Программа здоровья
рабочая программа по теме
В этой программе предложены темы для бесед по охране жизни и здоровья обучающихся 1 - 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zdorovya_2.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное бюджетное государственное общеобразовательное учреждение
«Вторая Донская Императора Николая II кадетская школа»
ПРОГРАММА ЗДОРОВЬЯ
(беседы по охране жизни и здоровья обучающихся кадетской школы)
г. Ростов – на - Дону
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы по валеологии, а нашу программу здоровья можно считать таковой, ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Несомненно, родители стараются прививать ребенку элементарные навыки гигиенической культуры, следят за сохранением их здоровья. Однако для осуществления преемственности в формировании привычки к здоровому образу жизни у младших школьников и старшеклассников необходима совместная работа педагогов и родителей.
Цели занятий по охране жизни и здоровья обучающихся:
- учиться быть здоровым душой и телом
- стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.
В своей работе классный руководитель ориентируется не только на усвоение ребенком знаний и представлений, но и становление его мотивационной сферы гигиенического поведения, реализации усвоенных ребенком знаний и представлений в его реальном поведении. Классный руководитель учитывает, что ребенок, изучая себя, особенности своего организма, психологически готовится к тому, чтобы осуществлять активную оздоровительную деятельность, формировать свое здоровье.
Методика работы с детьми младшего школьного возраста (1 - 5 классы) строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержание занятий желательно наполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами. Введение игры в занятие позволяет сохранить специфику дошкольного возраста. Используются другие специфические для дошкольника виды деятельности (изобразительная, театрализованная и др.) при обучении.
Программа по охране жизни и здоровья обучающихся включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий и гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Занятия по охране жизни и здоровья обучающихся могут планироваться по усмотрению классного руководителя, в зависимости от своих и детских возможное i ей, от количества выделенных часов для занятий, времени и условий проведения. Данное планирование составлено в количестве 9 часов, по 1 часу в неделю в течение года для каждого класса.
Занятия по охране жизни и здоровья обучающихся требуют творческого подхода, который вырабатывается постепенно с учетом накопления знаний, умений и практического опыта. Занятия с детьми могут быть разных видов: беседа, оздоровительные минутки, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д. В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнения, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы можно комбинировать, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребенку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Когда ребята освоятся, необходимо дать им возможность самим проводить эти минутки. Пусть входят в роль учителя, предоставьте возможность испытать силы каждому желающему.
Примеры оздоровительных минуток:
- потянуться 1-2 раза;
- сесть ровно и спокойно подышать, а значит, отдохнуть;
- изгнать плохие мысли и успокоить мозг;
- сказать добрые слова друг другу и получить положительные эмоции, жизненную силу;
- помассировать пальцы;
- походить по камушкам;
- сделать 1-2 упражнения для осанки и т.д.
Занятия о пище, питании можно проводить прямо в столовой. Здесь изучаются правила хорошего тона, теория закрепляется практикой, формируется положительный настрой, закрепляются здоровые принципы питания (тщательное пережёвывание, разумное отношение к приему жидкости, в том числе воды).
Занятия важно строить так, чтобы дети получали знания о том, от чего зависит наше здоровье, приобретали навыки самосовершенствования.
Хорошо, если дети с помощью классного руководителя смогут в дальнейшем составить индивидуальную программу по самооздоровлению. Туда будут входить такие вопросы, как потягивание после сна, обливание под душем утром и вечером, хождение по камушкам, своевременный сон, необходимость говорить добрые слова близким и т.п
1 класс
- Дружба с водой. Забота о глазах.
- Уход за ушами. Уход за зубами.
- Уход за руками и ногами. Забота о коже.
- Как следует питаться. Как сделать сон полезным?
- Настроение в школе. Настроение после школы.
- Поведение в школе.
- Вредные привычки.
- Мышцы, кости и суставы.
- Как закаляться. Обтирание и обливание. Как правильно вести себя на воде.
2 класс
- Почему мы болеем. Кто и как предохраняет нас от болезней. Кто нас лечит.
- Прививки от болезней. Что нужно знать о лекарствах.
- Как избежать отравлений.
- Безопасность при любой погоде. Правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте. Правила безопасного поведения на воде.
- Правила общения с огнем. Как уберечься от поражения электрическим током.
6. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов. Как защититься от
насекомых. Предосторожности при обращении с животными.
- Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей парами, газом.
- Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении. Первая помощь при травмах.
- Первая помощь при попадании иногородних тел глаз, ухо, нос.
3 класс
- Чего не надо бояться. Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным.
- Почему мы говорим неправду. Почему мы не слушаем родителей?
- Надо уметь сдерживать себя.
- Как относиться к подаркам. Как следует относиться к наказаниям. Как нужно одеваться.
- Как вести себя с незнакомыми людьми.
6. Как вести себя, когда что-то болит.
- Как вести себя за столом. Как вести себя в гостях. Как вести себя в общественных местах.
- «Нехорошие слова». Недобрые шутки.
- Что делать, если не хочется в школу. Чем заняться после школы. Как выбрать друзей.
4 класс
- Наше здоровье. Стресс. Как помочь сохранить себе здоровье.
- Что зависит от моего решения. Принимаю решение. Я отвечаю за свое решение.
- Злой волшебник табак.
- Почему некоторые привычки называются вредными. Почему вредной привычке ты скажешь «нет»?
- Помоги себе сам. Волевое поведение.
- Злой волшебник алкоголь. Алкоголь - сделай выбор.
- Злой волшебник наркотик. Наркотик - тренинг безопасного поведения.
- Моя семья. Мы одна семья.
- Я здоровье берегу - сам себе я помогу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Здоровье" Мини-клуб "Береги здоровье смолоду"
Принципы реализации программы. Цель и задачи программы. Деятельность по реализации программы. Прогнозируемый результат...
Проект программы "Здоровым быть здорово!"
Программа на 4 года. Содержит тематическое планирование по каждому году....
Игровая программа "Здорово быть здоровым"
Внекласное занятие для учащихся младших классов коррекционной школы 8 вида. В игровой форме воспитывать у учащихся внимательное отношение к своему здоровью....
Классный час во 2 классе по программе «Здоровье»: раздел «Питание и здоровье»
"Здоровье в саду и на грядке"...
Программа «Здоровым быть здорово!»
Программа «Здоровым быть здорово!» рассчитана на 1 час в неделю и построена с учётом интересов и потребностей школьников 1-4 классов. Предлагаемая программа способству...
Воспитательная программа "здоровому всё здорово".
Воспитательная работа с классом....
Методические рекомендации по реализации программы "Здоровое питание" Разработка сценария " Знатоки здоровой пищи"
Планирование по теиам раздела, разработка занятия....