Юный учёный (мои первые научные опыты)
рабочая программа по теме
Программа дополнительного образования для учащихся 2-4 классов, связанная с проведением научных опытов в области физики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа внеучебной деятельности | 111 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Могойтуйская средняя общеобразовательная школа №1»
Программа
дополнительного образования
«Юный учёный»
Руководитель: Баранова И.В.
п.г.т. Могойтуй
2012- 13 учебный год
В сегодняшнем образовании очень много внимания уделяется развитию универсальных учебных действий и формированию ключевых компетенций. С введением нового стандарта и нового видения проблем современного образования становится понятным, что на формирование компетенции и становление универсальных учебных действий большое внимание оказывают учебная мотивация и интерес детей к учёбе. Считаем, что эти показатели будут наиболее качественными, если обучение учащихся основывается на их собственном опыте. Такое обучение называют «исследовательским». «Исследовательское » обучение – это обучение, в котором учащийся ставится в позицию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного учителем (Кларин М.В.). Оно служит для формирования учебно – познавательной, информационной и ценностно – смысловой компетенций. Обучение методом исследований и опытом практической деятельности, возможно, станет одной из важных форм организации по активизации внимания и повышению учебной мотивации школьников к учению. Хотя данная форма обучения практикуется, в основном, в старшей школе, считаем целесообразным вводить её основы в учебный процесс в начальной школе как одну из форм внеучебной деятельности. В ней могут принимать все учащиеся, которым интересно понять окружающий мир. Поэтому было решено разработать программу дополнительного образования с естественно – научным уклоном (через создание детского научного общества «Юный учёный».
Цель научного общества: формирование у младшего школьника учебно – познавательной активности и умение видеть и понимать мир через опыт научно- практической деятельности.
В её реализации помогут следующие задачи:
1. развитие теоретического мышления, умений обобщать и систематизировать информацию, полученную с помощью книг, опытов, наблюдений и т.д.;
2. развитие творческих способностей детей, обогащение их кругозора и речи (письменной и устной);
3.формирование наблюдательности и внимания, умений работать с художественными и научными текстами,;
3. формировать умения пользоваться компьютерными источниками информации, энциклопедиями, словарями и умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую литературу.
Принципы обучения по данной программе:
- Эмоционально - положительное отношение учащихся к деятельности - основное условие развития детей;
- учет индивидуальных особенностей детей - одно из главных условий успешного обучения;
- последовательность освоения материала - от простого знакомого к сложному, от готовых заданий к творческим решениям.
Темы детских исследований на занятиях будут, в – основном:
- теоретические (темы, ориентированные на работу по изучению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, компьютерных источниках, знаний других людей);
- практические опыты.
При ведении и обучении учащихся навыкам исследовательской деятельности будем выделять следующие этапы:
- Выбор темы и постановка цели исследования - опыта (обязательно с учётом интересов ребёнка или на выбор по определённому предмету, цель ставить вместе с учителем, возможно выдвижение гипотезы).
- Подбор материалов по теме исследования (литература, материалы для опытов, место проведения опыта, факты, домыслы и т.д.)
- Изучение информации (обобщение и систематизация полученной информации, черновые записи исследования).
- Оформление исследования:
- титульный лист (школа, тема, Ф.И. учащегося или группы, класс)
- план работы
- описание хода работы
- заключение (вывод)
- использованная литература
- приложение (фотографии, рисунки, чертежи, отзывы и т.д.)
5. Защита исследования.
Формами защиты могут быть: реферат, публикация (в стенгазете, в школьном журнале), презентация, доклад, проведение опыта.
Возраст участников научного общества: 9 – 11 лет.
Срок освоения программы – 1 год.
Количество занятий – 68 часов.
Основная форма проведения занятий – практические работы (опыты и эксперименты). Каждое занятие включает теоретическую часть и практическую работу (научные опыты).
Ожидаемые результаты:
- Младшие школьники в процессе исследовательской деятельности смогут с интересом осваивать знания через опыт практических опытов и изучения свойств разных предметов.
- Умения вести исследования в виде простейших опытов, использовать различную информацию помогут безболезненно перейти к обучению в старшем звене.
- Ведение опытной деятельности поможет сформировать у детей правильную научную картину мира.
И ещё: в исследовательской деятельности мы должны нацеливаться не на результат, а на процесс деятельности. Главное – вызвать интерес ребёнка, пробудить желание к познанию необычного и неизученного, вовлечь в атмосферу деятельности, и тогда результат будет обеспечен.
Содержание программы
№ | Название раздела | Кол- во часов | Элементы содержания | Планируемые результаты освоения программы |
1 | Вещества и материалы | 12 | - молекулы - свойства разных веществ и материалов - химические соединения - кулинарные премудрости | - знать свойства различных материалов - знать и соблюдать правила проведения экспериментов |
2 | Свет в нашей жизни | 12 | - движение света - свет, цвет и живопись - польза света - движущиеся картинки | - представлять роль света в жизни человека и природы - уметь составлять план опытной работы |
3 | Движение и механизмы | 20 | - законы движения - энергия и источники энергии - электричество - рычаги и трение - скорость | - уметь собирать простейшие механизмы - приводить примеры движения под действием энергии - иметь представление о сборе информации для опыта |
4 | Звук и музыка | 12 | - колебания и звук - звуковые сигналы - звуковые волны - польза и вред звуков | - иметь простейшие представления о звуке и его роли в природе - уметь придумывать свои собственные опыты |
5 | Воздух вокруг нас | 12 | - атмосферное давление - температура воздуха - вода в воздухе - как дует ветер - круговорот воды в природе - польза и вред воздуха | - знать основные свойства воздуха – собирать - уметь самостоятельно работать в команде по заданной теме опыта - уметь презентовать свои исследования |
Эмблема общества
Тематическое планирование
( 1 полугодие)
№ | Тема занятия | Кол –во часов | Форма занятия |
1 | Правила безопасности при проведении опытов | 1 | теоретическая |
2 | Молекулы - силачи | 1 | практическая (проведение опытов) |
3 | Как ведёт себя вода | 1 |
4 | Чудесные ткани | 1 |
5 | Изучаем бумагу | 1 |
6 | Металлы | 1 |
7 | Кислоты и щелочи | 1 |
8 | Плавучесть | 1 |
9 | Плотность | 1 |
10 | Удивительные смеси | 1 |
11 | Химические соединения | 1 |
12 | Кулинарная премудрость | 1 |
13 | Свет – источник всего живого | 1 | теоретическая (работа с научно – художественным текстом) |
14 | Движение света | 1 | практическая (проведение опытов) |
15 | Свет и цвет | 1 |
16 | Цвет и живопись | 1 |
17 | Свет приносит пользу | 1 |
18 | Отражение света | 1 |
19 | Солнечный свет | 1 |
20 | Свет и цвет в природе | 1 |
21 | Движущиеся картинки | 4 | - практическая работа + представление книжек – мультяшек) |
22 | Движение, энергия и многое другое … | 1 | теоретическая (работа с энциклопедиями) |
23 | Законы движения | 1 | практическая (проведение опытов + изготовление механизмов) |
24 | Движение и остановка | 1 |
25 | Источники энергии | 2 |
26 | Электрический заряд | 1 |
27 | Электрическая энергия | 1 |
28 | Сила тяжести | 1 |
3 четверть
№ | Тема занятия | Кол –во часов | Форма занятия |
1 | Электрическая энергия. | 2 | теоретическая |
2 | Сила тяжести. | 2 | практическая (проведение опытов) теоретическая |
3 | Мощные рычаги. | 2 |
4 | Блочная тяга. | 1 |
5 | Зубчатая передача | 1 |
6 | Клинья и склоны. | 1 |
7 | Могучее трение. | 1 |
8 | Скорость | 1 |
9 | Презентация опытов перед одноклассниками. | 1 |
13 | Звук и музыка. | 1 | теоретическая (работа с научно – художественным текстом) |
14 | Колебания | 2 | практическая (проведение опытов) теоретическая |
15 | Распространение звука. | 2 |
16 | Громкость звука. | 2 |
17 | Презентация работ перед одноклассниками. | 1 |
4 четверть
№ | Тема занятия | Кол –во часов | Форма занятия |
1 | Настройка звука | 1 | практическая (опыты) |
2 | Звуковые сигналы | 1 |
3 | Звук и тишина | 1 |
4 | Слушать и слышать | 1 |
5 | Воздух повсюду | 1 | теоретическая |
6 | Есть ли там воздух | 1 | практическая (опыты) |
7 | Атмосферное давление | 1 |
8 | Температура воздуха | 1 |
9 | Всасывание | 1 |
10 | Вода в воздухе | 1 |
11 | Мир, открытый ветрам | 1 |
12 | Как дует ветер | 1 |
13 | Всё выше и выше | 1 |
14 | Круговорот воды в природе | 1 |
15 | Мощь воздуха | 1 |
16 | Воздух приносит пользу | 1 |
17 | Презентация опытов перед одноклассниками | 1 | практико - теоретическая |
Список литературы:
- «Мои первыё научные опыты», Ридердз Дайджест, 2008г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час. Михаил Васильевич Ломоносов - первый русский учёный.
Воспитание гражданина Отечества на основе изучения жизни, деятельности и творческого наследия М.В.Ломоносова. Классный час посвящён 300 летию великого русского учёного....
Классный час «М.В. Ломоносов – первый русский учёный» (устный журнал и игра-путешествие «Дорогой Ломоносова»)
В 2011 году исполнилось 300 лет со дня рождения первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова (19.11.1711-15.04.1765).Многими славными именами гордится Россия, но звездой первой в...
Внеклассное мероприятие по окружающему миру. Клуб "Умники и Умнички" Тема заседания "Фестиваль научных опытов"
Аннотация: приоритетной целью современного начального образования является развитие личности ребенка. Эта цель достигается через активизацию процесса обучения и воспитания путем внедрения исследовател...
10 научных опытов для детей
Данные опыты по физике, химии, биологии для начальных классов пригодятся как на уроках окружающего мира, так и на факультативах, и внеклассных мероприятиях типа "Лаборатория сумасшедшего прифессора"...
Программа внеурочной деятельности "Первые шаги учёного"
Научно-исследовательское направление...
Программа внеурочной деятельности "Юные учёные"
Программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 2 классов. Расчитана на 17 часов. Материал можно использовать и для 1,3,4 классов. занятия проходят в "Точке роста". Основные...
Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "Коронавирус:реалии"
Научно-исследовательская работа на XX городскую научно-практическую конференцию «Первые шаги в науку» "КОРОНАВИРУС: РЕАЛИИ"...