Воспитательная программа "Дорога к миру"
рабочая программа по теме
Программа призывает решать проблемы нравственного порядка, а стало быть, она не может быть неактуальной, невостребованной, так как высоконравственная, толерантная личность - двигатель качественного развития общества. Программа призвана создать благоприятные условия для развития детей, которым предстоит строить в будущем гуманный мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doroga_k_miru_vinokurova_e_a.doc | 406 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Романовская средняя общеобразовательная школа» Алтайского края Романовского района
Утверждена
решением методического совета
«___» ____________ 2009 года
Протокол № ____
Директор МОУ «Романовская СОШ»
______________ Н.П.Савченко
Воспитательная программа
Составила: Винокурова Е.А.
учитель начальных классов
Романово, 2009
- Актуальность программы
Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов. Новое время требует от школы содержания, форм и методов гражданского воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.
Актуальность программы «Дорога к миру» продиктована необходимостью формирования таких базовых компетентностей, которые бы помогли будущему гражданину нашей необъятной, многонациональной родины быть толерантным во всех отношениях и на этой базе стать настоящим интеллигентным человеком.
Необходимость в создании программы возникла в 2009 когда я набрала в свой 1 «б» класс 25 абсолютно разных детей : с разными характерами, с разным уровнем воспитанности, из разных по материальному положению семей. С первых дней в школе дети ссорились, обзывали друг друга, на переменах стали происходить драки. И с каждым днём ситуация всё ухудшалась, не помогали ни индивидуальные, ни групповые беседы. Неоднократно приходилось вызывать по поводу неприятных инцидентов родителей провинившихся и пострадавших детей. Я поняла, что так продолжаться больше не может, надо что- то менять.
На родительском собрании и при беседе с ребятами мы выяснили следующие проблемы класса
- нетерпимость;
- непринятие некоторых детей;
- отсутствие взаимопонимания;
- неумение радоваться успехам другого человека.
Считаю, что эти проблемы – актуальны. От педагогов, классного руководителя и родителей зависит очень многое - каким будет будущий взрослый ЧЕЛОВЕК, каким будет НОВОЕ ОБЩЕСТВО, строить которое будут нынешние мальчишки и девчонки. Для того, чтобы в этом обществе было комфортно, нужно, чтобы юное поколение выросло высоконравственными людьми.
Воспитывать – значит, учить человека относиться к людям по-человечески. Итогом воспитательной деятельности является воспитание деятельной личности с самостоятельной инициативой, критическим отношением к окружающему, с любовью ко всему человеческому, возвышенному и прекрасному, честной и отзывчивой на всё доброе и хорошее. И это я считаю основной целью учителя. Как же достичь этой цели? Как организовать работу с классом, чтобы решить выявленные проблемы?
Посовещавшись с детьми и родителями, мы пришли к выводу, что для решения общих проблем необходимо объединиться, стать одной дружной семьёй и проложить тот путь, который приведёт нас к гармоничной жизни в обществе. «Дорога к миру»- именно так было предложено назвать нашу воспитательную программу, участниками которой должны стать педагоги, учащиеся и родители.
Если научиться ладить со своими одноклассниками, жить в мире и согласии с теми, кто рядом практически каждый день, то и в дальнейшей жизни ребёнку будет проще адаптироваться в НОВОМ для него обществе. Каждый человек стремится к счастью, а СЧАСТЬЕ – это когда тебя понимают и принимают таким, какой ты есть , когда вокруг тебя - толерантные личности.
Сегодняшние дети - это будущее ОБЩЕСТВО, которое они построят сами на основе СВОИХ принципов, сформированных в том числе и в школьной жизни.
Наша программа призывает решать проблемы нравственного порядка, а стало быть, она не может быть неактуальной, невостребованной, так как высоконравственная, толерантная личность - двигатель качественного развития общества. Программа призвана создать благоприятные условия для развития детей, которым предстоит строить в будущем гуманный мир.
Вместе с учащимися мы определили правила и нормы взаимоотношений учащихся, педагогов и родителей:
- Дари людям радость!
- Лучше отдай свое, чем возьмешь чужое!
- Делай добро!
- Люби и прощай людей!
- Бойся обидеть человека!
- Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе!
Программа составлена на основе нормативных документов.
•Конвенция ООН о правах ребёнка.
•Закон РФ «Об образовании».
•Программа развития воспитания в системе образования России на 2002- 2004 гг.
•Программа развития воспитания МОУ Романовская средняя общеобразовательная школа.
•Декларация принципов толерантности.
2. Цель программы
Формирование социальных, коммуникативных, ценностно-смысловых и общекультурных базовых компетентностей через воспитание в детях миролюбия, принятия и понимания других людей и умения позитивно с ними взаимодействовать
- Задачи программы:
- Способствовать созданию толерантного коллектива, в котором можно высказать своё мнение, услышать чужое, выбрать наиболее конструктивное.
- Воспитание человека, способного адаптироваться в классе, обществе,
в современном мире.
- Формирование культуры общения.
- Создание условий для самореализации личности во внеурочное время.
- Принципы реализации программы
Название принципа | Сущность принципа | Правила | |
О б щ е п е д а г о г и ч е с к и й
| Принцип целенаправленности | Воспитание толерантности требует четкого осознания целесообразности педагогических воздействий, четкого определения цели педагогом. Однако формирование данного качества, основой которого является активная социальная позиция и психологическая готовность, возможно только при наличии мотивации и осознании ребенком того, зачем именно ему необходимо это качество (личная цель) и осознания значимости для общества (социальная цель). Единство целей педагога и ребенка является одним из факторов успешности воспитания толерантности. При этом педагог должен реализовывать персонифицированную цель (развитие конкретного ребенка). Отсюда необходимость соблюдения следующего принципа - учета индивидуальных и половозрастных особенностей. |
|
Учет индив идуальных и половозрастных особенностей | Воспитание любого нравственного качества (толерантности в том числе) во многом зависит от индивидуальных особенностей воспитанника: уже имеющихся моральных устоев поведения, этических установок, развитости интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер, уровня развития психических процессов, характерологических черт, личного опыта взаимоотношений, наличия и развития природных и духовных способностей и т. д. При формировании толератности следует учитывать также гендерные особенности и, прежде всего, различия в чертах личности и социальном поведении. К таким различиям относят: формы проявления агрессивности (мальчики физически агрессивнее девочек, которые чаще проявляют агрессию в иной форме, пытаясь испортить отношения других детей со сверстниками), степень эмоциональной чувствительности, подверженность влиянию других людей и убеждению себя другими (девочки этому более подвержены) [Роберт Кайл «Тайны психики ребенка», СПб-Москва, 2002, стр. 322]. При этом необходимо помнить и о возрастной динамике развития нравственных качеств и опираться на нее при воспитании толерантности. В младшем школьном возрасте: закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других детей и людей, не похожих на самого ребенка, толерантных межличностных отношений, продолжать развивать моральное мировоззрение, трансформировать толерантность в один из нравственных законов внутри личности. |
| |
Принцип культуросообразности | В процессе воспитания толерантности необходимо учитывать культурную и этническую среду воспитания ребенка. Данный принцип отражается в интерграции воспитания в культуру народа, семьи, мира. Воспитание толератности непосредственно связано с формированием в ребенке умения строить свою жизнь в соответствии с правилами, обычаями и традициями своего народа, мировой культурой в целом, не теряя при этом своей индивидуальности. |
| |
Принципы связи воспитания толерантности с жизнью | Воспитание толерантности во многом зависит от того, насколько ребенок осознает значимость этой категории и связь ее с жизнью, видит ее результаты или последствия интолератности в мире. При этом необходимо ориентироваться не только на ситуации в обществе вообще, но и на жизненные ситуации, связанные с толерантным (интолерантным) взаимодействием в общении ребенка с близкими, друзьями, педагогами. Принцип заключается в единстве социально организованного воспитательного процесса и реального жизненного опыта, отсутствие расхождения слова с делом. |
| |
Принцип уважительного отношения к личности | Независимо от позиции ребенка, его мировоззрения, уважительное отношение к нему является необходимым принципом воспитательного процесса. При формировании толерантности этот принцип приобретает двойную значимость. Уважая и принимая (не обязательно соглашаясь) позицию и мнение ребенка, но при необходимости корректируя их, мы показываем ему пример толерантного отношения к человеку с иным взглядом на мир. |
| |
Принцип опоры на положительное в ребенке | Воспитывая данное нравственное качество, мы должны поддерживать развитие, видеть в ребенке саморазвивающуюся личность, готовую к изменениям и самореализации. При этом основой успешности процесса воспитания толератности у детей становится актуализация положительных черт, позитивного социального опыта, развитых (пусть даже в небольшой степени) конструктивных умений взаимодействия с людьми. |
| |
Ч а с т н ы е
| Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности | Воспитание толерантности во многом обусловлено влиянием социальной среды. Чем менее толерантна среда окружения ребенка, тем сложнее процесс ее формирования. Поэтому необходимо изучить социальную среду и переносить в нее идеи толерантности, подбирая для этого соответствующие формы, методы и приемы работы. С данным принципом тесно связан следующий принцип воспитания толератности. |
|
Принцип завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка | Специфика нравственного воспитания состоит в том, что действия взрослых по формированию основ поведения детьми воспринимаются как морализаторство, поэтому они часто сопротивляются воздействиям. Для того чтобы избежать подобной ситуации, следует опираться на косвенные методы и приемы работы. Однако толерантность не может быть усвоена под чисто внешним влиянием, она базируется на персональной автономии и является принципом жизни самого человека. |
| |
Принцип единства знания и поведения | Данный принцип требует построения воспитательного процесса по формированию толерантности на двух взаимосвязанных уровнях: информационном (предоставляющем знания о толерантности, ее составляющих, ее проявлениях, о многомерности человеческого бытия, формирование установки на толерантность) и на поведенческом (вооружение умениями и навыками толерантного взаимодействия), составляющих единое целое. Основным критерием сформированности толерантности должно стать умение конструктивно, толерантно взаимодействовать с людьми и группами, имеющими определенные отличия. |
| |
Принцип создания толерантной среды в воспитательном пространстве | Воспитание толерантности возможно только в условиях толерантной образовательной среды, модель которой схематично мы изобразим следующим образом:
|
| |
Принцип диалогичности и сотрудничества | Диалогизация образовательного пространства и опора на сотрудничество как ведущий тип взаимодействия являются обязательными для соблюдения принципов воспитания толерантности. При этом диалог и сотрудничество должны быть приоритетами взаимодействия в структуре: ученик-ученик, ученик-учитель, ученик-учитель-среда, ученик-учитель-культура. |
| |
Принцип воспитывающей рефлексии | Формируя толерантные установки и поведение, необходимо создавать условия для рефлексии воспитанника произошедших с ним изменений и анализа складывающихся отношений в коллективе, семье, обществе. |
|
5. Возрастные особенности учащихся
При составлении программы учитывается, что
- Возраст участников 7-11 лет. Данный возрастной этап характеризуется осознанием себя, началом вхождения в общество, поэтому в содержание программы включены проблемы, затрагивающие вопросы понимания и принятия себя, а также осмысления себя в «культурном ландшафте».
- Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте является общение со сверстниками, в котором на первый план выходит такая характеристика как «коммуникативная привлекательность». Данная характеристика отражается в понятии «коммуникативная компетентность» (высоко развитые умения и навыки общения). Следовательно, в содержании программы весомое место занимают проблемы коммуникации.
- Дети младшего школьного возраста увлекаемы и часто меняют интересы, пытаются осмыслить многие объекты, готовы к размышлению, хотя часто им не хватает социального опыта. Это нашло отражение в многообразии тем, изучаемых проблем и в разнообразии форм воспитательной работы.
- Ребенок, особенно маленький, сознательно стремится к общению с людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы привлекаются школьный психолог, социальный педагог, преподаватели области искусств и просто интересные люди.
- Иногда у детей возникают сложные взаимоотношения в семье. Для преодоления этой проблемы необходимо участие всей семьи в организации и проведении многих предлагаемых программой форм воспитательной работы.
Процесс формирования толерантности, как любого нравственного качества, зависит не только от профессиональных усилий педагога, но и от той среды, в которой «обитает» ребёнок и в которой происходит воспитание тех или иных компетенций.
Следовательно, результативность данного процесса зависит не только от четкого следования программе, но и от наличия атмосферы толерантности в образовательной и социальной среде. Поэтому данная программа предполагает активное участие в её реализации семей младших школьников, педагогов и других сотрудников образовательного учреждения.
6. Этапы реализации программы
Название этапа | Краткая характеристика | Время исполнения |
1.Организационный этап | На этом этапе проводится заседание «Круглого стола», ребята определяют актуальность и значимость поставленных проблем, перспективы их решения; обсуждается рациональный режим проведения программы. Рекомендуется провести анкетирование с целью выявления индивидуальных потребностей ребёнка, его духовных запросов и интересов. | Сентябрь 2009 года |
2.Подготовительный этап | Участники программы осмысливают цели, расставляют задачи, планируют деятельность. | Сентябрь 2009 года |
3.Исследовательский этап | Каждый участник в течение всей программы ведёт собственное исследование, задача которого рифмуется с задачей программы. В ходе частного исследования учащийся должен спроектировать модель жизни класса, которая бы способствовала изменению реальной ситуации в отношениях между одноклассниками. Результаты исследования рекламируются, изучаются, суммируются…и учитываются при реализации программы . | Сентябрь 2009- май 2013 г. |
4.Реализация программы | Самый основной этап программы. Всё то, что запланировано, приводится в действие согласно содержанию программы. | Октябрь 2009- май 2013 г. |
5.Защита программы | Презентация программы происходит по завершении срока, запланированного в программе. Сюда относится: выставка рисунков, слайд – презентация, распространение опыта в других классах школы. | Май 2013 года |
6.Оценка и коррекция программы | На этом этапе дети вместе с учителем обсуждают, что удалось, а над чем можно ещё поработать | май 2013 года |
7.Содержание программы
Программа включает в себя четыре «шага».
(«Шаг» - промежуток пути по «Дороге к миру»)
«Первый шаг» – 1 класс
Результат реализации воспитательной программы в 1 классе: | |||
1.Становление самосознания, положительного отношения к себе, к одноклассникам. 2. Формирование собственного поведения в коллективе, характера. 3. Проявление внутренней позиции ученика. 4. Выявление потенциальных возможностей школьников. | |||
Содержание воспитательной деятельности | |||
Форма воспитательной работы | Тематика | Основная идея | Срок
|
Классный час | Какой я? Какая я? | Дать представление о качествах, выражающих отношение к себе; побудить к самоанализу, самооцениванию и самоотношению. | 10.2009 |
Беседа | Моя семья. | Способствовать укреплению семейных отношений, ценностей семьи; привести к осознанию себя, самооценке в семейных ролях; побудить и организовать процессы саморегуляции, анализа поведения с близкими. | 11.2009 |
Игра | Мои желания. | Развитие навыков самовоспитания, готовности к самосовершенствованию; формирование толерантности к себе. | 12.2009 |
Игра-путешествие | Все мы разные. | Формирование толерантного отношения к себе и другим, а также к позитивной оценке подростка сверстниками. | 01.2010 |
Тренинг | Я и моё имя. | Углубить знания об именах и о своем имени; формирование положительного отношения к себе и своему имени. | 01.2010 |
Тренинг | Что такое воля? | Продолжать формировать представление о волевых качествах; побудить к самоанализу своих поступков, развитию волевых качеств. | 02.2010 |
Беседа | Мои привычки. | Дать представление о полезных и вредных привычках; побудить к самоанализу, самооценке своего поведения, привычек; вырабатывать положительное отношение и стремление к изменению своих привычек. | 02.2010 |
Классный час | Мои любимые герои | Способствовать выработке идеалов и жизненных ценностей, позитивных жизненных сценариев; формирование умений слушать другого, договориться. | 03.2010 |
Тренинг | Я в семье. | Способствовать укреплению семейных отношений, ценностей семьи; привести к осознанию себя, самооценке в семейных ролях; побудить и организовать процессы саморегуляции, анализа поведения с близкими. | 04.2010 |
Беседа | Добро и зло. | Формировать умение анализировать текст (психологический и этический аспекты анализа); получить представление о добре и зле | 05.2010 |
«Второй шаг» – 2 класс
Результат реализации воспитательной программы во 2 классе: | |||
1. Стремление к установлению новых взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. 2. Проявление внутренней позиции. 3. Формирование навыков внутренней позиции. 4. Формирование нравственных понятий | |||
Содержание воспитательной деятельности | |||
Форма воспитательной работы | Тематика | Основная идея | |
Игра-путешествие | Главное правило жизни. | Формирование умения вступать в конфликт; формирование представления о внешних проявлениях добра и зла; усвоение «главного правила нравственности»; формирование представления о сочувствии, сопереживании. | 09.2010 |
Тренинг | Учимся строить добрые отношения в семье. | Приобретение опыта принятия как положительных, так и отрицательных переживаний | 10.0210 |
Классный час | Я в мире людей. | Дать детям представление о своем месте в мире, месте жительства на Земле; побудить к развитию у детей гражданских чувств. | 10.2010 |
Беседа | Я друг. | Дать представление о дружбе, товариществе; побудить к рефлексии отношений с одноклассниками, своих качеств как друга (подруги); показать ценность дружбы. | 11.2010 |
Дискуссия | Любовь – главное чувство человека. | Дать представление о любви как одной из величайших жизненных ценностей; побудить к самоанализу, размышлению о своих чувствах к близким, их проявлениям; побудить к стремлению совершенствовать себя. | 12.2010 |
Беседа | Мысль и слово. | Дать представление о связи мысли, речи и поведения; побудить к речевому самоконтролю, вежливому и внимательному общению к сверстникам и взрослым; формирование элементов речевой культуры. | 01.2011 |
Классный час | От самопознания к самовоспитанию. | Развитие умения видеть, пронимать, анализировать, оценивать нравственно-психологический аспект событий, поступков; побудить учащихся к самооцениванию качеств; помочь ориентироваться в системе нравственных ценностей и сделать свой выбор. | 02.2011 |
Игра | Кто я? Какой я? | Формирование адекватной самооценки учащихся | 03.2011 |
Игра | Мой характер. | Развивать у учащихся адекватно реагировать на собственные неуспехи и успехи других; развивать уважение и вежливое отношение к людям. | 04.2011 |
Беседа | «Я и моя семья или я – не один» | Способствовать укреплению семейных отношений, ценностей семьи | 05.2011 |
«Третий шаг» – 3 класс
Результат реализации воспитательной программы в 3 классе: | |||
1. Формирование нравственных понятий. 2. Понимание важнейших общечеловеческих ценностей, таких как дружба, умение ценить и дорожить дружбой. 3. Накопление опыта нравственного поведения. 4. Осознание важности в жизни человека нравственных качеств, как честность, порядочность, взаимоуважение. | |||
Содержание воспитательной деятельности | |||
Форма воспитательной работы | Тематика | Основная идея | |
Классный час | Я – человек в мире людей. | Дать детям представление о своем месте в мире, месте жительства на Земле; побудить к развитию у детей гражданских чувств. | 09.2011 |
Тренинг | Учимся оказывать и принимать знаки внимания. | Развивать внимательное отношение к окружающим людям; формировать умение оказывать и принимать знаки внимания; развивать взаимоуважение и вежливое отношение к людям; учиться быть внимательным к самому себе и окружающим | 09.2011 |
Тренинг | Учимся реагировать на критику окружающих людей. | Развивать умение адекватно реагировать на критику окружающих людей; учиться находить позитивный выход из сложной ситуации; формировать умение осмысливать свои поступки и поступки другого человека. | 10.2011 |
Игра-путешествие | «Умение общаться» | Развивать умение участвовать в свободной беседе; развивать умение быть внимательным к самому себе и окружающим; формировать умение осмысливать свои поступки и поступки другого; развивать умение понимать чувства и настроение другого. | 11.2011 |
Игра | Моё будущее. | Осмысление своей мечты | 12.2011 |
Тестовое занятие | Взаимоотношения и дружба в классе. | Развивать умение быть внимательным к самому себе и окружающим; формировать умение осмысливать свои поступки и поступки другого; развивать умение понимать чувства и настроение другого. | 01.2012 |
Игра-демонстрация | «Мое хобби» | Определение самобытности каждого ребенка через раскрытие его увлечений. | 02.2012 |
Классный час | «Всегда ли я хороший» | Стимулирование самоанализа детьми своего отношения к окружающим. | 03.2012 |
Праздник | «День творчества» | Формирование толерантности к себе и к окружающим в процессе проведения совместного праздничного досуга. | 04.2012 |
Классный час | «Я сам» | Формирование ценностного отношения ребенка к своей личности. | 05.2012 |
«Четвертый шаг» – 4 класс
Результат реализации воспитательной программы в 4 классе: | |||
1. Формирование и развитие положительных общечеловеческих качеств личности. 2. Формирование у детей ответственности за свое здоровье. 3. Накопление и обогащение опыта нравственного поведения детей путем организации их практической деятельности. 4. Снижение агрессивности в поведении учащихся. 5. Формирование навыков и привычек нравственного поведения. 6. Обогащение эмоционального мира детей и формирование у них нравственных качеств и чувств. | |||
Содержание воспитательной деятельности | |||
Форма воспитательной работы | Тематика | Основная идея | |
Игровой тренинг | «В зазеркалье: занятие 1 «Это я!» | Помощь каждому ребенку в процессе самоидентификации. | 09.2012 |
Игровой тренинг | «В зазеркалье: занятие 2 «Мой мир!» | Стимулировать детей в осмыслении своего внутреннего мира. | 10.2012 |
Тренинг | «Школа общения. Занятие 1 «Моё эхо» | Стимулирование самопознания и формирования умения терпимо воспринимать информацию о себе от других. | 11.2012 |
Праздник | КТД «Творческие мастерские» | Формирование толерантности к себе и к окружающим в процессе проведения совместного праздничного досуга. | 12.2012 |
Конкурсная игровая программа | «Самый, самый, самый» | Идентификация себя в коллективе. | 01.2013 |
Классный час | «И на солнце есть пятна» | Развитие способности адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей. | 02.2013 |
Классный час | «Учись властвовать собой» | Формирование толерантности к себе. | 03.2013 |
Игровой тренинг | «В зазеркалье: занятие 3«Гармония с самим собой!» | Развитие навыков самоанализа и укрепление процесса позитивного самопринятия личности. | 03.2013 |
Игровой тренинг | «Перекресток души» | Поддержать процесс формирова-ния у детей позитив. самооценки. | 04.2013 |
Коммуникативный тренинг | Школа общения. Занятие 2 «Диалог с самим собой» | Развитие умений самоанализа и самопринятия, а так же преодоления психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению. | 04.2013 |
Тренинг | Школа общения. Занятие 3 «Комплимент» | Формирование толерантного отношения к себе и другим, а также укрепление позитивных межлич-ностных связей в коллективе с помощью игровых упражнений | 05.2013 |
КТД | «Это здорово!» | Осознание и самопринятие каж-дым ребенком своих способнос-тей, личностных черт через совместную творческую деятельность. | 05.2013 |
8.Организационно-педагогические условия
Для мониторинга реализации программы избран совет детского самоуправления, назначены ответственные за организацию и проведение классных и общешкольных, трудовых, спортивных мероприятий.
В реализации данной программы активное участие принимает школьный психолог, который проводит тренинги и ведёт индивидуальные беседы с проблемными детьми, социальный педагог, работники детской библиотеки.
Программа рассчитана на тесное взаимодействие с родителями воспитанников, которые заинтересованы в успешной реализации программы.
9.Ожидаемые результаты
- Толерантное поведение детей в их практической деятельности;
- Обогащение эмоционального их мира и формирование чувства понимания себя и других людей;
- Приобретение учащимися знаний о культуре разных народов, моральных норм поведения;
- Овладение коммуникативными умениями и навыками, способностью адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
10.Критерии оценки результативности программы
Оценить результаты программы планируется в конце 2012-2013 учебного года.
Для оценки результативности созданной воспитательной программы нами определены критерии и показатели ее эффективности.
Первый критерий - самоактуализация личности учащихся. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.
Второй критерий – удовлетворенность учащегося, педагогов и родителей его жизнедеятельностью в школе. Он может рассматриваться в качестве мерила степени комфортности и защищенности детей и взрослых, благополучия жизни в школе.
Третий критерий – конкурентоспособность учащегося. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательных достижений не только на основе изменений, происходящих с конкретным учеником, но и в сравнении с другими учащимися класса.
11 .Обобщение авторского опыта
Прошло почти четыре года. Приятно видеть, как ученики не только рассказывают о своих успехах и победах, но учатся сопереживать успехам и победам не только своих товарищей, но и учителей. А значит, не прошли наши совместные усилия даром.
Чтобы управлять процессом формирования толерантности, надо иметь возможность отслеживать продвижение школьников в их развитии. Это требует создание соответствующих диагностических программ. Для того, чтобы увидеть воздействие программы на сознание детей, я периодически проверяю уровень их воспитанности, который определяется отношением детей к природе, труду, обществу, а так же к самому себе. Этот уровень изменился в лучшую сторону (по методике Капустина Н.П.).
Диагностическая программа изучения уровней
воспитанности учащихся класса (общее кол-во учащихся 25 человек)
Октябрь 2011 г. Октябрь 2012 г.
Для определения уровня успешности воспитательной программы использую определённую диагностику. В ходе программы изменяется отношение к школе, к учителям - предметникам, а так же к классному руководителю.
Диагностика успешности воспитательной работы
(по методике Крупиной С.В.)
( общее количество учащихся 25 человек)
С каким настроением ты идёшь в школу?
Октябрь 2011 г. Октябрь 2012 г.
Бывают ли у тебя в школе неприятности?
Октябрь 2011 г. Октябрь 2012 г.
Бывают ли конфликты с классным руководителем?
октябрь 2011 г. Октябрь 2012 г.
Какую роль выполняет в классе твой
классный руководитель?
Октябрь 2011 г. Октябрь 2012 г.
Что присуще классному руководителю по отношению к тебе?
Октябрь 2011 г. Октябрь 2010 г.
Что хотелось бы от него перенять?
Октябрь 2011 г. Октябрь 2010 г.
Можно с уверенностью сказать, что программа «Дорога к миру» действенна и жизнеспособна. Эта деятельность увлекла ребят, сделала их дружнее, терпимее друг к другу. Самая главная цель классного руководителя - создание единого дружного коллектива, а это и является важнейшим результатом программы.
Толерантная личность воспитанника
Позитивный опыт толерантного взаимодействия
Психологическая защищенность
Психолого-педагогическая поддержка
Благоприятная психологическая среда в педколлективе
Позитивные взаимоотношения детей и взрослых
Демократический стиль педагогического руководства
Благоприятная здоровая атмосфера в детском кол-ве
Сотрудничество
Диалог
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа "В мире добра"
Воспитательная программа "В мире добра" предоставляет возможность учащимся младшей школы повышать свой нравственный потенциал, творческую активность. У школьников формируются оп...
Система воспитательной работы "Открытие мира и себя"
В статье вы получите информацию о воспитании гармонично развитой здоровой личности, познакомитесь с моделью ученика начальной школы, найдёте ответы на многие вопросы....
Программа воспитательной работы "В мире добра"
Данная программа разработана для обучающихся 1, 4 класса-комплекта, работающего по адаптированной образовательной программе....
Конспект воспитательного занятия "В мире книг"
Воспитательное занятие проводилось в 1 классе школы VII вида. Цель занятия - познакомить учащихся с многообразием литературы для детей.Школьникам демонстрирую выставку книг с русскими народн...
Воспитательная система "В мире добра" (1-4 класс)
Воспитательная система разработана для учащихся 1- 4 классов. В ней представлены основные направления воспитательной работы. Работа приводится в сокращении....
Воспитательная программа "В мире русской народной культуры"
Осознание того. что утрата многих народных традиций привела к разрыву связей поколений, заставило меня искать пути возрождения интереса детей к традициям нашего народа. Была разработана программа восп...
Воспитательная программа "В мире добра"
Воспитательная программа "В мире добра"...