Клубный час с использованием ИКТ "Поговорим о милосердии" 3 класс
методическая разработка (3 класс) по теме

Это разработка клубного часа.На основе имеющихся знаний дети выясняют значение слова МИЛОСЕРДИЕ, через жизненные ситуации учатся различать милосердные поступки, правильно относиться к инвалидам...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klubnyy_chas_s_ispolzovaniem_ikt_na_temu.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:




МБОУ «Балтасинская гимназия»

















Клубный час



«Поговорим  о милосердии»



(3 класс)









        Автор: воспитатель ГПД



Нигаматзянова Гульнара Ильдаровна















2011-2012 гг.


Цель:

 Способствовать формированию ценностного отношения к окружающему миру, пониманию и осознанию учащимися нравственной  ценности «милосердие», дать детям возможность понять, что люди с физическими недостатками имеют право на то, чтобы к ним относились так же, как и ко всем другим людям.

Задачи: 

-учить детей выражать свои мысли, чувства, эмоции, создать условия для свободного общения и самовыражения в процессе  мыследеятельности детей на занятии.

 -развивать воображение, устную речь детей, умение размышлять, задумываться над поступками людей, быть терпимым, толерантным к чужому мнению.

-воспитывать уважительное, внимательное отношение к близким людям, развивать навыки  доброжелательного и добродетельного поведения, способность  к сопереживанию, и адекватному проявлению своих чувств.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация занятия, листочки с ответами тестов, листочки с буквами, фонограмма  песен « Если добрый ты», «Дорогою добра», отрывок из произведения Крапивина «Самолёт по имени Сережка», клубок ниток, памятка «Жизненные правила», отрывки из мультфильма « Снежная королева», видеофильм  

« Паралимпиада», социальный проект « Мы рядом».

Форма занятия: проблемная беседа, тренинг

Ход занятия.

1.Организационный момент

Звучит музыка. Дети сидят на стульях полукругом.

    - Ребята, пожалуйста, встаньте, возьмитесь за руки, улыбнитесь друг другу.

2.Определение темы занятия.

Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком.

- Послушайте стихотворение и попробуйте отгадать, какое  же это качество.

Слово это серьезное,

Главное, важное,

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно важней, чем лица красота.

Догадались, что это?

Милосердие! Сердец доброта!

(слайд 2)

- Почему стоит многоточие?

- Верно, мысль не окончена.

- Как вы понимаете «милосердие»? С какими качествами человека  или  поступками людей ассоциируется у вас это слово?

Упражнение «Мозговой штурм».

 На доске записываю ответ каждого ребёнка, который не обсуждается и не критикуется.

3. Основная часть.

А) Работа  над  смыслом слова  « милосердие».

 - Как получилось слово «милосердие»?

- Какая часть слова указывает на его основной смысл?

- Корень слова «милосердие».

- Назовите его (Здесь два корня  мил и серд)

- Молодцы! Итак, корень «мил»,  корень «серд»

                (слайд 3)

- Давайте подберем родственные слова с корнем «мил»  (Слайд )

- Назовите слова с корнем «мил» (милый)

- Кто милый? (ребенок, цветок, котенок)

  (слайд 4)

- Значит милый – это приятный?

- С какой интонацией мы произносим «милый» (доброй, ласковой, нежной)

Мы с нежностью говорим: милый, милая. Милый тот, кто мил нашему сердцу, кому мы радуемся при встрече, кого любим, кого всегда хотим видеть, по кому скучаем, если его нет.

 - Ребята, назовите еще слово с корнем «мил»   (милость)

 - Что думаете о значении этого слова?

 ( Помощь, любовь, жалость, добро)

Игра «Да, нет, не всегда»

На доске написаны  3 слова. Встаньте рядом с тем словом, которое является ответом на вопросы:

- Может ли человек прожить жизнь, ни разу не обратившись за  помощью?

- Может ли человек прожить жизнь, ни разу не испытав чувства благодарности за оказанную ему помощь?

  Тренинг « Связующая нить»

- Сейчас вы возьмёте клубок, он покатится по рукам. Пока он у вас  в руке, можете пожелать что-то хорошее себе и одноклассникам. Нитку из рук не выпускайте.

 Вот клубок оказался снова у меня. Теперь мы все оказались  связанными одной нитью. Вот также прочно связаны ваши отношения друг  с другом, ваши мысли, чувства, дела. Если спутаете или разорвёте эту нить, вы разорвёте ваш прочный союз.

Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им. Будьте добры ко всем окружающим людям.

- Если мы любим человека, мы готовы простить ему все -  любой недостаток, любой дурной поступок, любую слабость. Отсюда слово «помиловать» - простить, отнестись с любовью к такому человеку, которого нам простить трудно.

- Ребята, а вы умеете прощать? Прощали ли вы кого-нибудь? А мама? А бабушка?

Итак, родственные слова: милый, милость, помиловать.

-Теперь подберем родственные слова с корнем «серд».

(Сердце)

(слайд 5)

- Давайте вспомним сказку Х. Андерсена «Снежная Королева». (Осколки ледяного зеркала попали в сердце Кая, отчего он и сделался злым и жестоким.  Поступки у него тоже были злые и жестокие)

- Частенько приходится слышать «Сердце болит». Поясните, пожалуйста.

(слайд 6)

Сердце болит –

Душа болит-

( Когда нам обидно, когда мы переживаем, когда вы кого-то обижаете. Неужели душа не болит и вам все равно?)

- Ребята, подумайте, какие слова можно добавить, чтобы полнее раскрыть смысл слова «милосердие»?

- Доброта, жалость, помощь, прощение.

В) Познавательный блок.

- Теперь посмотрим, как объясняется его значение в толковом словаре С.И.Ожегова  и Д.Н. Ушакова

            (слайд 7)

«Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

«Милосердие  - это готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается».

- Что главное в объяснении значения слова? (Готовность помочь, оказать помощь)

(Милосердие – это поступок, поступок добрый, во благо, за который не ждут вознаграждения)

С) Практический блок.

 - Сейчас я вам предлагаю задачи, которые вы обсудите в 3 группах. Подумайте: можно ли в  данной ситуации оказанную помощь  назвать милосердием?

                      ( слайд 8)

Задачи.

  1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжелый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя ему было не по пути.
  2. В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался прейти улицу.  Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
  3. Когда старушка-соседка попросила мальчика купить в магазине молока, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить.

Игра « Подбор синонимов и антонимов»

                  ( слайд 9)

Подбор синонимов

Гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость,  долг,  сочувствие человечность, забота,  честь,  внимание,  ласка,  сострадание, человеколюбие,  жалость, любовь

Подбор антонимов 

Равнодушие,  эгоизм, черствость, бездушие,  злость,  зависть,  высокомерие,  жадность,  жестокость, безжалостность.

-         Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов?

-         Каких людей больше в нашей жизни? Отзывчивых или равнодушных?  

- Скажите, кто может быть милосердным? (человек)

-А как вы думаете, ребята, нужно ли милосердие в наше время, кто нуждается в милосердии?

Старики и пожилые  люди. (слайд 10)

Дети. (слайд 11)

Люди, попавшие в трудные жизненные ситуации (пожар, наводнение, землетрясение, теракт и т.д.) (слайд 12) 

Трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года показала яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Животные. (слайд 13)

Больные люди, инвалиды. ( слайд 14) 

Энергизатор «Танец на стульях».

А сейчас предлагаю вам, сидя на стульях, потанцевать, сделать 3 несложных движения под музыку:

— поочередно поднимайте то левую ногу и правую руку, то правую ногу и левую руку;

— закинув правую за голову, повернитесь налево, затем — левую руку, повернитесь направо (поприветствуйте соседа улыбкой);

— легонько стукните ладошками о коленки, повернитесь к правому соседу и

стукните ладонями его ладони, затем так же — другому соседу.

 Ответьте на вопросы:

- Какие чувства у вас возникли, когда вы танцевали?  (по кругу  отвечают)

- У вас поднялось настроение?

- В каких ситуациях можно танцевать этот танец?

( подвести к тому, что такой танец в виде зарядки можно предложить людям, прикованным к инвалидному креслу.)

- Ребята, сейчас я вам раздам листочки с маленьким  тестом. Внимательно прочитайте вопрос и постарайтесь честно ответить на него.

 Тест.

Когда вы видите человека в инвалидной коляске, вы:

А. Заводите разговор с ним как ни в чем не бывало.

Б. Не знаете о чем говорить, не поднимаете глаз, стараетесь поскорее уйти.

 

- Кто выбрал ответ А, встаньте под буквой А (на стене), кто выбрал ответ Б, встаньте под буквой Б.(ребята распределяются)

-Как вы думаете, почему получилось так, что в группе Б больше детей?( Потому что мы часто не знаем, как себя вести в таких случаях. Мы мало знаем об инвалидах, об их чувствах, не знаем, о чём с ними говорить.)

Может нам поможет в этом анализ отрывка из произведения В. Крапивина «Самолет по имени Сережка».

Чтение первого отрывка из произведения В. Крапивина «Самолет по имени Сережка».

Вопросы:

- Как вы относитесь к герою этого отрывка?

- Как, по-вашему, должны относиться к инвалидам здоровые люди?

- Жалость к инвалидам — это хорошо или плохо?

- Как вы думаете, инвалиды могут участвовать в спортивных соревнованиях? (Шахматы, шашки, армрестлинг, соревнование колясочников).

                      (слайд 15)

- Как, по-вашему мнению, к инвалидам должно относиться государство?

- Ребята, вы слышали о « Конвенции о правах ребёнка»? Она принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Послушайте статью 23 из этой Конвенции.    ( слайд 16)

- Какого рода «особая забота» может быть необходима детям – инвалидам?

- Если бы в вашем классе был ребенок-инвалид, что бы вы сделали, чтобы помочь ему?

 Чтение второго отрывка из произведения В. Крапивина «Самолет по имени Сережка».

- Ребята, оглянитесь вокруг, может в соседнем доме или на соседней улице живёт ребёнок  инвалид. Теперь вы знаете, что он такой же, как и мы, так же нуждается в друзьях, так же любит играть…  Подарите им свои улыбки, свою дружбу.               

4.  Рефлексия

Энергизатор - упражнение «Солнышко».

-Ребята, давайте встаньте в круг, руки протяните перед собой ладонями вверх.

Представьте себе, что у каждого из нас на ладонях есть маленькое солнышко. Это солнышко – милосердие, доброта. Оно очень нужно и вам самим, и близким вам людям, и вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревает нас как солнце. Давайте сделаем круг   как можно меньше, встанем теснее и соединим кончики пальцев. Представьте себе, что наши маленькие солнышки соединились  в одно. И пусть это солнышко согревает вас и напоминает о добре, милосердии. На память о сегодняшнем занятии я вручаю вам памятки жизненных правил, надеюсь,  что они помогут вам выбрать правильную дорогу.

 

Дети поют песню «Дорога добра».

- На следующем занятии я вас познакомлю с добрыми и милосердными старшеклассниками, которые стали друзьями, поддержкой и опорой одной девочки – инвалида, человека удивительно интересного и талантливого.

Проект « Мы рядом»

-Что вам понравилось на занятии?

- Что особенно запомнилось?

Использованная литература и электронные ресурсы

1. Н.И. Дереклеева «Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья»

2. В.М. Пашнина, Т.В. Шепелева «Занятия в ГПД»

3. Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина «ГПД»

4. Екатерина Потемкина, Марина Ковынева,Элли Кин «Первые шаги»

    (Начальный курс обучения правам человека)

5.http://youtube.com/watch?v=a78WBQq9-Kw&feature=related                                   6.http://pedsovet.su/load/11-1-0-6854                                                                                 7. http://vospitatelniza.ucoz.ru/load/prezentacija_quot_miloserdie_quot/1-1-0-21

8. http://www.xapaktep.net/virtues/knightly/mercy/desc.php

9. Конвенция о правах ребёнка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий в начальных классах.

Данная статья познакомит учителей с новинками в сфере образования в начальных классах. Использование современных обучающих технологий в начальной школе Емельянова Л.П.учитель начальных класс...

Использование компьютерных технологий в начальных классах

В  своей  работе  при подготовкек урокам я использую электронные ресурсы учебного назначения: мультимедийные продукты (интерактивные плакаты, презентации, тесты, кроссворды, игры.....

"Времена года" урок с использованием интерактивной доски в 3 классе

Разработка урока  по теме "Времена года" содержит презентации, выполненные в программе Power Point и Notebook. Материалы для урока : дидактический материал, методические рекомендации....

«Внеурочное (внеклассное) занятие с использованием ИКТ» «Поговорим о доброте»

Игра является  самым древним приёмом обучения. Игровые формы обучения на уроке - эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнован...

«Внеурочное (внеклассное) занятие с использованием ИКТ» «Поговорим о доброте»

Игра является  самым древним приёмом обучения. Игровые формы обучения на уроке - эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся, продуктивная форма их обучения с элементами соревнован...

клубный час «Птицы зимой» для учащихся 1–2 класса в группе продлённого дня

клубный час «Птицы зимой» для учащихся 1–2 класса в группе продлённого дня...

Доклад учителя начальных классов ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ» В.Н.Ушаковой. «Использование развивающих тренажеров в начальных классах для детей с ОВЗ»

   Великий русский педагог К.Д. Ушинский считал единство слова и наглядности основой обучения.       В коррекционно-развивающей работе при подборе нагляд...