Правонарушения
классный час на тему

Гарифуллина Ирина Анатольевна

Правила поведения в школе и на улице, права ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravonarusheniya._kl._chas.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое мероприятие

Классный час по теме:

«Правонарушения»

 Проведен во 2б классе с участием 4б класса.

Классные руководители: Гарифуллина Ирина Анатольевна и Киреева Фаина Зиелевна

Цели: учить детей правильно себя вести в школе и на улице.

Педагогическая технология: технология сотрудничества.

Задачи:

  1. образовательные: приобретение учащимися знаний о правилах поведения в школе и на улице (дороге),
  2. развивающие: развитие познавательных процессов, самостоятельности мыслительной деятельности; умение находить решение проблемы, используя знания; разностороннее развитие личности: тренировка памяти, наблюдательности.
  3. воспитательные: развитие нравственного, правового воспитания; формирование толерантного (терпимого) сознания школьников; воспитание ответственности подростков за правонарушения; воспитание грамотности.
  4. социальные: формирование навыка сотрудничества.

Методы обучения:

  1. словесно – эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы;
  2. частично – поисковый – выполнение работы в группах;
  3. наглядно – образный – плакаты, иллюстрации, аудио, отрывки из литературных произведений.

Форма проведения:

 классный час с применением педагогической технологии: технологии сотрудничества, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Оборудование:

плакаты, иллюстрации, аудио, отрывки из литературных произведений, толковый словарь, ноутбук, конверты с собранным материалом, планшеты из картона, маркеры, клей, выставка книг.

Подготовительная работа: 

учащиеся рисуют иллюстрации по правилам поведения  в школе и на улице, заучивают отрывки стихотворений о правилах поведения, самостоятельно работают с толковым словарём, энциклопедиями.

Родители оказывают помощь детям при сборе информации, обработке данных.

Ход классного часа:

1.Установление психологического комфорта.

Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся…

2. Формулирование темы и целей урока.

Рассмотрите внимательно рисунки на доске. Расскажите что на них изображено?

На какие группы можно их разбить?

1) поведение в школе.

2) поведение на улице.

Вы правы, разбив рисунки на такие группы. Что в них общего?

Проблемный вопрос:

Почему же так происходит? (Дети не знают правил поведения в школе и на улице).

Попытайтесь из всего сказанного сформулировать тему классного часа. (Выслушиваются варианты ответов).

Тема классного часа: «Правила поведения учащихся в школе и на улице».

Ребята, наше занятие будет построено в группах. Мы исследуем ситуации, вы сделаете выводы, для чего нужно соблюдать правила поведения.

Сегодня на нашем занятии присутствуют гости  и экспертная группа,  которую представляют ребята из 4б класса. В конце занятия они вынесут решение, какой группе удалось точнее и ярче раскрыть тему классного часа, чьё выступление прозвучит убедительнее.

3. Распределение заданий по группам.

Все 3 группы получают конверты с изображением:

1 – школы;

Представленные ситуации нужно обсудить, высказать, своё

2 – мяча;

отношение к происходящему.

3 - весы правосудия


Конверты раздает эксперт из 4б класса и рассказывает, что должна делать каждая группа.

Ребята 1 группы попробуют изложить в стихах правила поведения в школе, разделят рисунки на правильные и неправильные поступки.

Ребята 2 группы попытаются решить ситуацию, изложенную в конверте.

Составят правила поведения на улице с помощью рисунков.

Ребята 3 группы поработают с толковым словарём и объяснят значения слов: нарушитель, закон.

Расскажут о том, как возникли наши законы, подумают и напишут 6 прав, которыми, по их мнению, должен обладать ребёнок.

4. Самостоятельная работа в группах.

Каждая группа оформляет свой накопленный материал на листах ватмана, где используют иллюстрации, подтверждающие тот или иной факт. В это время звучит музыкальный ряд.

5. Презентации групп.

Защита 1 группы.

Анализ ситуации Б. Заходер «Перемена».

Читает стихотворение 1 ученик.

«Перемена, перемена!» -
Заливается звонок.
Первым Вова непременно
Вылетает за порог.
Вылетает за порог –
Семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова,
Продремавший весь урок?
Неужели это Вова
Пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно,
С ним – бо-о-ольшая перемена!
Он за пять минут успел
Переделать кучу дел:
Он подставил три подножки
(Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком,
На перила сел верхом.
Лихо шлёпнулся с перил,
Подзатыльник получил.
С ходу дал кому-то сдачи,
Попросил списать задачи -
Словом, сделал всё, что мог!
Не угонишься за Вовой!
Ну а тут – опять звонок.
Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём.
Он, гляди, какой бедовый!
- Ничего, - вздыхает Вова,
- На уроке отдохнём.

- Какие ошибки в поведении допустил Вова?

2 ученик. Вова допустил 10 ошибок, потому что не знает, что на перемене нужно подготовиться к следующему уроку и отдохнуть.

Мы попробуем изложить правила в стихах. Мы будем называть первую строчку, а класс – последнее слово.

Правила поведения учащихся.

3 ученик.

На уроке будь старательным,
Будь спокойным и …(внимательным).
Всё пиши, не отставая,
Слушай не …(перебивая).
Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё …(понятно).
Если хочешь отвечать,
Надо руку … (поднимать).
На математике считают,
На перемене … (отдыхают)
Будь прилежен на уроке.
Не болтай: ты не … (сорока).
Если друг стал отвечать,
Не спеши … (перебивать).
А помочь захочешь другу –
Подними спокойно … (руку).
Знай: закончился урок,
Коль услышал ты … (звонок).
Когда звонок раздался снова,
К уроку будь всегда … (готовым).
Чтоб не тревожились врачи,
На переменах не … (кричи).

И в заключении мы представляем вашему вниманию правила поведения учащихся в школе на плакате. На нём мы попытались показать, как нужно правильно себя вести. Вот тогда не будет нарушений в школе.

Учитель: Спасибо. Молодцы, ребята!

6. Музыкальная минутка.

Частушки про школу в исполнении экспертной группы.

Мы веселые такие

Утром, вечером и днем,

Потому что мы частушки

Развеселые поем.

То из класса, словно пробка,

Лена вылетает,

То, как божья коровка,

В облаках витает.

 

Любит Коля поиграть,

Быстро бегать и кричать.

Из него веселье прет,

Всем покоя не дает.

Леша вертится в буфете,

Пробивается вперед.

Пожалейте Лешу, дети,

Дайте Леше бутерброд.

Перемена – это хаос:

Саша бегает, как страус,

Паша бесится, как кот,

Марат – просто бегемот.

 

Коля ссорится с друзьями,

В ход пускает кулаки.

У задиры под глазами

Не проходят синяки.

Продолжаем петь частушки,

Просим не смеяться:

Тут народу очень много –

Можем растеряться.

Дина с Олей в коридоре

Закружились, как юла,

Дина шлепнулась на Олю –

В школе рухнула стена.

 Леша наш на перемене.

Занимается куреньем,
Был всегда румяный он,
Стал он желтый, как лимон.

Ехать клево по паркету!
Жаль коньков с собою нету.
Форма грязная в итоге -
Хорошо хоть целы ноги.

В школе слышан тут и там
Петушиный шум и гам.
Здесь случаются бои -
Петухи у нас свои.

Петь еще мы были рады –

Да пора заканчивать.

Приглашайте в гости нас

Мы приедем в тот же час.

А сейчас слово предоставляется 2 группе.

Защита 2 группы.

Анализ ситуации.

Читают 2 ученика. Николай Николаевич Носов «Автомобиль» - в сокращении.

Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы не просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим – на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда – то ушёл. Мы подбежали. Мишка потрогал бампер руками и предложил сесть. «Проедем немного и спрыгнем». Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мы прицепились. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит: - Я спрыгну! И уже начал опускать одну ногу. А за нами другая машина мчится. Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Автомобиль остановился. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез – все на него набросились: - Не видишь, что у тебя сзади делается? А про нас забыли. Отошли мы в сторонку и бегом в переулок…

Выводы учащихся:

Мы считаем, что герои рассказа совершили правонарушение. Они подвергали не только свою жизнь опасности, но и жизни других людей. И подвели водителя.

Ни в коем случае нельзя цепляться сзади к автомобилю – это опасно для жизни!

2 ученик. Сообщение.

Неприятности с уличным движением начались с тех пор, как люди поселились в городах. Автомобилей тогда, конечно, ещё не было – по улицам медленно ездили колёсные повозки, запряжённые лошадьми и быками. Но пешеходы и транспорт уже в то время стали мешать друг другу. Затем появились трамваи, легковые автомобили, автобусы. И сейчас разнообразный транспорт, пешеходы с утра до вечера двигаются по улицам города. Движение не прекращается даже ночью.

Нетрудно вообразить, что было бы, если бы каждый водитель и пешеход двигался, как ему вздумается. Если бы никто не подчинялся никаким правилам, происходили бы сплошные столкновения. Для этого существуют единые Правила дорожного движения.

3 ученик читает стихотворение:

«По городу, по улице не ходят просто так.
Когда не знаешь правил ты, легко попасть впросак.
Всё время будь внимательным и помни наперёд:
Свои имеют правила шофёр и пешеход».

4 ученик Мы дарим памятки правила поведения на улице

  1. Не играть на проезжей части улицы.
  2. Переходить улицу только в положенном месте и только на зеленый свет.
  3. Изучать правила дорожного движения.
  4. Не цепляться к транспорту.
  5. Если ты катаешься на самокате или велосипеде, не выезжай на проезжую часть.
  6. Вышел на прогулку – не ходи со двора!

Учитель: спасибо ребятам за их содержательный рассказ.

Физминутка.

А сейчас, чтобы не было нарушений на улице, мы поиграем в игру «Светофор»

Я читаю стихи С. Михалкова, вы хором говорите недостающие слова.

Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться … (опасно).
Жёлтый свет – предупрежденье –
Жди сигнала для … (движенья).
Свет зелёный говорит:
«Проходите, путь … (открыт).

- Когда я покажу зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте

Когда жёлтый – все хлопают в ладоши, а когда красный – стоите неподвижно.

(После игры учитель дарит всем детям огоньки светофора)

Сейчас мы проверим, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре.

 Мне позвольте на разминке

Вам загадки загадать.

Вы должны, ребята, прочно

Правила движенья знать,

Дружно всем мне надо отвечать

Или, затаясь, молчать.

Если вы поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если вы, услышав загадку, так не поступаете, то просто промолчите.

1. Кто из вас идет вперед

Только там, где переход?

 Это я, это я, это все мои друзья

2. Кто из вас в вагоне тесном

Уступил старушке место?

Это я, это я, это все мои друзья

3. Чтоб проветриться в троллейбусе немножко,

Кто и голову, и туловище высунул в окошко?

Ребята молчат

4. Знает кто, что красный свет –

Это значит: хода нет?

 Это я, это я, это все мои друзья

5. Кто бежит вперед так скоро,

Что не видит светофора?

Ребята молчат

6. Знает кто, что свет зеленый означает:

По дороге каждый смело пусть шагает?

         Это я, это я, это все мои друзья

7. Кто вблизи проезжей части

Весело гоняет мячик?

Ребята молчат

8. Кто в свои 7-10 лет

Сел на велосипед

И помчался сразу

Прямо на автотрассу?

Ребята молчат

9. Кто ГИБДД помогает,

За порядком наблюдает?

Это я, это я, это все мои друзья

Чтобы не было нарушений, люди создали законы. И сейчас ребята 3 группы расскажут, что такое закон и когда они возникли.

Защита 3 группы.

 Ученики читают толкование слов из энциклопедии.

ЗАКОН, в праве — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой.

ПРАВОНАРУШЕНИЕ, виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).

Нарушитель – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что-либо условленное, установленное. Мешающий, нормальному состоянию, развитию.

Ученики рассказывает «Как возникли наши законы?»

Правосудие, или закон, возникло, когда люди вступили в какие – то общественные отношения между собой. Например, Робинзон Крузо, живший в одиночестве, совсем не нуждался ни в каких законах. Ему было не с кем выяснять отношения. Но как только появился Пятница, возникла возможность споров между Робинзоном и его слугой. Стал нужен закон.

Цель закона – установить и ясно определить отношения между отдельными людьми и отношения человека с обществом. Закон старается дать человеку столько свободы действий, сколько не повредит свободе других.

Законы обычно развивались из привычек людей. Самая ранняя система законов была сформирована около 1700 года до н.э. Хаммурапи, царём Вавилона. Он выработал полный свод законов, в котором определил права личности. Позже законы вытекали из решений, принятых судами, и из книг, в которых юристы излагали всё, что они изучили.

Великими творцами законов были римляне. В эпоху средневековья действия людей регулировала церковь.

В 12 веке римское право начало изучаться в Италии и распространилось по всей Европе.

Основные права детей.

  1. Право на образование.
  2. Право на охрану здоровья.
  3. Право на отдых и досуг.
  4. Право на личную жизнь.
  5. Право свободно выражать своё мнение.
  6. Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.

Ученики из экспертной группы

Знаете ли вы, что  права, защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия.

Этот документ призывает взрослых и детей строить отношения на уважении.

А сейчас мы еще раз, покажем вам, какие права есть у детей.

Показ слайдов.

- Замечательно! Вы очень многое друг от друга узнали, каждая группа поведала нам свои открытия.

А сейчас мы покажем миниатюры, а вы определите можно так поступать или нет…

Попробуйте сделать вывод: Для чего нужно соблюдать правила?

Ответы учащихся: для того чтобы меньше было нарушений нужно соблюдать правила поведения в школе; прислушиваться к советам родителей и учителей; учить и соблюдать правила дорожного движения;

Вывод: соблюдая правила, мы устанавливаем порядок и бережём своё здоровье и здоровье окружающих. Помните об этом.

6. Анализ выступлений групп.

При анализе делаются выводы, указываются достоинства или недостатки работы. Чей проект наиболее удачен? Ярок? Полностью ли раскрыта тема?

Вывод (учителя): Сегодня мы попытались ответить на вопрос «Для чего нужно соблюдать правила поведения в школе и на улице».

Думаю, что все вы со мною согласитесь, нужно соблюдать правила и не нарушать закон. Надеюсь, что каждый из вас уйдёт с частичкой знаний по этой теме и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь. Я желаю всем мира и добра.

Вы можете познакомиться с правилами и с правами по книгам, здесь только часть книг, которые можно прочитать.

Спасибо всем.

Результаты: организованна выставка рисунков и проектов в классе на стенде «наше творчество». Данное занятие проведено для учащихся начальных классов с целью профилактики правонарушений среди учащихся школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План мероприятий по профилактике правонарушений, 2 класс

Расписаны мероприятия на весь учебный год по месяцам. План подойдет для любого класса начальной школы.Составляла для себя...

Классный час. Проступок. Правонарушение. Преступление.

Классный час по теме " Проступок. Правонарушение. Преступление" предназначен для учащихся 3 - 4 классов ,по профилактике правонарушений среди детей и подростков....

Закон Краснодарского края по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

основные положения принятого Закона№1539 в Краснодарском крае...

Организация работы классных руководителей по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Материал поможет руководителю МО классных руководителей в анализе организации работы по профилактике правонарушений, классным руководителям в разработке плана воспитательной работы с классом  в э...

профилактика правонарушений у несовершеннолетних

Родительское собрание по теме: "Профилактика правонарушений у несовершеннолетних" Воспитательные беседы с родителями о заинтересованности детей заниматься спортом, танцами,занимать детей различными кр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по профилактике правонарушений, вредных привычек среди несовершеннолетних и формирование здорового образа жизни

Пояснительная записка        Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитани...