Программа "Радужная страна детства"
методическая разработка по теме

Шнырова Ольга Валерьевна

Игра – это самое интересное, что придумано человеком. Игра для младших школьников – это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчинённое социально значимой идее – успешности общего действия и достижения поставленной цели. Тем самым создаётся среда, в которой поддерживается интерес ребёнка к творческой активности, самореализации, личностному росту.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            
Изучив литературу на данную тему, мы пришли к тому, что в качестве основного метода в воспитательной работе мы видим – игровой. Значит нужна  игровая программа, которая бы объединила педагогов, детей и их родителей, а также все направления деятельности в единое целое. Так появилась  воспитательная программа класса, « Радужная страна детства».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitatelnaya_programma.doc110 КБ

Предварительный просмотр:

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 4 Б КЛАССА

МОУ СОШ №7 города Дзержинска

Шныровой Ольги Валерьевны

Мир младшего школьника – таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх. Сегодняшние дети – это взрослые XXI века. С детских лет их нужно учить трудной науке – культуре мира, диалогу, сотрудничеству.

Этого можно достичь только в том случае, если обязательным основанием оздоровления современной школы станет правильно организованное воспитание учащихся.

Как  отметил Президент  России Дмитрий Медведев в проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: «важной  задачей является усиление воспитательного  потенциала школы,  обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения  каждого обучающегося».  Инициатива исходит из того, что школа – это важный инструмент достижения индивидуального успеха, что необходимо культивировать в ней особую креативную среду, «где таланты будут сами прорастать».        

         Как это сделать?  Игра!  Игра – это самое интересное, что придумано человеком. Игра для младших школьников – это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчинённое социально значимой идее – успешности общего действия и достижения поставленной цели. Тем самым создаётся среда, в которой поддерживается интерес ребёнка к творческой активности, самореализации, личностному росту.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

Изучив литературу на данную тему, мы пришли к тому, что в качестве основного метода в воспитательной работе мы видим – игровой. Значит нужна  игровая программа, которая бы объединила педагогов, детей и их родителей, а также все направления деятельности в единое целое. Так появилась  воспитательная программа класса, « Радужная страна детства».

Цель программы – содействовать развитию нравственной, интеллектуальной, активной личности, способной к самопознанию и саморазвитию.

Задачи:

  1. Содействовать обогащению духовного мира, формированию мировоззрения, развитию познавательной активности.
  2. Создать условия для проявления и развития творческого потенциала учащихся.
  3. Формировать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.

Воспитательная программа состоит из 4 подпрограмм. Каждая из которых охватывает один из этапов обучения в начальной школе и имеет свою цель  с учётом возрастных изменений учащихся. Мероприятия, данные в программах, можно варьировать по форме и содержанию .

В каждой программе существует маршрут, который видоизменяется, но суть остаётся  прежней.

                

1 класс.

Я набрала первый класс,  его можно было разделить на  группы: дети, пришедшие из детского сада и прошедшие курсы подготовки к школе и «домашние». Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила следующие противоречия:

  1. нетерпимость детей друг к другу,
  2. неумение трудиться на общее благо,
  3. эгоизм, дефицит общения,
  4. негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.

Исходя из всего вышеперечисленного, я поставила перед собой цель: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развивать их душу, ум, сохранять и укреплять здоровье.

 

Задачи:

  1. Добиться, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни учащихся.
  2. Воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания.
  3. Создавать условия для самовыражения каждого ученика.
  4. Воспитывать толерантность.

Класс превратился в Солнечный город, а ребята – в его жителей. Каждая группа живёт в домике со своим  помощником из числа героев произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Все ребята выбирают себе имя и дело, за которое отвечают определенное время. Дети могут  меняться ролями, реализуясь в различных направлениях деятельности. Дела в каждом отдельном домике и в Солнечном городе направлены на то, чтобы стимулировать инициативу, творчество, помочь самовыражению коллектива и отдельного ученика. Работа строится по четырем направлениям:

«Я и Мир Знаний»

 «Я и Отечество»

 «Я – Человек»

 «Я и Природа».

Уже на этом этапе  произошла подготовка к  осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевали  элементарными знаниями и выполняли творческие задания и упражнения в совместной деятельности с учителем и родителями (проект « Сказки нашего класса», « В гостях у  Лесовика» и др.).

2 класс. Программа « Лестница – чудесница». Форма организации работы по программе – игра. Классный коллектив делится на звёздочки, каждая из них имеет название. Во главе каждой звёздочки стоит командир, который входит в совет друзей. На каждой ступеньке дети попадают в «лабиринт», выйти из которого можно по тропинкам.

Основные виды деятельности:

  1. познавательная
  2. игровая
  3. творческая
  4. спортивная
  5. коммуникативная (общение)
  6. досуг

Основные формы деятельности:

  1. классные часы
  2. конкурсы
  3. экскурсии
  4. поисковая деятельность
  5. благотворительные мероприятия

Особую роль в реализации данного замысла воспитательной системы играет самоуправление учащихся. «Хозяева» или « Вахтенные» - дежурят по классу, обеспечивают чистоту ,заботятся о порядке на переменах, готовят творческие поздравления с днём рождения.

«Санитары» заботятся о внешнем виде товарищей, о выполнении санитарно-гигиенического режима. «Книголюбы» заботятся о сохранности учебников, знакомят товарищей с интересными книгами, устраивают книжные выставки.

  «Мудрейшие» или «Любознательные»   проводят викторины, работают с газетами и журналами, ведут рубрику в классном уголке, готовят классные часы, устные журналы.
«Друзья природы» - заботятся о цветах, растениях в классе, ведут календарь природы, участвуют сами и привлекают товарищей к участию в операциях по защите природы.
«Веселята» или «Затейники»  находят, придумывают и проводят познавательные и подвижные игры, хранят и пополняют, используют игротеку детского коллектива, вместе с учителем придумывают интересные, увлекательные классные мероприятия.
«Друзья спорта» - подготавливают серии упражнений и проводят физкультминутки, заботятся о том, чтобы ребята выполняли утреннюю зарядку, помогают учителю проводить спортивные игры и праздники. «Журналисты» и «газетчики»  вместе с «любознательными» готовят небольшие устные рассказы для классного часа, устного журнала в рубриках «Загадки» ,«Новости», «Герои», «Спорт», «Театр» и др. Газетчики выпускают классную стенную газету. У второклассников наиболее  эффективно  осуществляется в процессе обучения ориентирование на воображение и мышление. Ученик начинает сознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой статус.

3 класс. 2008 год был объявлен годом Семьи. Программа « Семейный калейдоскоп».

Цель: создать единый коллектив вожатых, педагога, детей и их родителей для содействия становлению личности и качественному росту ребёнка в системном воспитании мира, в развитии творческого потенциала.

Задачи:

-помочь детям увидеть в себе новые способности, обрести силу и мужество самостоятельно действовать.

-помочь родителям быть интересными своему ребёнку, искать и находить новые средства общения, новые взаимные радости.

-помочь вожатым в составлении программ совместной деятельности детей и родителей различной направленности.

Содержание программы: четыре тематических периода.

1.В гостях у Домовёнка (Родословие)

-родословие (проект «Что в имени моём».)

- психология общения (занятия с психологом, школа Этикета)

- познай себя  (занятия с психологом)

- я и моя семья ( праздник «Сундучок семейных традиций», КТД « Мы и наши таланты»,конкурсы рисунков и фотографий, начало работы Школы Синергия)

-секреты Домовёнка (участие в Фестивале Добрых Дел)

2. Добрые волшебники города (ранняя профориентация, история и основы краеведения)

  1.  знакомство со службами города, профессиями (экскурсии, встречи с интересными людьми, проект «Мой город», кружок «Город мастеров»)
  2.  пешеходная азбука города (школа «Светофорика»)
  3.  операция «Наши добрые дела городу» (фестивальДобрых Дел,проект «Говорят незнавшие войны»)

3. Семейный стадион  Нехворайки (спорт и здоровья).

4.Мудрая Сова приглашает (лидер и интеллект)

  1. знакомство с деятельностью существующих детских организаций (беседы и экскурсии).
  2.  интеллектуально-творческие игры.
  3. участие в предметных олимпиадах.

На каждом этапе придумывалась эмблема, которая являлась его символом и поощрением. Мы учились во время нашего путешествия  быть интересными и полезными людьми, раскрывать и развивать свои таланты и способности, помогать тем, кому нужна помощь.

Мы стали:

  1. лучшими по итогам фестиваля Добрых Дел (грамота),
  2. заняли 1 место  в номинации «Каталог произведений русской классики» (неделя Детской книги)
  3. лауреатами городского конкурса, посвященного Дню Славянской письменности.
  4. Заняли  1и 3 место в городских конкурсах «Растяпинские умельцы», «Новогодний серпантин», «Плоскостная флористика»
  5. были  участниками многих конкурсов ДДТ
  6. заняли 2 место в конкурсе рисунков «Нижегородский край» и 3 место - «Мой город»

Эффективность деятельности классного руководителя зависит от личности самого воспитателя, от уровня его педагогической культуры, психологической компетентности, от степени его включенности в жизнь класса, от успеха его общения с детьми. Я считаю, что наиболее приемлемой (правильной) является позиция, когда классный руководитель и ученики в своем общении, в деятельности исходят из того, что они равноправны.

Я принимала участие в Фестивале педагогических идей (статья « Возможности  метода проекта в начальной школе»), в конкурсе «Растяпинские умельцы» (методические рекомендации по проведению занятий по тестопластике в кружке» 3 место), являюсь активным участником сайта «Страна Мастеров» ( детские работы заняли 1 и 3 место в номинации «Оригинальность и творчество»).Моя  статья «Организация проектной деятельности учащихся по проведению внеклассных мероприятий» вышла в 2008 году (материалы пятой научно-практической конференции « Психологическая наука в образовательном пространстве».)

4 класс. Четвёртый класс – качественно новый этап в развитии  школьника. Именно в этом периоде у учащихся начинает появляться желание быть взрослым. Одна из основных ценностей данного возраста – общение и стремление видеть результат своего  труда. Мы все уверены, что дошкольнику нужно  играть. Мы соглашаемся с этим и когда говорим и о первоклассниках. Но, оказывается, это важно и для старших детей. Одни пропадают целыми днями во дворе, другие выдумывают и поселяются в вымышленные города и страны, куда взрослого не допускают.

Я взяла модель игрового города с реалиями и правилами игр. Основополагающими для проектирования модели игрового города явились концепция системного подхода к воспитанию

 ( Ю.П.Сокольников), теория деятельностного  опосредования  развития психики ребёнка   ( Ю.П. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев), идеи, раскрывающие роль художественной деятельности в гармонизации личности (Н.А.Бердяев, Д.С. Лихачев, Б.М.Неменский, Н.К и Е.И.Рерихи, П.Д.Юркевич), концепции гуманистического воспитания (В.А. Сухомлинский, А. Маслоу и др.).

Цель: создание максимально  благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой личности. Исходя из целевой установки , нами сформулированы основные задачи:

  1. организация активного, интересного, познавательного и социально-полезного досуга;
  2. раскрытие творческих и физических способностей детей4
  3. создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учётом её возможностей, развитие уважительных отношений;
  4. профилактика правонарушений;
  5. развитие позитивных представлений о нравственных ценностях человечества4
  6. создание условий поддержания  для стабильного здоровья учащихся.

Способы достижения цели игры:

1.Организация разнообразной деятельности детей: участие в творческих, инициативных группах, кружках, участие в конкурсах.

2.Организация деятельности воспитанников в школе через различные формы коллективной и групповой работ

Реализация игровой программы будет содействовать:

  1. выработке положительной мотивации к здоровому образу жизни;
  2. улучшению физического и духовного состояния;
  3. формированию умения жить в коллективе, самодисциплины, взаимовыручки.

Игровой сюжет. Все учащиеся становятся жителями Играй-города. В городе существуют свои законы и традиции, символика, работает орган печати. Все продвигаются по обозначенному маршруту от улицы до переулка, площади и т.д. Играй-город  включает:

  1. переулок Школьный;
  2. площадь Творчества;
  3. проспект Здоровья;
  4. переулок Радости;
  5. площадь Зимних забав;
  6. улицу Патриотическую;
  7. площадь Театральную;
  8. улицу Милосердия.

Было решено использовать программу групповых занятий по психологии. Это явилось своеобразным  мостиком в личностном развитии, который обеспечивает преемственность прошлого и будущего в настоящем. Программа способствует формированию положительной групповой динамики и соответствующего  благоприятного социально-психологического климата.

Программа рассчитана на 9 занятий, в объёме 10 – 12 часов (уроков). Занятия проводят классный руководитель и психолог во внеурочное время. После 3 занятий появилась идея: а что если  мы придумаем символ класса,  девиз, выработаем законы класса (составляем  синквейн  слов: общение, уважение, такт, дружба, активность).  

В ходе реализации заявленных целей решаются следующее задачи:

  1. Обеспечение средствами самопознания.
  2. Формирование и закрепление навыков групповой работы.
  3. Развитие толерантности и повышения доверия.
  4. Формирование мотивов сотрудничества.

Работа над системой поручений в отряде происходила в несколько этапов:

  1. Изучение особенностей воспитанников
  2. Определение перечня и содержание заданий
  3. Распределение поручений между воспитанниками
  4. Контроль  за их выполнением.

Мы исходили из того, что любое поручение  должно быть  посильным и в тоже время достаточно сложным, требующим интеллектуального, физического усилия, эмоционального усилия для конкретной личности.

Самоуправление. Рассматривается не как управление без взрослых. Напротив:  ребята не захотят работать без взрослых, так как стремятся к высоким результатам. Группа – это одновозрастной  детский коллектив.

        

Совет отряда

Функции

Предполагаемые качества

Министерство Образования

Участвует в организации консультаций по предметам;

Организует взаимопомощь в классе;

Осуществляет контроль  за состоянием учебников и дневников;

Осуществляет контроль  за успеваемостью;

Организует тематические вечера, классные часы; конкурсы по предметам,

Организует встречи с интересными людьми.


Организованность, исполнительность, стремление к познавательной активности, инициативность, внимательность, аккуратность.

Министерство

Культуры и творчества

Организация участия класса в проведении мероприятий

Помощь в проведении классных огоньков, вечеров

Организация различных конкурсов.

Общительность, целеустремлённость, инициативность,

Умение заинтересовывать других своим делом

Министерство

Труда и Порядка

Осуществляет контроль за порядком в классе

Контролирует посещаемость учащихся

Отвечает за работу дежурных

Следит за режимом проветривания и чистотой в классе.

Организует дежурство по классу и по школе.

Руководит генеральной уборкой по классу

Организует работу по благоустройству территории

Собранность, смелость,

Исполнительность, чёткость,

Трудолюбие, бережливость, исполнительность, уметь доводить начатое дело до конца, хозяйственность


Министерство

Информации и

Рекламы

Организует оформление класса

Осуществляет подбор материала для газеты

Осуществляет работу по летописи класса

Осуществляет подбор материала для тематических классных часов, огоньков, вечеров отдыха.

Самостоятельность, критичность, организованность.

Аккуратность, деловитость, принципиальность, собранность и чёткость, стилистические и оформительские  умения.

Министерство физкультуры и спорта

Отвечает за проведение  физминуток;

Организует соревнования по различным видам спорта
Организует проведение дней здоровья и спортивных праздников.

Организованность, исполнительность, трудолюбие , организованность.

Министерство

Шефской помощи

Организует шефскую работу с младшими школьниками

Организует шефскую помощь по оказанию помощи престарелым и ветеранам, детям –сиротам.

Умение заинтересовывать других своим делом. Общительность,

Нами были разработаны «Памятки в помощь работающим в Министерстве» и «Памятка Президента» Для разработки дела мы создаём временно действующую  инициативную группу        (ВИГ). Создаётся проект карты Играй – города и маршруты. Для того, чтобы активизировать жизненную позицию каждого жителя, вводятся гранты по следующим номинациям:

  1. Спорт
  2. Эрудиция
  3. Инициатива
  4. Творчество
  5. Активность
  6. Трудолюбие
  7. Прилежность

У каждого жителя имеется свой «сундучок достижений». При подведении итогов путешествия используется накопительная система. Чтобы узнать об изменениях, происходящих в личности ребёнка, в характере его отношений к своим сверстникам, педагогу, взрослым людям, возможно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением, эмоциональным  состоянием ребёнка во время игры, групповой рефлексии. Это может быть анализ продуктов индивидуальной и групповой деятельности детей. Это может быть и тестирование, и анкетирование, позволяющие увидеть качественные и количественные показатели произошедших в личности изменений.

« Школа - наш второй дом». Часто эту фразу можно слышать из уст учителей и школьников. Но так ли это на самом деле?  Чтобы школа поистине стала нашим вторым домом, мы решили создать свою школьную страну, где всем жителям будет весело, интересно и на занятиях и после них. Я думаю, что у нас всё получится. Желание делиться собственными наработками и опытом велико. Я неоднократно выступала на ШМО классных руководителей с докладами на темы «КТД - как основа сплочения коллектива», «Самоуправления в классе: новое и необычное», читаю литературные новинки на данную тему. В воспитательной работе по программе «Воспитательная система класса» с учащимися 4 класса принимает участие будущий классный руководитель 5 класса.

Программа « Радужная страна детства»

4 класс

«Играй-город»

3 класс

«Семейный калейдоскоп»

2 класс

«Лестница-чудесница»

1 класс

Солнечный город

координатор

Классный руководитель

Кабинет министров

Министерство Образования

Министерство Труда и Порядка

Министерство шефской помощи

Министерство Культуры и Творчества

Президент

Совет дела

родители

Педагог-психолог

Общий сбор класса

Министерство информации и рекламы

Министерство Физкультуры и спорта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по стране Детства

Сценарий выпускного из начальной школы в форме путешествия....

Открытый урок чтения по теме "Страна Детства

Урок посвящен творчеству С.В. Михалкова, использовала материал Волынчиковой Е.А., я его дополнила и переработала. ...

"Я из страны Детства" Антуан де Сент-Экзюпери.

"Я из страны Детства" Антуан де Сент-Экзюпери. Детские рисунки, отражающие эпизоды сказки, полка с книгами, колесо со стрелкой....

Методическая разработка "Страна детства"

Данное  мероприятие  проводится  совместно  с  родителями  и  учителем  физкультуры.  Оно  направлено  на  развитие  здоровьесберегающих  технологий....

"Страна детства" (Литературное чтение, 4 класс)

Проверочная работа по разделу "Страна детства". Литературное чтение, 4 класс. УМК "Школа России"...

Литературное чтение. 4 класс. Тема:Страна детства. М.М. Зощенко "Ёлка"

Презентация  урока. Литературное чтение 4 класс. Программа "Школа России". Тема: Страна детства. М. М. Зощенко "Ёлка"Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством писателя М. М. Зощенко; развива...