Программа "Ступени здоровья"
рабочая программа по теме
Образовательная программа по валеологии «Ступени здоровья» предназначена для формирования у воспитанников школы-интерната для детей-сирот здорового образа жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_stupeni_zdorovya.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа по валеологии «Ступени здоровья» предназначена для формирования у воспитанников школы-интерната для детей-сирот здорового образа жизни. Она нацелена на решение следующих задач:
-помочь детям и подросткам познать свой организм и научиться поддерживать его в здоровом состоянии;
-научить воспитанников валеологически и экологически грамотно ориентироваться в окружающих природой среде и социальном пространстве; -привить учащимся стремление соблюдать правила личной и общественной гигиены;
-воспитывать у школьников сознательную потребность в здоровом образе жизни;
-пропагандировать физическую активность;
-сформировать мотивационные основы к дальнейшему сохранению собственного здоровья.
Программа состоит из трёх ступеней школьного образования: 1-4, 5-7 и 8-9 классы.
ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ: 1-4 классы Задачи курса:
1 .Формирование у детей мотивационных основ познания самого себя, своего
организма и окружающего пространства.
2.Привитие санитарно-гигиенических навыков.
3.Изучение основ безопасной жизнедеятельности.
4.0беспечение эффективного физического и психического развития.
5. Формирование основ нравственно-психологического компонента
здорового образа жизни.
6.Осуществление физического воспитания.
Особенности преподавания курса
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе творческой деятельности. Кроме того, каждый отдельный раздел курса включает в себя дополнительные виды деятельности: -чтение стихов, сказок, рассказов; постановка драматических сценок, спектаклей; -прослушивание песен и стихов; разучивание и исполнение песен; -организация подвижных игр;
-выполнение физических упражнений, упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения;
-осуществление точечного профилактического массажа.
В результате усвоения программы первой ступени учащиеся должны уметь:
-выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня.
Учащиеся должны знать:
-факторы, влияющие на здоровье человека;
-причины наиболее распространённых болезней;
-причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
-виды закаливания (пребывания на свежем воздухе, обливание, обтирание,
солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на
физическое состояние и укрепление здоровья человека;
-о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;
-основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
Программа «Ступени здоровья»
I ступень 1-4 класс
№ п/п | Раздел курса, темы | Кол-во часов |
I | Самопознание: кто я есть?
| 5 ч. |
II | Гигиена тела, полости рта
| 5 ч. |
III | Питание – основа жизни. Гигиена питания.
| 6 ч. |
IV | Основы безопасности жизнедеятельности
| 5 ч. |
V | Физическое развитие
| 5 ч. |
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ: 5-7 классы
Задачи курса:
- Обеспечение эффективного физического и психического развития.
- Формирование мотивации здорового образа жизни.
3.Воспитание в подростках сознательной потребности в здоровье и в здоровом образе жизни.
4.Обучение воспитанников методам самопознания, самоконтроля и
программирования собственной деятельности по укреплению здоровья.
5.Формирование индивидуального способа физического
самосовершенствования, психорегуляции и полового поведения.
б.Изучение особенностей безопасной жизнедеятельности.
7.Развитие нравственно-психологического компонента здорового образа
жизни.
8.Осуществление физического воспитания.
В результате усвоения программы второй ступени учащиеся должны уметь:
-осмыслить предлагаемый к изучению теоретический материал и выражать свои суждения по рассматриваемым проблемам;
-программировать собственную деятельность по укреплению здоровья;
-практически осуществлять здоровый образ жизни (утренняя гимнастика, участие в спортивных секциях, физические упражнения и т.д.)
Программа «Ступени здоровья»
II ступень 5-7 класс
№ п/п | Раздел курса, темы | Кол-во часов |
I | Самопознание: кто я есть?
| 6 ч. |
II | Личная гигиена и предупреждение инфекционных заболеваний
| 5 ч. |
III | Самопознание «Я и другие»
| 6 ч. |
IV | Основы личной безопасности и профилактика травматизма
| 5 ч. |
V | Культура потребления медицинских услуг и предупреждение употребления психоактивных веществ
| 6 ч. |
VI | Физическое развитие
| 5 ч. |
ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ: 8-9 классы
Задачи курса:
1. Формирование у школьников валеологически обоснованного, здорового образа жизни.
2.Обучение юношей и девушек основным методам валеологических исследований.
3.Помощь в овладении необходимыми знаниями по предупреждению и способами лечения болезней, навыками доврачебной помощи.
4.Подготовка выпускников к семейной жизни и воспитанию детей.
5.Развитие нравственно- психологического компонента здорового образа жизни.
6.Осуществление физического воспитания и самосовершенствования.
В результате усвоения программы третьей ступени учащиеся должны уметь:
-проявлять интерес и осуществлять исследовательскую деятельность в области валеологии на доступном учащимися уровне; -соблюдать правила безопасности в процессе учебной, бытовой деятельности, а также при проведении физкультурно-оздоровительных занятий;
-сознательно осуществлять здоровый образ жизни, грамотно управлять им, при необходимости - корректировать;
-адаптироваться к негативным факторам в непривычных жизненных ситуациях;
-валеологически грамотно организовывать бытовую и семейную стороны жизни;
-самостоятельно планировать и заниматься социально и личностно
значимыми видами досуговой деятельности;
-регулировать своё поведение в области половых отношений.
Учащиеся должны знать:
-правила дыхания во время физкультурно-оздоровительных занятий;
-системы органов человека и их основные функции;
-основы функционирования нервной системы, причины нарушения
психологического равновесия и способы саморегуляции;
-питательные вещества, витамины и микроэлементы, необходимые для
осуществления жизнедеятельности;
-вредные для организма вещества.
Программа «Ступени здоровья»
III ступень 8-9 класс
№ п/п | Раздел курса, темы | Кол-во часов |
1. | Я – концепция Почему важно быть здоровым | 1 ч. |
2. | Рациональное питание- залог ЗОЖ | 1 ч. |
3. | Диеты: плюсы и минусы | 1 ч. |
4. | Я и окружающий мир | 1 ч. |
5. | Реклама – человек – здоровье | 1 ч. |
6. | Сок как основа хорошего самочувствия | 1 ч. |
7. | Групповое давление | 1 ч. |
8. | Как принимать решение | 1 ч. |
9. | Отрицательные эмоции и настроение | 1 ч. |
10. | Суд над сигаретой | 1 ч. |
11. | Курящая кукла | 1 ч. |
12. | Алкоголь и закон. Алкогольные последствия | 1 ч. |
13. | Мифы об алкоголе | 1 ч. |
14. | Умение отвечать за свое здоровье | 1 ч. |
15. | Уверенное и неуверенное поведение | 1 ч. |
16. | Мифы о наркотиках | 1 ч. |
17. | Умение сказать нет | 1 ч. |
18. | Токсикомания и дети | 1 ч. |
19. | Девушка – будущая мать | 1 ч. |
20. | Особенности женского организма | 1 ч. |
21. | Кто такие ВИЧ инфицированные люди | 1 ч. |
22. | Водные процедуры: ванна, душ, баня, сауна | 1 ч. |
23. | Что такое активный отдых? | 1 ч. |
24. | Туризм – один из видов активного отдыха | 1 ч. |
25. | Соревнования по зимним видам спорта | 1 ч. |
26. | Кто такие моржи? | 1 ч. |
27. | Военноспортивная игра | 1 ч. |
28. | Весенняя спартакиада | 1 ч. |
Ожидаемый результат
- Выполнение правил личной гигиены и готовность самостоятельно использовать данные правила для укрепления поддержки своего здоровья
- сформированность представления о рациональной организации режима дня, учёбы
и отдыха, двигательной активности, умение ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня
□ сформированность представления о правильном (здоровом) питании, его режиме,
полезных и вредных продуктах, готовность контролировать и анализировать свой режим питания
□ иметь представление о существовании и причинах возникновения зависимостей
от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ
□ иметь представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в
том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх
□ способность использовать навыки позитивного общения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Здоровье-это здорово!"к окружной конференции "Мы за здоровый образ жизни".
Презентация-отчёт по профилактике здорового образа жизни на конференции....
Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»
В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...
Моя проектная деятельность. Проект по здоровьесбережению "Здоровье детей - здоровая нация, здоровая нация - сила государства" (сроки реализации 2008-2012г.г.)
Проект по практическому использованию технологий здоровьесбережения в начальной школе....
Новый проект по здоровьесбережению "Здоровье детей - здоровая нация, здоровая нация - сила государства" (сроки реализации 2013-2017 г.г.)
Проект по использованию технологий здоровьесбережения в начальной школе....
Здоровые зубы – здоровый организм.Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе.
Занятие по «Педагогике здоровья» во 2 классе. Здоровые зубы – здоровый организм....
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»
Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...
День здоровья "Здоровье-это здорово!"
День здоровья "Здоровье-это здорово!"1 ведущий: Внимание! Внимание! Дорогие болельщики, спортсмены и судьи! Наши микрофоны установлены на школьной спортивной площадке.2 ведущий: Чтобы громче пел...