С.В. Сахарнов В холодном море. В тёплом море.
книга по чтению (1 класс) на тему
С. В. Сахарнов писал в своих произведениях о море, о подводном мире, был автором энциклопедий и научно-популярных книг, посвящённых мореходству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
morzh.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Святослав Владимирович Сахарнов
В Х О Л О Д Н О М М О Р Е
Морж
Плывёт морж над илистым дном, клыками ил копает. Прокопал грядку, прорыл ил, давай ластами комья перетирать.
- Тебе, морж, только огородником быть!
- Огород ни при чём: это я ракушки из-под земли достаю. Ракушки-то, они сейчас вкусные!
Белый медведь
Лёд. Во льду промоина. В промоине рыба ходит.
Забрался мишка в промоину. Шумит, лапищами воду толчёт: бум - по воде - бум!
Это он так рыбу ловит. Оглушит рыбину, зацепит когтями - и в рот.
Вкусно!
Селёдка
Рыщет по морю селёдка, носом туда - сюда тычется.
- Что, селёдка, по морю рыщешь, считаешь кого?
- Родственников ищу, родичей. Пересчитать их думаю.
- А много ли, селёдка, их у тебя?
- Немного, немного. Килька - раз, салака - два, рыба-залом - три, черноспинка - четыре. А ещё - иваси, шпроты, анчоусы. И ещё есть.
- Э-э, селёдка, да тебе их вовек не пересчитать!
Белёк
Лежит белёк на снегу. Снег белый, шёрстка у белька тоже белая. Никто его и не увидит.
Только тюлениха - мать увидит. Сейчас она из полыньи вылезет, сына кормить будет.
Палтус
Плыл палтус над самым дном. Заприметил песчаное местечко, ударился о дно, замер. Поднялась туча песка, села, как одеялом палтуса накрыла.
- Лежишь?
- Лежу. Добычу стерегу. Тс-сс-с! Вон раззява плывёт!
Белуха
Плавает в полынье белуха - белый кит, тяжело дышит.
- Что, белуха, вздыхаешь?
- Жизнь не легка. Пока за рыбой гоняешься, того и гляди, полынью лёд закроет, дышать нечем будет. Полынью караулить начнёшь, рыба уйдёт. Уф-фф-ф!
Калан
Вынырнул калан, перевернулся, лёг на волну спиной, лапы на животе скрестил.
- Что лежишь, калан? Чего лапы сложил? О чём думаешь?
- Лежу не просто, обедать собираюсь. А в лапах двух морских ежей держу, на дне отыскал. Думаю, с какого начинать?
Пингвины
Плывёт по океану ледяной дом. Полон народу. На верхушке Фомка-поморник сидит, пониже чайки устроились, а у самой воды - пингвины. Ишь, как стоят - рядками, ровненько, как часовые. В воду - никто.
В воде их враг - хищный кит - касатка бродит.
- А мы на льду! Нам и тут хорошо!
Котик
Волнуется на каменистом пляже котиковый народец: кто рычит, кто хрюкает, а самые маленькие - чёрненькие котята - блеют:
- Бэ-ээ-э!
Это значит: "Где мама? Я уже голодный!"
Вот она, твоя мама, из воды вылезла, к тебе идёт.
Кит
Охотился кит за рыбьей мелочью, за рачками-черноглазками. Разбежится, пасть раскроет - ап! - полная пасть. Что добыча мелка - хорошо: у кита глотка узенькая.
- Нырни, кит!
- Не хочу, наелся. На воде полежу.
Морской слон
Узок каменистый пляж. Дорого место на берегу.
Столкнулись на пятачке два морских слона. Хоботы кровью налились, глаза выпучены.
- А ну, пусти!
- Не пущу. Сам поди прочь!
В тёплом море
Летучая рыба
Неслась под водой рыба, сама себя хвостом подгоняла. Разогналась, из воды выскочила, крылья-плавники расправила и полетела.
- Чем я хуже птицы?
- Голоса, рыба, у тебя нет.
- А он мне и не нужен.
И обратно в воду - шлёп!
Рыбы коралловых рифов
У коралловых камней - рифов - бродит акулёнок. Дрожит, жмётся в кучку рыбий народ.
- Неужто, рыбы, у вас от него и защиты нет?
- Как - нет? У меня, спинорога, - рог на спине. Спрячусь в каменную норку, рог подниму, в потолок упрусь - меня и не вытащить!
- А у меня, кузовка, - панцирь. Я в нём, как черепаха в домике.
- А у меня, красной крылатки, кончики игл ядовиты. Только попробуй тронь!
- Что же вы тогда, рыбы, дрожите?
- Всё равно боязно. Зубов-то у него, у разбойника, вон сколько!
Илистый прыгун
Вот так лес! Корни у деревьев в воздухе, по стволам крабы бегают, на ветвях рыбы сидят.
Летела мимо муха. Рыба с ветки - прыг! Схватила муху на лету - и в воду, на дно. Закопалась в ил.
Удивительная рыба!
Так ведь и лес удивительный. Мангровый. Из моря растёт.
Дюгонь
Хорошо на подводном лугу. Вода тёплая - солнышко её до самого дна прогревает. Кругом трава - сочные зелёные водоросли. Ползёт по лугу дюгонь. Морду в зелень тычет, чавкает. Из травы усатые рачки-креветки порск, порск!
- Эй, ты, губастый! Поосторожнее. Чуть с травой нас не съел!
Осьминог
По дну - осьминог. То, как клуб дыма, катится, то, как паук, ноги переставляет. Видит, навстречу ему краб.
- Здорово, десятиногий!.. Что молчишь, не видишь меня?
- Нет.
- Хе-хе! А ты присмотрись. Это я в два цвета раскрасился. По песку шёл - жёлтым был. Потом в водоросли попал - зеленеть начал. Здесь я, здесь, рядом.
Рыба - меч
Мчится среди волн рыба, на носу меч - никого не боится, никому дороги не уступает.
Навстречу - пароход.
- Может, ему уступишь!
- Никогда!
С разгона носом в борт - трах! Нет меча, сломался.
- Да-а, видно, кое-кому дорогу всё же уступать надо.
Черепаха Бисса
- Что, черепаха, из моря вылезла?
- Пора пришла, яйца класть буду.
- А ты поближе к воде ложись.
- Нельзя: там песок сырой, моим черепашатам тепло нужно. Вот тут в самый раз - песок сухой, прогретый.
- Что же ты, черепаха, тогда плачешь?
- Черепашат жалко. Далеко им отсюда до воды бежать будет.
Каракатица
Гнался зубатый тюлень за каракатицей. Та уж на что юркая: и вправо от него, и влево - никак не уйти!
Есть в животе у каракатицы мешочек с чёрной жидкостью. Припасена на случай. Как выстрелит каракатица ею в обидчика!
Расплылась во все стороны чернильная бомба. Ничего тюленю не видно. Уплыл.
Веселится каракатица:
- Ловко я его?
- Ловко, ловко...
Морские сказки
Как краб кита из беды выручил
Охотился кит за рыбьей мелочью.
Рыбья мелюзга в океане тучами ходит. Кит набежит, пасть разинет - ап! - и полон рот. Пасть захлопнет, воду сквозь усы процедит. Всю мелюзгу - в глотку. Глотка-то у него маленькая.
Рыбёшка, как увидит кита, - сразу к берегу. Кит за ней.
Разбежался - рраз! - и вымахал на берег.
Хорошо, что кит - зверь, а не рыба: без воды не помрёт.
Лежит на песке, как чёрная скала, - ни туда, ни сюда. Тяжко вздыхает: жди теперь, когда вода придёт!
Тут по берегу волки.
Голодные.
Рыщут, чем бы поживиться. Видят - гора мяса. Едва шевелится.
Подбежали. "С какого бока начинать?" - прикидывают.
Увидел это из воды краб.
"Конец киту! - думает. - Свой морской зверь - надо выручать".
Вылез на берег.
- Стойте! - кричит волкам. - И я с вами. Кита на всех хватит. Вот дождёмся - все и примемся.
Волки остановились.
- Чего ждать-то?
- Как - чего? Не знаете разве: кита только при луне едят. Чем луна выше, тем китятина вкуснее!
Удивились волки, но спорить не стали. Краб в океане живёт, с китом. Ему, пучеглазому, видней.
Расселись на берегу вокруг кита, морды кверху задрали.
Уж вечер - недолго ждать луны-то!
Кит лежит, вздыхает.
Вот из-за горы луна выглянула и поползла вверх по небу.
Волки сидят, молчат, на кита смотрят. Не замечают, что в океане вода поднимается. С голоду зубами щёлкают. На краба поглядывают: не пора ли за кита приниматься?
Краб сидит себе, клешнями бока поглаживает.
Вдруг чуют волки - сидеть мокро стало.
Отбежали к горе и с кита глаз не спускают.
Стала луна у волков над головами.
Почуял и кит под собой воду. Вздохнул, набрал полную грудь воздуха да как даст хвостом! Брызги во все стороны.
Волки врассыпную.
Кит воду хвостом пенит, на волков волну гонит. Волки - на гору.
Кит развернулся головой к морю, забурлил хвостищем и пошёл, пошёл! Выплыл на глубину, набрал воздуха - и пропал. Только его хвост и видели.
И краб потихоньку - боком, боком - за ним.
Опомнились волки - ни кита, ни краба! Долго на берегу сидели. То вверх, на луну, поглядят, то вниз, на воду.
Ничего не понимают - народ сухопутный. Откуда им знать, что на море-океане отливы бывают и приливы!
И чем луна выше, тем приливы сильнее.
Корабельная муха и брызгун
Жила на корабле муха.
Больше всего на свете любила она давать советы.
Тянут матросы канат - муха тут как тут!
- Ж-ж-живей! Раз-з-зом, раз-з-зом!
Гудит, пока не прогонят.
Залетела муха на корабельную кухню - камбуз. Там повар - кок, весь в белом, - компот варит.
Села муха на полку, где стояла соль, и зазвенела:
- Из-з-зюм з-з-забыл, из-ззюм! З-з-зря, з-з-зря!
У повара изюм давно положен. Терпел он, терпел - да как хлопнет полотенцем. По мухе не попал, а соль в компот - бух!
Муха вон из кухни.
Видит: на палубе корабельный пёс свой хвост ловит. Она к нему:
- С-з-зади, раз-з-зиня, с-з-зади! З-з-зубами, з-з-зубами!
Пёс - на муху. Промахнулся - да за борт бултых! Еле спасли.
А муха уже в щели сидит.
Как от неё, липучей, избавится?..
Пришёл корабль в жаркую страну. Остановился. Вылезла муха из щели.
- Ж-ж-жарко! З-з-зной!
Села на борт в тени. Сидит, в воду смотрит.
Глядь - всплывает из глубины короткая, широкая рыба. Спина серо-зелёная, на боках четыре полосы.
Хотела муха дать рыбе совет, как лучше в воде плавать. Не успела. Набрала рыба воды в рот - да как брызнет в муху!
Сбила её с борта. Полетела муха кувырком в воду! Пока летела, успела прожужжать:
- Ж-жуть!
А что жуть - неизвестно. Брызгун-рыба её - хоп! - проглотила.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Салют Победы. Тёплые и холодные цвета".
Презентация помогает учащимся представить себе картину войны от самого начала и до конца, способствует воспитанию патриотизма, гордости за свою страну, уважения к ветеранам и участникам войны и труда,...
Урока по окружающему миру . 4класс Тема "У тёплого моря" (по Сингопурской системе обучения)
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по Сингопурской системе обучения на тему "У тёплого моря". Изучение последней темы в разделе "Природные зоны России"...
У тёплого моря. Субтропики. Природная зона Черноморского побережья Кавказа.
Описание урока окружающего мира в 4 классе, разработанного с использованием приемов технологии РКМЧП...
Технологическая карта урока изобразительного искусства «Теплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Изображение угасающего костра» ( УМК " Школа России", 2 класс)
Тема урока: «Теплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. Изображение угасающего костра»Тип урока: "открытие" нового знания Цель урока: создание условий для формирования ...
Технологическая карта урока окружающий мир "У тёплого моря" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представления о субтропиках, как о природной зоне.Дидактические:1.познакомить обучающихся с понятием «субтропики»;2.дать характеристику природным зон...
Рабочий лист для урока окружающего мира по теме "У тёплого моря". 4 класс. УМК "Перспектива".
Рабочий лист для урока окружающего мира по теме "У тёплого моря". 4 класс. УМК "Перспектива"....