Духовно-нравственное воспитание
статья по теме

Сергейчева Любовь Алексеевна

Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno-nravstvennoe_vospitanie_2.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

   

Из опыта работы

Сергейчевой Л.А.

Содержание программы курса «Детский мир» направлено на духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников, даёт возможность приобщить к духовному опыту наших предков.

           Учебным пособием для изучения этого предмета является книга К.Д.Ушинского «Детский мир и хрестоматия». К Д.Ушинский в «Представлении в Совет Воспитательного общества» писал о своих работах: «Наглядная и постепенно развивающая метода первоначального преподавания составляет именно то важное приобретение, которое сделала наука со времени Песталоцци.

       Главное достоинство её состоит именно в том, что она по возможности наглядно и совершенно незаметно вводит детей в науку через окружающие их и уже знакомые им образы действительности. Она приводит в систему и уясняет детям те сведения, которые уже приобретены ими непосредственно из самой жизни. На этом уже готовом фундаменте мало-помалу строится прочное здание первоначального образования».

   Знакомство с «Детским миром» ставит целью:

  1.   сообщить младшим школьникам элементарные сведения о неживой и живой природе и труде людей;
  2. раскрыть некоторые доступные для этого возраста взаимосвязи предметов и явлений природы, показать влияние изменений в природе на труд человека;
  3. формировать гуманное отношение учащихся к окружающей неживой и живой природе, воспитывать чувство необходимости бережно относиться к предметам природы, вызывать у детей стремление к милосердию;
  4. раскрыть маленькому читателю мир и многообразие русской природы, пробудить в нем большую любовь к своему Отечеству, помочь формированию мировоззрения детей на принципах высокой нравственности и морали, воспитывать интерес к русской классической литературе.

В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ВЫСОКОНРАВСТВЕННЫЕ ИДЕИ Ушинского представляют особый интерес.

Основными формами работы являются урок, внеклассные занятия, экскурсии. Курс интегрированный. Во втором классе интегрируется с окружающим миром. Учащиеся знакомятся с былинами, с текстами житийной литературы, читают отрывки из древне-русских повестей. Статьи «Детского мира» служат источником знаний об окружающем мире, являются своеобразной детской энциклопедией.

Планируя уроки по «Детскому миру», мы стремимся раскрыть перед младшими школьниками основные исторически сложившиеся черты русского национального самосознания, воспитываем у уч-ся высокое чувство национального достоинства, без которого невозможно формировать патриотическое сознание личности, любовь к Отечеству, России.

Во 2 классе ученики обогащаются знаниями и представлениями о природе своей Родины,

  Учатся рассказывать о своих наблюдениях за изменениями в природе и труде в разное время года. Знакомятся с народными приметами. Расширяется представление детей о русских писателях и устном народном творчестве.

 Знакомятся с особенностями домашних и диких животных,

  Перелётных птиц, пресмыкающихся, земноводных,  рыб.

У учащихся 3 класса в процессе занятий расширяются представления о Родине, её прошлом.

  Знакомятся с русскими князьями, с разными историческими событиями. В нравственном воспитании Ушинский одно из главных мест отводил патриотизму.

В 4 классе знакомятся со знаменитыми мореплавателями и географическими открытиями.

    Ушинский считал, что « Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни..

Что «Он в то же время является величайшим народным наставником, учившим народ тогда, когда не было ещё ни книг, ни школ, и продолжает учить его до конца народной истории».

Но к сожалению, язык 19 века и 21 очень отличаются. Поэтому тексты в  книге сложные для восприятия современных учеников.

      Отсюда возникает необходимость бесед и рассказов, предваряющих чтение, словарной работы.

Сл. Работа с учебником развивает творческие способности детей:

Дома они выполняют рисунки,

Делают книжки-малышки,

Пишут сочинения и рефераты.

 Формами контроля являются наблюдение, тестирование, выполнение творчески, проектных заданий, анкетирование родителей и детей.

 

Во внеурочное время знакомство с традициями русского народа проводим на праздниках «Осенины», «Рождество», «Масленица».

В этом году праздновали Рождество в Ясной Поляне.

 Путешествуем по историческим местам, побывали на Куликовом поле, на Красной площади в Москве, в « Палеонтологическом» музее,  в музее Дарвина, в музее космонавтики в Калуге, в этно-деревне в Калужской области

Посещаем музеи и заповедники. Побывали в Приокско- террасном заповеднике, на страусиной ферме, в парке птиц.

 В конце года каждый классный руководитель заполняет оценочные листы уровня воспитанности учащихся класса. Считаем, что курс «Детский мир», способствует повышению уровня нравственности.

В 1- 2 классах, в соответствии с требованиями ФГОС, ведётся духовно- нравственное воспитание через кружок «Здравствуй, музей». Заключены договоры с музеями «Тульские древности», «Тульский некрополь», « Белобородова». Посещаются музеи по программе.

Проводилась проектная деятельность на темы «Моя малая Родина», « Моя семья», « Моя школа».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.

ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования....

Система деятельности по программе духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся « Путешествие к успеху и мечте» : проблемы и пути решения».

Современная педагогика не может существовать без концептуальной идеи инновационного мышления, определяющей направления развития духовности, нравственности и базовых ценностей в условиях образовательно...

ПРОГРАММА ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………..3 I.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ,ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ……………………………………………6  II. СОДЕРЖАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГ...

Программа духовно – нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно – нравственного  развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.Цель программы: воспитание  ответственного, инициативного и компетентного граждан...

Духовно - нравственное развитие, воспитание, гражданское становление личности ребенка.

Развитие «способности жить в современном обществе и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека» составляет сущность воспитательного процесса. ...

Духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования

Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас учителей. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда перес...

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.

Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся MБОУ «Лицей №121» разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного станд...