программы
календарно-тематическое планирование (4 класс) по теме
программы по внеурочной деятельности "Я исследователь" 1,2,3,4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_fakultativa_ya_-_issledovatel.rar | 74.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России»
Пояснительная записка
Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.
Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота.
Особое, от сердца и души идущего принятие традиции, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни каждого уголка малой родины наполняется конкретным, чувственным, образным содержанием через семью, родственников, друзей, школу, природу. Оно возможно лишь тогда, когда сами понятия «отчий дом», «родная земля», «моя семья и род», «Отечество» войдут в сознание человека с малых лет, и тогда постепенно он будет взрослеть, а его гражданское самосознании патриотизм обретут яркую конкретику. Российскую культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры народов России. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.
Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависит от того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».
Многие приоритеты прошлых лет трансформировались или даже исчезли, но , как известно, «свято место пусто не бывает». Нельзя образовавшиеся ниши оставить без присмотра, полагаясь на «авось», на то , что всё как нибудь само собой наполниться тем, чем надо. Такая позиция есть равнодушие, а оно приводит к духовному застою и к тому, что пышным цветом расцветают бездуховность, пошлость, эгоизм – глубоко чуждые по сути менталитету русского человека. Чтобы такого не произошло, надо действовать сообща, как говорили в старину – «всем миром».
Общая характеристика факультатива.
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые - первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя молодых людей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.
Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом.У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа.
Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее.
Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.
У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: В песнях, танцах, музыке и слове.
Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства – творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развмивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.
Народные танцы, песни, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, с его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждро нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость восприятия мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувства сострадания и милосердия, оптимизм, открытость людям и миру.
Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется ( как один из путей) «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов мл. шк. И их индивидуальных потребностей». Организация данной деятельности направлена на развитие у уч-ся «умения добывать знания» путём «метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней, адекватную поставленной учебной задаче». Достижение цели предполагает также «целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, сопоставление и др.)», «развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов». Сформированные УУД являются предпосылкой развития достаточного уровня общеучебных умений.
Обозначенные цели направлены на духовно-нравственное развитие обучающихся, воспитание у них нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Эта сторона деятельности образовательного учреждения реализуется в процессе изучения учебных предметов «Литературное чтение»»Основы духовно-нравственной культуры народов России» , а также программы внеурочной деятельности школьников «Праздники, традиции и ремёсла народов России». Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к народному творчеству, воспитания духовно-нравственной культуры и толерантности, патриотизма и гражданственности, развития художественного вкуса.
Формирование учебной деятельности школьника достигается использованием таких средств обучения в системе «Начальная школа 21 века», которые специально направлены на формирование компонентов учебной деятельности: умение учиться, развитие познавательных интересов, внутренней мотивации, элементарных рефлексивных качеств, формирование самоконтроля и самооценки ученика
Месть факультатива в учебном плане. Программа рассчитана на 32часа (1 час в неделю).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива. В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
- принятие и освоение традиций, ценностей,форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны;
- формирования гражданского самосознания и чувства патриотизма;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России;
- формирлование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.
Метапредметные результаты представлены в разделе «УУД».
Предметные результаты отражены в содержании программы.
Особенности содержания факультатива. Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:
- личностно ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
- природосообразность (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
- педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных действий, наиболее актуальных для младших школьников;необходимость социализации ребёнка);
- культуросообразность (познание лучших объектов культурыиз сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности школьника).
Содержание программы
Старинный русский быт
Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр.
Функциональный характер одежды в старину. Удобство, свобода в движении. Рубашка, сарафан у женщин. Роль орнамента-оберега (вышивка).
Солнце, дерево, вода, конь – источники жизни, символы добра и счастья.
Особое значение пояса (кушака).
Головные уборы девушек и женщин, украшения.
Рубаха, порты, брюкши, кафтаны, зипуны, тулупы и армяки – у крестьян (мужская одежда).
Лапти, баретки, онучи, поршни – крестьянская обувь.
Расшитые золотом кафтаны, сапоги из сафьяна, горлатные шапки у бояр.
Летники, душегреи на меху, шубы, крытые парчой, шёлком у боярынь и боярышень
Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.
Русская изба (клеть, сени – холодное помещение, тёплая изба); хозяйственный двор, постройки (подклет, амбар, хлев, погреб, баня).
Элементы избы. Особая роль печки. Курная изба. Освещение. Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками. Красный угол. Иконы.
Боярские палаты. Терем, украшенная резьбой по дереву. Свет ёлки. Крытые галереи для прогулок боярынь и боярышень.
Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.
Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий». Пословица и поговорки о хлебе.
Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки. Овощи. Грибы. Каши. Кисели. Блины («млины» - от глагола молоть (зерно).Пироги. Мёд. Пиво.
Взвары. Пастелы из ягод и яблок. Варенья. Соленья.
Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины.
Быт крестьянской и городской семья. Замкнутая жизнь женщин в городе. Распорядок дня. Игры в шахматы, шашки. Слушание сказок (роль сказителя, «бахаря»). Глиняные и деревянные игрушки.
Катание зимой на санках, запряжённых в лошадей. Девичьи посиделки. Катание с ледяных гор. Коньки. Лыжи. Летние забавы: качели, ярмарочные карусели.
Учёба. Школа.
Обучение грамоте (мальчиков) и рукоделию (девочек). Письменные принадлежности (перница – футляр для гусиных перьев); чернила (из отвара ягод черники, кожуры каштана, скорлупы орехов, жёлудей дуба). Чернильница и песочница. Береста и бумага.
Школы при церквях и монастырях. Учебные предметы (письмо, чтение, счёт, красноречие (дикция). Учебные книги («Букварь», Часослов», «Псалтырь»). Учитель-мастер.
Новый русский быт. (со времён Петра 1)
Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт.
Запрещение царскими указами носить старинную русскую одежду. «Заморское» (европейское) платье: сюртуки, камзолы, панталоны. Принудительное бритьё бород.
Петровские ассамблеи. Наряды дам. Шёлк, бархат. Кринолины, фижмы. Корсаж. Корсет. Украшения. Сложные высокие причёски дам. Атрибуты придворных: лорнеты, веера. Нарядные туфли на высоких красных каблуках. Косметика дам 18 века.
Наряды девушек и дам 19 века. Пелерины из бархата и меха; лёгкие, летящие платья. Шляпы, перчатки. Причёски с локонами.
Одежда дворян-мужчин: узкий кафтан, короткие панталоны, шёлковые чулки, туфли с бриллиантовыми пряжками.
Фраки, жилеты, брюки-панталоны; рубашки с жабо, кружевными манжетами; шляпы с бриллиантами; перчатки, цилиндры; трости; карманные часы, лорнеты.
Одежда купчих, мещанок, крестьянок: широкие сарафаны, яркие юбки, рубахи, кофты, шали. Кокошники, платки, «бабьи кички» (особые головные уборы замужних женщин).
Мужчины и мальчики из крестьянских и мещанских семей носили старинные кафтаны, рубахи, порты и сапоги.
Русские пословицы и поговорки об одежде.
Усадьба. Дворянские особняки.
Дворцы Петербурга. Особняки дворян. Архитектура: колонны, купол, фронтон.
Вестибюль особняка. Гостиная, диванная, детская, спальня, кабинет; столовая; зал для танцев. Интерьер. Анфилада комнат. Бильярдная. Библиотека. Зимние сады. Буфетная. Атрибуты и аксессуары барского дома. Парадный зал. Лепнина, паркет с инкрустацией.
Убранства спален господ. Антресоли; гардеробные. Комнаты для прислуги.
Камины. Изразцовые печи.
Освещение. Светильники из бронзы. Музыкальные инструменты. Картинные галереи. Домашний театр.
Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.
Атмосфера дворянского дома. Светский этикет. Любовь к искусствам и наукам, которую воспитывали с детства. Обучение нескольким иностранным языкам, русской словесности, рисованию, пению, музыке, математике, биологии. Танцмейстеры и фехтовальщики. Гувернантки и гувернёры. Особая роль православных книг в воспитании детей. Огромное внимание уделялось танцам, верховой езде, фехтованию, плаванию. Домашние спектакли, в которых принимали участие дети.
Повседневная жизнь дворянина в столице и усадьбе. Мода на лечение минеральными водами, посещение популярных докторов; прогулки в парках и садах (Летний сад в Петербурге). Ледяные горки, качели, карусели – летом.
Демонстрация модных нарядов у дворян. Визиты. Переписка. Альбомы со стихами и пожеланиями.
Традиционные званные обеды. Строгое соблюдение этикета.
Балы и праздники. Посещение театров. Праздничные столы. Яства. Деликатесы. Детские балы. Маскарады. Домашние театры.
Особая роль литературно-музыкальных салонов. Хозяйка и хозяин салона. Обсуждение политических новостей, произведений искусства. Знакомство с деятелями культуры и искусства.
Институты благородных девиц. Привилегированные учебные заведения. Кадетские корпуса для мальчиков. Юнкерские училища: подготовка высших офицерских кадров. Программа обучения включала: Закон Божий, русский, французский, немецкий, английский языки, словесность, математику, историю, физику, географию, чистописание, артиллерию, тактику, военную топографию, а также стрельбу, верховую езду, гимнастику, плавание, фехтование, танцы, музыку, пение, строевую подготовку. Учебный театр для воспитанников. Строгий распорядок дня. Занятия в классах и в библиотеке училища. Летние военные лагеря.
Пансионы и гимназии. Изучение в мужских пансионах основ наук, а в женских – обучение танцам, музыке, хорошим манерам, иностранным языкам, рукоделию, пению, умению общаться, гимнастике.
Смольный институт благородных девиц. Девять лет обучения, три ступени по три года. Жизнь и обучение в стенах института. Очень строгий распорядок дня.
Русские народные праздники
Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси.
Праздники – время отдыха, веселья, радости, дружеского общения.
Древние праздники, пришедшие к нам от восточных славян, связанные с земледелием, народным календарям. Праздники были направлены на укрепление здоровья и благополучия людей.
Сочетание языческих и христианских праздников.
Общие и семейные праздники. Обычаи и обряды в проведении праздников. Роль традиций.
Канун Нового года. Васильев вечер. Современный новогодний праздник.
Святки - весёлое время года; песни во славу Христа; колядование; гадание. Ряженье, ряженые – древний обычай Святок. Рождественский Сочельник. Рождество Христово. Рождественские колядки. Ёлка – символ «райского дерева».
Традиционные кушанья: кутья, увар (или взвар), кисель, пироги.
Крещение Господне (Благовещение). Освещение воды. Праздничный крещенский стол.
Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха.
Масленица – весенний праздник проводов зимы. В славянском народном календаре Масленица разделяла два главных периода года – зиму и весну. Традиции печь блины (в XV веке название было «млины», от глагола «молоть», молоть зерно). Масленица – особый народный праздник, существовавший у славян с языческих времен; он был приурочен к весеннему равноденствию. Традиции сытной, «богатой» еды на Масленицу.
Масленичные обряды: поминовение умерших предков; гостевание; развлечения (катание на лошадях, катание с ледяных горок, качели, строительство и «взятие» снежных городков, устройство балаганов); проводы Масленицы (символическое сжигание чучела зимы); ряженье, игры.
Прощёное воскресенье и Чистый понедельник.
Великий пост – время строгого воздержания, молитвы, покаяния.
Вербное воскресенье. Освящение в церкви вербы (верба – символ здоровья, силы, красоты как первое цветущее весеннее дерево).
Пасха – главный христианский праздник. Воскресение Иисуса Христа. Традиции празднования Пасхи на Руси: крашение яиц, изготовление сырной пасхи, куличей, раздача верующим просфор и общего хлеба – артоса.
Пасхальные торжества. Крестный ход. Христосование. Красная горка – закликание весны рано утром с вершины холма, горки.
Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день.
Егорьев день – 6 мая. Праздник в честь одного из самых почитаемых святых, покровителя Москвы и Русского государства Георгия Победоносца (отважный воин, покровитель домашних животных и пастухов). «Георгий отмыкает землю», «выпускает на свет белый росу», говорили в народе. День начала посевных работ.
День Святой Троицы («Зеленые Святки»): разделение зимы и лета. Духов день – именины Земли, поилицы и кормилицы. Украшение православных храмов свежей летней зеленью, ветками березы, лентами. Отмечается на
49-й день после Пасхи.
Хороводы, гулянье вокруг березки. Троицкие гадания девушек (бросание венков в реку). Завивание березки. Кумление девушек.
Иван купала – главный летний праздник народного календаря. День летнего солнцестояния. Собирание целебных трав, очищение огнем и водой. Иван-да-марья – праздничный цветок Купалы. Возжигание костров в купальскую ночь. Отмечается 7 июля.
День Петра и Павла – 12 июля. Праздник в честь святых апостолов , учеников Христа (его называют еще Петры и Павлы, Петровки). В народе говорили: «Петр, Павел час убавил», «Илья-пророк два часа уволок». Считают, что святой апостол Петр хранит ключи от Царства Небесного. Петру в народе поклонялись как покровителю засеянных полей и рыболовства. До Петрова дня крестьяне обязательно соблюдали пост.
Сам праздник отмечался радостно: гуляли, пировали, качались на качелях. Петров день открывал вторую половину лета: «Как придет Петро, так и будет тепло». С этого дня разрешалось собирать землянику и другие лесные ягоды. После Петрова дня заканчивались девичьи гуляния.
Ильин день отмечается 2 августа. Он разграничивает лето и осень: «На Илью до обеда – лето, после обеда – осень», «С Ильина дня на деревьях лист желтеет», «С Ильина дня ночь длинна», «Муха до Ильина дня кусается, а после – запасается».
У древних славян громом, молнией и дождем распоряжался бог Перун – громовержец, главный бог. В народном сознании соединились святой Илия и Перун – Илья – громовержец. Его очень почитали на Руси, надеялись на его защиту от засухи, считали могучим, огненным; он бывал и сердитым, наказывал виновных, но был справедливым, покровителем урожая. В деревнях начиналась жатва, уборка хлебов. В Ильин день в крестьянские семьи вновь приходило благополучие, пополнялись запасы хлебе, зерно. Илью называли воеводой небесных сил. Илья-пророк – громобой. Чтобы задобрить Илью-пророка, люди в этот день не работали, боялись, что «гром убьет», если работать в праздник. После Ильина дня запрещалось купаться в реках и озерах, вода становилась очень холодной: «Олень в воду лапу окунул». Часто к Ильину дню на крестьянских столах появлялся первый пирог из муки нового урожая.
Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.
Три Спаса: Меловый, Яблочный, Ореховый( 14, 19 и 29 августа). Подготовка к зимним сельскохозяйственным работам, заготовка ягод, грибов, орехов, яблок, меда впрок. Христианские легенды о Спасах (Спас на воде; Преображение; день Нерукотворного образа).
Успение Богородицы (Первые Осенины – 28 августа), Спожники – окончание жатвы.
Покров Богородицы (14 октября) – первый снег на Руси. Разделение осени и зимы. Девичьи гадания. Окончание работ по найму. Начало зимних посиделок.
Русские народные промыслы.
Керамика Гжели
Гжель – название живописного подмосковного района, в 60 км от Москвы. Гжель – основной центр русской керамики. Продукция Гжели известна во всем мире. Это произведения народного искусства и художества. Каждое изделие мастера расписывают только вручную.
Стиль гжели: синие и голубые узоры и цветы на белом фоне. Продукция Гжели – это вазы, статуэтки, кувшины, кружки, чайные сервизы, тарелки, игрушки, лампы. Все украшено стилизованным орнаментом. Изящество и тонкость раскраски, безупречный вкус мастеров-художников.
Хохлома и Жостово.
Хохлома – художественный народный промысел в городе Семенове Нижегородской области. Деревянная расписная посуда – «золотая хохлома»: сочетание черного, золотого, зеленого, ярко-алого цветов. Растительный орнамент: листья, травы, ягоды земляники, рябины; ложки, ковши, вазы, наборы для меда, кваса. Яркие, сочные сочетания красок. Работы мастеров Хохломы многократно получали дипломы I степени на международных и всероссийских выставках.
Село Жостово находится недалеко от Москвы: народный промысел – расписные металлические подносы. Черный, зеленый, лаковый фон, яркие, пышные цветы – садовые и полевые; букеты, венки, гирлянды, натюрморты. Огромная популярность декоративной росписи жостовских подносов во всем мире.
Павлопосадские шали.
Народный промысел в Павловом Посаде под Москвой. Производство набивных платков и шалей зародилось в начале XIX век, фабрика была основана в 1912 году крестьянином Семеном Лабазиным совместно с его компаньоном купцом Василием Грязновым.
Черные, белые, бордовые, синие, зеленые шали, на которых «цветут» яркие цветы, сплетаются узоры трав, листьев – букеты, венки, россыпи цветов. Павлопосадские шали из чистой шерсти известны во всем мире.
Вятская и богородская игрушка
Вятскую игрушку еще называют дымковской (по названию села Дымково близ города Кирова (Вятка)). Здесь мастерицы издавна лепили глиняные игрушки – свистульки. Их продавали на праздниках проводов зимы. Сам праздник назывался Свистунья. Забавные звери, сказочные образы (медведи, кони, олени, птицы) представлены в необычных ситуациях, они смешно одеты и ярко раскрашены. Вятские матрешки. Бытовой жанр: всадники, дамы, кавалеры, няньки, барыни, дети в колясках; игрушки и скульптуры малых форм. Белый фон глины в сочетании с красным, зеленым, желтым, синим, с сусальным золотом. Игрушки создают радостное настроение.
Богородская деревянная игрушка как промысел известна с XVII века: окрестность Сергиева Посада (Загорск), село Богородское. Забавные фигурки нарядных барынь, гусар, солдат; игрушки с движениями: «Кузнецы», «Пильщики», «Крестьянин, играющий на свирели», «Тройка», «Журавли», «Медведь-музыкант», «Медведь-лакомка». Богородская игрушка и скульптура известны за рубежом. Мастера-резчики не раз удостаивались золотых и серебряных медалей, дипломов I степени на всероссийских и международных выставках.
Русские народные игры
Роль игр в жизни детей: познавание мира, сохранение отголосков старины, отражение обрядов взрослых людей в детских играх.
Игры для мальчиков и девочек. Командные игры.
Горелки. Прятки. Жмурки. Гуси-лебеди. Костромушка. Бояре. Каравай. Колечки. Салки. Море волнуется. Лапта. Игры с пасхальными яйцами. Старинные русские игры, известные детям и сейчас.
Песни для детей (колыбельные, потешки, пестушки)
Песни создавались специально для маленьких детей: их пели мамы, бабушки, няни. Они известны и любимы детьми и сейчас.
Загадки, пословицы, поговорки, считалки развивали детей, знакомили с народной мудростью.
Народные танцы
Хороводы. Игры-хороводы. Пляски парные. Переплясы. Кадрили. Русские хороводы, пришедшие из глубокой древности: творческая сила народной поэзии, самобытность вековых созданий. Слияние в хороводе танца, игры и песни: «Они неразлучны, как крылья у птицы», - говорят в народе. В хороводе проявляется чувство единения, дружбы. Звучат темы труда, красоты природы, любви.
Пляски – наиболее распространенный жанр народного танца. Народная поговорка «Ногам работа – душе праздник». Виды пляски: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс. Пляски «Заинька», «Метелица».
Кадриль. Придя из светских салонов, кадриль распространилась в народе в начале XIX века. Она сопровождается игрой на гармони, балалайке, баяне.
№ п\п | Тема | УУД | Количество часов | |||
Старинный русский быт | ||||||
1 | Одежда. Традиционный костюм. Обувь крестьян и бояр. | * познакомить с особенностями крестьянской одежды; * сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду; * ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером. | ||||
2 | Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. |
| ||||
3 | Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. |
| ||||
4 | Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. |
| ||||
5 | Учёба. Школа |
| ||||
Новый русский быт | ||||||
6 | Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. |
| ||||
7 | Усадьба. Дворянские особняки. |
| ||||
8 | Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны. |
| ||||
9 | Обучение детей. Пансионы. Лицеи. Кадетские корпуса. |
| ||||
Русские народные праздники | ||||||
10 | Зимушка-зима. Новый год. Рождество. Святки. Крещение. |
| ||||
11 | Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. |
| ||||
12 | Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. |
| ||||
13 | Осень золотая. Спасы. Успение. Покров. |
| ||||
Русские народные промыслы | ||||||
14 | Керамика Гжели |
| ||||
15 | Хохлома и Жостово. |
| ||||
16 | Павлопосадские шали. |
| ||||
17 | Вятская и богородская игрушка |
| ||||
Русские народные игры | ||||||
18 | Наиболее популярные детские игры |
| ||||
Народные песенки, потешки, загадки, пословицы. | ||||||
19 | Детские песенки, потешки, загадки, пословицы. |
| ||||
Народные танцы | ||||||
20 | Парные пляски. Переплясы. Хороводы. Игры-танцы |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ
Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полног...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...