С.В. Сахарнов В холодном море. В тёплом море.
книга по чтению (1 класс) на тему

 С. В. Сахарнов писал в своих произведениях о море, о подводном мире, был автором энциклопедий и научно-популярных книг, посвящённых мореходству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon morzh.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Святослав Владимирович Сахарнов

В     Х О Л О Д Н О М    М О Р Е

Морж

Плывёт морж над илистым дном, клыками ил копает. Прокопал грядку, прорыл ил, давай ластами комья перетирать.

- Тебе, морж, только огородником быть!

- Огород ни при чём: это я ракушки из-под земли достаю. Ракушки-то, они сейчас вкусные!

Белый медведь

Лёд. Во льду промоина. В промоине рыба ходит.

Забрался мишка в промоину. Шумит, лапищами воду толчёт: бум - по воде - бум!

Это он так рыбу ловит. Оглушит рыбину, зацепит когтями - и в рот.

Вкусно!

Селёдка

Рыщет по морю селёдка, носом туда - сюда тычется.

- Что, селёдка, по морю рыщешь, считаешь кого?

- Родственников ищу, родичей. Пересчитать их думаю.

- А много ли, селёдка, их у тебя?

- Немного, немного. Килька - раз, салака - два, рыба-залом - три, черноспинка - четыре. А ещё - иваси, шпроты, анчоусы. И ещё есть.

- Э-э, селёдка, да тебе их вовек не пересчитать!

Белёк

Лежит белёк на снегу. Снег белый, шёрстка у белька тоже белая. Никто его и не увидит.

Только тюлениха - мать увидит. Сейчас она из полыньи вылезет, сына кормить будет.

Палтус

Плыл палтус над самым дном. Заприметил песчаное местечко, ударился о дно, замер. Поднялась туча песка, села, как одеялом палтуса накрыла.

- Лежишь?

- Лежу. Добычу стерегу. Тс-сс-с! Вон раззява плывёт!

Белуха

Плавает в полынье белуха - белый кит, тяжело дышит.

- Что, белуха, вздыхаешь?

- Жизнь не легка. Пока за рыбой гоняешься, того и гляди, полынью лёд закроет, дышать нечем будет. Полынью караулить начнёшь, рыба уйдёт. Уф-фф-ф!

Калан

Вынырнул калан, перевернулся, лёг на волну спиной, лапы на животе скрестил.

- Что лежишь, калан? Чего лапы сложил? О чём думаешь?

- Лежу не просто, обедать собираюсь. А в лапах двух морских ежей держу, на дне отыскал. Думаю, с какого начинать?

Пингвины

Плывёт по океану ледяной дом. Полон народу. На верхушке Фомка-поморник сидит, пониже чайки устроились, а у самой воды - пингвины. Ишь, как стоят - рядками, ровненько, как часовые. В воду - никто.

В воде их враг - хищный кит - касатка бродит.

- А мы на льду! Нам и тут хорошо!

Котик

Волнуется на каменистом пляже котиковый народец: кто рычит, кто хрюкает, а самые маленькие - чёрненькие котята - блеют:

- Бэ-ээ-э!

Это значит: "Где мама? Я уже голодный!"

Вот она, твоя мама, из воды вылезла, к тебе идёт.

Кит

Охотился кит за рыбьей мелочью, за рачками-черноглазками. Разбежится, пасть раскроет - ап! - полная пасть. Что добыча мелка - хорошо: у кита глотка узенькая.

- Нырни, кит!

- Не хочу, наелся. На воде полежу.

Морской слон

Узок каменистый пляж. Дорого место на берегу.

Столкнулись на пятачке два морских слона. Хоботы кровью налились, глаза выпучены.

- А ну, пусти!

- Не пущу. Сам поди прочь!

В тёплом море

Летучая рыба

Неслась под водой рыба, сама себя хвостом подгоняла. Разогналась, из воды выскочила, крылья-плавники расправила и полетела.

- Чем я хуже птицы?

- Голоса, рыба, у тебя нет.

- А он мне и не нужен.

И обратно в воду - шлёп!

Рыбы коралловых рифов

У коралловых камней - рифов - бродит акулёнок. Дрожит, жмётся в кучку рыбий народ.

- Неужто, рыбы, у вас от него и защиты нет?

- Как - нет? У меня, спинорога, - рог на спине. Спрячусь в каменную норку, рог подниму, в потолок упрусь - меня и не вытащить!

- А у меня, кузовка, - панцирь. Я в нём, как черепаха в домике.

- А у меня, красной крылатки, кончики игл ядовиты. Только попробуй тронь!

- Что же вы тогда, рыбы, дрожите?

- Всё равно боязно. Зубов-то у него, у разбойника, вон сколько!

Илистый прыгун

Вот так лес! Корни у деревьев в воздухе, по стволам крабы бегают, на ветвях рыбы сидят.

Летела мимо муха. Рыба с ветки - прыг! Схватила муху на лету - и в воду, на дно. Закопалась в ил.

Удивительная рыба!

Так ведь и лес удивительный. Мангровый. Из моря растёт.

Дюгонь

Хорошо на подводном лугу. Вода тёплая - солнышко её до самого дна прогревает. Кругом трава - сочные зелёные водоросли. Ползёт по лугу дюгонь. Морду в зелень тычет, чавкает. Из травы усатые рачки-креветки порск, порск!

- Эй, ты, губастый! Поосторожнее. Чуть с травой нас не съел!

Осьминог

По дну - осьминог. То, как клуб дыма, катится, то, как паук, ноги переставляет. Видит, навстречу ему краб.

- Здорово, десятиногий!.. Что молчишь, не видишь меня?

- Нет.

- Хе-хе! А ты присмотрись. Это я в два цвета раскрасился. По песку шёл - жёлтым был. Потом в водоросли попал - зеленеть начал. Здесь я, здесь, рядом.

Рыба - меч

Мчится среди волн рыба, на носу меч - никого не боится, никому дороги не уступает.

Навстречу - пароход.

- Может, ему уступишь!

- Никогда!

С разгона носом в борт - трах! Нет меча, сломался.

- Да-а, видно, кое-кому дорогу всё же уступать надо.

Черепаха Бисса

- Что, черепаха, из моря вылезла?

- Пора пришла, яйца класть буду.

- А ты поближе к воде ложись.

- Нельзя: там песок сырой, моим черепашатам тепло нужно. Вот тут в самый раз - песок сухой, прогретый.

- Что же ты, черепаха, тогда плачешь?

- Черепашат жалко. Далеко им отсюда до воды бежать будет.

Каракатица

Гнался зубатый тюлень за каракатицей. Та уж на что юркая: и вправо от него, и влево - никак не уйти!

Есть в животе у каракатицы мешочек с чёрной жидкостью. Припасена на случай. Как выстрелит каракатица ею в обидчика!

Расплылась во все стороны чернильная бомба. Ничего тюленю не видно. Уплыл.

Веселится каракатица:

- Ловко я его?

- Ловко, ловко...

Морские сказки

Как краб кита из беды выручил

Охотился кит за рыбьей мелочью.

Рыбья мелюзга в океане тучами ходит. Кит набежит, пасть разинет - ап! - и полон рот. Пасть захлопнет, воду сквозь усы процедит. Всю мелюзгу - в глотку. Глотка-то у него маленькая.

Рыбёшка, как увидит кита, - сразу к берегу. Кит за ней.

Разбежался - рраз! - и вымахал на берег.

Хорошо, что кит - зверь, а не рыба: без воды не помрёт.

Лежит на песке, как чёрная скала, - ни туда, ни сюда. Тяжко вздыхает: жди теперь, когда вода придёт!

Тут по берегу волки.

Голодные.

Рыщут, чем бы поживиться. Видят - гора мяса. Едва шевелится.

Подбежали. "С какого бока начинать?" - прикидывают.

Увидел это из воды краб.

"Конец киту! - думает. - Свой морской зверь - надо выручать".

Вылез на берег.

- Стойте! - кричит волкам. - И я с вами. Кита на всех хватит. Вот дождёмся - все и примемся.

Волки остановились.

- Чего ждать-то?

- Как - чего? Не знаете разве: кита только при луне едят. Чем луна выше, тем китятина вкуснее!

Удивились волки, но спорить не стали. Краб в океане живёт, с китом. Ему, пучеглазому, видней.

Расселись на берегу вокруг кита, морды кверху задрали.

Уж вечер - недолго ждать луны-то!

Кит лежит, вздыхает.

Вот из-за горы луна выглянула и поползла вверх по небу.

Волки сидят, молчат, на кита смотрят. Не замечают, что в океане вода поднимается. С голоду зубами щёлкают. На краба поглядывают: не пора ли за кита приниматься?

Краб сидит себе, клешнями бока поглаживает.

Вдруг чуют волки - сидеть мокро стало.

Отбежали к горе и с кита глаз не спускают.

Стала луна у волков над головами.

Почуял и кит под собой воду. Вздохнул, набрал полную грудь воздуха да как даст хвостом! Брызги во все стороны.

Волки врассыпную.

Кит воду хвостом пенит, на волков волну гонит. Волки - на гору.

Кит развернулся головой к морю, забурлил хвостищем и пошёл, пошёл! Выплыл на глубину, набрал воздуха - и пропал. Только его хвост и видели.

И краб потихоньку - боком, боком - за ним.

Опомнились волки - ни кита, ни краба! Долго на берегу сидели. То вверх, на луну, поглядят, то вниз, на воду.

Ничего не понимают - народ сухопутный. Откуда им знать, что на море-океане отливы бывают и приливы!

И чем луна выше, тем приливы сильнее.

Корабельная муха и брызгун

Жила на корабле муха.

Больше всего на свете любила она давать советы.

Тянут матросы канат - муха тут как тут!

- Ж-ж-живей! Раз-з-зом, раз-з-зом!

Гудит, пока не прогонят.

Залетела муха на корабельную кухню - камбуз. Там повар - кок, весь в белом, - компот варит.

Села муха на полку, где стояла соль, и зазвенела:

- Из-з-зюм з-з-забыл, из-ззюм! З-з-зря, з-з-зря!

У повара изюм давно положен. Терпел он, терпел - да как хлопнет полотенцем. По мухе не попал, а соль в компот - бух!

Муха вон из кухни.

Видит: на палубе корабельный пёс свой хвост ловит. Она к нему:

- С-з-зади, раз-з-зиня, с-з-зади! З-з-зубами, з-з-зубами!

Пёс - на муху. Промахнулся - да за борт бултых! Еле спасли.

А муха уже в щели сидит.

Как от неё, липучей, избавится?..

Пришёл корабль в жаркую страну. Остановился. Вылезла муха из щели.

- Ж-ж-жарко! З-з-зной!

Села на борт в тени. Сидит, в воду смотрит.

Глядь - всплывает из глубины короткая, широкая рыба. Спина серо-зелёная, на боках четыре полосы.

Хотела муха дать рыбе совет, как лучше в воде плавать. Не успела. Набрала рыба воды в рот - да как брызнет в муху!

Сбила её с борта. Полетела муха кувырком в воду! Пока летела, успела прожужжать:

- Ж-жуть!

А что жуть - неизвестно. Брызгун-рыба её - хоп! - проглотила.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Салют Победы. Тёплые и холодные цвета".

Презентация помогает учащимся представить себе картину войны от самого начала и до конца, способствует воспитанию патриотизма, гордости за свою страну, уважения к ветеранам и участникам войны и труда,...

Урока по окружающему миру . 4класс Тема "У тёплого моря" (по Сингопурской системе обучения)

Конспект урока окружающего мира в 4 классе по Сингопурской системе обучения на тему "У тёплого моря". Изучение последней темы в разделе "Природные зоны России"...

У тёплого моря. Субтропики. Природная зона Черноморского побережья Кавказа.

Описание урока окружающего мира в 4 классе, разработанного с использованием приемов технологии РКМЧП...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Теплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Изображение угасающего костра» ( УМК " Школа России", 2 класс)

Тема урока: «Теплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Изображение угасающего костра»Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: создание условий для формирования ...

Технологическая карта урока окружающий мир "У тёплого моря" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о субтропиках, как о природной зоне.Дидактические:1.познакомить обучающихся с понятием «субтропики»;2.дать характеристику природным зон...

Рабочий лист для урока окружающего мира по теме "У тёплого моря". 4 класс. УМК "Перспектива".

Рабочий лист для урока окружающего мира по теме "У тёплого моря". 4 класс. УМК "Перспектива"....