Внеклассное мероприятие"Щедра земля Московская талантами"
классный час (2 класс) на тему

Терентьева Екатерина Алексеевна

С помощью этого мероприятия формируется интерес к истории и культуре своего народа, воспитывается гордость за национальную культуру, развивается интерес к изучению родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом-школа»

Внеклассное мероприятие

«Щедра Московская земля талантами»

 Подготовила

учитель начальных классов

Терентьева Е.А.

Ноябрь,2012г.

       Цели  мероприятия:

  1. Создание представления о характерных особенностях народных промыслов Хохлома, Дымково, Жостово, Гжель, а также таких изделий, как русская матрёшка.
  2. Развитие восприятия, воображения, чувства красоты, гармонии, национального самосознания, творческих способностей.
  3. Формирование интереса к истории и культуре своего народа.
  4. Воспитание уважения к русским мастерам и к родному народу.
  5. Воспитание  гордости за национальную культуру и творчество.
  6. Развитие интереса к изучению родного края.

Задачи:

  1. Развивать творческие способности, мышление, речь.
  2. Усиливать патриотические и нравственные качества личности.
  3. Развивать эмоциональную сферу.
  4. Научиться беречь традиции русского народа.
  5. Развивать познавательную активность учащихся.

Оборудование:

  1. Выставка изделий народных промыслов России.
  2. Плакаты о народных промыслах.
  3. Книга стихов Владислава Бахревского «Золотые к сердцу ключи».
  4. Рисунки и поделки детей.
  5. Музыкальное оформление.
  6. Доклады учащихся о городах Золотого кольца России.

Ход мероприятия

  1. Зал украшен плакатами; рисунками, которые дети выполняли на уроках изобразительного искусства; рисунки  воспитателей; доклады учащихся о городах Золотого кольца России.
  2. Оформлена выставка образцов декоративно-прикладного искусства Московской области и детские работы: гжельская посуда, жостовские подносы, богородская игрушка, матрешки из Сергиева Посада, павловский платок, народный костюм жителя Московской губернии, кудринская резьба по дереву, лаковая миниатюра Федоскино.

Ученик 1:        За селом, на рассвете, где светло от берёз,
Я спросил у России: “Где ты силы берёшь?”
Где берёшь ты отвагу и свою красоту?
Соловьиные зори, синих рек чистоту?
За селом, на рассвете, где колышется рожь,
Я спросил у России: “Где ты счастье берёшь?”
“Где берёшь ты улыбку и спокойную грусть,
Расскажи мне, поведай, солнцеликая Русь!”

Ученик 2:        Подмосковье, Подмосковье,

                        Край любимый и родной!

                        Подмосковье, Подмосковье!

                        Мы любуемся тобой.

Ученик 3:        Солнце яркое встаёт, спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары: продаются самовары,
Покупают люди сушки и отличные игрушки!

Ведущий: - Вы знаете, кто к нам пришёл? Правильно, Коробейник. Ходит он по ярмаркам, продаёт товары. Давайте-ка, заглянем к нему в короб (вынимает предметы и показывает).

- Здесь и хохлома, и гжель, и дымковские барышни. А поднос-то хорош – жостовский!

Ученик 3: - Видите сколько у меня в коробе товара! Хочу пригласить вас на ярмарку – помочь мне товар продать. Да вот сомневаюсь я: сможете ли вы мне помочь, знаете ли вы, как называются мои товары?

Дети: Знаем, знаем! И не только как они называются, но и как, и где они делаются.

Ученик 3: - А вот мы сейчас и проверим.

Удивительному чуду мы поклонимся не раз.
О промыслах народных пойдёт сейчас рассказ.

Ведущий: Ни для кого не секрет, что русская матрёшка стала лучшим сувениром из России.

(Выходят девочки в костюмах матрёшек.  Демонстрируют несколько матрёшек,  вынимая их одну за другой).

Русские Матрёшеньки, девицы белёшеньки.
Все с аленькими щёчками, покрытые платочками.
Удивительное чудо - говорят о нём повсюду.
Погляди, как хороша матрёшка – русская душа!

Исполняются частушки московских матрешек.

Мы веселые матрешки

Любим петь и танцевать,

У нас розовые щечки,

Губки алые горят.

У меня на сарафане –

Косолапы петухи.

Я сама не косолапа,

Косолапы женихи.

На окошке два цветочка –

Голубой да аленький.

Я девчонка боевая,

Хоть и ростом маленька.

Я – матрешка смелая,

Самая умелая.

Круглолица и румяна,

В сарафан одетая.

Девчоночки – беляночки,

Где вы набелилися?

- Мы вчера коров доили,

Молоком умылися.

Впервые матрёшка появилась в 90-х гг. XIX в. в Москве.

Самый весёлый базар на Руси в то время был в Сергиевском Посаде. Как только не исхитрялись бойкие торговцы, как не расхваливали свой товар! У кого необычней, к тому и покупателей больше подходит. Казалось, ничем уже не удивить покупателей. Но однажды насторожились продавцы, прислушались покупатели.

Ученик 4:        Вот Машка, Дашка и Наташка
Три штучки в одной кучке.
А сыночек Ванюша дома остался,
Мороза испугался.

Так описывал свой товар крестьянин из села Абрамцево и неторопливо раскладывал перед покупателями деревянных кукол в разноцветных сарафанах. Вдруг переломил одну пополам, а в ней другая, поменьше. Раскрыл её, а из неё ещё одна смотрит. Что за невидаль?

Вот так мастер!

Но не он придумал эту диковинку. Привезла помещица Мамонтова из-за границы японскую игрушку – большеголового деревянного японца. Раскроешь его, а в нём японка, а в ней ещё и малыш-японец спрятан. Очень понравилась игрушка Мамонтовым. Попросили они токаря Звёздочкина вырезать из дерева куклу наподобие японской. Художнику Малютину поручили расписать её.

Малютин любил расписывать дерево, часто использовал мотивы русских народных сказок.

Кукла его не была похожа на японскую. Это была девочка в русском сарафане и переднике. Настоящая Матрёна. Так и прозвали куклу матрёшкой.

Многие любовались матрёшкой, но купить могли только богачи.

Изобретательные мастера придумывали уже и новую форму матрёшки. Появились матрёшки запорожцы, витязи, мухоморы, но любимой игрушкой оставалась весёлая крестьянская девочка.

Матрёшку стали вывозить за границу. И там она всем полюбилась, всех удивила.

Сделать матрёшку можно только на токарном станке, где из выдержанной берёзовой или липовой древесины вытачивают первую, самую маленькую, фигурку, по ней – нижнюю часть фигурки побольше, затем её верхнюю половинку, и так весь ряд многоместной игрушки.

Формы у матрёшки мягкие, округлые, очертания головы плавно переходят в туловище. Основание у фигурки устойчивое.

После того как мастер сделает деревянную заготовку матрёшки, к работе приступает художник.

В каждой местности матрёшку расписывают по-разному. Я вам расскажу о росписи матрёшки из Сергиева Посада. Рисуем матрёшке расписной платочек, глазки, бровки, носик и рот, румяним щёчки. Из-под платочка видны русые волосы, уложенные на прямой пробор. Рисуем ручки. Затем наряжаем матрёшку в расшитую рубашку и сарафан.

Краски яркие, сочные, используем позолоту, лак.

Вот такая она наша русская матрёшка!

Ученик 5:        Алый шёлковый платочек, русский сарафан в цветочек.
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть: может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко наша русская матрёшка!

(Исполняется танец матрёшек)

Ученик 6:        Мягко падает снежок, вьётся голубой дымок.
Дым идёт из труб столбом, точно в дымке всё кругом.
Голубые дали. И село большое – Дымково назвали.

Ученик 7:        Вечера зимою длинные, лепит мастер здесь из глины.
Все игрушки не простые, а волшебно-расписные:
Кружочки, клеточки, полоски – простой, казалось бы узор,
А отвести не в силах взор.

Ученик 8:        Мы из Дымкова пришли, вам игрушки принесли.
Мастера и мастерицы живут в Дымково-селе
Кто-то сделал индюка – распушённые бока.
У кого-то глина стала вдруг павлином.
Кто-то вылепил синицу – сразу стало веселей!

(Демонстрируют игрушки: конька, индюка, утку, даму в шляпке и др.)

Ученик 9:        Барашек-свисток, левый рог – завиток,
Правый рог – завиток, на груди – цветок.
Утка-Марфутка бережком идёт,
Уточек-Марфуточек купаться ведёт.
Индя-индя-индючок, ты похож на сундучок.
Сундучок не простой, красный, белый, золотой.

А появились эти замечательные игрушки в слободе Дымково, недалеко от города Хлынова. Дымковские мастера занимались разными ремёслами, но игрушечное дело было для них самым любимым.

В далёкие времена, 100 и более лет тому назад, устраивались праздничные ярмарки, лучшим украшением которых были дымковские игрушки-свистульки, исполненные в виде сказочных животных. Эти игрушки любили не только дети, но и взрослые, ими украшали свои дома.

(Свистят в игрушки-свистульки)

До наших дней дошла легенда о дымковском коньке (показ конька)

“Каждую весну чудесные кони с серебряными гривами и золотыми хвостами выводят на небо колесницу Солнца. Солнце несёт людям тепло, урожаи, оттого на дымковских игрушках появились яркие круги, полосы”.

Старая дымковская игрушка – сложная ручная работа. Весной собирали красную глину и смешивали её с речным песком. Из полученной глины раскатывали шарики, которые превращали в “блины”, а затем сворачивали “блин” так, чтобы получилась нужная форма игрушки. Мелкие детали лепили отдельно, а затем прикрепляли к основной фигуре. Делали это искусно, для этой цели у мастериц всегда были под рукой и мокрая тряпка, и острая лучинка. После лепки игрушки сушили несколько дней, затем обжигали в русской печи и остужали.

Следующий этап работы – “отбеливание”: фигурку погружают в раствор мела с молоком. И красная глиняная фигурка становится ослепительно белой.

Теперь можно приступить и к раскрашиванию. Для этого потребуются краски особенные, составленные на яйце с квасом. Узоры, казалось бы, и несложные: клетки, полоски, точки, кружки, овалы. Но мастерицы умеют их так сочетать друг с другом, что игрушка становится яркой, интересной, самобытной. Кроме того, игрушку украшали сияющими листочками-ромбиками сусального золота, что делало её ещё нарядней, богаче.

(Демонстрируют деревянную посуду с хохломской росписью).

Ученик 10:        Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы,
Рощи-перелески, шёлковые всплески
Солнечной медовой золотой листвы.

Ученик 11:        Роспись хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама,
И нигде на свете нет таких соцветий.
Всех чудес чудесней наша Хохлома.

Названа эта роспись деревянной посуды и мебели по имени села, расположенного в Нижегородской области. В селе Хохлома, на ярмарках продавалась эта замечательная посуда, которую привозили сюда из деревень Сёмино, Кулигино, Новопокровское.

А когда и как родилось это чудо народных умельцев, расскажем вам.

В давние времена жил в Москве мастер-живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступишь через порог – глаз нельзя отвести от мебели да от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным варёным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже.

Слава о мастере разнеслась по всей земле, дошла она и до грозного царя. Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.

Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера-художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его ремесло односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать её всем, кто захочет.

Деревянная посуда с древних времён была в повсеместном употреблении:

Деревянную ложку с миской можно было увидеть на столе боярыни и в избе крестьянина, и в царском обиходе. Требовалась такая посуда в большом количестве, ведь дерево быстро изнашивалось. Поэтому уже в XVI веке посуда выделывалась на продажу и привозилась на рынки сотнями и тысячами штук.

Самой почётной посудой на столе была солоница. (показ изделия).

В народных пословицах хлеб и соль объединены в одно неразделимое целое.

“Хлеб-соль ешь, а правду режь” - говорит одна.

“Без соли, без хлеба – худая беседа” - вторит другая.

Особое место занимала и деревянная ложка. Взяв определённой величины кусок дерева – баклушу, мастер – ложкарь разрубал её на несколько частей. Затем шла окончательная отделка. Крючком-ножом убиралась внутренняя часть, а поверхность обстругивалась, заглаживалась, и изделие готово.

На выделке ложек трудились всей семьёй. Самые ответственные операции входили в обязанность мужчин, а поверхность ложек отделывали женщины и дети. Затем их отдавали мастеру в окраску.

Теперь за дело принимается художник. Сначала всё изделие надо покрыть серебристым алюминиевым порошком, а уж потом нанести роспись масляными красками.

Расписанную вещь опять покрывают олифой и сушат в печи, после чего серебро даёт золотистый оттенок, а красные узоры ещё ярче пламенеют на золотом и чёрном фоне.

Хохломская роспись представляет собой растительный орнамент.

Вот элементы хохломской росписи (показ образцов со стенда):

“травка”, “яблочко”, “ягодка”, “виноград” и другие.

Самые главные виды росписи: “травка” и “Кудрина”.

Ученик 12:        Ложки, ложки, расписные ложки!
Ложки золочёные, узоры кручёные!
Хоть щи ими хлебай, а хочешь – музыку играй!

(Мальчики отбивают ложками ритм, приплясывают).

Ученик 13:        До чего же он хорош – этот жостовский поднос!
Все цветы горят на нём, словно писаны огнём.
На жостовском подносе в зеркальной глади лака
Ржаная медь колосьев, степной румянец мака.
Багрянец поздних листьев, лесной подснежник первый...
А жостовские кисти нежнее лёгкой вербы.

В начале XIX в. неподалёку от Москвы в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево возник промысел расписных лаковых подносов.

В 20-е гг. XX в. маленькие мастерские объединились в одну артель, которая впоследствии стала Жостовской фабрикой декоративной росписи.

Начинается рождение подносов с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем с помощью мощных прессов заготовке придают нужную форму.

На фабрике существует 26 различных форм подносов: круглая, овальная, прямоугольная, “гитарная”, восьмигранная и др. Острые края формы подгибают, заготовку грунтуют, просушивают, шлифуют и покрывают чёрной краской, а затем лаком.

Жостовская роспись - это цветочная композиция из роз, тюльпанов, астр, георгинов, маков, колокольчиков, ромашек, незабудок. Эти цветы собираются в букеты, гирлянды, венки. Их дополняют листьями и маленькими веточками. Наносится рисунок в определённой последовательности.

Ученик 14:        Синие птицы по синему небу, море цветов голубых.
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых!
Синяя сказка – глазам загляденье, словно весною капель.
Ласка, забота, тепло и терпенье – русская звонкая Гжель!

Есть под Москвой село, Гжель называется. В этом районе издавна были обнаружены богатейшие залежи высококачественной глины, что и привело к развитию здесь гончарных промыслов. Впервые эта маленькая деревенька была упомянута 650 лет тому назад в послании великого московского князя Ивана Калиты.

Делают гжельскую посуду из белой глины. Эта посуда белая, а на ней нарисованы сине-голубые цветы.

Гжельские мастера использовали в своей росписи только синий цвет, разные оттенки синего: от голубого, до тёмно-синего и даже фиолетового цвета. Техника росписи, которую и поныне используют гжельские мастера, называют майоликой.

Фарфор Гжели многообразен, в нём отразились все стили и смены вкусов прошлых веков.

Но неизменно в нём одно – народный характер, т. к. создавался он в сфере народных мастеров и традиций.

Ученик 3: Да, умели русские мастера трудиться. В свою работу они вкладывали всё своё умение. Поэтому изделия получались такими красивыми, так радовали людей.

Ученик 15:        Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданий и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо-люди – мастера!
Ведущий: А наши ребята тоже своими руками сделали поделки!

(Выходят дети, каждый показывает свою поделку).

Ну, спасибо, ребятушки! Вижу, многое вы знаете о народных промыслах. Да и сами кое-что делать умеете! Пойдёмте со мной на ярмарку! Такие изделия мы быстро продадим!

Так давайте на прощанье балалаечку возьмём, вместе все ей подпоём!

Исполняются частушки:

Кто сказал, частушки, вроде, в наши дни уже не в моде?
Да и дело разве в моде, если любят их в народе!

Эй, девчонки-хохотушки

Запевайте-ка частушки!

Выходите поскорей

Да порадуйте гостей!

Мы - ореховски девчата,

Мы нигде не пропадем,

Сами музыку играем,

Сами пляшем и поем.

Город свой мы уважаем

Город свой мы бережем

О родном своём Орешке

Песни звонкие поем.

Мы с веселой песней дружим,

Все по-русски говорим.

Хорошо живем, не тужим,

Со сметаной хлеб едим.

Ой, березонька-береза

Раскудря-кудрявая,

Город не такой большой.

Но все же замечательный!

Очень рады мы гостям,

Ждем еще Вас в гости к нам.

Хлебом- чаем угостим,

С нами в пляску пригласим.

Дети исполняют русский народный хоровод «По городу ходила царевна».

Ученик читает стихи Владислава Бахревского «Воспоминания об Орехово-Зуево».

За недолями, болями, далями,

За восторгом зеленых полей

Мы не детство, мы душу оставили,

Лебедей, журавлей, снегирей.

Там до чуда нежданного близко,

Там ежи все кружат – ворожат,

И в траве, как лукавая присказка,

Золотая корона ужа.

Все участники праздника и гости исполняют песню «Подмосковные вечера».

Литература:

  1. Клепинина З.А. «Мой край: природа, история, культура».
  2. Дайн Г.Л. «Игрушечных дел мастер».
  3. Клиентов Алексей «Народные промыслы».
  4. Бахревский Вл. «Золотые к сердечку ключи».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Путешествие по Океану талантов"

Классный час «Путешествие по «океану» талантов Цель:  Подвести итоги 4 лет обучения 2011-2012 учебного года по развитию своих способностей (ученики докладывают о своих достижениях...

Внеклассное мероприятие "День Земли"

Конспект внеклассного мероприятия "День Земли" с презентацией...

Разработка внеклассного мероприятия - День Земли

Данный документ является внеклассным мероприятием по окружающему миру для учащихся начальных классов.  Его содержание в занимательной форме рассматривает проблемы охраны окружающей  среды и ...

Внеклассное мероприятие "Щедрая осень" 1 класс

Внеклассное мероприятие "Щедрая осень" для учащихся 1 класса...

Внеклассное мероприятие: "«« Огненная земля Кубани. Малая земля».

Сценарий открытого тематического занятия« Огненная земля Кубани. Малая земля»Цель: познакомить детей с героической биографией Новороссийска на примерах героев- малоземельцев, расширить представления д...

Внеклассное мероприятие "Алло, мы ищем таланты"

Внеклассное мероприятие на тему "Алло, мы ищем таланты" для учитлей начальной школы...

Внеклассное мероприятие. " Алло, мы ищем таланты!"

Предлагаю внеклассное мероприятие " Алло, Мы ищем таланты"...