Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе
статья на тему
теоритические и практические аспекты работы с одаренными детьми в начальной школе (из опыта работы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_i_metody_raboty_s_odarennymi_detmi.doc | 52.5 КБ |
formy_raboty_s_odarennymi.pptx | 1.59 МБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы с одарёнными детьми в начальной школе.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им неинтересна работа на уроке, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Система моей работы с одаренными детьми включает в себя следующие компоненты:
- выявление одаренных детей;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа);
- создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Выявление одаренных детей не одноразовое мероприятие, а длительный процесс. Оно должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Одаренные дети имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью.
Исходя из своих наблюдений и результатов диагностики, могу сказать, что в моем 1в классе на данный период обучения определилось несколько детей более способных к тем или иным областям знаний.
На уроках используются следующие виды деятельности:
- проблемно-развивающее обучение;
- работа в малых группах;
- проектно-исследовательская деятельность;
- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры)
- творческие и нестандартные задания.
На уроках дети учатся рассуждать, выражать свои мысли не только устно, но и письменно. Например, на уроках литературного чтения ребята сами становятся авторами, сочиняют прекрасные сказки, рассказы, в которых делятся своими мыслями.
Розовый слон
Жил был розовый слон по имени Пип. Когда слонёнок спал звери не шумели. Пип был неуклюжий, добрый и ласковый. Однажды, играя на поляне с друзьями, слонёнок попал в ловушку охотника. Там он долго просидел. Потом Пип попал в зоопарк, где стал обычным серым слоном. Звери смеялись и шутили над ним, но слоник не обижался. Может это всё ему приснилось? Наступит ещё одно утро, встанет солнышко, будет новый день и опять он станет счастливым Розовым слоном.
Вдовина Лена.
Розовый слон
Где-то далеко, где растут баобабы жил на большой поляне розовый слон. Слон весело играл на поляне с бабочками. Он был весёлый и добрый. Все звери любили, уважали и дружили с ним. Но однажды появился хитрый охотник, он поймал и увёз слона в зоопарк. В зоопарке слон загрустил. Звери смеялись над ним потому, что для них он был большой, добродушный, серый красавчик. Но слонёнок на них не обижался. Он знал, когда солнце пригреет сильнее, все увидят, что он всё-таки розовый.
Бабин Юра.
На уроках «Окружающего мира» уже с первого класса дети учатся наблюдать, делать выводы, проводить опыты, экспериментировать, исследовать. Урок – исследование позволяет ставить серьезные проблемные вопросы, исследовательские задачи, а детская тяга к «тайнам» превращает их в «исследователей». В этом вы могли убедиться, посетив мой открытый урок, где ребята исследовали птичьи перья.
Уже с 3 класса наши дети участвуют сначала в школьной научной конференции, а потом в городской. Так в прошлом году на школьной конференции Бородина Людмила заняла третье место, а в этом году в городской научно – практической конференции – 2 место. Тема её исследовательской работы была: «История развития Биробиджанской типографии».
Неотъемлемой частью нашей работы с одарёнными детьми являются предметные недели. Каждый ребёнок может проявить свои способности в любой научной области. Дети пробуют создавать предметные газеты, сами составляют кроссворды, придумывают загадки, ребусы.
Например:
Серый, а не волк,
Длинноухий, а не заяц,
С копытами, а не конь. (ослик)
Рыжая, а не белка,
Питается мышами, а не сова,
Хищник, а не волк. (лиса)
С усами, а не лиса,
Линяет, а не собака,
С хвостом, а не мышь. (кошка)
Не мяукает и не мычит
Это животное на цепи сидит
Родных он в дом пускает,
А на чужих голос поднимает. (собака)
Всех он боится
За кустиком может скрыться,
Длинные ушки,
А сам как попрыгушка. (заяц)
Важнейшей формой работы с одаренными обучающимися являются олимпиады.
Наиболее активные ребята участвуют в интеллектуальных конкурсах и олимпиадах - таких как, «Совенок», «Пятая четверть». Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности.
Так, например, в прошлом году в 4 классе во всероссийской олимпиаде «Пятая четверть» приняли участие 14 ребят из класса. Из них 5 человек выбрали математику, 6 ребят – русский язык, 2 человека – чтение и 1 ребенок – окружающий мир. Люда Бородина из 100 возможных баллов набрала 84 балла по русскому языку, тем самым показала лучший результат, среди учеников нашей школы.
Во внеурочной деятельности, также особой формой работы с одаренными детьми, являются театрализованные праздники.
В них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить способности к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах.
Во внеурочное время у наших детей есть возможность как в школе, так и в других местах дополнительного образования заниматься в кружках по интересам. На базе нашей школы работают кружки разного направления, где у ребят есть возможность проявить свои способности. Из 26 обучающихся моего класса всего 2 ребенка не посещают школьные кружки, но они посещают другие места дополнительного образования.
Таким образом, мы видим, что обучение детей по развивающим программам и систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления способствует развитию гибкости ума, оригинальности, систематичности и последовательности мышления; формированию речевых умений, образной креативности; развитию познавательных интересов обучающихся. Кроме этого, занятия в кружках формируют положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях; помогают учителю выявлять одарённых детей и детей с потенциальными признаками одарённости.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
выявление одаренных детей; развитие творческих способностей на уроках; развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, исследовательская работа); создание условий для всестороннего развития одаренных детей.
Виды деятельности: проблемно-развивающее обучение; работа в малых группах; проектно-исследовательская деятельность; информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей ( разноуровневые тесты, презентации, тренажёры) творческие и нестандартные задания .
Розовый слон Жил был розовый слон по имени Пип . Когда слонёнок спал звери не шумели. Пип был неуклюжий, добрый и ласковый. Однажды, играя на поляне с друзьями, слонёнок попал в ловушку охотника. Там он долго просидел. Потом Пип попал в зоопарк, где стал обычным серым слоном. Звери смеялись и шутили над ним, но слоник не обижался. Может это всё ему приснилось? Наступит ещё одно утро, встанет солнышко, будет новый день и опять он станет счастливым Розовым слоном. Вдовина Лена. Розовый слон Где-то далеко, где растут баобабы жил на большой поляне розовый слон. Слон весело играл на поляне с бабочками. Он был весёлый и добрый. Все звери любили, уважали и дружили с ним. Но однажды появился хитрый охотник, он поймал и увёз слона в зоопарк. В зоопарке слон загрустил. Звери смеялись над ним потому, что для них он был большой, добродушный, серый красавчик. Но слонёнок на них не обижался. Он знал, когда солнце пригреет сильнее, все увидят, что он всё-таки розовый. Бабин Юра.
Серый, а не волк, Длинноухий, а не заяц, С копытами, а не конь. (ослик) Рыжая, а не белка, Питается мышами, а не сова, Хищник, а не волк. (лиса) С усами, а не лиса, Линяет, а не собака, С хвостом, а не мышь. (кошка) Не мяукает и не мычит Это животное на цепи сидит Родных он в дом пускает, А на чужих голос поднимает. (собака) Всех он боится За кустиком может скрыться, Длинные ушки, А сам как попрыгушка . (заяц)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе
Сегодня для России чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнка как для отде...
Содержание, формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе
Правильно говорят, что, если человек талантлив,то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования,отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ...
Одаренность. Формы и методы работы с одаренными детьми
Миссия школы по отношению к одаренным учащимся – предоставление каждому ОУ сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и творческих способностей, формирования потре...
Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе
Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе...
Тема: «Формы и методы работы с одаренными детьми в начальной школе»
В работе отражены методы и формы современного подхода к работе с одаренными детьми в начальной школе....
Методы и формы работы с одаренными детьми в начальной школе
Методы и формы работы с одаренными детьми в начальной школе...