Проект воспитательной системы класса "Малая Демократия"
методическая разработка по теме
Воспитательная система класса "Мадая Демократия" на основе включения учащихся в систему самоуправления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitatelnaya_sistema_klassa_malaya_demokratiya.docx | 38.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №19 с углубленным изучением
отдельных предметов» г.Заволжье Городецкого района Нижегородской области
Проект
воспитательной системы класса
«Малая Демократия».
Автор: Горбачева Ольга Евгеньевна
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Заволжье
I. Психолого-педагогическая характеристика класса.
1.Состав класса:
1.Количество учащихся: 27 человек.
2.История формирования: 1 сентября 2010 года. Дети поступили в школу из разных детских садов. В сентябре 2011 года класс покинул Ермаков Илья – переехали семьей в другой город. В сентябре 2012 года прибыл из школы №17 Осенчугов Даниил.
3. Половой состав:
девочек 10 человек,
мальчиков 17 человек.
4. Возрастной состав: 8,5 – 9 лет
5. Социальный состав:
дети рабочих (оба родителя) чел. -
дети интеллигенции (учителей, врачей, инженеров и т. д.) чел. 1
дети предпринимателей (хотя бы один родитель) чел. 2
дети неработающих родителей (оба родителя) чел. -
полных семей 18
неполных семей матерей (отцов)- 9
многодетных семей -
детей с ослабленным здоровьем (спец. группа ) - нет
слабоуспевающих детей (имеют «2» в четвертях) - нет
2. Общая характеристика
1. Работоспособность класса (высокая, средняя, низкая) разноуровневая
2. Успеваемость:
отличников - 5 чел.
хорошистов - 16 чел., троечников 6 чел.,
двоечников - нет, второгодников - нет.
3. Отношение к общественным делам:
участвуют в подготовке мероприятий (организаторы) 5-7 чел.
активно участвуют в мероприятиях (исполнители) все;
пассивно участвуют в мероприятиях (зрители) - очень редко.
уклоняются от участия в мероприятиях - никто.
4. Организованность
умеют организовываться для выполнения дел, не все учащиеся умеют подчиняться активу класса, авторитет учителя преобладает в решении некоторых вопросов.
3. Социально-психологическая характеристика класса
1.Наличие совместной деятельности участие в конкурсах, акциях, мероприятиях, совместные поездки, походы, занимаются в школьных кружках и секциях и вне школы.
2. Характер межличностных отношений:
положительные лидеры - Баранов А., Шарыгина К., Малинин А., Скворцов А.
отрицательные лидеры Студенов М., Громов И.
отверженных – нет.
микроклимат
- критика и самокритика: ребята часто критикуют поступки других, а критически оценить работу или действия свои или коллектива получается не всегда.
- проявление взаимной требовательности, взаимопомощи и уважения в коллективе: требовательны к поступкам и поведению одноклассников, но оказывают помощь и поддержку очень редко.
- проявления агрессивности, частые конфликтные ситуации:часто возникают конфликтные ситуации Громовым И. (проявление агрессии во время игр, ссор)
3. Сплочённость
Уровень сформированности общественного мнения средний.
Наличие традиций: поздравление с Днем рождения, день семьи, походы, творческий отчет в конце учебного года, выполнение поручений.
Наличие ответственности за удачи и неудачи класса и отдельных учащихся: острее переживают неудачи, а вот достижения отдельных учащихся не вызывают гордости.
Наличие органов самоуправления в классе: Шарыгина Кристина – «Лидер» (староста класса), Горшкова Полина – заместитель председателя класса, остальные распределены по коллегиям.
Наличие группировок: ярко-выраженных группировок нет, ближе общаются те ребята, которые посещают курсы, кружки вместе, а также рядом живут.
4. Занятость учащихся во внеурочное время
В школьных секциях и кружках 27 чел.
В секциях Дома спорта 7 чел. (Павленкова К., Малинин А., Громов И., Шкарина Л., Скворцов А., Сидорова М.)
В музыкальной школе 2 (Скворцов А., Шкарина Л.)
В библиотеках города записаны 17 чел.
Занимаются с репетитором 7 чел. (английский язык)
Пояснительная записка.
Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива.
Демократической формой организации коллектива детей, обеспечивающей развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения целей является самоуправление. Самоуправление является не просто необходимым компонентом воспитательной деятельности, но оно отражает особенности созданной в классе воспитательной системы, а значит может служить основой для её разработки.
Основа самоуправления– это протекание совместной и самостоятельной жизни, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности; приобщение ученического коллектива и каждого школьника к организации своей жизни и деятельности, к самовоспитанию.
Смысл ученического самоуправления заключается не в управлении одних детьми другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.Самоуправление тесно связано с такими явлениями в детской среде, как лидерство. От того, кто оказывает влияние на группу ребят, кто выступает в роли организатора, зависит успешность решения многих задач и жизни коллектива класса в целом.
Ученическое самоуправление требует обязательного взаимодействия детей и педагогов. Дети нуждаются в помощи взрослого, особенно если у них есть проблемы межличностных взаимоотношениях: может вовремя предотвратить конфликт в коллективе, направить детскую деятельность в нужное русло, помочь ребёнку в решении его проблем, в желании самоутвердиться.
Таким образом, самоуправление в классном коллективе – это действия детей, осуществляемые самостоятельно или совместно со взрослыми членами классного сообщества по планированию, организации и анализу жизнедеятельности класса.
Данная программа разработана в соответствиис требованиями:
Закона РФ «Об образовании»;
Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»;
Устава школы;
На основе комплексной программы воспитания школьников «Мир вокруг нас» МБОУ СОШ №19 с углубленным изучением отдельных предметов, г.Заволжья;
Положении об ученическом самоуправлении.
Ценностно-целевые основы воспитательной системы класса.
Методологическую основу деятельности по созданию воспитательной системы класса «Малая Демократия» составляет концепция системного построения процесса воспитания. Авторами этой концепции являются Караковский В.А., Новикова Л.И. и Селиванова Н.Л..
Основными принципами данной концепции являются:
- личностный подход воспитания, то есть личность – это высшая социальная ценность,
- гуманистический подход, то есть уважение отношений между членами коллектива, психологический подход,
- средовой подход, то есть использование возможностей внутренней и внешней среды школы,
- культурологический подход, то есть опора на культуру и традиции своего народа,
- системный подход, то есть исследование и управление деятельности рассматривается как система.
Основные идеи концепции:
- идея сотрудничества:
- совместная деятельность детей и взрослых, обеспечивающая творческую позицию каждого на всех этапах коллективной жизнедеятельности;
- партнерское отношение субъектов воспитательной системы.
- идея развития:
- развитие ученика, его творческой индивидуальности;
- развитие личности педагога;
- развитие педагогической системы школы в целом.
- идея творчества:
- создание атмосферы, стимулирующей всех субъектов школы к творчеству.
Основной идеей воспитательной системы класса «Малая Демократия»является создание среды сотрудничества, инициирующей и стимулирующей сознательную деятельность учеников, учителей и родителей.
Основная причина построения воспитательной системы на основе ученического самоуправления – низкая степень самостоятельности класса, ребята ждут идеи, поддержки, наставления; вместе с тем сопутствующе можно выделить повышение ответственности за полученные поручения, желание выполнять задания других членов коллектива, повышение активности в жизни коллектива, что требует поддержки и дальнейшего совершенствования.
Проведя анализ уровня развития самоуправления в ученическом коллективе (методика М.И.Рожкова), были получены следующие результаты:
1. Низкий уровень вовлеченности учащихся в самоуправленческую деятельность чуть выше;
2. Средний уровень организованности классного коллектива и ответственности членов коллектива за его дела;
3. Ниже среднего уровня вовлеченность класса в дела общешкольного коллектива и отношения с другими ученическими общностями;
4 Ответственность учащихся за дела общешкольного коллектива на низком уровне.
Программа воспитательной работы «Малая Демократия» разработана на 4 года и рассчитана для учащихся 1-4 классов.
Цель программы: создание благоприятных условий для самореализации, самоутверждения, саморазвития каждого учащегося в процессе включения его систему самоуправления и в разнообразную содержательную индивидуальную и коллективную деятельность.
Задачи:
1. Формировать умения организовывать деятельность и строить взаимоотношения в коллективе на основе сотрудничества.
2. Создать условия для раскрытия индивидуальных способностей, реализации интересов и потребностей школьников.
3.Удовлетворить потребности ребенка в самостоятельности, общении, самореализации.
Этапы и сроки реализации воспитательной системы класса:
- Подготовительный этап (сентябрь – август 2011года).
- Начальныйэтап (сентябрь 2011г. – май 2014 г.).
- Основной этап (2014 – 2018уч.год).
Пути реализации программы:
- урочная деятельность;
- внеурочная деятельность;
- организация обучения актива;
- взаимодействие с семьей.
Формы организации деятельности по реализации программы воспитания:
-Уроки; занятия;
- Кружки, секции;
- Экскурсии;
- Беседы;
- Игры, Конкурсы;
-Праздники, концерты;
- Соревнования;
- Встречи с интересными людьми;
- Проекты;
- Акции;
- Олимпиады;
- Дискуссии, дебаты.
- Тренинги;
- Анкетирование;
- Деловые и ролевые игры.
Ожидаемые результаты:
1. Сформировать модель выпускника начальной школы и наряду с основной системой ценностей (здоровье, нравственность, толеранстность, патриотизм) развить в нем чувства коллективизма, способность к сотрудничеству.
2. Развивать индивидуальные способности учащихся, стремление к саморазвитию, самовыражению личности на основе колективно-творческой деятельности.
3. Создать сплоченный детский коллектив с атмосферой дружбы, взаимопонимания и сотрудничества, психологического комфорта.
МЕХАНИЗМ
построения и функционирования воспитательной системы.
Приоритетным видом деятельности в воспитательной системе «Малая Демократия» является коллективно - творческая деятельность. Отличительными чертами КТД является возможность каждого воспитанника выступить в роли лидера, организатора и исполнителя.
Воспитательная система класса проходит в своем развитии несколько стадий: I – проектирование; II – становление; III – стабильное функционирование; IV – завершение функционирования или корренное обновление. На основе их учета составлены этапы развития воспитательной системы класса «Малая Демократия» и ее место в общешкольной системе воспитания «Мир вокруг нас».
Самоуправление в нашем классе носит название «Малая Демократия». На протяжении 4 лет дети путешествуют по городу «Малая Демократия»: сначала знакомятся с поручениями, затем учатся работать в парах, в группах, в команде. Воспитательная система класса направлена на реализацию четырех уровней:
Первый уровень – «Я – ученик, мы - одноклассники»
Второй уровень – «Все в актив!»
Третий уровень – «Думаем вместе, планируем вместе, решаем вместе».
Четвертый уровень - «Кто не с нами - тот будет с нами».
1 класс – «Я - ученик, мы - одноклассники». Ученики приобретают опыт новой социальной роли – ученик. В этот период происходит изучение личностных качеств учащихся, готовности к обучению и адаптации учащихся к учебной деятельности. Начинается работа с пока еще неорганизованной группой детей, определяется положение каждого ребенка в детском сообществе на основе проведения социометрии.
2 класс – «Все в актив!» Ученики класса приобретают опыт взаимодействия в микрогруппе, в коллективе. В этот период важно создать благоприятные условия для самореализации, саморазвития личности всех участников образовательного процесса, способной к индивидуальной интеллектуальной и творческой деятельности.
3 класс – «Думаем вместе, планируем вместе, решаем вместе». Учащиеся приобретают опыт самостоятельности: сами планируют и анализируют творческие дела, проводимые в классе и в школе. Для этого организуются советы дела, творческие группы. Класс активно участвует в общешкольных и классных мероприятиях, трудовых и творческих делах.
4 класс – «Кто не с нами - тот будет с нами». Ребята приобретают опыт лидерства в хороших делах. Актив класса придумывает интересные дела, ищет формы их осуществления, распределяет обязанности по организации коллективно-творческого дела, подводит итоги. В течение года каждый из детей может выполнять разнообразные поручения.
Воспитательная система имеет несколько направлений, которые соответствуют направлениям программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени общего начального образования, действующей в нашей школе:
1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. (гражданстко-патриотическое воспитание)
2.Воспитание нравственных чувств и этического сознания.(нравственное воспитание)
3.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Направление работы | Формы организации | Примеры мероприятий |
Здоровьесберегающее | Спортивные мероприятия Классные часы кружки | «Мама, папа,я – спортивная семья», День здоровья, Зарничка, походы Цикл занятий «Путешествие в страну Здоровячков», «Я и мое здоровье» Футбол, лыжи, легкая атлетика |
Патриотическое | Экскурсии Общешкольные мероприятия Классные часы | В мезей школы, в музей города, по улицам города Военно-патриотическая викторина Государственные символы России, А.Невский, великая Екатерина, о ВОВ, Встреча с ветеранами и участниками афганской и чеченской воин |
Духовно-нравтсвенное | кружки | Художественное чтение, акварель, радио FM |
Научно-познавательное | Викторины Эрудит Тематические классные часы | По ПДД, ППБ Игра «Великие математики», Машина времени и т.д. |
Диагностическое | Аналитико-диагностическая деятельность | «Уровень воспитанности», «Я и самоуправление», «Уровень развития ученического самоуправления» Социометрия, «Социально-психологиченскаясамоаттестация коллектива» |
Школьное самоуправление | Школьная конференция Актив школы Конкурсы Акции | Актив класса Председатель класса «Лучший класс», «Лучший ученик», Альбом класса, «Детство без границ» «Защитим ель», «Линия жизни» |
Основу организации классного самоуправления составляет игра – путешествие по улицам города «Малая Демократия».
Структура самоуправления « Малая Демократия».
Мер Города
Коллегия образования | Коллегия культуры | Коллегия спорта | Коллегия труда | Коллегия правопорядка Староста | Коллегия печати и информации |
Лидер класса и его заместитель тесно взаимодействуют с органами школьного самоуправления, координируют деятельность секторов, отчитываются по результатам деятельности класса.
Функции секторов
Сектор образования | Отвечает за создание условий для повышения мотивации учебной деятельности школьников через: проведение интеллектуального марафона, дня самоуправления, предметных неделей, проверку дневников и учебников и т. п. |
Сектор культуры | Отвечает за подготовку и организацию внеурочной деятельности учащихся через: проведение вечеров отдыха, праздников, фестивалей; интеллектуальных игр; театральных постановок и т. п. |
Сектор спорта | Отвечает за подготовку и организацию спортивно-массовой работы через: проведение спортивных соревнований; участие в общегородских спортивных мероприятиях; сбор информации о спортивных достижениях учащихся . |
Трудовой сектор | Отвечает за организацию деятельности по благоустройству школы через: уборку помещений школы в конце четверти; проведение субботников. |
Сектор по правопорядку | Отвечает за организацию дежурства и порядка в школе через: распределение классов для дежурства по школе; ознакомление учащихся школы с правилами безопасного поведения (разработка «Памяток») помощь администрации в обеспечении порядка по школе |
Сектор информации | Отвечает за организацию информационного поля школы через: оформление стендов; формирования имиджа школы; выпуск школьных и классных газет оформление альбомов «Наши достижения», «Книга почета» |
Изучение эффективности воспитательной системы класса.
Результативность воспитательной системы класса можно отследить по следующим направлениям:
- активное участие учащихся в акциях класса;
- выявление новых неформальных лидеров;
- заинтересованность каждого ребенка в развитие классного коллектива;
- лучшее взаимопонимание родителя и ребенка, ребёнка и учителя;
- личные успехи учащихся;
- активизация деятельности учащихся класса.
Для определения результативности выбранной воспитательной системы класса целесообразно использовать следующие методики, представленные в таблице:
№ | Предмет диагностики | Методы исследования | Сроки проведения |
1 | Состояние межличностных отношений в классе. | Социометрия | Октябрь (1 класс) |
2 | Уровень развития самоуправления в ученическом коллективе | М.И. Рожков «Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе» | Февраль |
3 | Уровень эталонности общности | Р.С. Немов «Социально-психологическаясамоаттестация коллектива» | Апрель |
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект воспитательной системы класса
При создании воспитательной программы дополнительного образования детей «Кукольный театр» учитывались психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраст...
Проект воспитательной системы для начальной школы (1-4 кл.) по программе «Маленькие радости большого семейного счастья»
Проект воспитательной системы для начальной школы (1-4 кл.) по программе «Маленькие радости большого семейного счастья» на 2011-2015 уч.год. Цели и задачи:Пр...
Опыт создания модели воспитательной системы класса (МВСК) на базе воспитательной системы лицея
Опыт создания модели воспитательной системы класса в практике воспитателя начальной школы. Для построения модели воспитательной системы в качестве теоретической базы выбрана ко...
Развитие воспитательной системы образовательной организации через реализацию социально-значимых проектов.
На сегодняшний день школа обязана создать, такую воспитательную среду для обучающихся, которая обеспечит возможность духовно-нравственного становления каждого ребенка и готовность к его жизненно...
Конкурс добротворчества «Эффект бабочки» в рамках сетевого проекта "Проектирование воспитательной системы образовательной организации как условие профилактики асоциальных проявлений в школьной среде». Номинация «Добрый Город»
Участие в Конкурсе Добротворчества в рамках сетевого проекта «Эффект бабочки», трансляция собственного опыта на Региональномсеминаре....
Отечественные воспитательные системы: воспитательная система общей заботы (И.Иванов); гуманистическая воспитательная система современной массовой школы. (В.Караковский)
Дипломная работа по воспитательной работе....
МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «МОЁ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ ЭКОМИР»
МОДЕЛЬ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЕКТЕ «МОЁ ПОКОЛЕНИЕ ВЫБИРАЕТ ЭКОМИР»...