Родительское собрание
материал (4 класс) по теме

Зайкина Елена Александровна

Тема: Роль родителей в формировании ключевых компетентностей образовательного процесса. Эмоциональное блогополучие детей в семье.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie2.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Родительское собрание.

Тема : Роль родителей в формировании ключевых компетентностей образовательного процесса. Эмоциональное благополучие детей в семье.

Цель: формирование у родителей «педагогической компетентности».

            познакомить  родителей младших школьников с понятиями «компетентность»,  «аффект», «стресс»;

              формировать у родителей понимание необходимости устранения у ребенка негативных эмоциональных состояний для успешной учебной деятельности;

              разобрать приёмы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм  и помочь преодолеть эмоциональные трудности.

                                                     Ход собрания.

  1. Вступление.

Уважаемые родители!

     Тема нашего собрание «Роль родителей в формировании ключевых компетентностей образовательного процесса. Эмоциональное благополучие детей в семье.  

 Для того чтобы начать обсуждение данных вопросов хочет познакомить вас,

с некоторыми понятиями которые встретятся в течении обсуждения.   Компетентность – совокупность личных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.  

   Чтобы перейти к обучению, необходимо задать компетентность в деятельностной форме. В этом  случае само название компетентность будут определять суть соответствующего метода обучения. Компетентность в деятельностной форме подразделяются:

Ценностно-смысловые компетентности предполагают умения:    

  1. формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности;    
  2.  владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;    
  3. осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

Учебно-познавательные компетентности:    

  1. ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель;    
  2. организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;    
  3. задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;    
  4. ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы;
  5. выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями;
  6. использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;    
  7. выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации);     
  8. иметь опыт восприятия картины мира.

Социокультурные компетентности:    

  1. владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, собственника, потребителя, покупателя;
  2. уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы;    
  3. определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве;
  4. владеть культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности;
  5. владеть эффективными способами организации свободного времени;   
  6. иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах; иметь осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;    
  7. действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;    
  8. владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.

Коммуникативные компетентности:    

  1. уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;    
  2. уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;    
  3. владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;    
  4. владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;    
  5. владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;    
  6. иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Информационные компетентности:    

  1. владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, определителями, энциклопедиями, каталогами, словарями, CD-Rom, Интернет;    
  2. самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;    
  3. ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое;
  4. уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;    
  5. владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, телевизора, магнитофона, телефона, мобильного телефона, пейджера, факса, принтера, модема, копира;    
  6. применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет.

Природоведческие и здоровьесберегающие компетентности:    

  1. иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.);    
  2. знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми;    
  3. позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля;    
  4. знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;    
  5. владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;    
  6.  иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга;    
  7. уметь подбирать индивидуальные средства и методы для развития своих физических качеств. [2]

В определении проблем взаимодействий образовательного учреждения и семьи лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные должны помогать, поддерживать, направлять, дополнять их воспитательную деятельность.

Приоритет семейного воспитания требует новых линий отношений семьи и образовательного учреждения. Новизну этих отношений можно определить понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».Здесь задается ценностно – смысовые компетентности

Взаимодействие является способом организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании общения.

Основным является семья и взаимодействие мастера производственного обучения и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в определенной семьи.



Следовательно, от участия родителей в работе образовательного учреждения выигрывают все субъекты педагогического процесса и прежде всего дети.

Доверие родителей к мастеру производственного обучения складывается из уважения к опыту, знаниям, компетенции мастера производственного обучения в вопросах воспитания, но, главное, из уважения к личности.

Мастер производственного обучения должен демонстрировать конкретные позитивные способы взаимодействия с родителями. К ним можно отнести краткую, но содержательную беседу о наиболее значительном в поведении и деятельности ребенка.

Открытость образовательного учреждения дает возможность родителям в любое удобное для вас время прийти на урок, понаблюдать за своим ребенком. При этом происходит невольное сравнение успехов ребенка с другими детьми, а действия родителя с действиями мастера производственного обучения.
Да вы можете сказать взаимодействия мастера производственного обучения с семьей постоянно меняются. Но предпочтение отдается:
1. Индивидуальным формам работы ;
2. Взаимодействие в малой группе родителей, имеющих сходные проблемы домашнего воспитания;
3. Воздействие на ребенка через семью;
4. Взаимодействие в коллективных формах.
Одной из важнейших задач совместной деятельности образовательного учреждения и семьи является единый подход к реализации целевых установок и повышение содержательности и результативности воспитания детей. Важно, чтобы родители осознали целевые установки воспитания, в основе которых лежит необходимость гражданского формирования личности, и обращали внимание не только на учебную работу детей, но и проявляли повседневную заботу об их трудовой и технической подготовке, физическом, нравственном и эстетическом развитии. Взаимодействие семьи и образовательного учреждения предполагает развитие и формирование творческих склонностей и способностей детей. Совместная деятельность дает возможность глубже изучить интересы и увлечения детей, способствовать их развитию.
В системе совместной работы образовательного учреждения и семьи большое значение имеет привитие детям трудолюбия, формирование интереса к производственным профессиям, приобщение к посильной трудовой деятельности.
Важнейшей проблемой в рамках взаимодействия образовательного учреждения и семьи является развитие активности детей в работе над своими личностными качествами. В этом плане наиболее интенсивно развиваются те дети, родители которых поддерживают благоприятный микроклимат в семье и служат для них примером во всем.

Вывод: Из всего выше сказанного, я, думаю вы понимаете, что для того чтобы ваши дети были компетентны и вели себя компетентны в различных жизненных ситуациях, прежде всего родители должны компетентны во всех жизненных вопросах, умели дать совет своему ребенку и объяснить как поступить в той или иной ситуации.

  1. Эмоциональное благополучие детей в семье.

Как вы думаете от чего зависит формирование личности вашего ребенка? Каким вы хотите вырастить вашего ребенка?

Каждому из них хочется, чтобы наши дети выросли здоровыми и счастливыми, чтобы они были уверены в своих силах и умели бороться с трудностями, стойко переносили удары судьбы, сохраняли душевное спокойствие в самых разных жизненных ситуациях.

  Однако медики бьют тревогу: в школе большой процент учащихся страдает нервными заболеваниями. Наши дети не владеют умением радоваться и огорчаться, проявлять волю и характер в достижении цели. И в этом виноваты мы, взрослые! Пытаясь максимально защитить свое дитя, мы оберегаем его, предупреждая желания и потребности ребёнка, стараемся максимально облегчить его жизнь. Этим мы, взрослые, наносим вред его психике, ломаем его эмоциональную сферу.

   Ребёнок, поставленный в такую ситуацию, не развивается эмоционально. Он владеет небогатым арсеналом средств для выражения эмоций, а значит – будет вынужден их подавлять. Это, в свою очередь, приведет к нарушениям взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, страхам, депрессиям. Неумение жить в гармонии с собой станет причиной нарушений физического здоровья, различных заболеваний.

  Потребность в  выражении эмоций существует с самого раннего детства, и начинать учить ребёнка выражению своих эмоций следует как можно раньше. Однако наиболее актуальной эта проблема становится, когда ребёнок попадает в школу.

- Как выразить эмоции и «сохранить лицо» в среде сверстников?

- Как реагировать на эмоции других людей?

- Как вести себя, чтобы быть правильно понятым?

    Все эти вопросы рано или поздно приходится решать каждому ребёнку.

    Наша задача – помочь ему в этом.

  И сразу хочется задать вопрос, компетентны ли во всех этих вопросах?

2.Анализ анкетирования.

3. Выступление классного руководителя.

Аффект – это сильное и кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для человека жизненных обстоятельств и сопровождаемое резко выраженными двигательными проявлениями и изменениями в функциях внутренних органов. Например, горе при потере близкого человека, радость при успехе.

  Любое чувство может переживаться в аффективной форме.

Причины аффекта:

 - конфликт, противоречие между сильным влечением, желанием и невозможностью удовлетворить возникшее побуждение(очень ярко у маленьких детей).

- конфликт, заключающийся в повышенных требованиях к человеку и его неуверенности в собственных силах (наблюдается, когда родители предъявляют к ребёнку повышенные требования в учении, которые ему явно не по силам).

Последствия аффекта:

- Меняется внимание и восприятие. Человек удерживает во внимании только те предметы, которые связаны с переживанием.

- Человек «теряет голову».все поступки его не разумны или, если это касается учебной деятельности, ребёнок начинает  допускать промахи там, где раньше он этого никогда не делал.

- Заканчивается аффект упадком сил. Человек хочет спать, не хочет выполнять то, что от него в данный момент требуется.

Стресс –реакция организма при резких и сильных воздействиях на него, когда человек испытывает тревогу, страх, напряжение, неуверенность. Он бледнеет, краснеет, его пульс учащается, иногда может возникать дрожь. В состоянии стресса человек плохо себя контролирует и действует неэффективно.

   Необходимо четко осознавать, что вреден не сам по себе стресс, а неспособность ребёнка позитивно пережить отрицательные эмоции. Длительное пребывание в состоянии стресса может послужить толчком к развитию различных болезней. Кроме того, отрицательные эмоции могут накапливаться, в результате чего может случиться «аффективный взрыв».

Таким образом, профилактика психосоматических расстройств и «аффективных взрывов» должна быть связана с формированием речевых и моторных навыков выражения эмоциональных состояний.


                      Мини-анкета «Лицо – зеркало души».

Учитель предлагает родителям, отвечая на вопросы, выбрать соответствующую картинку.

  1. С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребенком?
  2. С каким лицом чаще всего общается  с вами ребёнок?
  3. Каким, на ваш взгляд, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами? А ваше лицо?
  4. Что можно сделать для того , чтобы ваши эмоции не всегда были «написаны» на лице?

Одним из возможных вариантов ответа на последний вопрос может стать прием «Эмоция убегает».

                     Прием «Эмоция убегает».

Человек должен задуматься над вопросом: «Какую эмоцию он сейчас испытывает и почему?» в этом случае сама эмоция исчезает («убегает»).

                                      Алгоритм аутотренинга:

                     «Как улучшить свое настроение?»

  1. Встаньте перед зеркалом или представьте, что перед тобой зеркало.
  2. Смотри в зеркало и меняй выражение лица с грустного и неуверенного на спокойное и довольное.
  3.  Если тебе это удалось, то распрями плечи, подними голову, смотри прямо и уверенно, дыши спокойно.

Если нет, то попробуй вспомнить самый прекрасный момент из своей жизни.

4.Повтори про себя: «Я спокоен. У меня все получится. У меня прекрасное настроение»(повторяй, пока настроение не улучшится, можно вернуться к шагу №2).

      «Витаминка для обретения душевного равновесия».

Это упражнение помогает обрести душевное равновесие и справиться с отрицательными эмоциями, в частности, с гневом. Если человек переполнен гневом, то ему трудно контролировать происходящее вокруг. Важно сначала уменьшить количество гнева, а потом разобраться с возникшей ситуацией.

1-й шаг. Постарайся понять: действительно ли ты сейчас очень сердит? Обрати внимание на свое тело. Где в теле сидит твой гнев? Попробуй расслабить мышцы лица и разжать кулаки.

2-й шаг. Мысленно посчитай до десяти и произнеси «охлаждающие» слова: «Я могу с этим справиться», «Ему не удастся разозлить меня», или: «Спокойствие, только спокойствие!»

3-й шаг: Похвали себя сам за хорошую работу, скажи себе: «Ты действительно справился!», «Молодец, ты устоял», «Молодец, ты вел себя так, как будто тебя невозможно разозлить».

6.Подведение итогов.

Рефлексия.

Каждый из нас слышал такую поговорку «Дети – это цветы жизни».И сейчас мы с вами постараемся составить модель современного ребенка (модель цветка) .

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Воспитание сознательной дисциплины». Родительское собрание. Разработка на тему "Воспитание сознательной дисциплины"Презентация к родительскому собранию "Воспитание сознательной дисциплины"

Родительское собрагние-разработка. Презентация создана  к собранию "Воспитание сознательной дисциплины" Содержание: название темы родительского собрания; кластер  (графическая организа...

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Конспект родительского собрания "Первое родительское собрание в начальной школе"

Конспект родительского собрания"Первое родительское собрание в начальной школе" Ход родительского собрания 1. Вступление Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Добро пожаловать в......

Родительское собрание на тему: « Авторитет - как завоевать и не потерять, 4 класс» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Формировать у родителей психолого - педагогические знания об истинных и ложных типах родительского авторитета;установление дружелюбных отношений между родителями и учителем; родителями и детьми....

Родительское собрание в 4 классе «Ступень вверх: трудности адаптации» ( при составлении было использовано методическое пособие Е.О.Яременко, Е.К.Лобачевой "Родительские собрания,2009 год, Москва)

Данный материал знакомит родителей с наиболее типичными причинами трудностей адаптации ребенка к основной школе; помогает в создании условий, облегчающий адаптационный период....

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»

Родительское собрание «Современный ребенок и книга. Проблема чтения и ее решение». Нетрадиционное родительское собрание « Мозговой штурм»...