"Права и обязанности"
план-конспект урока (4 класс) по теме

Малинина Наталья Викторовна

классный час в 4-м классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_klassnogo_chasa_prava_i_obyazannosti.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

        |                 

        Классный час в 4-ом классе "Права и обязанности"

Планируемый результат мероприятия:

-выполнять свои обязанности и пользоваться своими правами в повседневной жизни. В сфере личностных универсальных учебных действий должны быть сформированы:

• ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

• знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

• развитие этических чувств - стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий учащиеся получат возможность научиться:

• принимать и сохранять учебную задачу; • пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• выполнять учебные действия в материализованной, речевой и умственной форме;

В сфере познавательных универсальных учебных действий получат возможность научиться:

• осуществлять поиск информации о правах и обязанностях;

• строить речевое высказывание в устной форме;

• осуществлять анализ предлагаемых объектов;

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий учащиеся научатся:

• формулировать собственное мнение и позицию;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• контролировать действия партнёра;

• адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач;

Ход занятия.

1.Организационный момент.

-Дорогие Ребята, я рада вас приветствовать на нашем внеклассном занятии.

2. Постановка и решение проблемного вопроса. Сценка «ИГРА»

-Предлагаю разыграть сценку, для этого приглашаю 3 мальчиков.

-После уроков ребята решили поиграть.

Сергей: Давайте поиграем

Ваня: Вот здорово! Я буду командиром. А ты будешь, Серёжка, милиционером. А ты, Сашка, будешь бандитом.

Саша: А я не хочу.

Сергей: Чего не хочешь?

Саша: Играть

Ваня: Как это ты не хочешь? Все будут – а он нет. Будешь.

Саша: Я не хочу.

Сергей: Захочешь.

Саша: Что же вы меня заставите?

-Имеют ли право ребята заставить Сашу?...  

-Обязан он им подчиняться? …( Заслушиваем точки зрения.)

3. Объявление темы и постановка цели занятия

-Давайте попробуем разобраться, какие права и обязанности вы имеете в повседневной жизни.

-Прочитайте тему нашего классного часа («Права и обязанности»)  1слайд

-Как вы понимаете, что такое право? …

-Из словаря Ожегова: «Право - возможность что-нибудь делать, осуществлять»  показать словарь

-Ребята, а кто заботится о вас и отвечает за ваши права? ….(Конечно, ваши родители, семья.)

-Но о детях заботятся не только в семье. После 2 мировой войны - 24 октября 1945  2 слайд года возникла Организация Объединенных Наций (ООН), её главная задача защищать права человека во всём мире. 2 слайд 20 ноября 1989 года эта организация приняла очень важный документ «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – это договор, который должен обязательно исполняться. В нём говорится, что государства, подписавшие его, взяли на себя обязательства заботиться о детях. Наша страна тоже подписалась под этим документом,  3 слайд.  

-В Конвенции 54 статьи.

В этом документе есть статьи, где написаны права ребенка.

-Сегодня мы познакомимся с некоторыми  из них.

-Но прежде я хотела бы вам предложить задание: подумайте и обсудите в группах, какие права вы имеете, и какие хотели бы иметь.

4.Работа в группах. (Учитель помогает в случае затруднения.)

-Вам интересно сравнить, что придумали вы сами, ребята, и что записано в этом документе? Выступления представителей групп.

-Мы сегодня работаем по группам-командам не случайно: я пожелаю вам, чтобы вы в своей группе дали каждому ученику право выступить, ответить. (Учитель вывешивает на доске плакаты с надписями прав ребенка и зачитывает некоторые…). 4 слайд (учитель читает)

Право на жизнь (жить и воспитываться в семье, насколько это возможно);

Право на имя при рождении.

Право на медицинскую помощь.

Право на образование.

Право на отдых и досуг.

Право на личную жизнь.

Право иметь имущество (полученное в дар или по наследству, а также приобретенное на средства ребенка).

Право свободно выражать свои взгляды /мнение/ мысли (при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;

Право на заботу и воспитание родителями,

Право на защиту от эксплуатации и насилия

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства (ни один ребенок не должен подвергаться жестокому обращению, эксплуатации, насилию и оскорблениям).

Право на неприкосновенность жилища, семейную жизнь, тайну переписки. на гражданство;

Право на защиту своих прав

-Давайте на пример сказочных героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.

Волк: «Козлятушки - ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка».

Козлята… o Не имеешь права вторгаться в жилище, оно неприкосновенно.

Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить».

Маша:… o Не имеешь права меня эксплуатировать.

Лиса: «Серая Шейка, я тебя всё равно съем».

Серая Шейка:… o Не имеешь права лишать меня жизни.

Маленькая разбойница: «Отдай мне свою муфту и свое хорошенькое платьице».

Герда… o Не имеешь права лишать меня имущества.

Вернуться на слайд «Права»

Какие права защищали сказочные герои? (право на  неприкосновенность жилища, на защиту от эксплуатации – без согласия заставляют трудиться, право на жизнь)

-КАКОЙ ВЫВОД МОЖНО СДЕЛАТЬ?... (нельзя нарушать чужие права / надо их уважать чужие)

-В конвенции есть статья: образование должно быть направлено на воспитание уважения к правам другого человека.

-Давайте посмотрим , что ещё кроме прав вы имеете.

6. Обязанности. Анализ ситуаций

-Разыграем сценку: приглашаю девочку и мальчика.

Дев.: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Дима: Вчера было воскресенье. Я имею полное право на отдых.

-Кто прав?

-Почему Дима должен был выучить стих?

-Разыграем сценку со мной. Приглашаю девочку.

-Учитель: Настя, ты сегодня дежурная, останься, пожалуйста, вымой доску, полей цветы.

-Настя: Ира, не имеешь права эксплуатировать ребёнка.

-Кто прав?

-Почему… Настя должна остаться?

-О чем забыли ребята в этих сценках?... ( Об обязанностях…)

Вывод: Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях

-Как вы понимаете, что такое обязанности? .....

-Обратимся к словарю: «Обязанность - круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.»

-Какие же у вас есть обязанности?

7. Работа в группах.

-Какие обязанности у вас есть? Обсудите в группах.

-Обязанности: -слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев жестокого, грубого, обращения, оскорбления или эксплуатации;  слайд 5 (читает учитель)

-получить основное общее образование (9 классов);

-соблюдать правила поведения дома и в общественных местах,

-соблюдать правила поведения в школе,

-Давайте повторим некоторые из них:

1.Добросовестно учись.

2.Соблюдай дисциплину

3. Не пропускай занятия без уважительной причины.

4. Аккуратно веди свой дневник

5.Береги школьное имущество.

6.Веди активный образ жизни, участвуй в школьных мероприятиях.

7. Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

8. Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги.

9. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

10. Помни о своих правах, но не забывай об обязанностях. P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет. 12. Итог.

Слайды о школе. Мы с вами говорили о главной вашей обязанности учиться – получить образование в школе, давайте посмотрим несколько слайдов из нашей школьной жизни.

 -Давайте подведём итоги:

-В каком межд. док. записаны права детей? (конвенция о правах ребенка, организация объединенных наций)

-Какой организацией он был принят?

- Какие права-положения из конвенции вы узнали и запомнили?

- Отстаивая свои права, о чём вы всегда должны помнить? (Что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом, семьёй….)

-А ещё? (Уважай чужие права! …)

-И на память я хотела бы вам вручить памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей школьной жизни.

Слайд «Счастья и солнца вам дети»

-И в подарок календари.

-А какое право отмечено в календаре? (право на отдых)

-Какое ещё право вы приобрели? (владеть имуществом)

-На этом наш классный час подошел к концу.

-Спасибо за работу и активное участие.

Памятка школьнику

- Не пропускай учебные занятия без уважительной причины

- Соблюдай дисциплину

- Добросовестно учись.

- Аккуратно веди свой дневник, ведь это твой личный документ, по которому о тебе судят.

- Школа - твой второй дом. Береги всё, что в нём находится: мебель, книги, инвентарь. Относись бережно к имуществу других обучающихся и работников школы.

- Веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях.  

- Помни, что взрослым ты становишься тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.    

- Если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе. В школе ты не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права, уважай их.

Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"

Родительское собрание:"Права и обязанности родителей(законных представителей)"...

Утренник: “Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав”.

Воспитание правового самосознания учащихся....

« Права и обязанности пассажиров. Правила поведения в общественном транспорте»

Цели: Отрабатывать навыки основных правил поведения в общественном транспорте; Развивать логическое мышление, память, внимание;Оборудование: Памятка прав и обязанностей пассажиров; кружки трёх цветов ...

Права и обязанности ребёнка. Права и обязанности родителей.

В статье подробно перечислены основные права и обязанности ребёнка-школьника, а также их родителей....

Ролевое моделирование «Права и обязанности» ( посвященное Всемирному дню прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка»)

Ролевое моделирование правовой тематики, посвященное Всемирному дню  прав ребенка (20 ноября), Конвенции «О правах ребенка».Права детей представлены в презентации, в ходе мероприятия ...