Духовно-нравственное воспитание и развитие школьников на уроках и во внеурoчной деятельности
статья на тему
Предварительный просмотр:
Антонова И.В.
учитель начальных классов
МБОУ Федосеевская СОШ
с.Федосеевки Заветинского р-н
Ростовской области
Духовно-нравственное воспитание и развитие
школьников на уроках и во внеурчоной деятельности
Проработав в школе более 20 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт не только образование, но и прививает очень важные и значимые ценности. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Главная задача новой школы: создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и умения учиться. «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника».Ш.А.Амонашвили. В связи с введением ФГОС одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО. Этот раздел направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. При реализации этой программы исхожу из того, что основная образовательная программа школы отражает совокупную деятельность, которая реализуется:
- в процессе обучения (урочная деятельность)
- в направлениях развития личности (внеурочная деятельность)
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и, прежде всего в процессе обучения. Учитывая интересы детей и родителей, возможности школы, внеурочная деятельность в нашей школе была организована по следующим направлениям развития личности:
- Социальное - «Птица счастья» (духовно - нравственное).
- общеинтеллектуальное – «Веселый английский», «Клаксон»( по правилам ПДД), клуб «Интеллектика»(шахматы).
- спортивно – оздоровительное «Если хочешь быть здоров».
4) общекультурное «В мире звуков», «Бисеринка», «Юный художник». Программы организации внеурочной деятельности учащихся предполагают как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий (10 часов в неделю), так и организацию занятий крупными блоками (фестивали, конкурсы, соревнования и т.п.) в любое время вне учебных занятий.
Приобщение детей к духовным традициям нации, формирование в их среде нравственных ориентиров и ценностных установок является актуальнейшей задачей духовно-нравственного развития и воспитания. Мною разработана программа внеурочной деятельности духовно – нравственного направления «Птица счастья», которая рассчитана на четыре года с 2010 по 2014 год. Планирование нравственной работы является значимым звеном в общей системе воспитания. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Цель программы: формирование нравственного, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника, создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
Задачи программы: содействовать формированию нравственной позиции школьников; способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений; создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика.
Программа соответствует специфике начального образования детей, и способствует: духовному и личностному росту учащихся; развитию творческого и логического мышления, способностей к самостоятельному приобретению знаний и исследовательской работе, способности к самопознанию, формированию положительной «я - концепции»; обучению умениям работать совместно (решать проблемы в группах, проводить совместную исследовательскую работу, вести диалог и дискуссию, принимать точку зрения другого человека);
План реализации разрабатывается в начале каждого учебного года. Программа имеет следующие разделы:
- Я - ЧЕЛОВЕК (социализация)
- «Я и СЕМЬЯ» (семейное воспитание)
- «Мой мир знаний» (учебно-познавательное)
- «Я и ПРИРОДА» (экологическое воспитание)
- Я и ОТЕЧЕСТВО» (патриотическое воспитание).
При отборе содержания и видов деятельности детей я учитываю интересы и потребности самих детей, пожелания родителей (через тестирование), рекомендации районного психолога, опыт внеурочной деятельности педагогов, привлекаемых к этой работе. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся нашей школы интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Ведь именно так ставится вопрос в новом Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьника уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Содержание программ внеурочной деятельности отражает динамику становления и развития интересов обучающихся от увлеченности до компетентного социального и профессионального самоопределения. Сформированные представления о целевых ориентирах, принципах, содержании, организации и ожидаемых результатах внеурочной деятельности обучающихся были изложены в разрабатываемой школой основной образовательной программе начального общего образования. Занятия проходят в таких формах, как экскурсии, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования
В рамках программы с целью изучения культурного, исторического наследия нашей страны проводятся встречи, экскурсии. Все это помогает формировать гражданина и патриота. Ведь любовь к малой родине есть залог любви к Отечеству. Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Литература
- Закон об образовании
- Конституция Российской федерации (Ст.1,10,17,15,19,32,43,50,51,52)
- Закон об основных гарантиях прав ребёнка 1998.
- Ш. А. Амонашвили «Школа жизни». Москва, 2007.
- Библия. Книги священного писания Ветхого и нового завета.2009.
- И.В.Персидская и др. «Классные часы 1-4 классы» Москва, 2006
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОНЯТИЯ «ДУХОВНОСТЬ» И «НРАВСТВЕННОСТЬ» В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются взаимосвязи, генезис и сущность философских категорий «духовность» и «нравственность в контексте реализации духовно-нравственного потенциала экологического образования м...
Выступление на тему: «Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников в поликультурном образовательном пространстве».
Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания и развития школьников в поликультурном образовательном пространстве...
Доклад "Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
Вопрос духовно-нравственного воспитания и развития детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.В связи с введением ФГОС одним из ра...
ОПИСАНИЕ ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВЛИЯНИЕ ВОЛОНТЁРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ГРУППЫ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ»
в опыте представлены формы и методы практической деятельности, диагностика и диаграммы....
"Опыт духовно-нравственного и гражданско-патриотического развития и воспитания во внеурочной и внеклассной деятельности учащихся"
Исторически сложилось, так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Так как я работаю в школе, проблема патриотического воспитания ...
Духовно-нравственные основы воспитания
laquo;Духовный мир ребёнка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный инт...
Проектная деятельность младших школьников в реализации программы «Духовно – нравственное воспитание и развитие школьников»
laquo;Мы будем вечно прославлять ту женщину, чьё имя – мать!"...