"Права и обязанности"
план-конспект урока (4 класс) по теме
классный час в 4-м классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razrabotka_klassnogo_chasa_prava_i_obyazannosti.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Классный час в 4-ом классе "Права и обязанности"
Планируемый результат мероприятия:
-выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами в повседневной жизни. В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:
• ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
• развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:
• принимать и сохранять учебную задачу; • пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;
• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
• выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;
В сфере познавательных универсальных учебных действий получат возможность научиться:
• осуществлять поиск информации о правах и обязанностях;
• строить речевое высказывание в устной форме;
• осуществлять анализ предлагаемых объектов;
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:
• формулировать собственное мнение и позицию;
• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• контролировать действия партнёра;
• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;
Ход занятия.
1.Организационный момент.
-Дорогие Ребята, я рада вас приветствовать на нашем внеклассном занятии.
2. Постановка и решение проблемного вопроса. Сценка «ИГРА»
-Предлагаю разыграть сценку, для этого приглашаю 3 мальчиков.
-После уроков ребята решили поиграть.
Сергей: Давайте поиграем
Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Серёжка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.
Саша: А я не хочу.
Сергей: Чего не хочешь?
Саша: Играть
Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.
Саша: Я не хочу.
Сергей: Захочешь.
Саша: Что же вы меня заставите?
-Имеют ли право ребята заставить Сашу?...
-Обязан он им подчиняться? …( Заслушиваем точки зрения.)
3. Объявление темы и постановка цели занятия
-Давайте попробуем разобраться, какие права и обязанности вы имеете в повседневной жизни.
-Прочитайте тему нашего классного часа («Права и обязанности») 1слайд
-Как вы понимаете, что такое право? …
-Из словаря Ожегова: «Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять» показать словарь
-Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, ваши родители, семья.)
-Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945 2 слайд года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире. 2 слайд 20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный документ «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – это договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях. Наша страна тоже подписалась под этим документом, 3 слайд.
-В Конвенции 54 статьи.
В этом документе есть статьи, где написаны права ребенка.
-Сегодня мы познакомимся с некоторыми из них.
-Но прежде я хотела бы вам предложить задание: подумайте и обсудите в группах, какие права вы имеете, и какие хотели бы иметь.
4.Работа в группах. (Учитель помогает в случае затруднения.)
-Вам интересно сравнить, что придумали вы сами, ребята, и что записано в этом документе? Выступления представителей групп.
-Мы сегодня работаем по группам-командам не случайно: я пожелаю вам, чтобы вы в своей группе дали каждому ученику право выступить, ответить. (Учитель вывешивает на доске плакаты с надписями прав ребенка и зачитывает некоторые…). 4 слайд (учитель читает)
Право на жизнь (жить и воспитываться в семье, насколько это возможно);
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на личную жизнь.
Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).
Право свободно выражать свои взгляды /мнение/ мысли (при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
Право на заботу и воспитание родителями,
Право на защиту от эксплуатации и насилия
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, эксплуатации, насилию и оскорблениям).
Право на неприкосновенность жилища, семейную жизнь, тайну переписки. на гражданство;
Право на защиту своих прав
-Давайте на пример сказочных героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.
Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».
Козлята… o Не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно.
Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».
Маша:… o Не имеешь права меня эксплуатировать.
Лиса: «Серая Шейка, я тебя всё равно съем».
Серая Шейка:… o Не имеешь права лишать меня жизни.
Маленькая разбойница: «Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице».
Герда… o Не имеешь права лишать меня имущества.
Вернуться на слайд «Права»
Какие права защищали сказочные герои? (право на неприкосновенность жилища, на защиту от эксплуатации – без согласия заставляют трудиться, право на жизнь)
-КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ?... (нельзя нарушать чужие права / надо их уважать чужие)
-В конвенции есть статья: образование должно быть направлено на воспитание уважения к правам другого человека.
-Давайте посмотрим , что ещё кроме прав вы имеете.
6. Обязанности. Анализ ситуаций
-Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.
Дев.: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!
Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.
-Кто прав?
-Почему Дима должен был выучить стих?
-Разыграем сценку со мной. Приглашаю девочку.
-Учитель: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.
-Настя: Ира, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.
-Кто прав?
-Почему… Настя должна остаться?
-О чем забыли ребята в этих сценках?... ( Об обязанностях…)
Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях
-Как вы понимаете, что такое обязанности? .....
-Обратимся к словарю: «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.»
-Какие же у вас есть обязанности?
7. Работа в группах.
-Какие обязанности у вас есть? Обсудите в группах.
-Обязанности: -слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого, грубого, обращения, оскорбления или эксплуатации; слайд 5 (читает учитель)
-получить основное общее образование (9 классов);
-соблюдать правила поведения дома и в общественных местах,
-соблюдать правила поведения в школе,
-Давайте повторим некоторые из них:
1.Добросовестно учись.
2.Соблюдай дисциплину
3. Не пропускай занятия без уважительной причины.
4. Аккуратно веди свой дневник
5.Береги школьное имущество.
6.Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.
7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.
9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.
10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях. P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет. 12. Итог.
Слайды о школе. Мы с вами говорили о главной вашей обязанности учиться – получить образование в школе, давайте посмотрим несколько слайдов из нашей школьной жизни.
-Давайте подведём итоги:
-В каком межд. док. записаны права детей? (конвенция о правах ребенка, организация объединенных наций)
-Какой организацией он был принят?
- Какие права-положения из конвенции вы узнали и запомнили?
- Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить? (Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй….)
-А ещё? (Уважай чужие права! …)
-И на память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни.
Слайд «Счастья и солнца вам дети»
-И в подарок календари.
-А какое право отмечено в календаре? (право на отдых)
-Какое ещё право вы приобрели? (владеть имуществом)
-На этом наш классный час подошел к концу.
-Спасибо за работу и активное участие.
Памятка школьнику
- Не пропускай учебные занятия без уважительной причины
- Соблюдай дисциплину
- Добросовестно учись.
- Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.
- Школа - твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы.
- Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.
- Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
- Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.
Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"
Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"...
Урок русского языка и права "Глагол. Права и обязанности"
Интегрированный урок в 4 классе...
Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.
Воспитание правового самосознания учащихся....
« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»
Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...
Права и обязанности учащихся, правила поведения в школе
Для классного уголка...
Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.
В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....
Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)
Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...