Тематический утренник « ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»
методическая разработка (2 класс) на тему

Конспект внеклассного мероприятия во 2 классе "Хлеб - всему голова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematicheskiy_utrennik.docx23.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический утренник « ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»

Оформление: на доске картинки с изображением хлебных растений, пословицы о хлебе, кроссворд, информационные листки по теме из цикла « А знаете ли вы…».

Перед  доской: на подносах хлебобулочные изделия, праздничный каравай с солью.

Дети работают  в командах ( 4 команды).

                                             ХОД  УТРЕННИКА:

1. Учитель: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде  человеческого  труда – хлебе. Хлеб – один из самых удивительных продуктов. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а  хлеб – батюшка», « Хлеб – кормилец», « Хлеб – это  жизнь», « Без  золота проживёшь, а  без  хлеба – нет».

Во все времена на самом почётном месте – хлеб.  Хрустящий, с  аппетитной корочкой, мягкий и сдобный. А пришёл он к нам на стол не просто. Много людей помогало ему в этом: и тот  кто сеял, и тот кто убирал, а потом хлеб молол, а потом испёк. Трудно, тяжело достаётся хлеб.

Растения, зёрна которых годятся в пищу, тоже называют хлебом ( показывает эти растения и рассказывает о них). Это пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, гречиха, рис, кукуруза, соя. Но пшеницу, рожь и ячмень ещё называют ЖИТО. Их название сходно со словом ЖИТЬ не случайно.

Они наши кормильцы. « Ведь не сразу стали зёрна хлебом на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле».

2. А теперь послушаем ребят. Они расскажут нам о том, как пришёл к нам хлеб.(1 команда)

- Было это давным-давно. Так давно, что ещё не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прапрабабушек наших бабушек. Люди жили племенами в пещерах и питались мясом диких животных. Случилось так, что всех животных они истребили , и им нечего стало есть. Отправились они в другие места, где можно было бы прокормиться.

- Шли они долго и умирали от голода. И случилось это с одним человеком: он от голода потерял сознание, упал. Когда очнулся – вокруг него никого не было, а вокруг него росли удивительные растения,  из которых сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них. Приятный  запах  и вкус  оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зёрнышками, и есть их.

- Эти зёрна подействовали на него как лекарство. Он окреп и  мог продолжать дорогу. Ему захотелось рассказать об этом другим людям. Человек собрал эти зёрна и пошёл искать других. Увидев его живым, люди удивились. А он рассказал им о чуде – колоске.

Учитель:  Хороша  сказка, но как  было  на самом  деле  мы не знаем. Самое главное, что теперь у нас есть эти замечательные колоски, из которых мы можем получить чудесный продукт – хлеб.

3.  А знаете ли вы, как хлеб попадает к нам на стол? Об этом нам расскажут и покажут ребята . (2 команда).

- Хлеб рождается в бороздках. Посмотри-ка на поля.

  Ведь земля – земля не просто, а кормилица – земля.

- За лесами, за лугами раздаётся в поле гром.    

  Это тракторы плугами пашут чёрный чернозём.

- Гребнем частым борона расчеши земельку.

  Приготовим для зерна мягкую постельку.

- На широкие долины вышли новые машины.

  Глянь в раскрытое окно – сеют сеялки зерно.

  Сколько в этом зёрнышке вложено труда?

  Знают только солнышко, ветер и вода.

- Посеяли хлеб хлеборобы весною, созрел он и стал золотою стеною.

  И слышит страна: за уборку пора!

  Для хлеба комбайны нужны, трактора.

- Хлеб созрел, но к нам на стол прямо с поля не пошёл.

  С поля даже в магазины хлебу ехать рановато.

  Он уселся на машину и спешит на элеватор.

- И опять собрался в путь…

  Едет хлеб на мельницу – мельницу – чудесницу.

  Здесь пышней, чем облака, и в любом количестве

  Получается мука по воле электричества.

( учитель ещё раз обращает внимание детей на то, как появляется хлеб на нашем столе: повторяются все  этапы выращивания хлеба)

Учитель: А в старину хлеб сажали и убирали по - другому. Нужны были совсем другие инструменты: плуги, которыми вспахивали землю на лошади, деревянная борона, а сам человек ходил по полю и разбрасывал зёрна для посадки из спец. сумки. Тяжела была и уборка хлеба с поля: вручную с помощью серпа колосья срезали и связывали в снопы, потом их с помощью цепа обмолачивали прямо на земле. Отделенные зёрна хранили в спец. сараях – амбарах. Зерно для выпечки мололи на мельницах. ( Можно во время рассказа показывать видео ряд)

4. Викторина « Знаете ли вы загадки?» Два мышонка и петушок загадывают ребятам загадки, а они их отгадывают. Побеждает та команда, которая больше других получит баллов за отгадки.

  ( смотрите приложение № 1)

5. А теперь посмотрим пословицы про хлеб. Прочитайте пословицы на доске, объясните их смысл.

  Викторина « Собери пословицы».  На отдельных листах каждая команда получает пословицы, которые надо восстановить. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно восстановит пословицы. ( смотри  приложение  №2)

6. Учитель: Святое дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 мг муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен! Представьте : сколько же надо для того, чтобы прокормить народ? « Худ обед,  коли  хлеба  нет» - говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Масса достоинств в этом продукте и одно из них то, что он никогда не приедается. О хлебе написаны книги, он стал символом гостеприимства, дружелюбия и мира. Тысячи лет существует этот продукт, и всё это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду, не перестают уважать его и воздавать ему должное .

  7. Выступление команды № 3.

- Каравай земли и неба на твоём столе.

  Ничего сильнее хлеба  нету  на земле.

- В каждом маленьком кусочке хлебные поля.

  И на каждом  колосочке  держится земля.

- В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой

  Сила солнышка хранится и земли родной.

- И растёт под небом светлым  строен  и высок.

  Словно Родина бессмертный, хлебный колосок.

- С караваем соль подносим. Поклонясь - отведать просим.

  Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб – соль из рук!

- Пышный, мягкий, пропечённый, подрумяненный слегка.

  Хлеб с горбушкой золоченой шёл к тебе издалека.

-  В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.

  В нём здоровье наша, сила, в нём чудесное тепло.

  Сколько рук его растило, охраняло, берегло!

-  В нём земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём.

   Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!

Учитель: Ешь его, расти и помни: в мире нет труда огромней,

                  Чтоб на стол к тебе явился свежий хлеб.

8. Посмотрите, ребята, какое изобилие хлебных изделий  мы  можем купить сегодня в магазине.

  ( учитель показывает и рассказывает о разных хлебных изделиях)

 « Отгадай кроссворд». Каждая команда получает кроссворд, который нужно отгадать. Кроссворд трудный, поэтому баллы за отгаданные слова не начисляются. Через 5 минут начинаем проверку и заполняем клетки кроссворда все вместе.( кроссворд начерчен на доске)

 В выделенных клетках получается фраза, которую произносят, когда приходят в чужой дом:

  ХЛЕБ  ДА  СОЛЬ. (  Кроссворд  смотрите  в  приложении  № 3)

Учитель: У народа есть слова « Хлеб – всей жизни голова». Ставится всегда он первым на столе.

9. У всех народов хлеб пользуется уважением. Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Ещё в Древнем Египте учителя в школах учили детей бережному отношению к хлебу. Если падал кусок хлеба на землю, нужно было его поднять и поцеловать. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду.

 Живи так, чтобы твой хлеб был всегда честным. Запомни: в хлебе – душа народа. Для того, чтобы он был у всех, трудиться вся страна.

 О том, как ценить и беречь хлеб нам расскажут сейчас ребята ( выступление 4 команды)

- Хлеб – драгоценность, им не сори. Хлеба к обеду в меру бери.

- Режь да ешь от всей души, силы набирайся.

  Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся.

 ( хотя  среди современников  встречаются  такие,  которые  играют хлебом  в  футбол. Чтение стихотворения  С. Михалкова  « Булка»)

-  Крошил я горбушку, и мама, вздыхая, сказала, что это привычка плохая.

   Тогда из фанеры я сделал кормушку, в неё докрошил я ржаную горбушку.

   И стала хорошей плохая привычка. Приятного вам аппетита, синички!

- Можно посчитать: если каждый ученик школы не доест и выбросит 50 г хлеба, то это составит по школе около 30 кг. А если посчитать по городу? … А если по стране? Подумаем об этом!

- Мальчик, ногою пинающий хлеб.

  Мальчик, голодных не знающий лет.

  Помни, что были лихие года!  Хлеб – это жизнь, а не просто еда!

  Хлебом клялись, за хлеб умирали не для того, чтоб в футбол им играли.

  В слове народная мудрость таится. Вот, что в народе у нас говорится:

  « Коли ты хлеб ценить перестал, ты человеком быть перестал!»

- Во время блокады  Ленинграда жители города получали га весь день всего 125 г хлеба ( это те, кто работал, а дети и старики получали половину этого, поэтому они голодали и умирали от истощения). Можно показать ребятам  эти порции.

-  Человек привык трудиться: люди пашут, сеют, жнут.

    В каждом солнышке пшеницы, в каждой крошке хлеба – труд!

    Хвала рукам, что пахнут хлебом!

    Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе! ( хором)

- Зёрна  наших дней, светитесь позолотою резной!

   Говорим мы: « Берегите, берегите хлеб родной!»

   Не мечтаем мы о чуде – нам полей живая речь.

   Берегите хлеб вы, люди! Научитесь хлеб беречь! ( хором)

10. Учитель: Вы, ребята, уже читали много информации о хлебе. Я хочу обратить внимание на некоторые сообщения. А вы знаете, что…

- во многих странах существуют музеи Хлеба?  У нас в стране тоже есть такой музей. Он находиться в городе  Санкт - Петербурге и  вы можете его посетить.

- а какие есть интересные рецепты для приготовления  « вкусностей» из чёрствого хлеба?

  Попробуйте.

- хотите узнать ещё много полезного и интересного о хлебе – читайте « Информашки», посвящённые хлебу.

11.  На доске написаны слова, которые близки по значению слову  ХЛЕБ. Давайте их вспомним и допишем.

-  как ласково скажем об этом продукте?  ХЛЕБУШЕК

- этот предмет  нужен для хранения хлеба.  ХЛЕБНИЦА

-  человек, который хлеб растит, заботится о нём.   ХЛЕБОРОБ

- так называют местность, где выращивают много хлеба.   ХЛЕБНЫЙ  КРАЙ

-  это слово обозначает суп, в состав которого входит много накрошенного хлеба. ПОХЛЁБКА

12. Учитель: Вот и подходит к заключению наш праздник и хочется вам, ребята, сказать:

        Ешь его, расти и помни: в мире нет труда огромней,

        Чтоб на стол к тебе явился  СВЕЖИЙ  ХЛЕБ!

ИНСЦЕНИРОВКА  СКАЗКИ « КОЛОСОК» в исполнении учащихся класса. ( приложение № 4)

     

ПРИЛОЖЕНИЕ  №1. ЗАГАДКИ. 

1.Какое море за селом волнует ветерок?

  В нём волны можно собирать, укладывать в мешок. ( хлебное поле)

2. Он на солнышке стоит и усами шевелит.

   Разомнёшь его в ладони – золотым зерном набит. ( колос)

3. Железный нос в землю врос.

    Роет, копает, зеркалом сверкает. ( плуг)

4. Маленький, горбатенький, всё поле обыскал,

    Домой прибежал – всю зиму пролежал. (серп)

5. Лежит мужик на поле в золотом кафтане.

    Подпоясан, да не поясом, сам встать не может –

    Люди поднимают. (сноп)

6. Богатырь идёт железный, но работник он полезный.

    Тащит плуги за собой, разговор ведёт с весной. ( трактор)

7. Богатырь – тяжеловес  плуг таскает, возит лес.

    За железным конём ящик тянется с зерном.

    Сквозь дырявое дно высыпается зерно. ( сеялка)

8. Для уборки урожая на поля я выезжаю.

    И за несколько машин там  работаю один. ( комбайн)

9. На просторе в море хлеба замок с башнями до неба.

    Замок с башнями  до неба сохранит всё море хлеба. ( элеватор)

10. Я пузырюсь и пыхчу. Жить в квашне я не хочу.

      Надоела  мне квашня, посадите в печь  меня. ( тесто)

11. Мнут и катают, в печи закаляют.

      А потом  за столом  нарезают  ножом. ( хлеб)

ПРИЛОЖЕНИЕ  № 2. СОБЕРИ  ПОСЛОВИЦУ.

Плох обед                                                              хлеб береги.

Ешь пироги                                                            коли хлеба нет.

Есть хлеба край                                                    только хлебом корми.

Без хлеба и каши                                                  а хлебу мера.

Будет друг                                                              так и под елью рай.

Деньгам счёт                                                            коли хлеба есть круг.

Как хочешь зови                                                      ни во что труды наши.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. КРОССВОРД.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. СЦЕНКА  по  сказке « КОЛОСОК»                                                                              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хлеб всему голова

Дается повторение  сведений о слове, о родственных словах, закрепляется  умение  выделять окончания слов....

Классный час Тема: Хлеб - всему голова.

Тема: Хлеб - всему голова....

Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.

Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...

Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".

Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....

Классный час Хлеб-всему голова

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....