Классный час "Нарушение закона. Что к этому приводит?"
классный час (4 класс) по теме

Фостенко Лариса Викторовна

 

Проблема воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения школьников  в настоящее время в стране достаточно актуальна. К структурным элементам правовой культуры личности относится глубокое внутреннее уважение к законности и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

1 блок: Проблемно- мотивационный.
Вступление:
Начинаем классный  час,
О важном речь пойдёт  сейчас,
Постарайтесь всё понять,
Что-то новое узнать.

Учитель: Расшифруйте тему нашего классного часа (Слайд)
«
Нарушение закона. Что к этому приводит?
Предположите, о чём у нас с вами сегодня пойдёт речь?
(Возможные ответы детей).

1. Беседа о ЗАКОНЕ.
Учитель: -Давным -  давно  на Земле появились люди , с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут ?  Что обязаны и чего  не обязаны? На что они имеют право, на что не имеют? (Слайд)
Так в беседах, в битвах, войнах, в драках появились законы. 
- Ребята,  из каких источников мы можем узнать, что такое закон?
Дети: из словарей, из Интернета, можно спросить у взрослых.
Учитель: Я предлагаю вам узнать о том, что такое закон из сети интернет.(Слайд)
- Ребята, а вы когда – нибудь нарушали закон?

2. Обсуждение рассказа.
- Я хочу рассказать одну историю.
 
Вите пять лет. Мама его — дворник. Она убирает школьный двор. Витя помогает маме. У него — корзинка, на руках вязаные перчатки. Он ходит по газону под школьными окнами и собирает в корзину разный мусор. 
Иногда открывается окно. Появляется веселая, ухмыляющаяся физиономия первоклассника, а то ученика и постарше. "Эй, Огрызок, держи!" И на газон летит скомканная бумажка, апельсиновая кожура, недоеденное яблоко.
Витя, запрокинув голову, молча, смотрит в окно. Наклоняется и подбирает брошенное. Подходит к маме, которая подметает асфальтовую дорожку. "Молодец!" — хвалит мама. И они вместе идут к мусорному баку, чтобы вытряхнуть корзину. "Теперь до большой перемены у нас с тобой будет чисто", — говорит мама. Витя оглядывает двор — не валяется ли еще чего? Нет, во дворе полный порядок.

Учитель:  Как можно назвать этих ребят?
Дети: хулиганы, бандиты, нарушители.
Учитель: Можно ли этих учащиеся назвать нарушителями закона? 
Дети:
 (Ответы )
Учитель: Да, они нарушили законы нравственности.(Слайд)
Учитель:  Давайте проанализируем поступки учащихся, которые бросали их окна мусор.  Сначала они шалили, в результате их шалости они оскорбили и унизили мальчика и его мамы , то есть у них возникло желание превзойти над личностью, в результате они нарушили законы нравственности. Первый ваш закон – это школьные правила, в которых написано, как учащиеся должны вести себя в школе.
-  А какие правила  вы знаете?

Учитель:
 Я предлагаю вам вспомнить эти правила.(Слайд)
На слайде показать законы школьной жизни.

3.Разбор ситуации.

Учитель: Я предлагаю вам разобрать ситуацию из жизни школьника и определить , какие нравственные законы  нарушил мальчик по имени  Анатолий:
Учитель читает рассказ.

Мама разбудила Толика в 9 часов утра и попросила сходить в магазин. Он пролежал в постели, уставившись в телевизор, до 11 часов. После завтрака, прихватив пару яблок, вышел погулять с собакой. Тут же пнул её ногой . Мама просила быть дома в 13 часов – к обеду. Встретил одноклассника. Тот напомнил, что по математике задали трудную задачку. Во время разговора Толик начал грызть второе яблоко. Вернулся домой в 14 часов. После обеда мама сказала, что пора делать уроки. “А нам не задали”, – сказал Толик. В 16 часов он пошел в парк играть в футбол. Мяч застрял на дереве. Толик выломал из куста длинную ветку и сбил мяч. Возвращаясь домой, увидел на земле кошелек. Озабоченная женщина, глядя в землю, ходила рядом. Толик незаметно поднял кошелек и побежал покупать мороженое. У перехода через улицу стояла слабовидящая старушка. Толик рванулся через улицу прямо к магазину.

Далее дети в парах анализируют поступки школьника.

Учитель: Ребята вы молодцы!  Вы - то знаете, как нужно поступать в подобных ситуациях и я верю, что вы бы так никогда не поступили.

(Слайд)И здесь как нельзя кстати мне вспомнились слова французского писателя Виктора Гюго: Величие народа не измеряется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом; единственной мерой служит его умственное развитие и его нравственный уровень.

Правонарушения и преступления.
Учитель:
 А какие ещё законы, кроме законов нравственности вы знаете?
(Ответы детей)
Учитель:   Все эти законы относятся к правовым законам.(Слайд) 

Для того чтобы было равноправие у всех людей по отношению к закону  
(Слайд)12 декабря 1993г был принят  главный закон нашей страны  -  Конституция.
Учитель: Иногда люди  совершают поступки, совершенно не понимая того, что они могут классифицироваться на правонарушения, или даже преступления.   Я предлагаю вам вместе со мной сравнить между собой понятия преступление и правонарушение.
(Слайд)- Слово  «правонарушение» говорит само за себя, это нарушение прав людей. Правонарушение – человек совершивший правонарушение не так опасен для общества, что бы лишать его свободы.  К правонарушениям относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности,  нарушение общественного порядка, нецензурная брань, порча чужого имущества. Наказание за правонарушения наступает с 16 лет. За совершение правонарушения следует наказание в виде штрафа, исправительных работ.

(Слайд)- Как вы думаете, от какого слова произошло слово «преступление».
Дети: (Возможные ответы детей).
Учитель: Слово «преступление» произошло от слова «преступить», т.е. перейти границу добра и зла. Преступники опасны для окружающих . К преступлениям относятся: убийство, грабёж, терроризм, оскорбления, хищения, хулиганство. Преступников судят и по решению суда  изолируют  общества и сажают в тюрьму.  Ответственность за преступление наступает с 14 лет. По решению суда преступника отправляют в тюрьму. 
Ежегодно детьми и подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии.
Пока вы не достигли  14 летнего возраста за вас отвечают ваши родители.

-  Давайте проверим, как вы усвоили отличие правонарушения от преступления. (Слайд)
Виды нарушений:
1. Порвал учебник одноклассника .
2. Совершил кражу мобильного телефона.
3. Переходил дорогу в неположенном месте.
4. В автобусе  пассажиры ругались и нецензурно выражались.

Учитель: Я предлагаю вам разобраться в следующей ситуации, когда беда случается по неосторожности.  (Слайд)Водитель  отвлёкся на разговор по телефону и не успел заметить школьника, который перебегал дорогу в неположенном месте.
- Определите, виновен ли водитель? А ученик?
- Что вы можете предпринять, чтобы не случалось таких происшествий?
Дети: (Возможные ответы детей).
Учитель: (Слайд)В Магадане погибло за 11 месяцев 2012 года погибло 55 человек и получили ранения 394 человека. 

(Слайд)В России в воскресенье 18 ноября  во многих городах прошла акция  памяти жертв ДТП, который ежегодно отмечается в каждое третье воскресенье ноября. 

Итак, мы сегодня поговорили о том, что такое нарушение закона и что может к этому привести.  Подтвердились ли ваши предположения, которые вы дали в начале классного часа?

 Сначала невоспитанность приводит к тому, (Слайд) что человек нарушает нормы морали и становится нарушителем, затем правонарушителем и впоследствии преступником.

Притча о законах
Мудрого царя спросили: много ли законов нужно стране для благополучия и процветания? «Всего три» – ответил царь. – «Первый закон: мечи должны сверкать как зеркало. Второй закон: дорога к суду должна быть покрыта зелёной травой. И третий закон: пороги Божьих храмов должны быть истёртыми».

3 блок: Рефлексивный.
Учитель:  (Слайд)Мне бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем нашем мероприятии. Продолжите фразу или можете высказать своё мнение самостоятельно.

Мне  было интересно на занятии, потому что ….
Я  запомнил..
Я  никогда не знал , а сегодня узнал, что…

Я
хочу сказать спасибо…



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Имя этой войны - Великая Отечественная "

Конспект  на тему "И имя ее - Великая Отечественная война". О боях е в Московской области и Дмитровском районе....

Классный час к 9 мая "Этих дней не смолкнет слава..."

Разработка внеклассного мероприятия и презентация....

Классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра)

Цель классного часа:- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;- развивать представления о последствиях противоправных деяний;- воспитывать чувст...

классный час "Не забыть нам этой даты, что покончила с войной"

Данный материал помогает осознать, что Победа в Великой Отечественной войне добыта не отдельным, даже самым ярким подвигом, а массовым героизмом всего народа, всех граждан нашего Отечества. Воспитание...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Классный час "Не забыть нам этой даты..."

Данный методический материал был разработан для организации мероприятия, посвящённого Дню Победы с целью познакомить учащихся начальной школы с героической историей нашей Родины и участниками войны....

Классный час: "Не забыть нам этой даты, что покончила с войной."

Цель: Знакомить детей с подвигом старшего поколения. Воспитывать уважение к ветеранам, к подвигу народа.Ход: Учитель.   Великую Победу одержал советский народ в Великой Отечественной войне 1...

Классный час "Закон для нас"

Этот материал может быть использован для подготовки внеклассных мероприятий....