Система развития школьно-значимых функций при подготовке ребенка к школе.
статья (1 класс) на тему
Система развития школьно – значимых функций при подготовке детей к школе.
Целью подготовки дошкольников к школьному обучению является выявление индивидуальных особенностей детей, а также формирование у них готовности к школьному обучению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezisy.doc | 60 КБ |
Предварительный просмотр:
Матвеенко И.А. – учитель начальных классов,
МОУ Новопавловская ООШ м.р. Большеглушицкий
Система развития школьно – значимых функций при подготовке детей к школе.
Как правильно подготовить ребенка к школьному обучению? Этот вопрос волнует и педагогов и родителей будущих первоклассников. Бытует мнение, что достаточно научить ребенка читать, считать и писать до поступления в школу, и никаких проблем с учебой не будет. Это не совсем верно. Под «готовностью к школе » понимаются не отдельные знания и умения, а определенная система знаний. Необходимо также, чтобы у будущего первоклассника были достаточно развиты познавательные психические процессы: внимание, память, логическое мышление, воображение. В возрасте 6-7 лет ребёнок продолжает совершенствоваться через игру. Это так же время постепенного перехода к такому обучению, когда ребёнок может и хочет делать то, что требует от него взрослый. У детей формируется социальная зрелость. Это важный фактор успешного обучения в школе. В этом возрасте, руки, голова и язык связаны одной ниточкой, и в программе особое внимание уделяется развитию моторики.
Задачами программы подготовки к школе являются:
формирование познавательного интереса, желания узнавать новое;
развитие логики - анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация;
развитие фантазии и творческих способностей;
развитие речи - умение излагать свои мысли, строить простейшие умозаключения;
развитие памяти и внимания;
развитие умения устанавливать отношения со сверстниками и взрослыми, формировать положительную самооценку.
Основной целью занятий является формирование у детей знаний и умений, любознательности, умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребности в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Трудно предположить, что ребенок, у которого недостаточно сформирован интерес к знаниям, будет активно работать на уроке, мобилизовывать усилия, волю для выполнения заданий, овладевать знаниями, достигать положительных результатов в учении. Таким образом, очевидно, что задачи умственного воспитания ребенка должны решаться в тесной связи с задачами воспитания нравственно-волевых качеств личности: настойчивости, прилежания, старательности, ответственности, стремления достигать качественного результата, а также доброжелательного и уважительного отношения к сверстникам.
Содержание педагогической работы на занятиях, направленной на решение задач нравственно-волевой готовности ребенка к школе, должно заключать в себе следующее:
1) Формирование у детей представлений о занятиях как важной деятельности для приобретения знаний. На основе этих представлений у ребенка необходимо выработать активное поведение на занятиях (тщательное выполнение заданий, внимание к словам учителя и пр.)
2) Формирование нравственно-волевых качеств (настойчивости, ответственности, самостоятельности, старательности).
3) Формирование у ребенка опыта деятельности в коллективе и положительного отношения к сверстникам (умение оказывать помощь, справедливо оценивать результаты работы сверстников, тактично отмечать недостатки и пр).
4) Формирование у детей навыков организованного поведения, учебной деятельности в условиях коллектива.
Ведущей целью подготовки ребёнка к школе является формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью:
любознательности
инициативности
самостоятельности
произвольности
творческого самовыражения и других, что суммарно называется готовностью к обучению в школе.
Выделяются три основные линии, по которым должна вестись
подготовка к школе:
Первая линия – развитие. Речь идёт о развитии памяти, внимания, мыслительных процессов, восприятия, воображения, а также физическое, познавательно-речевое, социально-личностное и художественно-эстетическое развитие ребёнка.
Развитие как принцип отбора содержания непрерывного образования предполагает выбор такого содержания, которое бы стимулировало и поддерживало эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие ребёнка, создавало условия для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей детей в разных видах деятельности. Усвоенные при этом детьми знания, умения и навыки рассматриваются как средства для детского развития.
Вторая линия – воспитание умения произвольно управлять собой.
У ребёнка-дошкольника яркое восприятие, легко переключаемое внимание, хорошая память, но произвольно управлять своими действиями ещё до конца дошкольник не научился. Он может в деталях запомнить какое-либо событие, но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что у него не вызывает непосредственного интереса, ему пока трудно. А между тем умение сосредоточиться на нужном объекте совершенно необходимо для учебной деятельности, равно как и умение выполнять не только то, что хочется, но и то, что надо, о чём говорит учитель, предлагая предметные задачи.
В-третьих, формирование мотивов, побуждающих к учению. Имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют дошкольники к школе. Речь идёт о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной силой их стремления к приобретению знаний.
В нашей школе ведется работа по подготовке детей к школе, которая направлена на комплексное развитие ребенка и формирование школьно-значимых функций. Подготовка ведется по методике М.М.Безруких «Ступеньки к школе». Эта программа многопланова, а занятия с ребенком – ступеньки к школе, а не обучение его письму, чтению, математике.
Срок освоения программы – 1 год.
Форма организации: двухчасовое занятие 1 раз в неделю.
Система включает около 400 заданий разной направленности, что позволяет работать с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Организация занятий по подготовке детей к школе строится в соответствии с психофизиологическими закономерностями возрастного развития.
Назначение подготовительного курса состоит в том, чтобы научить детей точно и ясно выражать мысли, раскрыть их творческие способности, развить у ребят интерес и внимание к слову, к его эмоциональной окраске, воспитать бережное отношение к природе, окружающим людям. В ходе занятий детям прививаются ответственное отношение к труду. Занятия с детьми предусматривают создание вокруг ребёнка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.
Ведущей деятельностью при подготовке детей к школе является игра. Наш курс строится на использовании игры, которая становится одной из ступеней в развитии мышления ребёнка. Благодаря использованию символов у ребёнка формируется классифицирующее восприятие, развивается содержательная сторона интеллекта.
Игровая деятельность способствует развитию произвольного внимания и произвольной памяти, оказывает большое влияние на развитие речи, так как игровая ситуация требует от каждого ребёнка, включённого в неё, определённой способности к коммуникации. Возникшая в процессе игры потребность понимать словесные инструкции стимулирует развитие речи у детей. Работа с детьми направлена на общее развитие ребенка, посредством которого создается прочная основа для успешного изучения родного языка.
Работа на занятиях ведется по трем направлениям: развитие связной речи, подготовка к обучению чтению, подготовка к обучению письму.
Обучение грамоте и развитие речи.
Занятия по обучению детей грамоте и развитию речи ведутся в занимательной игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении, побуждает детей рассуждать, делать выводы, выбирать правильное решение среди вариантов ответов. Таким образом формируется творческое мышление, развивается речь.
Результатом работы по подготовке к обучению грамоте является знание характеристики звука, определение положения звука в слове, умение делать звуковой, звукобуквенный анализ слова, чтение слогов, слов по звуковым картинкам, по буквам.
На занятиях по развитию связной речи происходит: развитие творческого воображения и образного мышления, укрепление и развитие артикуляции; обучение детей четкому произношению слов и фраз; обучение правильному использованию интонации. Развитие у детей внимания и интереса к слову, к его эмоциональной окраске на основе сказок, стихотворений.
Разучивание загадок, скороговорок; пересказ сказок с опорой на иллюстрации; понимание смысловых значений слов. Развитие интереса к самостоятельному словесному творчеству.
Формирование умений правильно употреблять слова по смыслу, подходящие к данной ситуации. Формирование правильного понимания переносного значения слов. Умение замечать и исправлять в своей речи речевые ошибки.
Обучение пересказу текста содержательно, логично и последовательно на основе иллюстраций. Развитие умения связно рассказывать об эпизодах из собственной жизни на заданную тему; описывать устно окружающий мир (цветы, зверей, птиц, деревья, овощи, фрукты, небо, солнце, луну и т. д.) по плану, предложенному учителем. Выделение из речи небольших предложений, слов, звуков.
Подготовка к обучению чтению построена на развитии фонематического слуха детей, на отчетливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.
На занятиях по обучению чтению дети учатся правильно и четко произносить все звуки, говорить спокойно, неторопливо, выразительно, а не монотонно, чтобы было понятно окружающим; отвечать на поставленные вопросы полным предложением и кратко; излагать содержание небольшого рассказа, сказки, не нарушая смысла и последовательности текста; составлять текст на основе картинки, вопросов.
Если при подготовке к обучению чтению и при работе над совершенствованием связной устной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письму преобладают технические действия.
Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки, развиты: координация движения, восприятие, внимание, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движение глаза и руки совершается в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета так, что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознавать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.
Подготовка руки к письму.
Необходимо, чтобы у будущего школьника были достаточно развиты мелкая моторика и координация движения рук. С этой целью на занятиях по подготовке к школе дети выполняют различные упражнения:
штриховка фигур в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш
обведение фигур по трафарету или шаблону
обведение фигур по пунктиру и их раскрашивание
написание по пунктиру элементов письменных букв.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям с тем, чтобы подвести их к понятию числа. Это остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.); геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости, в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная, в основном, на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея о том, что развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, что направляется специальным подбором заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с учителем и с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо. Работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Математика.
На занятиях в игровой форме дети:
овладевают количественным и порядковым счетом;
знакомятся с цифрами и основными, арифметическими действиями сложения, вычитания, знаками + -
осваивают понятия «больше», «меньше», «равно», знаки >, <, =
получают знания о составе чисел первого десятка
на простых и наглядных примерах понимают, как образуются числа второго десятка
учатся беглому счету ±1, ±2 в пределах 10
сравнивают предметы по величине
получают представления о геометрических фигурах
учатся решать простые задачи в прямой и косвенной форме, записывать решение с помощью цифр и знаков действий.
Кроме того, на занятиях по развитию математических способностей используются содержательно-логические задания на развитие:
- внимания: простейшие лабиринты, игры "Веселый счет", "Сравни рисунки", найди общие элементы и др.;
- воображения: деление фигур на части, составление фигур из частей, составление фигур из моделей отрезков по заданным свойствам, преобразование одной фигуры в другую и др.;
- памяти: зрительные и слуховые диктанты с использованием арифметического и геометрического материала;
- мышления: выделение признаков, выявление закономерностей и их использование для выполнения задания, проведение анализа, синтеза, сравнения, построение простых рассуждений и др.
Важнейшими целями при подготовке к обучению математике является создание условий для интеллектуального развития ребенка.
Содержание занятий строится таким образом, чтобы подготовить детей к овладению простейшими умственными операциями: устанавливать сходства и различия в предметах и в математических объектах; выделять из множества предметов один или несколько, обладающих или не обладающих заданным свойством; давать точный ответ на поставленный учителем вопрос; подготовить к восприятию наиболее важных в начальном обучении понятий (число, отношение, величина и др.), показывать и называть предмет, расположенный левее (правее), выше (ниже) данного предмета; предмет, расположенный между данными предметами; пересчитывать элементы данного множества.
Дети готовятся к усвоению в дальнейшем понятия величины и ее измерению. Они практически сравнивают предметы по размерам (длине, ширине, высоте), по массе.
Линия логического развития ребенка начинается уже на самых первых занятиях математикой, когда он выполняет простейшие действия классификации. Например, раскладывают предметы или фигуры по цвету, по размерам, по форме.
Занятие – это не набор отдельных заданий, все они объединены определенным замыслом, что позволяет поддерживать интерес детей в течение длительного времени.
Все занятия в группе подготовки к школе строятся так, чтобы дети с удовольствием выполняли задания, не боялись высказывать свои мысли вслух, не теряли уверенности в своих силах, приобретали общий положительный психологический настрой на обучение в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление перед родителями будущих первоклассников "Психологическая подготовка ребенка к школе"
Проблема готовности ребенка к школе всегда актуальна. Современные исследования показывают, что 30-40% детей приходят в класс не готовыми к обучению в школе. Готовность ребенка к школе определяет...
Подготовка ребенка к школе
Три аспекта школьной зрелости. советы родителям будущих первоклассников....
«Развитие школьно-значимых функций и коррекция их недостатков через развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации».
Данный документ описывает методику японского учёного Йосиро Цуцуми и методику Т.В. Фадеевой по развитию мелкой моторики, позволяющих корректировать школьно-значимые функции....
Роль семьи в подготовке ребенка к школе и социальной адаптации
Выступление на МО учителей классов КРО...
Подготовка ребенка к школе.
Рекомендации для родителей, воспитателей детского сада, что должен знать и уметь ребенок 6 - 7 лет при поступлении в школу....
«Подготовка ребенка к школе или как заранее предупредить возможные проблемы в школе».
Родительское собрание в детском саду. Для Вас, дорогие мамы и папы!...