Педагогическая карта ученика
методическая разработка по теме

Этот материал удобно использовать при составлении Характеристики учащегося. Рада буду, если помогу коллегам!

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon pedagogicheskaya_karta_uchashchegosya.zip25.29 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогическая карта учащегося (автор разработки Кумарина Г.Ф.)

Учащийся  Ф.И._______________________________

Дата рождения_______________________________

Домашний адрес_____________________________

Дата поступления в школу_____________________

Переведён ( когда,куда)_______________________

Готовность ребёнка к школьному обучению

 I.Готовность ребёнка к началу школьного обучения

  1. Психологическая и социальная готовность к школе:

      а) желание учиться в школе:

           - ребёнок хочет учиться в школе;

           - особого желания учиться нет;

           - идти в школу не хочет.

         б) учебная мотивация:

           - осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или   приобретают самостоятельную привлекательность;

           - собственные цели учения не осознаются: привлекательным в школе для ребёнка является только внешняя сторона учения (возможность ходить вместе со сверстниками в школу, носить  школьную форму, портфель)

            - цели учения не осознаёт, ничего привлекательного в школе не видит.

           в) умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

             - достаточно легко входит в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает её смысл, адекватно ведёт себя;

             - контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на неё не всегда или не совсем адекватны;

             - плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.

              г) организованность поведения:

             - поведение организованное;

             - поведение не достаточно организованное;

             - поведение неорганизованное.

Общая оценка уровня психологической и социальной готовности к школе:

  1. Выше среднего, средний.
  2. Ниже среднего
  3. Низкий.

II. Развитие школьнозначимых  психофизиологических  функций:

          а)  фонематический слух, артикуляционный аппарат:

           - нарушений в фонематическом строе речи и звукопроизношении нет, речь правильна, отчётлива;

           - в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда);

           - ребёнок косноязычен (необходимо обследование логопеда).

           б) мелкие мышцы руки:

           -  рука развита хорошо, ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами;

           - рука развита недостаточно хорошо, карандашом, ножницами работает с напряжением;

            - рука развита плохо, карандашом, ножницами работает плохо.

            в) пространственная ориентация, координация движений, телесная ловкость:

            - достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;

            - отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации, координаций движений, недостаточно ловок;

            - ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.

            г)  координация в системе «глаз-рука»:

            - может правильно  перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигура), зрительно воспринимает на расстоянии ( с классной доски);

            - графический образ зрительно воспринимает на расстоянии, «переносит в тетрадь с незначительными искажениями;

            - при «переносе» графического образа, зрительно воспринимаемого на расстоянии, допускает грубые искажения.

             д) объём зрительного восприятия (по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, в картинках  с множеством контуров):

             - соответствует средним показателям возрастной группы;

             - ниже средних показателей возрастной группы;

             - намного ниже средних показателей возрастной группы.

Общая средняя оценка уровня развития  школьнозначимых  психофизиологических функций:

1. Выше среднего, средний.

2. Ниже среднего

3. Низкий.

III.  Развитие познавательной деятельности

       а) кругозор:

        -представления о мире достаточно развернуты может рассказать о стране, городе, о животных и расстениях, времени года;

        - представления о мире достаточно конкретны, но ограничены непосредственно окружающим;

        - кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окружающем отрывочны, бессистемны.

        б) развитие речи:

        - речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;

        - ребёнок затрудняется в поиске слов, в выражениях мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;

        - слова приходится «вытягивать», ответы чаще односложные, в речи много ошибок ( нарушение согласования, неправильный порядок слов в предложении, законченность предложений).

         в)  развитие познавательной активности, самостоятельности.

         г)  сформированность  интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установление закономерностей.

         д)  произвольность деятельности

         е) темп деятельности

         ж) учебные знания, умения (перечислить имеющиеся), указать конкретно,  с каким запасом учебных умений ребёнок идёт в школу ( знание букв, элементарных математических представлений и другое).

IV.      Состояние  здоровья

         а)  особенности развития на этапе дошкольного детства ( указать обстоятельства, если таковые есть, задержавшие развитие ребёнка: тяжёлые роды, травмы, длительные заболевания);

         б) темп развития в дошкольном детстве (своевременно ли начал ходить, говорить);

         в) состояние соматического здоровья ребёнка (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность: сколько раз в истекшем году болел)

           Группа здоровья  - ….

V.     Трудности школьной адаптации

         а) в поведении;

         б) в учебной деятельности;

         в) наблюдаемые признаки предрасположенности ребёнка к нарушениям здоровья: Тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, навязчивые привычки ( грызение ногтей…)…

Жалобы со стороны родителей:

Чрезмерная усталость после школы, нарушение  сна, недосыпание страх темноты, одиночества, непослушание, конфликтность, беспричинный  подъём температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода,поливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи и другое.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. Основание для отнесения ребёнка к группе риска.
  2. Рекомендации по индивидуальной коррекционной работе.
  3. Консультации у специалистов.

Общие сведения о семье и условиях жизни ребёнка:

1.Тип семьи ( полная, неполная).

Родители ребёнка (Ф.И.О., образование, профессия, род занятий)

Мать….

Отец….

2. Количество детей в семье, другие члены семьи.

3. Материальные условия жизни семьи.

4. Жилищные условия.

5. Характер внутрисемейных отношений ( благоприятные, неблагоприятные: источники последних).

Характеристика  школьника

  1. Состояние здоровья
  1. Болезненность ( сколько раз ребёнок болел в истекшем году, сколько дней, характер заболевания, их возможная связь с условиями жизни)
  2. Наблюдаемые признаки предрасположенности ребёнка к нарушениям здоровья:

Тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, головокружение, плохой аппетит, навязчивые привычки ( грызение ногтей…)…

  1. Жалобы со стороны родителей:

Чрезмерная усталость после школы, нарушение  сна, недосыпание страх темноты, одиночества, непослушание, конфликтность, беспричинный  подъём температуры, плохой аппетит, тошнота, укачивание в транспорте, непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода,поливость, аллергические реакции, ночное недержание мочи и другое.

  1.  Школьник в системе воспитательных отношений

в школе

а)  в системе отношений ученик-учитель:

- отношения с большинством учителей строятся на взаимном доверии и уважении;

- отношения взаимного доверия и уважения имеют место лишь с отдельными учителями, с остальными носят ситуативный характер;

- отношения с учителями не складываются;

- отношения с отдельными(большинством) педагогов носят конфликтный характер.

Основные причины отчуждённости, конфликтов…

б) в системе отношений  с одноклассниками:

- пользуется авторитетом и доверием у большинства одноклассников, ребята охотно общаются с ним;

-  общается лишь с отдельными ребятами, отношения с большинством одноклассников пока не складываются, нередко носят характер конфликта;

- одноклассники относятся  пренебрежительно, авторитетом, доверием не пользуется.

Основные причины, обуславливающие неблагополучие отношений…

в семье

- ребёнок психологически защищён, любим, может рассчитывать на на моральную поддержку в семье; взрослые с пониманием относятся к индивидуальным проблемам и особенностям ребёнка учитывают их, интересуются его внутренней жизнью, пользуются у ребёнка авторитетом;

- положение ребёнка в семье нельзя считать вполне благополучным. Требования к нему взрослых противоречивы, отношения в зависимости от ситуации или излишне мягкие, попустительские, или излишне придирчивые, строгие. Ребёнок привязан только к кому-то  одному  из родителей(родных) враждебен к остальным. Внимания ребёнку уделяется недостаточно. Индивидуальные  особенности и проблемы его осознаются плохо, не учитываются в общении. Чувства защищённости в семье у ребёнка нет;

- ребёнок в семье лишний. Отношение к нему безразличное, равнодушное, подчас – грубое, даже жестокое. Проблемами его никто не интересуется, индивидуальные особенности ребёнка не осознаются и не учитываются. Прочных эмоциональных связей нет ни с одним  из взрослых членов семьи.

Причины отчуждённости и конфликтов. Специфические особенности семьи, семейных отношений.

в) в системе отношений  школа-семья:

- между требованиями школы и семьи нет противоречий. Взрослые члены семьи признают авторитет педагога, сотрудничают с ним, реализуют его советы в отношениях с ребёнком;

- должного согласования действий школы и семьи в воспитательной тактике пока нет. Родители плохо прислушиваются к советам педагога. Их связь со школой носит в основном  формальный  характер;

- семья не стремится к сотрудничеству со школой, не поддерживает её и воспитательных  усилий.  

Другие особенности.

Уровень средовой адаптации школьника:

- достаточно высокий (благополучное);

- недостаточно высокий (не вполне благополучное);

- недостаточный  ( не вполне благополучный, на уровне отдельных конфликтов);

- на грани школьной, социальной дезадаптации (положение школьника в большинстве сфер воспитательных отношений характеризуется  отчуждением, оценивается как конфликтное).

Личностные качества, которые мешают успешной адаптации школьника в микросреде:

безответственность, нечестность, эгоизм, лень, обидчивость, упрямство, недисциплинированность, чрезмерное самолюбие, неуверенность в себе, вспыльчивость,  несобранность, грубость, зазнайство, жадность, задиристость, несправедливость, замкнутость, застенчивость, другое(вредные привычки, дурные  наклонности).

Общественная позиция школьника:

а) общественное поручение школьника в классе

отношение к его выполнению:

- ответственное и добросовестное;

- недостаточно ответственное;

- безответственное (причины).

б) круг домашних обязанностей:

 - ответственное и добросовестное;

- недостаточно ответственное;

- безответственное (причины).

III.       Особенности учебной деятельности

            а) отношение к учебной деятельности в целом и к отдельным её видам:

            - охотно ходит в школу, с интересом относится ко всем предметам, стремится                  

учиться лучше;

- учение воспринимается как долг. С интересом относится лишь к отдельным предметам (каким?);

- интереса к учению пока нет, любимых предметов нет;

- учится неохотно, «из-под палки».

б) уровень развития основных характеристик учебной деятельности:

1. Познавательной  активности:

- достаточно высокий на всех уроках;

- достаточно высокий на отдельных уроках;

- в основном средний;

- низкий.

2. Самостоятельности:

- учебные задания в основном выполняются самостоятельно;

- учебные задания, как правило, выполняется при оказании I вида помощи (стимулирующей);

- учебные задания выполняются при оказании II вида помощи (направляющей);

- при выполнении заданий чаще других требуется  III вид помощи ( обучающий).

3. Темпа:

- темп работы, как правило, выше среднего показателя класса;

- темп деятельности близок к среднему показателю класса;

- темп деятельности ниже среднего показателя класса;

- темп деятельности заметно отстаёт от среднего показателя класса.

в) речь

г) характер трудностей ребёнка в учении:

- общих, проявляющихся по всем предметам;

- специфических, проявляющихся в обучении конкретному предмету.

д) причины трудностей.

IV.    Обобщённая оценка учебных итогов года

- успевает по всем предметам хорошо и отлично;

- успевает на «4» и «5»;

- успевает на «3»(удовлетворительно);

- не успевает (по предметам конкретно).

Педагогические выводы

  1. Оценка динамики здоровья школьника (по сравнению  с исходными показателями):

- улучшилось ( уменьшилась заболеваемость, количество дней, пропущенных по болезни; сократилось признаков, свидетельствующих о предрасположенности к нарушениям здоровья);

- не изменилось ( показатели практически без изменений);

- ухудшилось (состояние здоровья, возросла заболеваемость).

  2.    Оценка динамики средовой адаптации (по изменению):

         - уровень средовой адаптации стал выше;              

         - уровень средовой адаптации  существенно не изменился;

         - уровень средовой адаптации ухудшился.

   3.   Оценка продвижения в формировании учебной деятельности

    Уровень учебной деятельности в её характеристиках – активность, самостоятельность, темп – в      

    сравнении с исходным:

- стал выше;

- существенно не изменился;

- несколько снизился.

     4.  Оценка успеваемости учащегося в сравнении с исходным уровнем:

         а) относительной

              - улучшилась;

              - практически без изменений;

              - несколько ухудшилась.

          б) абсолютной

              - улучшилась;

              - практически без изменений;

              - несколько ухудшилась.

       5.  Потенциал личности школьника как опора в коррекционной работе:

            а) стремления и интересы;

            б) специальные способности;

            в) личностные качества ( доброта, отзывчивость, честность, принципиальность, откровенность, справедливость, ответственность, самостоятельность, инициативность, смелость, настойчивость, вежливость, скромность, дисциплинированность, трудолюбие, умение уступить, дружелюбие и другие.

         6.  Источники положительных средовых влияний, которые можно использовать в   коррекционной работе. Намечаемые пути коррекции:

              а) воспитательных отношений ( в различных сферах);

              б)  учебной деятельности школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лист педагогического сопровождения ученика

Очень полезная вещь в работе классного руководителя...

психолого-педагогическая характеристика ученика начальной школы

Образец характеристики на учащегося начальных классов от учителя, необходимая при прохождении психолого-педагогической комиссии любого уровня. Характеристика пишется в двух экземплярах , подписывает у...

Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.

Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается  учителем начальных классов в системе инд...

Психолого-педагогическое сопровождение учеников начальной школы с трудностями в обучении.

Статья посвящена вопросам педагогического сопровождения слабоуспевающих учеников начальной школы. Психолого-педагогическая помощь таким детям оказывается учителем начальных классов в системе индивидуа...

Психолого - педагогическая характеристика ученика

Иванов Иван года рождения воспитывается в полной семье.    В МОУ «СОШ №  обучается с  2012 года по программе СРО Л. В. Занкова.   Адаптация ребенка в классе п...

Психолого-педагогическая характеристика ученика с ОВЗ для ПМПК

Психолого-педагогическая характеристика ученика  с ОВЗ, обучающегося на дому, для представления на ПМПК...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕНИКА.

В помощь классному руководителю....