Классный час на тему «О дружбе, товариществе».
классный час (4 класс) по теме

  • раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств; 
  • формировать умение различать дружбу и товарищество;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл классный час21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему «О дружбе, товариществе».

Тип материала: Мероприятие

Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» — так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.
 ·  
Классный час на тему «Друг, товарищ, приятель».
Цель: 

  1. раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств; 
  2. формировать умение различать дружбу и товарищество; 

 Оборудование: выставка книг, плакаты с высказываниями по теме, музыкальное оформление. 
Класс оформляется высказываниями по теме. 2-3 ученика подбирают и учат стихотворение по теме классного часа.
Высказывания по теме.
Для истинных друзей
Ты жизни не жалей,
Но отличить умей,
От недругов друзей.

М. Джалиль.(слайд№2).
Учитель: “Ребята, сегодня мы с вами прикоснемся к этике человеческих отношений, постараемся войти в мир тонкий и сложный. В мир  отношений людей близких и знакомых, посторонних и совсем незнакомых, что заслуживает вечной памяти. 
Дружба, товарищество. Друг и товарищ казалось бы понятия простые, но как сложно бывает порой разобраться в человеческих отношениях. А от того, насколько каждому удается сберечь и отстоять в себе и окружающих человека, человеческое, зависит очень многое, зависит и то, какой будет наша жизнь.
У всех у нас есть друзья, товарищи. Так давайте разберемся, чем же отличаются понятия “друг”, “товарищ”? Эти понятия очень близки друг другу, но все же различаются. Как?
Возможные ответы: Товарищ – человек близкий с кем-нибудь общностью взглядов.
Друг – тот, с кем могут быть близкие отношения, основанные на взаимном доверии.(слайд№4).
I. Иметь друга и самому быть другом-  очень большое счастье для каждого из нас. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»
Классный руководитель: Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания? (Знакомый, приятель, товарищ, друг)
А теперь потренируемся  в умении различать, когда и какое слово нужно употребить. 
(Учитель читает начало предложения, дети его заканчивают и громко произносят последнее слово) (слайд № 3).
 
О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… 
знакомый.
О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажите
… приятель.
Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, скажете… 
товарищ.
О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали, скажете
… друг.
 
VI. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.
Классный руководитель: Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Сложно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. Обратите внимание на пословицы:
Нет друга – ищи, а найдешь – береги.
·  
Друга иметь – себя не жалеть.
·  
Друг познается в беде.
·  
Друга на деньги не купишь.
·  
Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.(слайд№8).
Мы сейчас проиграем ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подскажет, как вести себя в этой ситуации  и опишите свои действия.(инсценирование).
Учитель: Что можно считать настоящей дружбой?
Дружба – это единство в чувствах, отношениях к окружающему, оценках людей и поступков.
Послушайте такую ситуацию и скажите. Была ли эта дружба настоящей? 
 Как вы оцениваете поступок Наташи?
Наташа сказала: “Костя, я не выучила басню Крылова “Стрекоза и муравей”. Скажи учительнице, что и ты не выучил”. Костя опешил и не успел высказать свое мнение, потому что прозвенел звонок и его первым вызвали к доске. Пришлось ему с выражением прочитать басню и получить пятерку. Наташа же сказала: “Как тебе не стыдно! – и отвернулась к окну”.
Итак, ваше мнение. Можно ли обижаться в данном случае на Костю? Можно ли в дружбе диктовать свои требования?
Итог учителя: этот случай следует рассматривать как проявление лжетоварищества. Ведь по отношению друг другу недопустимо потребительство. Прежде всего, человек должен быть требовательным к себе, а не диктовать свои требования.
Учитель: А можно ли критиковать друг друга?
Есть ребята, которые закрывают глаза на самые неблаговидные поступки только потому, что их совершает друг. Такую дружбу тоже нельзя назвать верной, а друга, который не готов сказать в глаза горькую правду — преданным.(слайд№6).
 Если мы говорим о классе, как о дружном коллективе: что здесь вы – друзья или товарищи?
Итог : Значит, есть дружба личная и коллективная. Личная дружба основана на чувствах друг друга, а коллективная на общем деле.
Как же добиться, чтобы в классе были товарищи и друзья? Что для этого необходимо?
Итог : Помогать друг другу, знать друг друга хорошо, быть искренним, честным по отношению к другому.
Прочитайте следующую ситуацию и скажите: 
Как бы вы вышли из этой ситуации? 
Твоя подруга получила приз на конкурсе читателей. Ты отлично знаешь, что надо подойти к ней и сердечно поздравить. Но ты не в силах заставить себя сделать это и не испытываешь ничего кроме зависти. Ты сама рассчитывала получить награду и не можешь пережить успех подруги.
Итог : Если ты настоящий друг, в твоем сердце не должно быть зависти. Хотите иметь друга, подругу – будьте и сами другом на равных, без оглядки. Воспринимайте радости и горести подруги, друга как собственные и помогите ему стать счастливее. 
Во многих языках слова “друг”, “дружба” по своему происхождению близки со словами, обозначающими родство и любовь. Поэты и писатели всегда сближали понятия “любовь” и “дружба”. Они называли дружбу “частичным браком”. 
Игра «Знаю ли я своего друга?»
 
Классный руководитель: Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли вы, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто же у нас в классе действительно настоящие друзья.
Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
(
Одному из участников игры завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы записать ответы на вопросы.)

  1. Какой урок у него любимый?
  2. На чем он любит кататься?
  3. Какое время года у него любимое?
  4. Какой вид спорта любит?
  5. Кем хочет стать, когда вырастет?
  6. Какое животное он хотел бы иметь дома?
  7. Какие книги любит читать? (слайд№5).

 Классный руководитель: Ну что ж, как видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).
(Игра повторяется)
(Вариант: «К сожалению, (имя) тоже не совсем знает, какими интересами живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга»)
Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»
Классный руководитель: «Дружба – бескорыстная стойкая приязнь» — так определяет дружбу В. Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно самому быть порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.(слайд№7).
Подведение итогов
Классный руководитель: Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось больше всего?
Законы дружбы: (слайд№9).
1. Не оставляй друга в беде, дели с ним радость и горе. 
Отвернуться от друга в трудную минуту – предать его. 
2. Дружба – это, прежде всего вера в человека, не надо менять друзей. 
3. Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим. 
4. Относись к своему другу так, как бы ты хотел, чтобы он относился к тебе. 
5. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. 
6.Не бойся у друга попросить прощения, и сам старайся поскорее забыть свою обиду. 
Запомни!
Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждое твое слово, каждый поступок, желание отражается на окружающих тебя людях. Проверяй свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все для того, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: «О дружбе и друзьях» 3 класс

Классный час на тему: «О дружбе и друзьях» 3 класс...

КЛАССНЫЙ ЧАС ПО ТЕМЕ: « В ДРУЖБЕ СИЛА»

Введение цели и задачи:  - развитие умений учащихся вести рассуждения;- формирование умений аргументировать свою точку зрения;-формирование нравственных качеств учащихся: умение дружить...

Классный час по теме "В дружбе наша сила !"

Цель: раскрыть сущность понятия «дружба»,  показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в нашей жизни; развить стремление дружить с окружающими.Форма р...

Конспект открытого классного часа на тему "В дружбе - наша сила".

Предлагаю вашему вниманию конспект классного часа  "В дружбе - наша сила"....

Классный час по теме "Друг, дружба, законы дружбы"

Классный час на тему "Друг, дружба, законы дружбы"....

Сценарий проведения классного часа на тему "В дружбе -наша сила!"

Сценарий разработан для учащихся первых классов Цель: способствовать сплочению детского коллектива...


 

Комментарии

Рубцова Евгения Владимировна

Огромное спасибо за столь интересный и значимый материал на тему дружбы!

Полезная и интересная разработка классного часа. Спасибо!