Праздник "День моей фамилии" в рамках проекта "Моя родословная"
план-конспект урока (3 класс) по теме

Мухаметова Наталья Александровна

Дети готовятся к празднику заранее, изучая историю своей фамилии. Фамилии бывают разные, а что они означают, как появились . на эти вопросы оветы находятся во время праздника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prazdnik.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Праздник

День моей фамилии

В рамках проекта «Моя родословная»

3 класс

                                       

                                             Учитель: Мухаметова Н. А.

        

Цели: развитие интереса к истории своей семьи, истории фамилии; воспитание чувства любви к своей семье и гордости за неё, чувства уважения к родителям.

Предварительная подготовка:

  1. Составление  генеалогического дерева своей семьи, оформление выставки «Кто я? Откуда я?»
  2. Сочинения на темы «Моя семья», «Имена, которыми я горжусь».
  3. Подготовленный материал  о происхождении своей фамилии.

4. Подготовленные гербы своих семей.

Звучит фонограмма песни «Родительский дом».

Никто из нас не свалился с Луны. Все мы – ветви и листья огромного и переплетённого общечеловеческого дерева.

   Дорогие друзья!   Бабушки и дедушки, тёти и дяди, мамы и папы! Сегодня наш праздник посвящен теме  «День моей фамилии»  а что такое фамилия? Это , в первую очередь, семья. Значит, праздник у нас сегодня семейный.

Семья – группа родственников, живущих вместе.

Имена люди имели   в течение многих тысяч лет, а примерно в 1066 году стали употреблять и фамилии, чтобы лучше различать людей. Например , в селе могло быть два Ивана, один из них был ленив. Поэтому стали называть его Иван Лежебока.

             Другим способом различать людей стало упоминание местности, где они родились или проживали. Человек, живший или работавший на мельнице, стал называться Мельниковым, проживавший в лесу- Лесников.

      Ну и , конечно, исполняемая человеком работа позволила его отличать от другого. Так, появились Слесарёвы, Токаревы, Плотниковы.

Сегодня  этой теме  мы посвящаем наш праздник.

 Звучит стихотворение «Фамилии бродят по свету» дети читают по очереди.

1. Фамилий каких только нету:

Смешных , горделивых, серьёзных,

Со смыслом двойным и с секретом,

Кричащих, угрюмых, курьёзных!

2. фамилий немало есть вкусных:

Борщов есть, Сметанин и Блинный,

Фамилий немало есть грустных:

Плаксин есть, Беззубов, Невинный.

3. Фамилии есть и цветные:

И Черный, и Белый и Рыжий.

Фамилии есть именные:

Петров, Иванов или Гришин.

4. фамилии бродят по свету

И ищут по вкусу хозяев…

Фамилий каких только нету:

И добрых, и злых , и отчаянных!

 5.Горжусь я своею фамилией,

     Ведь это не просто слово,

    Оно дорогое мне, милое,

       Его повторяю я снова.

6. ведь это- моя фамилия,

Ведь это- моя реликвия,

Ведь это –моя семья,

Ведь это- истинный я!

      А сейчас мы проверим, что вы знаете о происхождении своей фамилии.

1. Фамильная игротека.

Конкурс 1 «ФАМИЛЬНОЕ ЛОТО»

Участники праздника получают открытки с номером.  Раскручивая барабан лототрона, ведущий извлекает шар с номером. Ребёнок, чей номер выпал рассказывает историю своей фамилии.

Фамильная песенка.

(исполняется на мелодию «Голубой вагон» В. Шаинского)

Празднуем мы нынче День фамилии,

Хоть в календаре такого нет.

Тайну в этот день с тобой открыли мы,

И раскрыли мы с тобой секрет.

 

ПРИПЕВ:     Знаем мы, знаем мы,

                      Отчего, почему

                       Наши фамилии

                      Появились вдруг.

                      И понимаем мы,

                     Почему. Почему

                     Лучше фамилии

                     не найти вокруг.

Где б ты ни родился, дорогой дружок,

И в какой стране бы ты ни жил,

 относись к фамилии ты хорошо,

 И фамилией ты дорожи.

Конкурс 2 МЫ – СОЧИНИТЕЛИ

Играющим раздаются карточки с рисунками, на которых изображены люди различных профессий, и предметы. Ребёнок показывает карточку и тут же придумывает фамилию, соответствующую данному рисунку.

Частушки про фамилии

Про фамилии частушки

пропоём мы вам сейчас.

Приготовьте ваши ушки,

Посмеёмся в этот час.

 Хоть зовётся мальчик Книгин

Не читает вовсе книг он!

С книгой он всегда скучает,

И вздыхает , и зевает.

Ах, фамилия какая

у него чудесная!

Познакомьтесь: Саша Милый,

Хулиган известный!

Разные фамилии

у людей бывают,

но с характерами их

порой не совпадают.

По характеру Светлана

Девочка спокойная

А фамилия у ней

Дальнебронебойная

Никак не вылезет из двоек

 Мальчик Сашенька Умнов,

Ему учиться помогает

Друг Серёжа Дураков!

.он конфеты обожает,

Килограммами съедает.

Зубки свои портит,

Это Вася Тортин!

 У частушки есть начало,

У частушки есть конец.

Кто частушки наши слушал,

Тому фамилия – Молодец!

Конкурс 3.  УГАДАЙ ФАМИЛИЮ

Нужно изобразить мимикой, жестами, действием определённое слово, не произнося при этом ни звука. Играют две команды. Каждая из них задумывает слово, фамилию и начинают  изображать его. Команда соперников должна угадать, какая же фамилия была задумана.

- Кто такой предок?      (древний родственник по роду)

 В Средние века всякий рыцарь, желавший вступить в рыцарский союз, должен был доказать своё дворянское происхождение. Доказательством служило рыцарское родословное дерево и герб для того, чтобы составить генеалогическое дерево, нужно было хорошо знать своих предков. Рыцари не могли участвовать в турнире, если не предоставляли герб своего рода.

- А может кто-то из вас назвать имя своей прабабушки? Прадедушки?

- Знаете, откуда они родом?

 Я предлагаю всем желающим  поделиться сведениями  из своей родословной.

(родословные, заранее приготовленные, находятся на выставке, уч-ся по очереди рассказывают о своей родословной).

- много интересного мы узнали о ваших родственниках. А какие родственники живут рядом с вами?

Их может быть разное количество. Я предлагаю вам посчитать, сколько родственников в стихотворении    А. Кондрашова:

  Раз, два, три, четыре.

Кто живёт в большой квартире?

Четверо мужчин.

Живёт в квартире дедушка,

И папа, и прадедушка,

 И Миха, папин сын.

Ещё красавица живёт

С родными неразлучно.

Один из них её зовёт

Своей любимой внучкой,

Дочкой дорогой

Зовёт её другой,

А третий- милой Машей

И хозяйкой нашей!

И называет мамой

Мужчина младший самый.   (5 человек).

 Для всех мам стихотворение

Наша мамочка

С кем первым мы встречаемся,

Придя на белый свет?

Так это наша мамочка

Её милее нет.

Вся жизнь вокруг неё вращается,

Весь мир наш ею обогрет.

Весь век она старается

Нас уберечь от бед.

Она опора в доме,

Хлопочет каждый час.

И никого нет кроме,

Кто так любил бы нас.

Так счастья ей побольше,

И жизни лет подольше,

И радость ей в удел,

И меньше грустных дел.

Всем бабушкам и дедушкам посвящается.

 А у бабушки моей – волосы седые,

А у бабушки моей – руки золотые.

И в заботах целый день рук не покладает:

То на спицах вяжет шарф, то носки латает.

Ни одной минуты нет у неё свободной.

Я без дела не сижу, помогаю тоже,

Потому что на неё быть хочу похожей.

Мой дедушка

Наши папочки

Наши папочки не хуже:

Могут кашу, щи сварить.

И для дома всё, что нужно,

Могут быстро  смастерить.

Наши папы – мастера,

Машинисты, повара…

Одним словом- удальцы!

Наши папы – молодцы!

Род, родословная, родители –это всё родственные слова. Родители – самые родные люди, но даже самые родные иногда ведут себя не так, как нам хотелось бы. Но не всегда дети об этом говорят, поэтому сегодня  ребята решили сказать своим родителям, что им нравится, а что – нет.

Какие вы родители?

Если вы родители-

Ворчатели, стыдители,

А если вы родители

Ругатели, сердители.

Гулять неотпускатели,

Собакозапретители,

То, знаете, родители,

Вы просто, крокодители.

А если вы, родители,

Ласкатели, хвалители,

Прощатели, любители,

Если разрешители,

Купители, дарители,

Тогда вы не родители,

А просто восъхитители!.

Конкурс 4   КТО ЭТО?

  1. Брат жены       ( Шурин)
  2. Брат мужа         (Деверь)
  3. Сестра мужа    (Золовка)
  4. Сестра жены         (Свояченица)
  5. Мать жены         (Тёща)
  6. Отец жены   (Тесть)
  7. Мать мужа          (Свекровь)
  8.  Отец мужа       (Свёкор)
  9.  Дочь брата или сестры              (Племянница)
  10. Брат отца или матери     (Дядя)
  11. Сестра отца или матери      (Тётя)
  12. Жёны двух братьев   (Свояченицы)
  13. Мужья двух сестёр (Свояки)
  14. Матери жены и мужа      (Сватьи)

-А сейчас настало время показать свой фамильный герб, рассказать, что и почему изображено на вашем гербе.

Конкурс 5  ПОСЛОВИЦЫ О СЕМЬЕ

  1. Вспомнить пословицу.
  2. Собрать разрезанные на две части пословицы.
  3. Объяснить смысл пословицы.

На что и клад, коли в семье лад.

Вся семья вместе, то и душа на месте.

Согласную семью и горе не берёт.

Дружная семья и землю превращает в золото.

Яблоко от яблони недалеко падает.

Русский человек без родни не живёт.

Была бы моя бабуся, никого не боюся.

Дочерние дети милее своих.

Кого почитают, того и величают..

В родной семье и каша гуще.

       

- Какой коллектив можно назвать семьёй?

- А классный коллектив можно назвать семьёй?

Давайте впишем свои имена в родословное дерево нашего класса.

Мы вам желаем от души,

Чтоб были дела хороши,

Чтоб в дом не стучалась беда,

Чтоб грусть не пришла никогда.

Желаем счастья и добра,

Желаем тёплых, светлых дней,

Здоровья, что всего важней.

Молодцы, ребята, молодцы, мамы и папы! Хорошо подготовились к празднику. Многие из вас знают уже, откуда взялись и что означают ваши фамилии, каково их происхождение. Я благодарю всех, кто принял участие в нашем празднике.

      Своё выступление хочу закончить следующими словами.

Между живущих людей бесфамильным никто не бывает;

В минуту рождения каждый –

И низкий, и знатный-

Фамилию свою от родителей получает.

Достойно несите свою фамилию, чтобы передать её внукам и правнукам  . и тогда с полным правом, с чистой совестью сможете сказать о себе: «Я- представитель большого семейного рода! Я – представитель самой благородной фамилии!»            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Секрет моей фамилии"

Объект  исследования – происхождение фамилий.Предмет фамилия, которую я ношу.  Цель  исследования: узнать историю происхождения моей фамилии.Задачи, которые надо решить, для реали...

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».

Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...

Исследовательский проект "Тайна моей фамилии"

Данный проект - совместная работа учителя Трофимовой Н.Н. и ученицы 4 Б класса Григорьевой Юлии.Рождаясь, человек получает не только имя, но и наследует фамилию своих предков. И каждый , ран...

Сценарий выступления на тему "Часы" в рамках детского праздника "День Науки. Великие изобретатели и изобретения"

Данная разработка является результатом реализации проектной деятельности учителя в своем классе....

ДЕНЬ НАУКИ ТЕМА: «ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МОЕЙ ФАМИЛИИ» УЧЕБНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ: ФИЛОЛОГИЯ 1-4

     Провести анкетирование одноклассников. Собрать и изучить материал о способах образования фамилий, истории  образования фамилий моих одноклассников, образования фамилии ...

Презентация Учебно - исследовательская проектная работа "История происхождения моей фамилии"

Презентация Учебно - исследовательская проектная работа "История происхождения моей фамилии"...