Тематический утренник « ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»
методическая разработка (2 класс) на тему
Конспект внеклассного мероприятия во 2 классе "Хлеб - всему голова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskiy_utrennik.docx | 23.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический утренник « ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА»
Оформление: на доске картинки с изображением хлебных растений, пословицы о хлебе, кроссворд, информационные листки по теме из цикла « А знаете ли вы…».
Перед доской: на подносах хлебобулочные изделия, праздничный каравай с солью.
Дети работают в командах ( 4 команды).
ХОД УТРЕННИКА:
1. Учитель: Сегодня мы собрались здесь, чтобы поговорить о чуде земли, чуде человеческого труда – хлебе. Хлеб – один из самых удивительных продуктов. Недаром народ создал пословицы: «Земля – матушка, а хлеб – батюшка», « Хлеб – кормилец», « Хлеб – это жизнь», « Без золота проживёшь, а без хлеба – нет».
Во все времена на самом почётном месте – хлеб. Хрустящий, с аппетитной корочкой, мягкий и сдобный. А пришёл он к нам на стол не просто. Много людей помогало ему в этом: и тот кто сеял, и тот кто убирал, а потом хлеб молол, а потом испёк. Трудно, тяжело достаётся хлеб.
Растения, зёрна которых годятся в пищу, тоже называют хлебом ( показывает эти растения и рассказывает о них). Это пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо, гречиха, рис, кукуруза, соя. Но пшеницу, рожь и ячмень ещё называют ЖИТО. Их название сходно со словом ЖИТЬ не случайно.
Они наши кормильцы. « Ведь не сразу стали зёрна хлебом на столе. Люди долго и упорно потрудились на земле».
2. А теперь послушаем ребят. Они расскажут нам о том, как пришёл к нам хлеб.(1 команда)
- Было это давным-давно. Так давно, что ещё не было на свете ни бабушек, ни дедушек, ни даже прапрабабушек наших бабушек. Люди жили племенами в пещерах и питались мясом диких животных. Случилось так, что всех животных они истребили , и им нечего стало есть. Отправились они в другие места, где можно было бы прокормиться.
- Шли они долго и умирали от голода. И случилось это с одним человеком: он от голода потерял сознание, упал. Когда очнулся – вокруг него никого не было, а вокруг него росли удивительные растения, из которых сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них. Приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зёрнышками, и есть их.
- Эти зёрна подействовали на него как лекарство. Он окреп и мог продолжать дорогу. Ему захотелось рассказать об этом другим людям. Человек собрал эти зёрна и пошёл искать других. Увидев его живым, люди удивились. А он рассказал им о чуде – колоске.
Учитель: Хороша сказка, но как было на самом деле мы не знаем. Самое главное, что теперь у нас есть эти замечательные колоски, из которых мы можем получить чудесный продукт – хлеб.
3. А знаете ли вы, как хлеб попадает к нам на стол? Об этом нам расскажут и покажут ребята . (2 команда).
- Хлеб рождается в бороздках. Посмотри-ка на поля.
Ведь земля – земля не просто, а кормилица – земля.
- За лесами, за лугами раздаётся в поле гром.
Это тракторы плугами пашут чёрный чернозём.
- Гребнем частым борона расчеши земельку.
Приготовим для зерна мягкую постельку.
- На широкие долины вышли новые машины.
Глянь в раскрытое окно – сеют сеялки зерно.
Сколько в этом зёрнышке вложено труда?
Знают только солнышко, ветер и вода.
- Посеяли хлеб хлеборобы весною, созрел он и стал золотою стеною.
И слышит страна: за уборку пора!
Для хлеба комбайны нужны, трактора.
- Хлеб созрел, но к нам на стол прямо с поля не пошёл.
С поля даже в магазины хлебу ехать рановато.
Он уселся на машину и спешит на элеватор.
- И опять собрался в путь…
Едет хлеб на мельницу – мельницу – чудесницу.
Здесь пышней, чем облака, и в любом количестве
Получается мука по воле электричества.
( учитель ещё раз обращает внимание детей на то, как появляется хлеб на нашем столе: повторяются все этапы выращивания хлеба)
Учитель: А в старину хлеб сажали и убирали по - другому. Нужны были совсем другие инструменты: плуги, которыми вспахивали землю на лошади, деревянная борона, а сам человек ходил по полю и разбрасывал зёрна для посадки из спец. сумки. Тяжела была и уборка хлеба с поля: вручную с помощью серпа колосья срезали и связывали в снопы, потом их с помощью цепа обмолачивали прямо на земле. Отделенные зёрна хранили в спец. сараях – амбарах. Зерно для выпечки мололи на мельницах. ( Можно во время рассказа показывать видео ряд)
4. Викторина « Знаете ли вы загадки?» Два мышонка и петушок загадывают ребятам загадки, а они их отгадывают. Побеждает та команда, которая больше других получит баллов за отгадки.
( смотрите приложение № 1)
5. А теперь посмотрим пословицы про хлеб. Прочитайте пословицы на доске, объясните их смысл.
Викторина « Собери пословицы». На отдельных листах каждая команда получает пословицы, которые надо восстановить. Побеждает та команда, которая быстрее и правильно восстановит пословицы. ( смотри приложение №2)
6. Учитель: Святое дело – вырастить хлеб. Из зёрнышка пшеницы можно получить около 20 мг муки первого сорта. Для выпечки одного батона требуется 10 тысяч зёрен! Представьте : сколько же надо для того, чтобы прокормить народ? « Худ обед, коли хлеба нет» - говорят в народе. Хлеб содержит практически все питательные вещества, необходимые для жизни человека. Масса достоинств в этом продукте и одно из них то, что он никогда не приедается. О хлебе написаны книги, он стал символом гостеприимства, дружелюбия и мира. Тысячи лет существует этот продукт, и всё это время люди не перестают удивляться ему как великому чуду, не перестают уважать его и воздавать ему должное .
7. Выступление команды № 3.
- Каравай земли и неба на твоём столе.
Ничего сильнее хлеба нету на земле.
- В каждом маленьком кусочке хлебные поля.
И на каждом колосочке держится земля.
- В малом зёрнышке пшеницы летом и зимой
Сила солнышка хранится и земли родной.
- И растёт под небом светлым строен и высок.
Словно Родина бессмертный, хлебный колосок.
- С караваем соль подносим. Поклонясь - отведать просим.
Дорогой наш гость и друг, принимай хлеб – соль из рук!
- Пышный, мягкий, пропечённый, подрумяненный слегка.
Хлеб с горбушкой золоченой шёл к тебе издалека.
- В каждый дом, на каждый стол он пожаловал, пришёл.
В нём здоровье наша, сила, в нём чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло!
- В нём земли родимой соки, солнца свет весёлый в нём.
Уплетай за обе щёки, вырастай богатырём!
Учитель: Ешь его, расти и помни: в мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился свежий хлеб.
8. Посмотрите, ребята, какое изобилие хлебных изделий мы можем купить сегодня в магазине.
( учитель показывает и рассказывает о разных хлебных изделиях)
« Отгадай кроссворд». Каждая команда получает кроссворд, который нужно отгадать. Кроссворд трудный, поэтому баллы за отгаданные слова не начисляются. Через 5 минут начинаем проверку и заполняем клетки кроссворда все вместе.( кроссворд начерчен на доске)
В выделенных клетках получается фраза, которую произносят, когда приходят в чужой дом:
ХЛЕБ ДА СОЛЬ. ( Кроссворд смотрите в приложении № 3)
Учитель: У народа есть слова « Хлеб – всей жизни голова». Ставится всегда он первым на столе.
9. У всех народов хлеб пользуется уважением. Бережное отношение к хлебу и уважение к нему должно быть в крови у каждого человека. Ещё в Древнем Египте учителя в школах учили детей бережному отношению к хлебу. Если падал кусок хлеба на землю, нужно было его поднять и поцеловать. Эти чувства сродни уважению к своей Родине, к своему народу, к его труду.
Живи так, чтобы твой хлеб был всегда честным. Запомни: в хлебе – душа народа. Для того, чтобы он был у всех, трудиться вся страна.
О том, как ценить и беречь хлеб нам расскажут сейчас ребята ( выступление 4 команды)
- Хлеб – драгоценность, им не сори. Хлеба к обеду в меру бери.
- Режь да ешь от всей души, силы набирайся.
Лишь напрасно не кроши, хлебом не швыряйся.
( хотя среди современников встречаются такие, которые играют хлебом в футбол. Чтение стихотворения С. Михалкова « Булка»)
- Крошил я горбушку, и мама, вздыхая, сказала, что это привычка плохая.
Тогда из фанеры я сделал кормушку, в неё докрошил я ржаную горбушку.
И стала хорошей плохая привычка. Приятного вам аппетита, синички!
- Можно посчитать: если каждый ученик школы не доест и выбросит 50 г хлеба, то это составит по школе около 30 кг. А если посчитать по городу? … А если по стране? Подумаем об этом!
- Мальчик, ногою пинающий хлеб.
Мальчик, голодных не знающий лет.
Помни, что были лихие года! Хлеб – это жизнь, а не просто еда!
Хлебом клялись, за хлеб умирали не для того, чтоб в футбол им играли.
В слове народная мудрость таится. Вот, что в народе у нас говорится:
« Коли ты хлеб ценить перестал, ты человеком быть перестал!»
- Во время блокады Ленинграда жители города получали га весь день всего 125 г хлеба ( это те, кто работал, а дети и старики получали половину этого, поэтому они голодали и умирали от истощения). Можно показать ребятам эти порции.
- Человек привык трудиться: люди пашут, сеют, жнут.
В каждом солнышке пшеницы, в каждой крошке хлеба – труд!
Хвала рукам, что пахнут хлебом!
Слава миру на Земле! Слава хлебу на столе! ( хором)
- Зёрна наших дней, светитесь позолотою резной!
Говорим мы: « Берегите, берегите хлеб родной!»
Не мечтаем мы о чуде – нам полей живая речь.
Берегите хлеб вы, люди! Научитесь хлеб беречь! ( хором)
10. Учитель: Вы, ребята, уже читали много информации о хлебе. Я хочу обратить внимание на некоторые сообщения. А вы знаете, что…
- во многих странах существуют музеи Хлеба? У нас в стране тоже есть такой музей. Он находиться в городе Санкт - Петербурге и вы можете его посетить.
- а какие есть интересные рецепты для приготовления « вкусностей» из чёрствого хлеба?
Попробуйте.
- хотите узнать ещё много полезного и интересного о хлебе – читайте « Информашки», посвящённые хлебу.
11. На доске написаны слова, которые близки по значению слову ХЛЕБ. Давайте их вспомним и допишем.
- как ласково скажем об этом продукте? ХЛЕБУШЕК
- этот предмет нужен для хранения хлеба. ХЛЕБНИЦА
- человек, который хлеб растит, заботится о нём. ХЛЕБОРОБ
- так называют местность, где выращивают много хлеба. ХЛЕБНЫЙ КРАЙ
- это слово обозначает суп, в состав которого входит много накрошенного хлеба. ПОХЛЁБКА
12. Учитель: Вот и подходит к заключению наш праздник и хочется вам, ребята, сказать:
Ешь его, расти и помни: в мире нет труда огромней,
Чтоб на стол к тебе явился СВЕЖИЙ ХЛЕБ!
ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ « КОЛОСОК» в исполнении учащихся класса. ( приложение № 4)
ПРИЛОЖЕНИЕ №1. ЗАГАДКИ.
1.Какое море за селом волнует ветерок?
В нём волны можно собирать, укладывать в мешок. ( хлебное поле)
2. Он на солнышке стоит и усами шевелит.
Разомнёшь его в ладони – золотым зерном набит. ( колос)
3. Железный нос в землю врос.
Роет, копает, зеркалом сверкает. ( плуг)
4. Маленький, горбатенький, всё поле обыскал,
Домой прибежал – всю зиму пролежал. (серп)
5. Лежит мужик на поле в золотом кафтане.
Подпоясан, да не поясом, сам встать не может –
Люди поднимают. (сноп)
6. Богатырь идёт железный, но работник он полезный.
Тащит плуги за собой, разговор ведёт с весной. ( трактор)
7. Богатырь – тяжеловес плуг таскает, возит лес.
За железным конём ящик тянется с зерном.
Сквозь дырявое дно высыпается зерно. ( сеялка)
8. Для уборки урожая на поля я выезжаю.
И за несколько машин там работаю один. ( комбайн)
9. На просторе в море хлеба замок с башнями до неба.
Замок с башнями до неба сохранит всё море хлеба. ( элеватор)
10. Я пузырюсь и пыхчу. Жить в квашне я не хочу.
Надоела мне квашня, посадите в печь меня. ( тесто)
11. Мнут и катают, в печи закаляют.
А потом за столом нарезают ножом. ( хлеб)
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ.
Плох обед хлеб береги.
Ешь пироги коли хлеба нет.
Есть хлеба край только хлебом корми.
Без хлеба и каши а хлебу мера.
Будет друг так и под елью рай.
Деньгам счёт коли хлеба есть круг.
Как хочешь зови ни во что труды наши.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. КРОССВОРД.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. СЦЕНКА по сказке « КОЛОСОК»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Хлеб всему голова
Дается повторение сведений о слове, о родственных словах, закрепляется умение выделять окончания слов....
Классный час Тема: Хлеб - всему голова.
Тема: Хлеб - всему голова....
Внеклассное мероприятие.Хлеб - всему голова.
Хлеб нужен человеку, как продукт питания. За хлеб отдавали жизнь... Хлеб выращивают люди многих профессий - нужно уважат их труд. Хлеб вкусный, полезный, в нем здоровье и сила. Про хлеб много пословиц...
Внеклассное мероприятие "Хлеб - всему голова".
Разработака внеклассного мероприятия о бережном отношении к хлебу....
Классный час Хлеб-всему голова
Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....