Программа внеурочной деятельности "Эрудит"
рабочая программа (1 класс) по теме
Рассчитана на 1 час в неделю. для учащихся 1 класса. авторская, рецезент Кан. пед. наук, проректор УИПК ПРО Прохорова С.Ю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
erudit.docx | 29.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Настоящая программа разработана для обеспечения развития познавательных и творческих способностей младших школьников, подготовки их к участию в интеллектуальных играх.
Актуальность работы кружка : необходимость развития способностей детей с учётом их индивидуальных психологических особенностей и склонностей.
Цели курса : создание условий для формирования интеллектуальной активности
Задачи курса :
- способствовать расширению кругозора
- развивать мотивацию к познанию и творчеству
- формировать логическое и творческое мышление, речь учащихся
- обучать младших школьников работе с различными источниками информации
- развивать коммуникативную компетентность через парную и групповую работу
- развитие критичности мышления
Отличительные особенности курса :
В содержании курса интегрированы задания из различных областей знаний : русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Особое внимание обращено на развитие логического мышления младших школьников.
В основе заданий. которые предлагается выполнить детям, лежит игра, преподносимая на фоне познавательного материала. Известно, что, играя, дети всегда лучше понимают и запоминают материал. Данная программа построена так, что большую часть материала учащиеся не просто активно запоминают, а фактически сами же и открывают : разгадывают, расшифровывают, составляют... При этом идёт развитие основных интеллектуальных качеств : умения анализировать, синтезировать, обобщать, конкретизировать, абстрагировать, переносить, а также развиваются все виды памяти, внимания , воображение, речь, расширяется словарный запас.
Участники образовательного курса : учащиеся 1 классов школы.
Сроки реализации : один учебный год.
Программа рассчитана на 36 учебных недель по 2 часа в неделю, всего 72 часа .
Основные виды деятельности :
- исследование и решение логических задач по разным отраслям знаний
- работа с различными источниками информации
- составление собственных логических задач, ребусов, головоломок
Предполагаемые результаты :
- повышение уровня развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся
- формирование умения самостоятельно работать с дополнительными источниками информации
- развитие коммуникативной компетентности детей
- развитие экологической культуры младших школьников.
Формы проверки результативности занятий :
- выпуск книг-самоделок, придумывание собственных логических заданий
- подготовка и проведение детьми « Минуток смекалки» на уроках в своём классе
- участие в интеллектуальных играх
- индивидуальный, групповой проект
- экскурсия
Форма подведения итогов реализации программы – индивидуальные и групповой проекты.
Разделы программы :
- Языкознание- 20 часов
- Математика – 36 часов
- Экология – 16 часов
В рамках всех трех направлений осуществляется проектная деятельность – 7 часов.
Содержание учебного курса:
Языкознание:
Разделы:
Лексика и фразеология- 3 ч.
Загадки и их виды- 8 ч.
Ре6усы- 6 ч
Языковое творчество народа- 1 ч.
Проектная деятельность- 2 ч.
СОДЕРЖАНИЕ:
Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов
Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги
Обучение решению и составлению рисуночных ребусов и решению и составлению ребусов, содержащих числа, шарад и загадок.
Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению
Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением
Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц
Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними
Математика:
Разделы:
Математические головоломки- 23 ч.
Геометрия для маленьких- 4 ч
Задачи- 4 ч
Из истории математики- 3 ч
Проектная деятельность- 2 ч.
СОДЕРЖАНИЕ:
Решение и составление задач-шуток, магических квадратов,
Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач
Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего»
Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей
Выполнение и составление графических диктант.
Анализ и разрезание геометрических фигур.
Исследование и решение старинных задач, составление подобных
Игра «угадай число»
Решение логических задач.
Основные приемы составления задач в стихах.
Игра «Цифры в буквах»
Поиск информации о великих математиках.
Обучение приемам решения головоломок, составление головоломок.
Решение различных головоломок и задач на смекалку.
Экология:
Разделы:
Экология для малышей- 4 ч.
География для маленьких- 8 ч.
Краеведение- 2 ч.
Проектная деятельность- 2 ч.
СОДЕРЖАНИЕ:
Понятие об экологии, поиск информации об экологии края
Составление экологических сказок
Составление книги рекордов природы
Отгадывание загадок о природе, составление таких загадок
Многообразие природы Земли, просмотр слайдов, презентаций. Конкурс рисунков «Там, где я не был».
Изучение растений и животных Ульяновской области, экскурсия.
Календарно – тематическое планирование занятий
1 блок «Языкознание» - 20 часов.
( 1 четверть)
№ занятия | Тема занятия | кол-во часов | Содержание занятия |
1 | Наши имена | 1 | Знакомство со значениями имён, нахождение соответствий русских и иностранных имён, разгадывание и составление ребусов |
2 | Прятки с предлогами | 1 | Обучение решению и составлению ребусов, содержащих предлоги |
3-4 | Что скрывает сорока ? | 2 | Обучение решению и составлению ребусов, содержащих числа |
5-6 | Что бы это значило ? | 2 | Обучение решению и составлению рисуночных ребусов |
7-8 | Карусель загадок | 2 | Обучение разгадыванию и составлению загадок |
9-10 | Загадки - шарады | 2 | Обучение разгадыванию шарад |
11-12 | Путешествие в сказку | 2 | Решение загадок и логических задач о сказочных героях |
13-14 | Секреты анаграммы | 2 | Знакомство с анаграммами. Обучение их решению и составлению |
15 | Крылатые слова и выражения | 1 | Знакомство с фразеологизмами, их значением и происхождением |
16 | Пословица недаром молвится | 1 | Знакомство с пословицами, их смыслом, сопоставление пословиц |
17-18 | Шиворот - навыворот | 2 | Знакомство с антонимами и синонимами, решение логических задач с ними |
19-20 | Проектная деятельность «Юные языковеды» | 2 | Выбор тематики проекта, постановка целей, задач, планирование , осуществление проекта, выступление. |
2 блок « Математика» - 36 часов
(2 - 3 четверть)
№ занятия | Тема занятия | кол-во часов | Содержание занятия |
1-2 | Веселая арифметика | 2 | Решение и составление задач-шуток |
3-4 | Волшебный квадрат | 2 | Обучение решению и составлению «магических» квадратов |
5-6 | Игры со спичками | 2 | Знакомство с римской нумерацией, решение геометрических задач |
7-8 | Умные цепочки | 2 | Обучение составлению логических цепочек, нахождению «лишнего» |
9-10 | Что увидел Шерлок Холмс ? | 2 | Обучение поиску закономерностей и восстановлению логических связей |
11-12 | Будь внимателен! | 2 | Выполнение и составление графических диктантов. |
13-14 | Геометрия для малышей. | 2 | Анализ геометрических фигур. |
15-16 | Старинные задачи. | 2 | Исследование и решение старинных задач, составление подобных |
17-18 | Магазин головоломок | 2 | Открытый интеллектуальный марафон |
19-20 | Загадки о числах | 2 | Игра «угадай число» |
21-22 | Давайте порассуждаем! | 2 | Решение логических задач. |
23-24 | Сочиняем задачи в стихах. | 2 | Основные приемы составления задач в стихах. |
25-26 | Математические шифровки. | 2 | Игра «Цифры в буквах» |
27 | Кто открыл миру математику? | 1 | Поиск информации о великих математиках. |
28-29 | Путешествие в мир математики. | 2 | Выпуск математической газеты. |
30-31 | Математические головоломки. | 2 | Обучение приемам решения головоломок, составление головоломок. |
32-33 | Математический турнир | 2 | Решение различных головоломок и задач на смекалку. |
34-36 | Проектная деятельность «Юные математики» | 3 | Выбор тематики проекта, постановка целей, задач, планирование , осуществление проекта, выступление |
3 блок « Экология» - 16 часов
(4 четверть)
№ занятия | Тема занятия | кол-во часов | Содержание занятия |
1-2 | Что такое экология? | 2 | Понятие об экологии, поиск информации об экологии края. |
3-4 | Экологические сказки | 2 | Составление экологических сказок. |
5-6 | Я познаю мир | 2 | Экологический брейн-ринг. |
7-8 | Книга рекордов природы | 2 | Составление книги рекордов природы. |
9-10 | Загадки о животных и растениях. | 2 | Отгадывание загадок о природе, составление таких загадок. |
11-12 | Путешествие в дальние страны. | 2 | Многообразие природы Земли, просмотр слайдов, презентаций. Конкурс рисунков «Там, где я не был». |
13 | Растения моего края | 1 | Изучение растений Ульяновской области, экскурсия. |
14 | Животные моего края | 1 | Изучение животных Ульяновской области, экскурсия |
15-16 | Проектная деятельность «Юные экологи» | 2 | Выбор тематики проекта, постановка целей, задач, планирование , осуществление проекта, выступление |
Литература:
- Г.Александрова «Занимательный русский язык» ( серия « Нескучный учебник» ), Тригон, Санкт-Петербург, 1998
- Г.Бакулина « Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка» М, Владос, 1999
- М.Бесова « Познавательные игры для младших школьников» Ярославль, 2004
- Э.Вартанян « Крылатые слова» , М, Астрель, 2001
- В.Волина « Откуда пришли слова», М, Аст-прес, 1996
- В.Волина « Праздник букваря»,М, 1995
- В.Волина « Праздник числа» М, 19953
- Ю.Гурин « Сказочные кроссворды для детей» Санкт-Петербург, Кристалл, 2000
- Т.Жикалкина « Игровые и занимательные задания по математике» М, 1989
- Е.Минский « От игры к знаниям» М, 1982
- Л.Мищенкова « 25 развивающих занятий с первоклассниками» Ярославль, 2005
- Л.Мищенкова « 25 развивающих занятий со второклассниками» Ярославль, 2006
- «Речевые секреты» под. Редакцией Т.Ладыженской, М, 1993
- «Старинные вятские загадки» Киров, 1990
- И.Сухин «Незнайка, Хоттабыч, Карлсон и все-все-все» ПКФ «Валёр», 1995
- Л.Чилингирова, Б.Спиридонова « Играя, учимся математике» М, 1993
- Белицкая Н. Г., А. О. Орг. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. – М.: Айрис-пресс, 2008.
- Занимательная математика. Смекай, отгадывай, считай. Сост. Н.И.Удодова.-Волгоград: Учитель, 2008.
- Занятия математического кружка. 3-4 классы. Автор-сост. О. И. Белякова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Олимпиадные задания: математика, русский язык, литературное чтение. 3-4 классы. Автор-сост. Е. А. Чаус. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Пупышева О. Н. Задания школьных олимпиад: 1-4 классы. – М: ВАКО, 2009.
- Андреева О.Г. Занимательная экология. М, П, 1999
- Сивоглазова П.Д. Экология в играх и загадках.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...