Коллективное обсуждение в группах родителей следующих вопросов:
- За что и почему родители оскорбляют, бьют детей?
- Каковы последствия физического и психологического насилия над детьми?
- Как обойтись без унижающих наказаний?
- Если наказывать, то как?
Совместная деятельность участников игры при обсуждении каждого вопроса осуществляется в соответствии со следующим алгоритмом:
а) проблемная постановка вопроса;
б) выявление мнений в группах;
в) презентация групповых мнений (выступления от групп);
г) комментарий экспертов, в котором используются результаты предварительного анкетирования детей и родителей, обобщаются и (при необходимости) корректируются коллективные и индивидуальные суждения участников собрания, предлагаются рекомендации экспертов.
Результаты игры протоколируются «секретная группа» или записываются на аудио- или видеопленку.
V Обсуждается и принимается решение родительского собрания в форме рекомендаций родителям.
Памятка родителям.
Ребенок – Человек! Этот маленький Человек нуждается не в оклике и наказании, а в поддержке и мудром совете родителей, не в злом и жестоком обращении, а в добре, заботе и любви. Но, к сожалению, часто меньше всего любви достается нашим самым любимым людям.
Ребенок еще не может и не умеет защитить себя от физического насилия и психологического давления со стороны взрослого. Но дети учатся у нас поведению, манерам общения, крику, если мы кричим, грубости, если грубим, жестокости, если это демонстрируем. Ребенок, который воспитывается в условиях бесправия, никогда не будет уважать прав другого человека. И, наоборот, доброе, хорошее поведение наших детей порождается только добром. Удивительно, но ненасилие гораздо больше способствует гармоничному росту и всестороннему развитию ребенка, чем грубое и жесткое обращение с ребенком.
Наши необдуманные агрессивные действия по отношению к ребенку порой могут быть вызваны даже не проступками ребенка, а нашей усталостью, неприятностями и неудачами, раздражением и т. д. Гнев, вылитый в этом случае на ребенка, ничего его не учит, а только унижает, оскорбляет и раздражает.
Наказывая своего ребенка физически, родители наивно полагают, что самый короткий путь к разуму лежит «через ягодицы», а не через глаза и уши. Добиваясь видимого кратковременного послушания, родители своей жестокостью «воспитывают» фальшь и обман, притупляют процесс нормального развития ребенка.
Жестокое обращение с детьми очень часто вызывает у них отнюдь не раскаяние, а совсем другие реакции:
-страх;
- возмущение, протест;
- обиду, чувство оскорбленности, жажду мести и компенсации;
- разрушение «нравственных тормозов»;
- стремление к обману, изворотливость;
- потерю способности к здравому рассуждению;
- ребенок перестает видеть границу между добром и злом, между «можно» и «нельзя»;
- агрессивное поведение;
- снижение самооценки;
- ненависть к себе и окружающим (если ребенка часто бьют).
Жесткое обращение с детьми обычно также вызывает задержку их психического и социального развития. Важно не допустить, чтобы побои и наказания превратились в кошмар для ребенка и его родителей, когда ребенок перестает понимать «за что», эмоционально «отупеет» и перестает различать, где хорошие, а где плохие поступки. Но еще более важно помнить, что из любого кошмара всегда есть выход. И первый шаг должен сделать тот, кто сильнее и мудрее. Хорошо, если это будет взрослый.
Да, дети не всегда ведут себя как чистые и кроткие ангелы, и воспитывать их – дело очень нелегкое. Но из всех трудных ситуаций, в которые они порой ставят своих родителей, нужно искать выход без унижения человеческого достоинства детей, без применения оскорблений и тем белее телесных повреждений.
Выйти из ситуации, когда вдруг покажется, что нужно применить наказание, или предупредить эту ситуацию помогут следующие рекомендации:
- Прислушивайтесь к своему ребенку, старайтесь услышать и понять его. Вникните в проблему ребенка. Не обязательно соглашаться с такой точкой зрения ребенка, но благодаря родительскому вниманию он почувствует свою значимость и ощутит свое человеческое достоинство.
- Принимайте решения совместно с ребенком, а также дайте ему право принимать самостоятельные решения: ребенок охотнее подчиняется тем правилам, которые устанавливал сам. При этом мы не отрицаем, что некоторые решения могут принимать родители. Предоставь ребенку право выбора, чтобы он реально почувствовал, что волен сам выбирать из нескольких возможностей.
- Постарайтесь предусматривать ситуацию или изменить ее так, чтобы ребенку не нужно было бы вести себя неправильно.
- Предоставляйте ребенку возможность отдохнуть, переключиться с одного вида деятельности на другой.
- Требуя, что-то от ребенка, давайте ему четкие и ясные указания. Но не возмущайтесь, если ребенок, может быть, что-то не понял или забыл. Поэтому снова и снова, без раздражения, терпеливо разъясняйте суть своих требований. Ребенок нуждается в повторении.
- Не требуйте от ребенка сразу многого, дайте ему постепенно освоить весь набор ваших требований: он просто не может делать все сразу.
- Не предъявляйте ребенку непосильных требований: нельзя от него ожидать выполнения того, что он не в силах сделать.
- Не действуйте сгоряча. Остановитесь и проанализируйте, почему ребенок ведет себя так, а не иначе, о чем свидетельствует его поступок.
- Подумайте, в чем трудность ситуации, в которую попал ребенок? Чем вы можете помочь ребенку в этой ситуации? Как поддержать его?
Желаем успехов в трудном деле воспитания детей!
Пусть основным методом воспитания будет ненасилие!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Законы воспитания "Нравственное воспитание в семье"
Памятка родителям о нравственном воспитании в семье и о наказании детей....
Родительское собрание. Тема:"Методы воспитания в семье"
Материал обращает внимание родителей на нравственные аспекты воспитания детей в семье,позволяет ознакомиться с основными методами их воспитания,а так же понять причины которые стимулируют п...
Родительское собрание на тему «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье»
Актуальными на сегодняшний день являются типы семейного воспитания. Что же это такое?...
программа патриотического воспитания "Моя семья в истории завода, моя семья в истории страны"
В своих сочинениях «Моя мечта о России. Как её осуществить?» дети пишут: «Я хочу, чтобы наша страна была сильной и могучей, чтобы в России заботились о детях, были построены стадионы, бассейны, различ...
«Воспитание нравственно-волевых качеств младшего школьника в процессе трудового воспитания в семье»
Как ребенка приобщить к труду?...
Консультация для родителей "«Воспитание нравственно-волевых качеств младшего школьника в процессе трудового воспитания в семье»
Беседа для родителей...
Тема: «Закон, семья, ребёнок (нравственное и правовое воспитание в семье»
Цель: Повышение правовой культуры родителей по вопросам юридической ответственности за воспитание и обучение детей.Задачи:Познакомить родителей с нормативно-правовыми документами.Содействовать формиро...