растения и животные нашего края
план-конспект урока (2 класс) по теме

Жукова Надежда Ивановна

ребята побывают в гостях  в лесу, познакомятся с растениями леса, будут отгадывать загадки, играть

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rasteniya_i_zhivotnye_vokrug_nas._word.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Растения и животные вокруг нас.

Цель: Расширить представления детей о жизни растений, животных и птиц; воспитывать бережное отношение к растениям, животным и птицам.

Оборудование: гербарные образцы: липа, дуб, орешник, береза, осина, ель, сосна; лекарственные растения (подорожник, зверобой, череда, пижма, девясил, тысячелистник, репяшок и рд.);

Рисунки: телеграмма, картины леса, лесной поляны, грибы съедобные и несъедобные, Белочка с лукошком, лекарственные растения, Березка, дикие животные (лиса, заяц, кабан, соня, волк, ежик, шакал), Трухлявый Пень,

Конверт с заданиями, березовые листочки с правилами поведения в лесу.

Ход урока.

Организационный момент.

  1. - Мы все живем на Земле. На ней растут деревья, кустарники, травы. Живут разные животные: звери, птицы, насекомые, рыбы, лягушки, змеи, черепахи…

Нас окружает прозрачный воздух. По земле текут ручьи и реки, по небу плывут облака. В ясную погоду светит солнце, а ночью- луна и звезды.

Все это мы называем … (природой).

(Стук в дверь. Принесли телеграмму).

  1. Что за телеграмма такая странная, не слова написаны, а животные да растения нарисованы?

Ребята, помогите мне разгадать ее!

(Телеграмма нарисована на плакате)

  1. Вот мы и прочитали телеграмму! Примем приглашение?

II. Сообщение темы и целей урока.

  1. Мы отправимся в гости в удивительный лес, будем наблюдательны и узнаем еще больше о жизни растений, животных и птицах. А еще мы вспомним, как следует относиться к природе.

III. Заочная экскурсия в лес.

  1. В путь, ребята!

-Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоем томится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи,

Ты же видишь, мы свои!

  1. Нет, не пускает нас к себе лес, переплелись ветви деревьев и кустарников, закрыли тропинку!
  2. Смотрите, на дереве конверт: надпись говорит, что письмо для нас, первоклассников.

А в конверте задания:

  1. Узнайте деревья по листьям из гербария.
  2. Какое дерево первым зацветает весной? (верба).
  3. Назвать деревья, растущие в округе.
  4. Чем отличается сосна от дуба? (сосна – хвойное, дуб – лиственное).
  5. Как можно узнать возраст дерева? (по кол-ву колец на срезе).

Задание 1. Стоит красавица –

Косы зеленые, платье белое,

Кора горючая, ветка плакучая,

Семя летучее. (Береза)

Весной растет, летом цветет,

Осенью осыпается, зимой отсыпается.

А цветок-то – медок,

Лечит от гриппа, кашля и хрипа. (липа).

Стоят дома высокие, этажи несчетные,

Шпили колючие под тучами летучими. (ели).

Темной он покрыт корой,

Лист красивый, вырезной.

А на кончиках ветвей

Много-много желудей. (дуб).

Стоит столб до небес,

А на нем шатер-навес,

Красной меди столб точеный,

А навес сквозной, зеленый. (сосна).

  1. Молодцы, ребята, лес разрешает нам идти дальше. Мы получили пропуск на лесную поляну. На пропуске написаны задания.

(картина с изображением лесной поляны).

  1. Назовите знакомые растения, которые видите в гербарной коллекции, на рисунке. (Крапива, клевер, одуванчик, ромашка, колокольчик, ландыш, подорожник и др.).
  2. Отгадайте загадки:

Лекарь вырос у дороги, он больные лечит ноги (подорожник).

Сердечко песочное, лепестки молочные (ромашка).

Был цветок, как медок, молодым, а когда постарел, стал седым (одуванчик).

Зубастую муравушку всяк сторонится: царь и царица (крапива).

  1. Какие из известных вам растений являются лекарственными?
  2. Какие правила сбора лекарственных растений вы знаете? (не выдергивать с корнями, оставлять большую часть для размножения).
  3. На лесной поляне вы увидели красивые, ярко цветущие растения, как вы поступите? Почему?

Красивые цветы в природе, особенно в лесу и на лугу привлекают людей, они восхищаются их красотой. Но цветы вовсе не для нас. Яркие краски, аромат необходим цветам, чтобы привлекать к себе насекомых. Ведь цветы их кормят соком и пыльцой. Чтобы у растения появились семена, нужно перенести пыльцу с цветка на другой цветок. Вот это и делают насекомые. Но они любят не все цветы. Пчела, например, никогда не сядет на ландыш. Зато комару ландыш – и стол, и дом. И люди должны это знать и помнить, что

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

  1. Это кто шуршит в траве? Да это мышь! А вы знаете, ребята, что мыши – вредители и обжоры? Она становится взрослой через 30 дней после рождения. Очень быстро размножается. Мыши бывают – домовые, полевые, лесные. Если взять пару мышей, хорошо их кормить, то через год будет больше 15 тысяч мышей. 1 мышь в год съедает 1 кг. зерна. А на мышей охотится сова, за лето она уничтожает 1000 мышей. Выходит, что только 1 сова сохраняет нам в год 1 тонну хлеба.
  2.  Физминутка
  3. А теперь давайте поиграем.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(бег на месте).

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки,

(прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Немного отдохнем

 И дальше пешком пойдем.

(ходьба на месте)

  1. Смотрите, к нам пришла Березка. Но она очень грустная. Почему? Оказывается, на соседней поляне побывали горе-туристы: костер не затушили, мусор не убрали. Так поступают люди, не умеющие правильно вести себя на природе. Что надо было сделать? (сжечь мусор и хорошо затушить костер).
  2. Березка подарила нам свои листочки, а на них написаны правила поведения в лесу. Давайте их прочитаем! (детям вручают «Березовые листочки, они читают):
  1. Ветки не ломайте, деревья не калечьте, ни травинку, ни лист зря не рвите.
  2. Старайтесь не шуметь, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной тайны.
  3. Звери всякие важны, звери всякие нужны: каждый из них делает в природе свое дело.

  1. Спасибо, тебе, Березка, теперь мы навсегда запомним, как правильно вести себя в лесу и никогда не причиним вред природе.
  2.                                             Физминутка
  3. Наше путешествие продолжается. Мы идем по опушке леса. Чей голос мы слышим? (Ку-ку! Ку-ку!) Правильно, это кукушка. Легенда об этой птице рассказывает: одна женщина погубила своего мужа и в наказание была обращена Богом в птицу, которой не суждено было иметь своей семьи. С той поры люди часто слышат ее плач. (Рассказ о кукушке).
  4. Смотрите, ребята, на тропинке выпавший из гнезда птенец! Как нам поступить? (Дети отвечают на вопрос).
  5. Молодцы! А каких вы птиц знаете?
  6. Назовите перелетных птиц.
  7. Какие птицы зимуют в наших краях?

В нашем крае насчитывается 320 видов птиц. Утром лес и долины наполняются пением и щебетанием различных птиц: сойки, сороки, кукушки, дрозды, трясогузки, иволги, кобчики, дерябы, щурки, совы, скворцы и тд. Они приносят огромную пользу сельскому хозяйству, уничтожая вредных насекомых.

  1. А это что за ребятки на пеньках

Столпились тесной кучкой?

И держат зонтики в руках,

Застигнутые тучкой (опята).

  1. Умницы! Все-то вы знаете!
  2. Опята – необычные грибы. Все грибы растут на земле, а эти на пнях и деревьях.
  3. Когда начинают расти грибы? (Когда хорошо прогреется и напитается влагой.)

(Рассказы детей о грибах).

        Подосиновик любит сырые осинники. Торчат из травы, как яркая пуговица.

Подберезовик ищи под березой.

Лисичек много в сырое лето. Растут ярко-оранжевыми дорожками среди зеленого мха.

Сыроежки, как цветы, рассыпаны по всему лесу. Шляпки у них всех цветов радуги.

Боровик (белый гриб) – самый вкусный и душистый гриб. Ножка толстая, шляпка мясистая, темно-бурая. Растет в березовых и дубовых лесах.

  1. но надо опасаться несъедобных ядовитых грибов: бледную поганку, ложных опят, ложных лисичек, ложных груздей! Учитесь у взрослых отличать съедобные грибы от несъедобных. (Демонстрация рисунков грибов).
  2. Нельзя портить ядовитые грибы, не срывайте и не топчите их, потому что есть среди них лекарство для зверей.
  3. А что здесь делает белочка? (Рисунок белочка с корзинкой, в лапке гриб).
  4. Давайте поможем ей набрать грибов.

Разбежались по поляне

Мухоморы и поганки,

Рыжики, боровики,

Чтобы сбить тебя с пути!

(Грибы-картинки на доске, съедобные и несъедобные. Дети собирают съедобные грибы, ставят в корзину белочки).

  1. Белочка хочет задать вам вопрос.

Вопрос белочки:

  1. Почему грибы нельзя рвать с корнем, разрывать вокруг них мох и почву? (такие действия нарушают грибницу, из которых вырастает гриб).
  2. Зачем белочка собирает грибы? Как хранит?

Прилетели облака, тучкой стали (дети машут руками).

На землю из тучки капельки упали (приседают).

Спал грибок и вдруг проснулся, (поднимаются)

Больше спать не захотел (туловище вправо, влево).

Шевельнулся, потянулся, (руки вверх, потягиваются).

Шляпку быстренько надел.

 Поднатужился немножко (руки в бока).

И на белый свет поспел (прыжки на месте).

  1. Посмотрите, дети, что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной?
  2. Стоит среди травы – уши больше головы? (заяц).
  3. А вы знаете, что у зайца не бывает домика: нет у него норы, где можно было спрятаться от врагов. Выручают зайца его нос, чуткие уши, быстрые ноги и неприметная шубка. Зайчиха оставляет своих детенышей в траве, покормит и убегает, остаются малыши одни. Они могут погибнуть от голода? Нет! Любая другая зайчиха-мать найдет их и накормит.
  4. В Кубанских лесах обитает много животных.

В давние-давние времена здесь жили огромные буйволы, важные жирафы, можно было встретить носорога, тряслась земля от поступи южного слона, а в горных пещерах устраивали свои логова саблезубые тигры. Одни животные вымерли, другие перебрались в далекие теплые края.

Но и сейчас множество животных летает, плавает, бегает и ползает на просторах Краснодарского края.

В нашей местности живет интересное животное соня-полчок. Это небольшое животное размером 12 – 20 см, называют его так за то, что большую часть жизни проводят во сне. Летом соня спит в дупле дерева, а с наступлением темноты просыпаются на 2-3 часа, чтобы поесть и поразмяться. Она чемпион по сну!

  1. Чтобы перечислить обитателей нашего леса, понадобиться много времени. Давайте вспомним, каких животных мы знаем.

Демонстрация рисунков с изображением зверей, дети называют их (ласка, лиса, заяц, волк, шакал, кабан). Учащиеся рассказывают, что знают об этих животных.

  1. Молодцы! Много знаете об окружающей природе.
  2. Пришла пора возвращаться домой. Но что это? Трухлявый пень встал на нашей тропинке, мешает возвратиться в класс! Что ему нужно?
  3. Пень говорит, что природа гибнет и просит у нас помощи. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет – сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 г. Хранится она в швейцарском городе Морже. В нее записаны исчезающие животные и нашей страны. В 1974 г. создана Красная книга и у нас в стране. В нее занесены 52 вида зверей и 65 видов птиц.

В наших лесах есть растения, которые растут только на Кубани. Это цикламен и ландыш. Они взяты под охрану, их нельзя срывать

Дерево, цветок, трава и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

  1. Ребята, чем мы можем помочь Матушке-природе? (дети отвечают).
  2. Трухлявый Пень благодарит нас за желание помочь и отпускает нас домой.

IV. Итог урока.

  1. Понравилась вам экскурсия?
  2. Что заинтересовало, о чем вы хотели бы узнать больше?
  3. Я благодарю вас за интерес к окружающей природе, за ваши добрые сердца, за то, что вы хотите, чтобы Земля-матушка расцветала и хорошела день ото дня.

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда.

Пусть зверям и маленьким зверятам

Хорошо живется с нами рядом!

Телеграмма.

Дуб  осина рак осина галка  ива  ель        рак  ель  береза  ягоды  тополь

алыча,     жук  дуб  еж  мак           волк  алыча  синица        волк

гусь  ольха  синица  тополь  ива.

Заяц  волк  еж  рак ива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация"Животные нашего края"

В презентации размещены многие животные Владимирского края, краткое их описание....

Урок "Растения и животные Краснодарского края"

Урок "Растения и животные красной книги Краснодарского края" предназначен для учащихся 2-4 классов. Учащиеся знакомятся с представителями красной книги....

Дикие животные нашего края.

Животные занесённые в красную книгу Кузбасса...

Голобородько_Словарь – справочник по окружающему миру «Животные нашего края»

Краткосрочный творческий проект учащихся 4 класса МБОУ "СОШ № 8" города Бийска...

Урок кубановедения "Растения и животные нашего края"

Урок кубановедения "Растения и животные нашего края" для 3 класса. Цель урока: сформировать представление об исчезающих видах животных и растений Краснодарского края, проанализировать пути о...

План-конспект внеурочного занятия (ФГОС) «Экологические связи неживой и живой природы. Растения и животные нашего края»

Систематизировать и расширять знания учащихся о природе родного края. Формирование интереса к изучению флоры и фауны региона и её значения в жизни человека, формирование экологической культуры...