Правильное воспитание ребёнка – одна из важнейших задач в формировании и становлении личности подрастающего поколения
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Задачи по формированию морально-нравственного потенциала личности ребёнка, чувства ответственности за свои поступки, а так же вопросы, касающиеся условий эмоционального, нравственного самовыражения личности стояли перед педагогом всегда. Актуальны они и сегодня в высокотехнологичной сфере конкурентного мира, когда речь идёт о воспитании патриотичного и порядочного поколения. Исходя из анализа работ классиков отечественной педагогики, можно отметить, что в силу особенностей детской психики, её особенности к копированию и подражанию, образец взрослых является важным средством нравственного воспитания детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
©Правильное воспитание ребёнка – одна из важнейших задач в формировании и становлении личности подрастающего поколения
Чагина Жанна Эдуардовна, воспитатель группы продлённого дня ГБОУ СОШ № 146 Калининского района, Санкт – Петербурга, Россия
Задачи по формированию морально-нравственного потенциала личности ребёнка, чувства ответственности за свои поступки, а так же вопросы, касающиеся условий эмоционального, нравственного самовыражения личности стояли перед педагогом всегда. Актуальны они и сегодня в высокотехнологичной сфере конкурентного мира, когда речь идёт о воспитании патриотичного и порядочного поколения.
Воспитание ребёнка – одна из главных функций общеобразовательной школы. «Семья и школа – это берег и море, писал Л. Кассиль. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в это море прокладывает школа. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега».
Исходя из анализа работ классиков отечественной педагогики, можно отметить, что в силу особенностей детской психики, её особенности к копированию и подражанию, образец взрослых является важным средством нравственного воспитания детей. Используя предупреждения, поощрения, акцентируя внимание ребёнка на нравственных чувствах и аспектах поведения в отношении других людей, взрослый тем самым помогает выстроить фундамент морально-нравственного воспитания. Сегодня педагогу необходимо размышлять, работать в направлении воспитания у детей любви и привязанности к Родине, семье с её традициями и наследием. Важно актуализировать у детей чувство сопричастности с собственной семьёй, родственниками; а ещё дать возможность осознать семейные ценности и традиции, понять правила и особенности взаимоотношений внутри семьи. Ребёнок побуждается к определённым социально-одобряемым поступкам, имея перед глазами некий эталон, образец поведения, который осознаётся и является социально-значимым. Например, ребёнок, слушая взрослого, понимает, что разделить что-либо с другим – это хорошо, а причинять боль и обижать людей – это плохо и самое главное, он наблюдает, как значимые для него взрослые поступают в соответствии с декларируемыми ими нормами. Это изначально становится регулятором поведения ребёнка и со временем переходит во внутренний план личности, становясь усвоенной нормой.
Устное народное творчество выступает в качестве ещё одного из действенных инструментов морально-нравственного воспитания, формирования у детей норм этики и оценочности с позиции добра, справедливости. Рядом исследователей классиков и современных учёных отечественной педагогики было доказано влияние сказок, пословиц, поговорок, народных обрядовых праздников на воспитание нравственных чувств. Использование фольклора с его неизменными базовыми элементами формирует у детей интерес к семейным традициям и обычаям. А через народные праздники происходит некий воспитательный процесс, в котором дети приобщаются к истокам национальной культуры, что позволяет сохранять и адаптировать к современности этнические особенности и традиции наших предков, пестовать в душе детей уважение и любовь к традиционной культуре своего народа, окружающим людям. Можно привести пример из русской традиционной культуры воспитания, отличающейся заботой и терпимостью к детям: несмотря на то, что возраст детства считался безвинным в силу «неразумности», это не исключало наказания. Серьёзным проступком было неуважение к старшему поколению. В присутствии взрослых младшим не полагалось сидеть, нельзя было перебивать речь и вмешиваться в их беседу, затевать шумные игры и пр. И хотя подобные нормы поведения существовали в старину, какие-то правила остаются неизменными и по сей день. Воспитательное действие на ребёнка может оказывать всё то, что личностно его затрагивает, ведь особенностью детского развития является то, что ребёнок не может буквально и в полной мере понимать смысл обращения к нему взрослого. Поэтому прямое воспитательное воздействие происходит на личном примере взрослого или через понятный язык описания образов и поведения героев сказок.
Когда ребёнок входит в некую сферу нравственных взаимоотношений людей, он уже знает многие нормы поведения и способен их соблюдать, и здесь главным вопросом становится формирование нравственной мотивации.
Среди детей есть такие, которые способны проявлять справедливость, честность, взаимопомощь, даже если нет контролирующего взрослого рядом. Такое поведение основано на симпатии, сочувствии другому человеку, предвосхищении собственных неприятных эмоций от страданий, обиды другого человека. При этом нужно понимать, что в своей основе нравственность есть универсальная категория, которая имеет распространение на весь окружающий мир и людей, вне зависимости от степени родства и знакомства с ними. Мы же чаще всего сострадаем и сочувствуем тем людям, которые нам близки. Общее нравственное поведение возможно формировать лишь через внутренние преобразования личности, через изменение нравственной самооценки растущей личности.
Нравственную самооценку ребёнка можно формировать через позитивное эмоциональное общение с ним, единый и бескорыстный стиль общения с окружающими людьми. Важно создавать у ребёнка собственный положительный образ, давая ему ощутить чувство значимости, понимание того, что он достоин внимания и доверия. Именно самооценка ребёнка будет основой его нравственного поведения. Если общение взрослого с ребёнком выстраивается в авторитарном стиле, где интересы растущей личности не учитываются, нет доверия и бескорыстия – это в конечном итоге может формировать лишь прагматичную личность, внешнюю социально-одобряемую нравственность.
Резюмируя, отметим сложность и противоречивость, формирования нравственной сферы ребёнка. В самом начале усвоение норм ребёнком происходит на вербальном уровне, когда взрослый на словах говорит о допустимом и недопустимом поведении. В присутствии контролирующего взрослого ребёнок выполняет нормы, однако может их нарушать при отсутствии внешнего контроля. Со временем, по мере развития и взросления, внешний контроль со стороны взрослых только усиливается, к нему добавляется контроль со стороны сверстников, и нравственные нормы начинают влиять непосредственно на поступки ребёнка. Формируется некое прагматичное одобряемое моральное поведение, которое в основе своей может не иметь нравственной мотивации как таковой. И лишь при условии того, что у ребёнка есть потребность сохранить и укрепить положительный образ себя, усвоенные им категории добра проявляются в истинном мотивированном нравственном поведении. Такое поведение, подобное ощущение себя вне зависимости от внешнего контроля устойчиво направляет ребёнка по пути нравственной эволюции. Всё это являет собой зачатки нравственности, которые по мере развития личности дадут надёжный стержень, ориентир в нашем современном сложном мире.
Список использованных источников литературы
- Ботякова О. А., Зязева Л. К., Прокофьева С. А. Российский этнографический музей – детям. – СПБ, 2001.-186с.
- Зверева О. Л., Ганичева А. Н. Семейная педагогика и домашнее воспитание. – М., 1999. – 160с.
- Мухина В. С. Детская психология. – М.,1999. 352с.
- Сухомлинский В. А. Как воспитать настоящего человека: Педагогическое наследие – М., 1990. – 288с.
- Шашуков Н. Л. Народная педагогика в практике современного воспитания. – Вологда, 1999. – 52с.
- Якобсон С. Г. Проблемы этического развития детей – М., 1984. – 144с.
©Чагина Жанна Эдуардовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальная адаптация ребенка одна из важнейших задач в его воспитании.
Основной задачей школьного психолога, является улучшение адаптации воспитанников школы в социуме, развитие их когнитивных функций, нравственности, расширение у учащихся представлений о возможных жизне...
Статья "От формирования активной и деятельностной позиции ученика к воспитанию культуры личности подрастающего поколения"
Одна из главных задач учителя, классного руководителя - формирование активной жизненной позиции ученика. Необходимо вовлекать учащихся в систему классных, школьных и внешкольных мероприятий. Очень важ...
Формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского языка в школе
Version:1.0 StartHTML:0000000167 EndHTML:0000001549 StartFragment:0000000504 EndFragment:0000001533Формирование у школьников прочных орфографических навыков — одна из важнейших задач изучения русского...
Формирование коммуникативных компетенций – одна из важнейших задач учебно-воспитательного процесса в 1 классе
Коммуникативная компетентность – основа практической деятельности человека в любой сфере жизни. Формирование коммуникативных компетенций является актуальной проблемой, решение которой важно как ...
Воспитание толерантности - одна из важнейших задач современного образования.
Детский школьный возраст характерен изменениями в соотношении нервных процессов возбуждения и торможения, что выступает основой для формирования самоконтроля, сознательной регуляции поведе...