Программа "Радужная страна детства"
методическая разработка по теме
Игра – это самое интересное, что придумано человеком. Игра для младших школьников – это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчинённое социально значимой идее – успешности общего действия и достижения поставленной цели. Тем самым создаётся среда, в которой поддерживается интерес ребёнка к творческой активности, самореализации, личностному росту.
Изучив литературу на данную тему, мы пришли к тому, что в качестве основного метода в воспитательной работе мы видим – игровой. Значит нужна игровая программа, которая бы объединила педагогов, детей и их родителей, а также все направления деятельности в единое целое. Так появилась воспитательная программа класса, « Радужная страна детства».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_programma.doc | 110 КБ |
Предварительный просмотр:
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 4 Б КЛАССА
МОУ СОШ №7 города Дзержинска
Шныровой Ольги Валерьевны
Мир младшего школьника – таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх. Сегодняшние дети – это взрослые XXI века. С детских лет их нужно учить трудной науке – культуре мира, диалогу, сотрудничеству.
Этого можно достичь только в том случае, если обязательным основанием оздоровления современной школы станет правильно организованное воспитание учащихся.
Как отметил Президент России Дмитрий Медведев в проекте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: «важной задачей является усиление воспитательного потенциала школы, обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося». Инициатива исходит из того, что школа – это важный инструмент достижения индивидуального успеха, что необходимо культивировать в ней особую креативную среду, «где таланты будут сами прорастать».
Как это сделать? Игра! Игра – это самое интересное, что придумано человеком. Игра для младших школьников – это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире. В игре рождается плодотворное соревнование, подчинённое социально значимой идее – успешности общего действия и достижения поставленной цели. Тем самым создаётся среда, в которой поддерживается интерес ребёнка к творческой активности, самореализации, личностному росту.
Изучив литературу на данную тему, мы пришли к тому, что в качестве основного метода в воспитательной работе мы видим – игровой. Значит нужна игровая программа, которая бы объединила педагогов, детей и их родителей, а также все направления деятельности в единое целое. Так появилась воспитательная программа класса, « Радужная страна детства».
Цель программы – содействовать развитию нравственной, интеллектуальной, активной личности, способной к самопознанию и саморазвитию.
Задачи:
- Содействовать обогащению духовного мира, формированию мировоззрения, развитию познавательной активности.
- Создать условия для проявления и развития творческого потенциала учащихся.
- Формировать коммуникативные умения и навыки, способность адекватно выбирать формы и способы общения в различных ситуациях.
Воспитательная программа состоит из 4 подпрограмм. Каждая из которых охватывает один из этапов обучения в начальной школе и имеет свою цель с учётом возрастных изменений учащихся. Мероприятия, данные в программах, можно варьировать по форме и содержанию .
В каждой программе существует маршрут, который видоизменяется, но суть остаётся прежней.
1 класс.
Я набрала первый класс, его можно было разделить на группы: дети, пришедшие из детского сада и прошедшие курсы подготовки к школе и «домашние». Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, я обнаружила следующие противоречия:
- нетерпимость детей друг к другу,
- неумение трудиться на общее благо,
- эгоизм, дефицит общения,
- негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.
Исходя из всего вышеперечисленного, я поставила перед собой цель: выявить и развить добрые наклонности детей живой практической деятельностью, воспитывать их внутренние качества, развивать их душу, ум, сохранять и укреплять здоровье.
Задачи:
- Добиться, чтобы категории нравственности стали нормой повседневной жизни учащихся.
- Воспитывать сознательное отношение к учебе, стремление самостоятельно получать знания.
- Создавать условия для самовыражения каждого ученика.
- Воспитывать толерантность.
Класс превратился в Солнечный город, а ребята – в его жителей. Каждая группа живёт в домике со своим помощником из числа героев произведения Н.Носова «Приключения Незнайки и его друзей». Все ребята выбирают себе имя и дело, за которое отвечают определенное время. Дети могут меняться ролями, реализуясь в различных направлениях деятельности. Дела в каждом отдельном домике и в Солнечном городе направлены на то, чтобы стимулировать инициативу, творчество, помочь самовыражению коллектива и отдельного ученика. Работа строится по четырем направлениям:
«Я и Мир Знаний»
«Я и Отечество»
«Я – Человек»
«Я и Природа».
Уже на этом этапе произошла подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевали элементарными знаниями и выполняли творческие задания и упражнения в совместной деятельности с учителем и родителями (проект « Сказки нашего класса», « В гостях у Лесовика» и др.).
2 класс. Программа « Лестница – чудесница». Форма организации работы по программе – игра. Классный коллектив делится на звёздочки, каждая из них имеет название. Во главе каждой звёздочки стоит командир, который входит в совет друзей. На каждой ступеньке дети попадают в «лабиринт», выйти из которого можно по тропинкам.
Основные виды деятельности:
- познавательная
- игровая
- творческая
- спортивная
- коммуникативная (общение)
- досуг
Основные формы деятельности:
- классные часы
- конкурсы
- экскурсии
- поисковая деятельность
- благотворительные мероприятия
Особую роль в реализации данного замысла воспитательной системы играет самоуправление учащихся. «Хозяева» или « Вахтенные» - дежурят по классу, обеспечивают чистоту ,заботятся о порядке на переменах, готовят творческие поздравления с днём рождения.
«Санитары» заботятся о внешнем виде товарищей, о выполнении санитарно-гигиенического режима. «Книголюбы» заботятся о сохранности учебников, знакомят товарищей с интересными книгами, устраивают книжные выставки.
«Мудрейшие» или «Любознательные» проводят викторины, работают с газетами и журналами, ведут рубрику в классном уголке, готовят классные часы, устные журналы.
«Друзья природы» - заботятся о цветах, растениях в классе, ведут календарь природы, участвуют сами и привлекают товарищей к участию в операциях по защите природы.
«Веселята» или «Затейники» находят, придумывают и проводят познавательные и подвижные игры, хранят и пополняют, используют игротеку детского коллектива, вместе с учителем придумывают интересные, увлекательные классные мероприятия.
«Друзья спорта» - подготавливают серии упражнений и проводят физкультминутки, заботятся о том, чтобы ребята выполняли утреннюю зарядку, помогают учителю проводить спортивные игры и праздники. «Журналисты» и «газетчики» вместе с «любознательными» готовят небольшие устные рассказы для классного часа, устного журнала в рубриках «Загадки» ,«Новости», «Герои», «Спорт», «Театр» и др. Газетчики выпускают классную стенную газету. У второклассников наиболее эффективно осуществляется в процессе обучения ориентирование на воображение и мышление. Ученик начинает сознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления, воображения. Ребенок хочет что-то создать, поднять свой статус.
3 класс. 2008 год был объявлен годом Семьи. Программа « Семейный калейдоскоп».
Цель: создать единый коллектив вожатых, педагога, детей и их родителей для содействия становлению личности и качественному росту ребёнка в системном воспитании мира, в развитии творческого потенциала.
Задачи:
-помочь детям увидеть в себе новые способности, обрести силу и мужество самостоятельно действовать.
-помочь родителям быть интересными своему ребёнку, искать и находить новые средства общения, новые взаимные радости.
-помочь вожатым в составлении программ совместной деятельности детей и родителей различной направленности.
Содержание программы: четыре тематических периода.
1.В гостях у Домовёнка (Родословие)
-родословие (проект «Что в имени моём».)
- психология общения (занятия с психологом, школа Этикета)
- познай себя (занятия с психологом)
- я и моя семья ( праздник «Сундучок семейных традиций», КТД « Мы и наши таланты»,конкурсы рисунков и фотографий, начало работы Школы Синергия)
-секреты Домовёнка (участие в Фестивале Добрых Дел)
2. Добрые волшебники города (ранняя профориентация, история и основы краеведения)
- знакомство со службами города, профессиями (экскурсии, встречи с интересными людьми, проект «Мой город», кружок «Город мастеров»)
- пешеходная азбука города (школа «Светофорика»)
- операция «Наши добрые дела городу» (фестивальДобрых Дел,проект «Говорят незнавшие войны»)
3. Семейный стадион Нехворайки (спорт и здоровья).
4.Мудрая Сова приглашает (лидер и интеллект)
- знакомство с деятельностью существующих детских организаций (беседы и экскурсии).
- интеллектуально-творческие игры.
- участие в предметных олимпиадах.
На каждом этапе придумывалась эмблема, которая являлась его символом и поощрением. Мы учились во время нашего путешествия быть интересными и полезными людьми, раскрывать и развивать свои таланты и способности, помогать тем, кому нужна помощь.
Мы стали:
- лучшими по итогам фестиваля Добрых Дел (грамота),
- заняли 1 место в номинации «Каталог произведений русской классики» (неделя Детской книги)
- лауреатами городского конкурса, посвященного Дню Славянской письменности.
- Заняли 1и 3 место в городских конкурсах «Растяпинские умельцы», «Новогодний серпантин», «Плоскостная флористика»
- были участниками многих конкурсов ДДТ
- заняли 2 место в конкурсе рисунков «Нижегородский край» и 3 место - «Мой город»
Эффективность деятельности классного руководителя зависит от личности самого воспитателя, от уровня его педагогической культуры, психологической компетентности, от степени его включенности в жизнь класса, от успеха его общения с детьми. Я считаю, что наиболее приемлемой (правильной) является позиция, когда классный руководитель и ученики в своем общении, в деятельности исходят из того, что они равноправны.
Я принимала участие в Фестивале педагогических идей (статья « Возможности метода проекта в начальной школе»), в конкурсе «Растяпинские умельцы» (методические рекомендации по проведению занятий по тестопластике в кружке» 3 место), являюсь активным участником сайта «Страна Мастеров» ( детские работы заняли 1 и 3 место в номинации «Оригинальность и творчество»).Моя статья «Организация проектной деятельности учащихся по проведению внеклассных мероприятий» вышла в 2008 году (материалы пятой научно-практической конференции « Психологическая наука в образовательном пространстве».)
4 класс. Четвёртый класс – качественно новый этап в развитии школьника. Именно в этом периоде у учащихся начинает появляться желание быть взрослым. Одна из основных ценностей данного возраста – общение и стремление видеть результат своего труда. Мы все уверены, что дошкольнику нужно играть. Мы соглашаемся с этим и когда говорим и о первоклассниках. Но, оказывается, это важно и для старших детей. Одни пропадают целыми днями во дворе, другие выдумывают и поселяются в вымышленные города и страны, куда взрослого не допускают.
Я взяла модель игрового города с реалиями и правилами игр. Основополагающими для проектирования модели игрового города явились концепция системного подхода к воспитанию
( Ю.П.Сокольников), теория деятельностного опосредования развития психики ребёнка ( Ю.П. Выготский, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев), идеи, раскрывающие роль художественной деятельности в гармонизации личности (Н.А.Бердяев, Д.С. Лихачев, Б.М.Неменский, Н.К и Е.И.Рерихи, П.Д.Юркевич), концепции гуманистического воспитания (В.А. Сухомлинский, А. Маслоу и др.).
Цель: создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждой личности. Исходя из целевой установки , нами сформулированы основные задачи:
- организация активного, интересного, познавательного и социально-полезного досуга;
- раскрытие творческих и физических способностей детей4
- создание необходимых условий для самоутверждения личности в коллективе с учётом её возможностей, развитие уважительных отношений;
- профилактика правонарушений;
- развитие позитивных представлений о нравственных ценностях человечества4
- создание условий поддержания для стабильного здоровья учащихся.
Способы достижения цели игры:
1.Организация разнообразной деятельности детей: участие в творческих, инициативных группах, кружках, участие в конкурсах.
2.Организация деятельности воспитанников в школе через различные формы коллективной и групповой работ
Реализация игровой программы будет содействовать:
- выработке положительной мотивации к здоровому образу жизни;
- улучшению физического и духовного состояния;
- формированию умения жить в коллективе, самодисциплины, взаимовыручки.
Игровой сюжет. Все учащиеся становятся жителями Играй-города. В городе существуют свои законы и традиции, символика, работает орган печати. Все продвигаются по обозначенному маршруту от улицы до переулка, площади и т.д. Играй-город включает:
- переулок Школьный;
- площадь Творчества;
- проспект Здоровья;
- переулок Радости;
- площадь Зимних забав;
- улицу Патриотическую;
- площадь Театральную;
- улицу Милосердия.
Было решено использовать программу групповых занятий по психологии. Это явилось своеобразным мостиком в личностном развитии, который обеспечивает преемственность прошлого и будущего в настоящем. Программа способствует формированию положительной групповой динамики и соответствующего благоприятного социально-психологического климата.
Программа рассчитана на 9 занятий, в объёме 10 – 12 часов (уроков). Занятия проводят классный руководитель и психолог во внеурочное время. После 3 занятий появилась идея: а что если мы придумаем символ класса, девиз, выработаем законы класса (составляем синквейн слов: общение, уважение, такт, дружба, активность).
В ходе реализации заявленных целей решаются следующее задачи:
- Обеспечение средствами самопознания.
- Формирование и закрепление навыков групповой работы.
- Развитие толерантности и повышения доверия.
- Формирование мотивов сотрудничества.
Работа над системой поручений в отряде происходила в несколько этапов:
- Изучение особенностей воспитанников
- Определение перечня и содержание заданий
- Распределение поручений между воспитанниками
- Контроль за их выполнением.
Мы исходили из того, что любое поручение должно быть посильным и в тоже время достаточно сложным, требующим интеллектуального, физического усилия, эмоционального усилия для конкретной личности.
Самоуправление. Рассматривается не как управление без взрослых. Напротив: ребята не захотят работать без взрослых, так как стремятся к высоким результатам. Группа – это одновозрастной детский коллектив.
Совет отряда | Функции | Предполагаемые качества |
Министерство Образования | Участвует в организации консультаций по предметам; Организует взаимопомощь в классе; Осуществляет контроль за состоянием учебников и дневников; Осуществляет контроль за успеваемостью; Организует тематические вечера, классные часы; конкурсы по предметам, Организует встречи с интересными людьми. | Организованность, исполнительность, стремление к познавательной активности, инициативность, внимательность, аккуратность. |
Министерство Культуры и творчества | Организация участия класса в проведении мероприятий Помощь в проведении классных огоньков, вечеров Организация различных конкурсов. | Общительность, целеустремлённость, инициативность, Умение заинтересовывать других своим делом |
Министерство Труда и Порядка | Осуществляет контроль за порядком в классе Контролирует посещаемость учащихся Отвечает за работу дежурных Следит за режимом проветривания и чистотой в классе. Организует дежурство по классу и по школе. Руководит генеральной уборкой по классу Организует работу по благоустройству территории | Собранность, смелость, Исполнительность, чёткость, Трудолюбие, бережливость, исполнительность, уметь доводить начатое дело до конца, хозяйственность |
Министерство Информации и Рекламы | Организует оформление класса Осуществляет подбор материала для газеты Осуществляет работу по летописи класса Осуществляет подбор материала для тематических классных часов, огоньков, вечеров отдыха. | Самостоятельность, критичность, организованность. Аккуратность, деловитость, принципиальность, собранность и чёткость, стилистические и оформительские умения. |
Министерство физкультуры и спорта | Отвечает за проведение физминуток; Организует соревнования по различным видам спорта | Организованность, исполнительность, трудолюбие , организованность. |
Министерство Шефской помощи | Организует шефскую работу с младшими школьниками Организует шефскую помощь по оказанию помощи престарелым и ветеранам, детям –сиротам. | Умение заинтересовывать других своим делом. Общительность, |
Нами были разработаны «Памятки в помощь работающим в Министерстве» и «Памятка Президента» Для разработки дела мы создаём временно действующую инициативную группу (ВИГ). Создаётся проект карты Играй – города и маршруты. Для того, чтобы активизировать жизненную позицию каждого жителя, вводятся гранты по следующим номинациям:
- Спорт
- Эрудиция
- Инициатива
- Творчество
- Активность
- Трудолюбие
- Прилежность
У каждого жителя имеется свой «сундучок достижений». При подведении итогов путешествия используется накопительная система. Чтобы узнать об изменениях, происходящих в личности ребёнка, в характере его отношений к своим сверстникам, педагогу, взрослым людям, возможно различными способами. Это может быть наблюдение за поведением, эмоциональным состоянием ребёнка во время игры, групповой рефлексии. Это может быть анализ продуктов индивидуальной и групповой деятельности детей. Это может быть и тестирование, и анкетирование, позволяющие увидеть качественные и количественные показатели произошедших в личности изменений.
« Школа - наш второй дом». Часто эту фразу можно слышать из уст учителей и школьников. Но так ли это на самом деле? Чтобы школа поистине стала нашим вторым домом, мы решили создать свою школьную страну, где всем жителям будет весело, интересно и на занятиях и после них. Я думаю, что у нас всё получится. Желание делиться собственными наработками и опытом велико. Я неоднократно выступала на ШМО классных руководителей с докладами на темы «КТД - как основа сплочения коллектива», «Самоуправления в классе: новое и необычное», читаю литературные новинки на данную тему. В воспитательной работе по программе «Воспитательная система класса» с учащимися 4 класса принимает участие будущий классный руководитель 5 класса.
Программа « Радужная страна детства»
4 класс
«Играй-город»
3 класс
«Семейный калейдоскоп»
2 класс
«Лестница-чудесница»
1 класс
Солнечный город
координатор
Классный руководитель
Кабинет министров
Министерство Образования
Министерство Труда и Порядка
Министерство шефской помощи
Министерство Культуры и Творчества
Президент
Совет дела
родители
Педагог-психолог
Общий сбор класса
Министерство информации и рекламы
Министерство Физкультуры и спорта
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по стране Детства
Сценарий выпускного из начальной школы в форме путешествия....
Открытый урок чтения по теме "Страна Детства
Урок посвящен творчеству С.В. Михалкова, использовала материал Волынчиковой Е.А., я его дополнила и переработала. ...
"Я из страны Детства" Антуан де Сент-Экзюпери.
"Я из страны Детства" Антуан де Сент-Экзюпери. Детские рисунки, отражающие эпизоды сказки, полка с книгами, колесо со стрелкой....
Методическая разработка "Страна детства"
Данное мероприятие проводится совместно с родителями и учителем физкультуры. Оно направлено на развитие здоровьесберегающих технологий....
"Страна детства" (Литературное чтение, 4 класс)
Проверочная работа по разделу "Страна детства". Литературное чтение, 4 класс. УМК "Школа России"...
Литературное чтение. 4 класс. Тема:Страна детства. М.М. Зощенко "Ёлка"
Презентация урока. Литературное чтение 4 класс. Программа "Школа России". Тема: Страна детства. М. М. Зощенко "Ёлка"Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством писателя М. М. Зощенко; развива...