программа по воспитательной работе
рабочая программа (1 класс) по теме

 

«В душе каждого ребенка есть невидимые струны!

Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат»

 М.Горький

 Главной целью моей работы с классом является воспитание настоящего человека: доброго, творческого, старательного и отзывчивого.

   В работе с классом в качестве классного руководителя обращаю внимание, в первую очередь, на создание в классе единого коллектива детей и родителей, сплочение классного коллектива в целом. В этом мне помогают различные внеклассные и школьные мероприятия.

     Мое кредо как классного руководителя: любить, понимать, принимать, сострадать и помогать. Мне кажется, что для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце.

Я хочу быть для своих учеников значимой, привлекательной,  интересной, умной,  тактичной,  доброй,  честной,  справедливой,  принципиальной – тогда им будет со мной хорошо.  Зная психологию ребенка, учить его жить среди людей, учить его преодолевать препятствия, помогать ему словом и делом.

 Пусть каждый мой ученик с удовольствием ходит в класс, с удовольствием учится, любит свою семью, стремится ко всему новому и интересному, уважает  себя  и  других.

Мне бы хотелось верить, что в результате моей работы мои воспитанники будут добрыми и милосердными, быть может, — щедрыми, но главное — научатся слушать и слышать других, научатся отличать добрые дела от неправедных, вырастут способными к любви, интеллигентными, человечными. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_proekte_programmy.docx875.08 КБ

Предварительный просмотр:

     

Программа по воспитательной работе «Мир семи «Я»»

Содержание

        Введение                                                                                  3

        Постановка проблемы и условия разработки программы                 6

        Пояснительная записка                                                                9

        Нормативно – правовая основа                                                 9

        Основная идея                                                                         10

        Цель программы                                                                         12

        Подходы к воспитанию                                                         14

        Принципы построения программы                                                 15

        Основное содержание                                                                 21

Технологии                                                                         42

Портфолио учащегося                                                                45

Организация деятельности классных руководителей                         49

Управление воспитательной системой                                         51

Семья и школа                                                                         55

Мониторинг                                                                         71

Приложение                                                                         74

 Старая легенда гласит: когда на небе загорается звезда, то на земле рождается ребенок. Ребенок как утренняя зарница, как всполохи на небе. А может, это таинственное свечение, цветное, волшебное свечение? Да это же звездочки на небе, которые очень хочется увидеть, потрогать, постигнуть. И я абсолютно уверена в том, что моя звезда классного руководителя зажглась во 2 школе. Здесь я выросла как учитель, засветила как классная мама. Не упрекните меня в нескромности. Да это так и есть. Я чувствую, что моя настоящая жизнь среди детей, среди этих удивительных малышей, которых мне доверили родители. И я, как путеводная звезда, должна привести их к той намеченной цели, которую они избрали. Каждая живая искорка моего сердца превращается в звездочку. А эти звездочки – мои ученики: мой Дима, мой Никита, моя Даша. А потом мои созвездия становятся звездным небом. Ведь именно школа - то волшебное место, где зажигаются звезды. И надо быть очень хорошим астрономом, чтобы без сильного телескопа рассмотреть каждую звездочку, стать ей ближе, роднее, суметь понять, что же в ней кроется.

А чем звезда – человек может зажечь искорки в сердцах своих детей?

Конечно же словом!

 Когда сказать захочешь слово,

Мой друг, подумай не спеши,

Оно бывает то свинцово,

То рождено свинцом души.

Оно, то жаворонком весело,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесил,

Не выпускай его в полет,

Им можно радости прибавить,

Иль радость ядом отравить,

Им можно лед зимой расплавить,

Иль камень в крошку раздробить.

Оно ограбит и одарит,

Пусть ненароком, пусть любя,

Подумай прежде, чем ударить

Того, кто слушает тебя!

                                                                               (Вадим Шефнер)

Ежедневно я вхожу в класс к своим воспитанникам с верой в их лучшие качества, с желанием вести их к истокам духовности, нравственности, самопознания. В самом начале своего учительского пути я задумалась, как сделать так, чтобы пребывание детей в школе стало насыщенным, интересным, плодотворным? Какие формы использовать, чтобы заполнить свободные минутки и не дать ребенку возможность скучать. Нужно занять время мальчишек и девчонок разными играми, конкурсами. Если дети будут вкладывать в подготовку этих мероприятий свой труд, фантазию, частицу своей души, то каждый день будет праздником. Если же дети начнут исследовать окружающий мир, петь, танцевать, рисовать, сочинять не ради удовольствия от самого этого занятия, а чтобы, например, выступить на празднике, их произведения тут же утратят естественность, непосредственность, а значит, и ценность. Очень важно участие взрослого в создании ребёнком творческого продукта. Ребёнку помогает творить взрослый, который принимает на себя функции внутреннего критика и частично – созидателя. Педагог реально участвует в детском творчестве, а,  следовательно, руководит его развитием.

Исходя из вышесказанного, для реализации намеченной цели, я определила следующие задачи:

изучение личности ребёнка (индивидуальных и возрастных особенностей; интересов; склонностей; способностей);

изучение и анализ направленности интересов учащихся;

взаимодействие с педагогами дополнительного образования, учителями-предметниками;

взаимодействие с семьями учащихся; индивидуальная работа с родителями учащихся;

выявление уровня воспитанности детского коллектива; составление программы воспитания детского коллектива;

нахождение путей представления детских достижений.

         Мы живем в стремительно меняющемся мире. Сегодня, как никогда, нашим детям требуются ориентиры в нравственном самоопределении, в выборе гражданской позиции. Поэтому гражданское, патриотическое воспитание учащихся является одной из важнейших проблем современного воспитания.  В общественном сознании всё более глубокой эрозии подвергаются такие ценности, как Отечество, верность героическим, боевым и трудовым традициям, долг, честь, достоинство, самоотверженность, коллективизм и др.

Поэтому для меня важнейшим направлением работы стало обновление этого  важного направления в системе своей работы. 

В проекте программы «Мир семи «Я»» слово «мир» многозначно:

  1. Мир – это согласие, сотрудничество, содружество, сотворчество, сочувствие;
  2. Мир – это все, что вне и внутри нас;
  3. Мир каждого человека – это разнообразие его собственных «Я», взаимодействующих с множеством «Я» окружающих людей.

И поэтому миротворческая миссия участников экспедиции заключается в постижении гармонии бытия – от согласия во внутреннем мире, гармонии души и тела до гармонии межличностных отношений.

«Мир семи «Я»» - это развивающая программа самопознания, творческой самореализации, главная цель которой – дать мощный импульс развитию личности в ситуации успеха.

  1. Постановка проблемы и условия разработки программы.

Учащиеся начальной школы требуют особого педагогического внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом,  педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности.

В условиях жизнедеятельности современного ребенка много противоречий:

  1. Современный ребенок  находится в беспредельном информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ. На него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино. Воспитательное и социализирующее воздействие (не всегда позитивное) этих и других источников информации нередко является доминирующим в процессе воспитания и социализации.
  2. Сегодня существует и усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, культуросообразность и т. д.) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой  культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и   т. д.). Этот конфликт меняет структуру мышления детей, их самосознание и миропонимание, ведет к формированию потребительского отношения к жизни, морального релятивизма.
  3. Современный ребенок живет иллюзией свободы. Снятие многих табу в виртуальных, информационных средах сопровождается падением доверия к ребенку со стороны взрослых. Растущий человек не выводится, как это было еще несколько десятилетий назад, за пределы детских дел и забот, не включается в посильное для него решение реальных проблем семьи, местного сообщества, государства. Изоляция детей от проблем, которыми живут взрослые, искажает их социализацию, нарушает процессы их взросления.
  4. Подмена реальных форм социализации виртуальными, ослабление вертикальных связей между детьми и взрослыми, между разновозрастными детьми приводят к самоизоляции детства. Результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего.
  5. В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной с взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия.

Вывод: при разработке воспитательной программы класса необходимо учесть эти принципиально новые условия жизнедеятельности современного ребенка.

2.Пояснительная записка

2.1. Нормативно-правовая основа

Нормативно-правовой и документальной основой авторской  программы воспитания  и социализации учащихся начальной школы «Мир, в котором я живу»  являются

  1. Закон Российской Федерации от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 №148-ФЗ)
  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».
  3. Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Посланиями Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 апреля 2007 года и 5 ноября 2008 года.

2.2 Основная идея

В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года обоснован идеал, сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа.

Подчеркивается, что исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье, а также обращается особое внимание на причастность к социально-воспитательной работе всех институтов общества, каждого гражданина.

            В связи с этим основной  идеей программы воспитания         становится идеясоздания  воспитательной системы, которая имеет многовариантные компоненты, позволяющие каждому учащемуся  и его родителям построить индивидуальный воспитательный маршрут, удовлетворяющий индивидуальным склонностям, способностям, интересам и возможностям, совместно реализовать его и оценить  эффективность.

Обоснованием актуальности основной идеи программы «Мир семи «Я»» считаю:

- необходимость создания воспитательных условий, обеспечивающих не только выявление склонностей, способностей, интересов детей, но и их развитие для реализации потенциальных возможностей с целью успешной социализации;

- необходимость организации сотрудничества и согласование усилий многих социальных субъектов: школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта.

В дальнейшем буду опираться на следующие определения.

По ведущему типу деятельности можно различать воспитание и социализацию младших школьников:

воспитание – это преимущественно межличностная (и в таком качестве самоценная) деятельность в семье, школе, учреждениях дополнительного образования и т. д., обеспечивающая поддержку духовно-нравственного развития ребенка;

Программа воспитания  учащихся начальной школы «Мир семи «Я»» направлена на формирование морально-нравственного, личностно развивающего, социально открытого уклада школьной жизни. Уклад школьной жизни можно рассматривать как педагогически целесообразную форму приведения в соответствие разнообразных видов (учебной, семейной, общественно полезной, трудовой, эстетической, социально-коммуникативной, творческой и др.) и уровней (урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, общественно полезной) деятельности ребенка с  моральными нормами, нравственными установками, национальными духовными традициями.

Организация уклада школьной жизни в полной мере учитывает полисубъектностьсовременного воспитания и социализации и непрерывность детства.

2.3.Цель программы:

Для классного руководителя:

создание условий для воспитания и социализации нравственной личности, готовой к активной, творческой и инициативной деятельности через организацию совместной деятельности детей и взрослых, управление процессом развития личности, взаимодействием всех участников воспитательного процесса.

Для учащихся и родителей:

создание условий для проявления активной жизненной позиции детей и родителей,  индивидуального и коллективного творчества, коммуникативных навыков, самореализации, через организацию совместной деятельности детей и взрослых.  

2.4. Способы достижения целей:

Участие детей в управлении школой и классом (организация самоуправления).

 Это предполагает:

  1. совместное формулирование и принятие правил жизни  класса;
  2. совместное (с педагогами) принятие ответственных решений, касающихся жизни школы и отдельных ее членов;
  3. самостоятельное планирование внеучебной совместной деятельности;
  4. гласность жизни (наличие детской прессы).

Создание возможностей для проявления творчества детей в школе:

  1. творчество в процессе обучения (на уроках);
  2. творчество после уроков: детские коллективы, кружки, коллективные творческие дела и пр.;
  3. возможности проявления и осуществления любой творческой инициативы.

Организация совместной деятельности, предметом которой являются самопознание и саморазвитие:

  1. проведение классных часов, на которых обсуждаются наиболее типичные для детей проблемы и способы решения их (проводятся педагогами – классными руководителями);
  2. проведение психологических обучающих занятий с целью просвещения (проводятся психологами).

Создание условий, в которых учащиеся могут приобретать новый социальный опыт, выходя за рамки принятых социальных ролей:

  1. проведение игр, моделирующих различные проблемные ситуации, требующие проявления инициативы и ответственности

Условием достижения сформулированных целей является профессиональная готовность педагогов:

  1. учитывать развитие прирожденных задатков;
  2. создавать условия, направляющие развитие прирожденных задатков;
  3. предоставлять ребенку возможность свободно проявлять свои индивидуальные особенности;
  4. предоставлять ребенку возможность свободно выбирать и пробовать;
  5. предоставлять ему возможность знакомиться с разными культурами, точками зрения и версиями;
  6. слушать ребенка и давать ему возможность самостоятельно принимать решения;
  7. согласовывать с ребенком свои действия, чтобы он понимал, почему ему надо делать то или другое;
  8. создавать условия, чтобы ребенок мог осознанно следовать правилам;
  9. включать ребенка в создание правил, которым он должен следовать.

2.5. Подходы к воспитанию

В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы «Мир семи «Я»» и организуемого в соответствии с ней нравственного уклада школьной жизни лежат три подхода:

-  аксиологический

Воспитание, по существу, представляет собой социальную деятельность, обеспечивающую передачу ценностей от старшего поколения к младшему, от взрослых к детям, от человека к человеку.),

Ценности, общественные идеалы и нравственные принципы, лежащие в основе современной государственной политики России

  1. СПРАВЕДЛИВОСТЬ
  2. СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий
  3. ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА
  4. МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР
  5. СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ
  6. ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ
  7. ЗАБОТА о младших и старших
  8.  ПАТРИОТИЗМ, ВЕРА в РОССИЮ, ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ.

«Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией».

Д.А.  Медведев

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. 

-  системно-деятельностный

Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами.

- развивающий

Для достижения развивающего эффекта ценности должны быть понимаемы (как минимум узнаваемы, знаемы) и принимаемы (применимы ребенком как минимум в одной практической ситуации).

2.6. Принципы построения программы:

- принцип гуманистической направленности (опора наположительное в человеке, на сильные стороны его личности, увлечения перспективами деятельности, создания ситуаций ожидания завтрашней радости (по В.А. Сластенину);

- принцип воспитания в коллективе с учетом индивидуальных особенностей каждой личности;

- принцип идеалосообразности (В.П.Бранский), т.е. соответствия воспитательной деятельности общественному идеалу;

- принцип преемственности, последовательности, систематичности.

Принципы семи «У» в работе классного руководителя:

  1. уверенность;
  2. успешность;
  3. удивительность;
  4. убедительность;
  5. уважительность;
  6. уравновешенность;
  7. улыбчивость.

2.7.  План поэтапной реализации программы воспитания

Программу предполагается реализовать в несколько этапов:

2012-2013 – подготовительный – включающий диагностическую, прогностическую и организационную деятельность:

- обобщение и анализ существующего опыта работы по выявлению условий и диагностики оснований дифференциации, учащихся в процессе воспитания с целью успешной социализации;

- изучение теоретических аспектов проблемы, осмысление противоречий и предпосылок развития предыдущей программы воспитания;

- совершенствование материально-технического обеспечения программы, работа с документацией.

2013-2015 – запуск программы и этапы реализации:

- приведение основных компонентов воспитательной деятельности в соответствие с параметрами программы;

- совершенствование системы к требованиям реализуемых компонентов программы, в том числе налаживание связей с психологической службой сопровождения;

         - разработка и апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих и практических способностей учащихся;

        - организация мониторинга изучения потребностей и интересов учащихся, их родителей, исследование эффективности образовательного процесса.

        2015-2016 – аналитико-коррекционный этап:

- анализ и рефлексия воспитания, самоопределения коллектива по отношению к дальнейшему развитию.

Ожидаемые результаты воспитательной программы.

А также результатом данной воспитательной программы  является    формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа,самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе  в среднее  образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.

Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.

Деятельность  приведёт  к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.

Ведущие виды деятельности: познавательная, интеллектуальная, эстетическая, физическая, спортивная, духовная.

В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:

  1. умение выслушивать его до конца;
  2. не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
  3. открытость и доступность учащимся.

Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении,

доверии, справедливости и требовательности.

                                    Содержание программы.

1 класс «Познай самого себя»- на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность- учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.

2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.

3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить  и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.

4 класс «Мир семи «Я»»- на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный  анализ своей деятельности, поступков.

Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, учащиеся и их родители.

Основное содержание

Тематические блоки программы создают единую гармонизированную среду – мирную радугу семи «Я» - радугу успеха

МИР каждой души

МИР открытий и  творчества

МИР живой природы

МИР знаний и умений

МИР городов, народов и времен

МИР спорта и здоровья

МИР доброго сердца

«Мир каждой души»

Содержание этого блока ориентировано на формирование у детей позитивного отношения к самому себе, потребности в саморазвитии, самореализации в социально и личностно значимой деятельности.

Цель:

формирование человека самосовершенствующегося, обладающего чувством собственного достоинства, ценностного отношения к собственной жизни и жизни окружающих, способностью к самопознанию, самоопределению, самореализации, саморегуляции и объективной самооценке;

формирование СУМ – самоуправляющих механизмов личности.

Задачи:

1. Воспитывать человека действия, готового проявлять себя в разнообразных сферах социально полезной и личностно значимой деятельности.

2. Прививать иммунитет к негативным влияниям окружающей среды.

3. Выстраивать оптимальный стиль взаимоотношений в группе, с группой и с лидером.

4. Создать в группе обстановку сотрудничества, сотворчества, позицию педагога «рядом и впереди».

5. Устранять или свести к минимуму отрицательные эмоции, чувства тревоги, возникающего при критическом рассогласовании.

6. Позволить каждому участнику воспитательного процесса ощутить себя субъектом жизнедеятельности, проявить и развить свою личность.

1 класс

2класс

3класс

4класс

Беседы

 «Моя любимая мамочка»;

«Мамины руки не знают скуки»;

«Почему меня так назвали»;

«Мои бабушка и дедушка»;

 «Как образовалась моя семья»;

«Как росли мои бабушка и дедушка»;

«Как растили мои бабушки дедушки моих родителей»;

«Что означает моя фамилия»;

«Воспетое народом материнство»;

Ролевая игра «Ежели вы вежливы»;

«Почему я непослушен»

 «Что умеют бабушкины руки»;

«Старость – это всегда слабость»;

«У кого будет мое отчество»

 «Что такое честь фамилии»;

«Я –будущая надежда семьи»;

«Семейное древо»;

«Кто были мои предки»

Конкурсы

 «Данила-мастер» (работа с природным материалом)

Конкурс рисунков «Моя семья»

 «Маленькая хозяюшка»;

«Рыцарский турнир»;

Конкурс рисунков и творческих работ «Семья и школа»

Конкурс рисунков и творческих работ «Профессии наших родителей»;

Конкурс чтецов на заданную тему

Конкурс красоты и очарования;

«А и сильные и могучие богатыри на славной Руси»;

Инсценирование народных сказок

Праздники

 «Давайте познакомимся»;

Праздник мам;

Праздник ко Дню защитника Отечества

 «Род, родные, Родина»;

«При солнышке тепло, при матери добро»;

Семейный праздник «Веселые старты»

 «Мама, папа и я – спортивная семья»;

«Масленица»;

«Что за день 8 Марта!»

 «И вот он дом, в котором мы живем»;

«Фабрика звезд» (Выпускной)

«Мир открытий и творчества»

Цели и задачи:

  1. стимулировать интерес учащихся к занятиям творчеством
  2. Развивать в детях чувство красоты, умение видеть, чувствовать, понимать красоту и беречь её.
  3. Средствами предметов художественно-эстетического цикла формировать нравственную, духовно-развитую личность, способную к самосовершенствованию, поиску смысла жизни, стремящуюся к правде, добру, красоте.
  4. отметить успехи учащихся школы в сфере творчества, создать ситуацию успеха для талантливых личностей
  5. создать условия для развития у учащихся творческих способностей.

1 класс

2класс

3класс

4класс

Беседы

«Помоги братьям меньшим»;

«Птицам нужна помощь»;

«Чтобы радость людям дарить, нужно добрым и вежливым быть»

«Прекрасное в моей жизни»;

«Правила хорошего тона»

«Русские традиции»

«В гостях у кота Леопольда» - беседа «Давайте жить дружно».

Конкурсы

«Здравствуй, Зимушка - зима» Конкурс рисунков;

Конкурс рисунков об осени. Творческий конкурс

«Сделай мир добрее» Конкурс рисунков;

«Мастерская Деда Мороза» Конкурс поделок

 «С Незнайкой на Луну» - игровая программа.

«Так говорили в старину» - «Поле чудес».

Конкурс детективных комиксов.

Праздники

«В гостях у В. Шаинского». Музыкальный час.

«Книжкина страница». Фестиваль художественного слова совместно с учителем музыки

«Учимся правильно жить и дружить»

Конкурсная программа  «Принцы страны чудес»

Мероприятие  «Страна чудес - страна талантов»

«Мир живой природы»

Цель:

  1. Повышение уровня информированности детей  об экологических факторах и их влиянии на здоровье.
  2.  Усвоение ребятами норм экологически правильного поведения в повседневной жизни.
  3. Охрана зелёных насаждений.
  4. Забота о птицах, рыбах, овладение навыками первой помощи при укусах пчёл, ос, змей.

1 класс

2класс

3класс

4класс

Беседы

 «Не ломайте веточку»;

«Осенний лист – краса природы»;

Классный час «Синичкин день»;

«Красота природы моей местности»;

«Чем славится моя станица»

 «Растения – составная часть природного окружения человека»;

«Не нарушайте тишину»;

«Красная книга Челябинской области»

 «В лесу родилась елочка»;

«Земля – наш общий дом»;

 «Мое место в природе»;

 «Красная книга»;

«Этот удивительный мир животных»;

«Как прекрасен этот мир, посмотри!»

Конкурсы

Конкурс загадок «Алфавит»;

Конкурс рисунков о природе

Конкурс поделок из природного материала

Конкурс загадок «Вопросы Деда Всеведа»;

Конкурс рисунков и творческих работ  «Природа глазами детей»;

Конкурс тематических листовок и плакатов «Охрана растений и животных»;

«Вода –эликсир жизни» (викторина);

«Веселая рыбалка»        (конкурс загадок на экологическую тему)

Конкурс сочинений на экологическую тему;

Олимпиада «Земля – наш общий дом»;

Конкурс чтецов

Праздники

Утренник «Осенний листопад»

Праздник урожая

Праздник цветов

Литературно –музыкальный праздник «Родина любимая моя»;

Праздник «Золотая осень»

«Мир знаний и умений»

Цель:

Развитие в учащихся способности рационально мыслить, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.

Задачи:        

1.        Определить круг реальных учебных возможностей            ученика и зону его ближайшего развития.

2.        Создать условие для продвижения учащихся в интеллектуальном развитии.

3.        Формировать интеллектуальную культуру учащихся, развивать их кругозор, любознательность.

Новое качество образования – основным критерием качества образования деятельности выступает успешная социализация всех субъектов обучения и воспитания.

Типы образовательных результатов

Служение

Творчество

Воспитание

Учебная деятельность

Современная школа представляет собой сложную социально-педагогическую технологию подготовки подрастающих поколений к социальному функционированию, к включению в жизнь, она решает задачи развития, воспитания, образования и социализации детей.

Дополнительное образование детей осуществляется в муниципальных образовательных учреждениях: ДДТ, ДЮСШ, музыкальная школа. Законом РФ «Об образовании» определены основные функции системы дополнительного образования.

1.Социальные функции (формировать общие социальные ценности; выявлять и поддерживать детей, способных к творческой деятельности).

2.Педагогические функции (удовлетворять познавательные коммуникативные потребности, а также потребности в личном самоопределении, формировать духовный образ жизни).

1 класс

2 класс

3класс

4класс

Беседы

Урок гражданственности «Я – гражданин России»;

«Москва – столица нашей Родины»;

«Почему учатся в школе?»;

«Книги –наши друзья»;

 «Дорогая моя столица…»

«Флаги России»;

«Пионеры герои»;

«Правила дорожные знать каждому положено»;

«Покорение луны и Марса»

Что празднуют 1Мая.

 «Откуда есть пошла земля русская»;

«Герои России»;

Экскурсия в музей

«5 минут у карты»;

Встреча с детьми войны;

Что такое «патриотизм»?;

«Знаем ли мы себя?»

Конкурсы

Конкурс рисунков на военную тематику;

Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы;

Конкурс загадок различной направленности;

Конкурс рисунков «Святые заступники Руси»;

Викторина «Крестики-нолики»;

Конкурс загадок на заданную тематику;

Конкурс рисунков на военную тематику;

Игра –аукцион «История гимна, герба и флага России»;

Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы;

Конкурс рисунков и сочинений  «Святые заступники Руси»;

Конкурс плакатов «Я против войны;

Изготовление макета на военную тему»;

Конкурс чтецов «Широка страна моя родная»;

Конкурс строя и песни посвященный Дню Победы;

Конкурс рисунков и сочинений  «Святые заступники Руси»

Праздники

 «Учебный день, которого нет в расписании»

Праздник чая;

Праздник Азбуки

«По страницам любимых сказок»

 «Как мне милы родные звуки» (музыкальная гостиная)

Вечер памяти, посвященный Дню Победы;

Выставка «Быт наших предков»

«Мир городов, народов и времен»

Воспитание патриота страны – одно из главных условий национального  возрождения.

Патриот – это человек, преданный и любящий свою Отчизну, свой народ; человек, умеющий реагшировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право.

Важно воспитать не стороннего наблюдателя, а действительного гражданина своей Родины.

С педагогической точки зрения патриот – личность, обладающая единством духовно – нравственного и правового долга.

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно-патриотический и другие аспекты.

В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.

Учреждение   образования детей, являясь сложным организмом, отражает характер, проблемы и противоречия общества и в значительной степени благодаря своему воспитательному потенциалу определяет ориентацию конкретной личности, отвечает за социализацию личности. Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Новое время требует от учреждения образования детей содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность и сознательное участие в ней, через изменение климата учреждения, развитие самоуправления можно достигнуть успехов в этом направлении.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально ценными делами, к реализации прав и обязанностей, а также укрепления ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Цель: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

Задачи:

  1. проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для эффективного патриотического воспитания школьников;
  2. утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
  3. привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края.

основные моменты деятельности классного коллектива и учителя:

  1. знакомство с законами и правовыми нормами государства;
  2. формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам;
  3. сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся;
  4. формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.

1 класс

2класс

3класс

4класс

Беседы

История города Верхнеуральска в истории России

Моя малая Родина - Верхнеуральск

«Подвигу народа – жить в веках»

Ветеран живет рядом

Конкурсы

Конкурс стихов. Школьная библиотека

«Я этим краем навек очарован». Конкурс рисунков

«Вперед, мальчишки!». Военно – спортивная игра

Праздники

«Покормите птиц зимой»

«Мое Отечество - Россия»

«Мир спорта и здоровья»

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития представляют всё новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Актуальность направления обеспечение жизни и здоровья учащихся подтверждают статистические показатели:

  1. физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей;
  2. 25-35% детей, пришедших в 1 класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания;
  3. 90-92% выпускников школ находятся в «третьем состоянии», т.е. они еще не знают, что больны;
  4. Только 8-10% выпускников школ можно считать действительно здоровыми;
  5. 5% взрослого населения страны хронически больны, а 95% - находятся в «третьем состоянии».

Цель:использование педагогических технологий и методических приёмов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека.

Задачи:

  1. Достичь максимально возможного уровня физического развития и здоровья детей.
  2. Всесторонне развивать физические качества и двигательные способности ребёнка.
  3. Проводить профилактику заболеваний.
  4. Укреплять здоровье, закаливать организм.
  5. Следить за состоянием здоровья.
  6. Формировать у детей потребность быть здоровыми, а также устойчивый интерес к физической культуре и спорту.
  7. Вооружить учащихся, учителей и родителей знаниями по использованию средств физической культуры в учебной, трудовой и семейной жизни.
  8. Проводить мониторинг здоровья детей: следить за уровнем здоровья, физического развития, двигательной подготовленности и уровнем осознанности ценности здоровья.

Концептуальные положения:

  1. Приоритет здоровья над другими ценностями.
  2. Здоровье – главная жизненная ценность. Забота о здоровье необходима и здоровому, и больному человеку.
  3. Валеологическийподход. Триединый принцип валеологии: формирование, сохранение и укрепление здоровья индивида на основе использования всех позитивных факторов; подход к здоровью с помощью образования.
  4. Педагогизацияокружающей среды: организация целесообразного здоровьеразвивающего пространства.
  5. Принципприродосообразности:  учёт и использование физиологических возможностей организма ребёнка в соответствии с возрастным развитием, дифференцированный и индивидуальный подход к ребёнку.
  6. Принцип саморегуляции: «чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные» (Н.Амосов).

Физкультурно-спортивные организации

Виды физкультурно-спортивной деятельности

Организационные формы

Методы

Здоровье – это не только отсутствие болезней, но физическая, социальная и психическая гармония человека, а также доброжелательные, спокойные отношения с людьми, природой и наконец, с самим собой. Известно, что здоровье человека формируется с детства. Издревле считалось, что именно здоровье нации является «визитной карточкой» государства, показателем его культуры и процветания.

В школе реализуется программа «Школа способствующая здоровью», внедряются здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательный процесс:

  1. динамические паузы;
  2. гимнастика для глаз;
  3. релаксационные упражнения;
  4. аутотренинги;
  5. ионотерапия;

Используются современные педагогические технологии и методики:

  1. методика Зайцева;
  2. игровые технологии;
  3. логоритмика.

Лечебно-профилактические оздоровительные мероприятия:

  1. обеспечение щадящего, охранительно-педагогического обучения;
  2. нормализация учебной нагрузки;
  3. профилактика гриппа и других заболеваний;
  4. организация горячего питания;
  5. мониторинг состояния здоровья обучающихся.

Воспитание здорового ребенка осуществляется совместными усилиями семьи и школы:

  1. родительские собрания;
  2. беседы;
  3. «круглые столы» по проблеме;
  4. физкультурные праздники «Папа, мама, я – спортивная семья»;
  5. дни открытых дверей;
  6. практикумы для родителей;
  7. экскурсии.

1 класс

2класс

3класс

4класс

Беседы

 «Телевизор в жизни ребенка»;

«О необходимости соблюдения гигиены»;

«Как правильно одеваться, чтобы не заболеть»

 «Дружи с водой;

«О здоровом сне»;

«Спорт –это залог здоровья»;

Беседа с врачом «Как быть здоровым»;

«Вредные привычки»;

«Курить или жить»

 «О медицинских профессиях»;

«О вредных привычках»;

«Как уберечься от насилия»;

Беседа с врачом «Уроки Мойдодыра»

«Режим дня в жизни школьника»;

Встреча с врачом педиатром «О вредных привычках»;

«Если хочешь быть здоров -закаляйся»;

«Анри Дюнан–основатель Красного Креста»

Конкурсы

 «Загадки от доктора Пилюлькина»;

Конкурс рисунков на тему «Мое здоровье»

Конкурс рисунков на тему «Мое здоровье»

 «Какие лекарственные растения ты знаешь»;

Конкурс рисунков, листовок на тему «Мое здоровье»

Конкурс рисунков, листовок и плакатов на тему «Мое здоровье»;

Конкурс плакатов «Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца»

Праздники

 «Как настроение?»

 «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

Веселый урок о здоровье (предметно –тематический праздник)

Предметно –тематический праздник «Отчего мы иногда болеем»

«Мир доброго сердца»

Цели и задачи:

  1. Формировать ценностное отношение к традиционным семейным отношениям, маме как хранительнице семейного очага.
  2. Воспитывать любовь к дому, родителям, близким.
  1. Заставить задуматься о том, что лишь семья может воспитать в детях существенные стороны культуры.
  2. Воспитание таких нравственных качеств как доброта, сопереживание, взаимопомощь.

1 класс

2класс

3класс

4класс

Беседы

 «Телевизор в жизни ребенка»;

«О необходимости соблюдения гигиены»;

«Как правильно одеваться, чтобы не заболеть»

 «Дружи с водой;

«О здоровом сне»;

«Спорт –это залог здоровья»;

Беседа с врачом «Как быть здоровым»;

«Вредные привычки»;

«Курить или жить»

 «О медицинских профессиях»;

«О вредных привычках»;

«Как уберечься от насилия»;

Беседа с врачом «Уроки Мойдодыра»

«Режим дня в жизни школьника»;

Встреча с врачом педиатром «О вредных привычках»;

«Если хочешь быть здоров -закаляйся»;

«Анри Дюнан–основатель Красного Креста»

Конкурсы

 «Загадки от доктора Пилюлькина»;

Конкурс рисунков на тему «Мое здоровье»

Конкурс рисунков на тему «Мое здоровье»

 «Какие лекарственные растения ты знаешь»;

Конкурс рисунков, листовок на тему «Мое здоровье»

Конкурс рисунков, листовок и плакатов на тему «Мое здоровье»;

Конкурс плакатов «Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца»

Праздники

 «Как настроение?»

 «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

Веселый урок о здоровье (предметно –тематический праздник)

Предметно –тематический праздник «Отчего мы иногда болеем»

В  процессе воспитательной деятельности используются следующие технологии:

Технология групповой проблемной работы используется, например, при выработке законов школьной жизни.

Этапы реализации технологии групповой проблемной работы:

1. Создание проблемной ситуации

На основе проведенного анкетирования зачитываются мнения школьников о жизни в школе, о том, как можно сделать ее лучше, выдвигается проблема, то есть противоречие между имеющимся и желаемым.

2. Постановка задачи при помощи наводящих вопросов; предлагаются идеи выработки законов школьной жизни

3. Формулировка законов

Педагог предлагает в безальтернативной форме порядок разработки законов школьной жизни: «Пусть сначала каждый решит и напишет, какие три главных закона будут в нашей школе, чтобы от их выполнения всем было лучше, а потом мы объединим эти законы».

4. От индивидуального продукта – к групповому

После написания индивидуальных списков законов продолжается работа в парах, когда из шести индивидуальных правил предлагается сделать список из трех законов. Затем все повторяется, но теперь из шести парных правил создается перечень трех законов и т.д.

5. Продукт проблемной работы

В итоге появляется список законов, предложенных группами. Если их слишком много, подключается метод мягкого ранжирования. Подсчет голосов (каждый выбор группы – 1 голос) позволяет привести кодекс в удобный вид. Этот список ярко оформляется и предъявляется  для внедрения в школьную жизнь.

Технология коллективных творческих дел, как обычно, имеет шесть этапов: совместное решение о проведении дела, коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение дела, коллективный анализ и решение о последствии.

После принятия решения о проведении коллективного дела, например традиционного «Дня именинника»,  классный коллектив делится на группы, которые вырабатывают предложения по организации дела и выдвигают своих представителей во временную группу организаторов (совет дела). Совет дела разрабатывает на основе предложений групп проект КТД, дает задания группам по подготовке, помогает группам и координирует их усилия. Проведение КТД опирается на активность групп, подключая для активизации школьников соревновательность, игру и импровизацию. После окончания дела проводится совместный анализ дел, организованный так, чтобы все участники дела могли выразить свое отношение, мнения, чувства по поводу прошедшего события.

Технология информационного зеркала подразумевает осуществление действий учащихся через информацию, поданную в графическо-настенной форме. Большую роль в реализации данной технологии играет министерство печати, освещающее события жизни школы и города. Желаемый результат «информационного зеркала» – опыт активного отношения к публичной графической информации, сопровождаемый различными эффектами: формированием, изменением тех или иных позиций ребят; динамикой отношений ребят в связи с задаваемым «информационным зеркалом» содержанием.

Педагогическую поддержку программы «Мир семи «Я»» осуществляют социальная служба школы, медицинская служба, психологическая служба, классные руководители, воспитатели ГПД,  руководители кружков, которые выполняют диагностическую, прогностическую, корректирующую функции на пути становления успешной личности на основе личного портфолио ученика.

        Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной, проектной и др.

Портфолио учащихся основано на 4 принципах:

У всех учащихся школы есть личное портфолио, где они ежемесячно отмечают свои достижения. Так как успех понимается нами как рост личности по сравнению с собой в прошлом, то позитивное продвижение личности за определенный период – это и есть его успех.

Структура портфолио ученика

Место и роль классных руководителей в реализации программы

«Мир семи «Я»».

        М. Коллинз в «кодексе учителя» определяет конкретные способы воспитания успешного человека:

  1. Твердо верьте: все дети рождаются быть успешными. Единственное, в чем они нуждаются – это в вере в них.
  2. Каждый день собирайте большой урожай успеха учащихся, не позволяйте ни одному из них быть неудачником.
  3.  Учите со страстью, учите с преданностью и стальной ориентацией на успех, которая не позволит учащимся соскользнуть на неуспех .

        Данная программа может помочь классным руководителям:

  1. наполнить жизненное пространство своих воспитанников деятельностью, которая будет им интересна;
  2. определить направления и спланировать воспитательную работу с учетом интересов и способностей ребят данного класса.

        Определившиеся в начале года номинации, в которых учащиеся отдельного, конкретного класса могут и хотят заявиться и окажутся направлениями, по которым планируется работа в данном классе. Далее классный руководитель занимает позицию сопровождающего, помощника в подготовке детей к конкретным делам, постоянно стимулируя их к проявлению личностных качеств.

        Смысл и главное предназначение воспитательной работы классного руководителя заключается в направленности процесса воспитания на развитие ребенка.

Организация  деятельности  классных  руководителей.

  1. Индивидуальная работа по  изучению и коррекции развития личности ребенка.
  2. Организация досуга учащихся, свободного  общения.
  3. спортивно-оздоровительная работа.
  4. приобщение учащихся к мировым достижениям, культуры (посещение театров, концертов, выставок, музеев).
  5. Развитие художественных способностей через урочную деятельность.
  6. Связь с  семьей, работа с родителями, педагогический  всеобуч.
  7. Вовлечение учащихся своего  класса в систему дополнительного  образования.

        Организация этой  деятельности составляет  суть работы  классного  руководителя ребенка, в котором принимает участие весь  педагогический  коллектив МОУ "Начальная школа - детский сад".

Дополнительное образование.

        По реализации дополнительного образования  все образовательные учреждения можно рассматривать на 4 уровнях:

1-й уровень – набор отдельных кружков и секций;

2-й уровень – характеризуется продуманной программой клубных объединений, студий;

3-й уровень – когда дополнительное образование выводится отдельную образовательную область;

4-й уровень – когда основная деятельность образовательного учреждения, его структура направлены на дополнительное образование.

        Прежде чем планировать и организовывать работу, необходимо знать детей, их образовательные и творческие потребности, ценностные ориентации, узнать, как проводят они свое свободное время.

        Анализ полученных данных при анкетировании показывает, независимо от возрастных различий приоритетными ценностями для школьников считается: активная жизнь, познание (возможность расширение своего образования), здоровье, творчество, уверенность в себе, красота природы и искусства, общественное признание (уважение окружающих, одноклассников).

        Целью дополнительного образования являются выявление и развитие способностей каждого ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, способной впоследствии на участие в духовном развитии общества

Взаимодействие  с  учреждениями  дополнительного  образования.

Управление  воспитательной  системой.

Предвосхищаемый образ выпускника школы

        Выстраивая предвосхищаемый образ выпускника школы, мы будем исходить из того, что это динамическая система, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника – это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа. Исходя из того, что человек – это природное (индивид, «гомо сапиенс»), психологическое (личность),  социальное (гражданин) существо, определяем следующий образвыпускника начальной школы:


СХЕМА САМОУПРАВЛЕНИЯ В КЛАССЕ:

Для более эффективной работы, вместе с детьми были разработаны законы, по которым мы теперь живем и учимся:

  1. Закон уважения: Уважай людей, и тогда люди будут уважать тебя.
  2. Закон дружбы: В жизни происходят события, которые тяжело пережить одному. Тогда на помощь приходит друг.
  3. Закон храбрости: Будь храбрым и не бойся препятствий.
  4. Закон любви: Люби своих друзей, Родину и всё то, что тебя окружает.
  5. Закон доброты: Доброта – это сила. Не бойся быть сильным: дари людям добро.
  6. Закон трудолюбия: Труд сделал из обезьяны человека. Трудись, чтобы не вернуться назад!
  7. Закон дисциплины: Дисциплинированному человеку не страшны трудности и препятствия.
  8. Закон милосердия: Рядом с тобой может оказаться человек, которому нужна помощь. Помоги!!!

Семья и школа как партнеры.

Направления работы  с родителями:

  1. Установление и поддержка постоянной связи с родителями.

  1. Выработка единства требований семьи и школы к воспитанию личности ребенка.

  1. Привлечение родителей к организации работы  с классом.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи.

Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу. По существующему законодательству родители несут ответственность за воспитание детей.

Под семейным  воспитанием понимается вся совокупность целенаправленных воспитательных  и неуправляемых социализирующих воздействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи.

Цель: содействие  возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания; помощь семье в осознании и оформлении своей системы жизненных ценностей; помощь родителям в овладении навыками творческой семейной педагогики.

Задачи:

  1. Повышение психолого-педагогической культуры и компетентности родителей, формирование у них активного педагогического сознания.
  2. Просвещение родителей в вопросах духовной культуры и духовно – нравственных основ семейного воспитания.
  3. Помощь родителям в изучении и осознании особенностей        своего ребенка и своей         семьи.
  4. Помощь родителям в овладении навыками совместного проживания с детьми семейных событий: будничных и праздничных.

Тематика родительских собраний:

Сентябрь:

  1. Педагогическое мастерство родителей при воспитании детей в семье.
  2. Семья как социально – нравственная ценность.

Октябрь:

  1. Духовно – нравственные основы семьи и традиции в семейном воспитании.
  2. Досуг в семье. Взаимодействие семьи и школы по организации досуга учащихся.

Декабрь:

1. Методы воспитания, педагогическое общение, индивидуальное взаимодействие в системах семейного и школьного воспитания.

2. Творческая одаренность: социальный смысл и психолого-педагогические проблемы (развитие, диагностика, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей).

Февраль:

  1. Особенности развития и формирования личности ребенка.
  2. Современная семья глазами разных специалистов: психолога, педагога, социолога, этнографа, священника.

Май:

  1. Проблема содержания семейного общения. Духовная жизнь семьи.
  2. Знакомство детей в семье с образами русской, художественной и музыкальной культуры.

Консультации и телефон доверия  «Учитель – родитель».

Цель: содействие семье в решении тех или иных конкретных проблем.

Примерная тематика для консультации родителей:

  1. Возрастные особенности.
  2. Соотношение детской самостоятельности и родительского контроля в семейном воспитании.
  3. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь.
  4. Что делать, если ребенок не любит читать.
  5. Как развить у ребенка произвольное внимание и память.
  6. Жизненные ценности современного школьника.
  7. Телевизор и компьютер в жизни семьи и ребенка. Влияние телепередач и компьютерных игр на психологическое состояние, формирование характера и познавательной сферы ребенка.
  8. Ответственность, самооценка и самоконтроль: их развитие у младшего школьника.
  9. Проблема непонимания в семье: пути эффективного преодоления.
  10. Значение общения с родителями в формировании личностных качеств ребенка.
  11. Значение общения со сверстниками в формировании личности ребенка.
  12. Друзья детей: друзья или враги дома.
  13. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
  14. Причины и последствия детской агрессии.
  15. Грубость и непонимание в семье.
  16. Наказание и поощрения в семейном воспитании.
  17. Труд в жизни современного ребенка.
  18. Детская тревожность. К чему она может привести и как ее преодолеть.
  19. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
  20. Три поколения в семье: проблемы общения.

Я придерживаюсь следующих принципов:

  1. полное взаимопонимание и   согласованность действий;
  2. постоянный контакт с родителями;
  3. опора на положительные черты в каждом ребенке.

Взаимодействие школы и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время. Учитель – ученик – родитель – вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.

Формы работы с родителями.

Основные формы работы с семьей: групповые и индивидуальные.

Групповые формы работы с родителями:

  1. организационные
  2. тематические
  3. итоговые
  4. родительский клуб «Готовим ребенка к школе»

Индивидуальные формы работы с родителями:

  1. беседы с родителями
  2. консультации (групповые и тематические)
  3. посещение семьи

Для приобщения родителей к проблемам воспитания и превращения их в партнеров учителя успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями:

  1. различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);
  2. совместные с родителями внеклассные мероприятия (праздники, турпоходы, соревнования, поездки в театр);
  3. семейные праздники и традиции, конкурсы.

Законы                            

           родительской

истины.

Закон №1.Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон №2. Не унижайте ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Закон №3. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.

Закон №4. Не  налагайте запретов. В природе ребёнка - дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон №5. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

Закон №6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон №7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте ребёнку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие.

Закон №8. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон №9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон №10. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для вас, родители!

Закон №11. Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!

Циклограмма

 мероприятий по обеспечению жизни и здоровья учащихся

Цель данных мероприятий: формирование потребности в здоровом образе жизни,развитие у учащихся чувства ответственности за   собственную безопасность

Месяц

Мероприятие

Задачи

сентябрь

Азбука дорожного движения.

Дорога в школу и домой

Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды

Учить выбирать наиболее безопасный путь в  школу и домой

Чтотакоережимдня?

Познакомить уч-ся с понятием «режим дня»

Формировать у уч-ся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья

октябрь

Кого называют пешеходом, водителем? Что такое транспорт?

Развивать умения оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров, как правильные, безопасные и неправильные -  опасные.

Познакомить учащихся с правилами поведения в общественном транспорте.

Огонь - наш друг и враг!

Познакомить уч-ся с правилами поведения  при пожаре дома, в школе.

Формировать умения обращаться с огнеопасными приборами

ноябрь

Какие опасности подстерегают        нас на улицах и дорогах?  

Формировать и развивать у учащихся целостное восприятие окружающей дорожной среды

Провести анализ  типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах

Гигиена и еезначение

Рассказать уч-ся о значении гигиены.

Формировать культуру сохранении я здоровья

декабрь

Светофор

Дать первоклассникам новое понятие «Светофор».

Объяснить его сигналы и научить различать сигналы светофора для водителей и пешеходов.

Чтотакоевредныепривычки?

Формировать у уч-ся  потребность вести здоровый образ жизни.

Дать уч-ся понятие о вредных и полезных привычках.

январь

Правила поведения на   обочине, тротуаре, пешеходной    дорожке

Сформировать у учащихся представление о значении терминов «тротуар», «пешеходная дорожка» и «обочина».

Обучать детей правилам дисциплинированного поведения на улице.

февраль

Что такое проезжая часть  дороги?

Познакомить уч-ся с новым термином «проезжая часть дороги».

Повторить правила поведения на тротуаре и обочине.

Соревнования, посвященные      

Дню защитника Отечества

Формирование  у уч-ся интереса к занятиям спортом.

Приобщение уч-ся к соблюдению здорового  образа жизни

март

Пешеходныйпереход

Повторить знания о проезжей части  и правилах движения на тротуаре, пешеходной дорожке и обочине.

Сформировать представление о пешеходном переходе

апрель

Чтоозначаютдорожныезнаки?                  

Познакомить уч-ся со значением дорожных знаков для пешеходов, научить понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на дороге

Правилаповеденияпри ЧС                                        

Познакомить уч-ся с понятием «чрезвычайная ситуация»

Формировать у уч-ся умение вести себя в чрезвычайных ситуациях

май

Я –   пешеход (экскурсия)

Показать уч-ся опасные места вокруг школы.

Научить      первоклассников видеть движение машин, концентрировать внимание на них

Циклограмма

мероприятий по воспитанию патриотических чувств, формированию опыта гражданско-правового поведения

Цель данных мероприятий: создание  условий для воспитания личности, любящей свою         Родину, бережно относящейся к традициям своего народа, для формирования опыта гражданско-правового поведения

Месяц

Мероприятие

Задачи

сентябрь

Я - школьник

Познакомить уч-ся с правилами поведения в школе, с правами и обязанностями школьников

октябрь

Моя малая Родина –  Верхнеуральск

Познакомить уч-ся с историей.

Познакомить уч-ся с памятниками Верхнеуральска.

ноябрь        

4 Ноября – праздник  Народногоединства

Познакомить уч-ся с традициями Дня народного единства

Развивать чувство патриотизма и любви к Родине.

декабрь

Конституция – основной закон  нашей страны

Дать представление уч-ся о Конституции России как об основном законе нашей страны

Февраль

23 Февраля - ДеньЗащитникаОтечества

Развивать чувство патриотизма и любви к Родине.

Познакомить уч-ся со славными страницами российской истории, русской армии

май

9 Мая - ДеньПобеды

Развивать чувство патриотизма и любви к Родине.

Познакомить уч-ся с  историей возникновения Дня Победы.

В соответствии со всем вышесказанным я подобрала определенные методы и приемы работы с классным коллективом:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по воспитательной работе в начальных классах "Волшебные острова"

Программа по воспитательной работе в начальных классах....

Программа по воспитательной работе

Программа по воспитательной работе...

Авторская программа по воспитательной работе"Азбука жизни"

Программа  расчитана для проведения воспитательных  часов в 1 классе....

Программа по воспитательной работе.

Программа по воспитательной программе соответствует новым требованиям....

Программа по воспитательной работе "Солнечный круг"

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММАпо воспитательной работе«Солнечный круг»учителя начальных классовМОУ СОШ№ 39г.ЧебоксарыКосолаповой Марины Александровны...

Программа по воспитательной работе «Мир, в котором Я живу»

Продолжительность программы :  4 года. Возраст обучающихся :  7 -11 лет.  Основные направления работы:1.              «Я...

Авторская программа по воспитательной работе "Ступени совершенства"

Программа разработана на все 4 года, структурирована, соответствует всем требованиям и нормам начальной школы....