Психологический комфорт на уроке
статья по теме
Предварительный просмотр:
Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника.
Ничему меня не научит то,
что тычет, талдычит и жучит…
От того, насколько комфортно чувствует себя ребенок в школе, зависит успешность его обучения. В создании комфортных условий значительная роль принадлежит личности учителя, стилю его взаимоотношений с учащимися. Этот фактор особенно значим на начальном этапе обучения, когда состояние класса зависит, прежде всего, от учителя.
Принципы психологического комфорта следующие:
- учеба должна давать детям радость;
- протекать на фоне положительных эмоций;
- исключать психотравмирующие ситуации.
Терпение, любовь, понимание – три основополагающих процесса воспитания и обучения. Затем нужно выбрать методы и приемы. Это важно. Применив метод и не получив ожидаемого результата, учитель часто начинает обвинять в этом ученика: не способен, не подготовлен, нет внимания и т. д. Индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка учитываются с самого начала его пребывания в школе.
Французский философ М. Монтень, писал: «Пока тело еще гибко, его нужно упражнять всеми способами и на все лады. Он должен уметь делать все без исключения, но любить делать должен только хорошее».
Успешный урок - это урок, на котором учитель со своими учениками решил все поставленные цели и задачи. Результатами таких уроков являются прочные знания, полученные учениками, когда их умения и навыки совершенствовались в течение урока.
Достижение положительных результатов невозможно без заинтересованности и активности ребят, необходимо использование интриги.
С другой стороны, это наша учительская оценка урока - «успешный» или «неуспешный». А для учеников он – «интересный» или «неинтересный».
С точки зрения психологического аспекта заинтересовать можно тогда когда ты нравишься. Для этого есть многим известные советы психолога Д.Карнеги:
- Искренне интересуйтесь;
- Улыбайтесь;
- Помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук;
- Будьте хорошим слушателем;
- Внушайте ему сознание его значимости.
Психологический комфорт на уроке, положительный уровень межличностных отношений помогает решить дидактические задачи более успешно.
Атмосфера в классе. Это не сентиментальное отношение, не атмосфера вседозволенности, а доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика и на внимании к его внутреннему миру, к его переживаниям.
Любое негативное проявление учителя угнетает, сковывает ученика. "Садись, ты не прав". "Кто скажет лучше?". Учитель парит над учениками, его интересует только результат передачи знаний. Такая деятельность разъединяет коллектив, а благоприятная обстановка, психологический комфорт на уроке – поможет ученикам в развитии и становлении себя как успешной личности.
Без психологического комфорта в образовательной среде не сможет формироваться творческая личность, способная к самосовершенствованию. Я считаю, что для создания психологического климата необходимы методы, которые отражают уважение человеческого достоинства ребенка, чтобы ученик чувствовал себя спокойно и уверенно. Стараюсь на уроке создать положительный эмоциональный тонуc, атмосферу доброжелательности, которая позволяет снимать невзгоды, разрушающие здоровье детей – это «эмоциональные поглаживания», одобрения, добрый, ласковый тон, похвалы. Необходимо в работе с детьми присутствие ситуации успеха, которая формирует у ребенка уверенность в себе.
“Все в твоих руках”.
(Притча)
“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”.
В наших руках возможность создать в школе такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”.
Рефлексия (“Все в твоих руках”)
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
Большой – для меня было важным и интересным…
Указательный – по этому вопросу я получил конкретную рекомендацию.
Средний – мне было трудно (мне не понравилось).
Безымянный – моя оценка психологической атмосферы.
Мизинец – для меня было недостаточно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический комфорт на уроках в начальной школе. Статья.
Чтобы ребёнок развивался не только интеллектуально, но и нравственно( т. е. как личность), учителю необходимо создать психологический комфорт на уроках....
Психологический комфорт на уроках
Благоприятный психологческий климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздейств...
Психологический комфорт на уроке как фактор сохранения здоровья
В презентацию включены следующие рубрики:-факторы формирующие здоровье ребенка-психологический комфорт, для чего он необходим-виды нагрузок...
Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"
Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...
"Психологический комфорт на уроках в начальной школе"
Маленький человек идет в школу. Каким будет его путь, трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его ...
Психологический комфорт на уроке.
Данная презентация поможет учителю в создании благоприятных условий на уроке для ученика....
Доклад на заседании ШМО. "Психологический комфорт на уроке - важное средство здоровьесбережения и эффективности обучения младших школьников."
Выступление на заседании ШМО начальных классов. Содержит практический материал (для использования на уроках)....