Внеклассное мероприятие
классный час (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Покормите птиц зимой
Цели: создать атмосферу доброжелательности, веселья; обратить внимание детей на трудное существование птиц, воспитывать бережное к ним отношение; выявить познавательные интересы детей и развивать их творческие способности.
Оборудование: рисунки детей о птицах; кормушки , которые дети сделали вместе с родителями; книги о птицах; грамзапись «Голоса птиц»; иллюстрации птиц. Плакат с надписью « Птицы – наши друзья».
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня мы с вами поговорим о птицах и поиграем. А начнем мы наше мероприятие с загадки.
- О каком времени года эта загадка?
Кто поляны белит белым,
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины
Разукрасил все витрины? ( зима)
-Давайте поговорим об этом времени года.
- Какие зимние месяцы вы знаете? (декабрь, январь, февраль)
- Как изменилась природа с наступлением зимы? (Стало холодно, дует холодный ветер, идет снег, снежная крупа, дни стали короче, вода в реках и прудах замерзла).
- Какие изменения произошли с растениями? (Растения стоят без листьев, трава пожухла и покрылась снегом.
-Снег защищает землю от мороза и только хвойные деревья стоят зеленые.
- А есть ли сейчас плоды и семена на деревьях, кустарниках и травах?
( есть, но очень мало).
- Можно ли увидеть зимой насекомых? ( нет)
- Действительно, насекомые спрятались в укромные места, плодов на деревьях мало и нашим друзьям стало холодно и голодно. А вот каким друзьям, вы догадаетесь отгадав загадку: Снится ночью пауку, чудо – юдо на суку,
Длинный клюю и два крыла…
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это … ( птица).
-Птицы – дети воздуха.
- Птицы могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.
- Птицы – наши помощники, защитники лесов, полей, садов и огородов от вредителей.
- Птицы – это тайна и красота, без них нам не обойтись.
- Скажите, все птицы с наступлением холодов могут найти себе необходимый корм?
- Действительно, многим птицам приходится очень трудно и им приходится покидать родные места, улетая в теплые края.
- А как мы называем тех птиц, которые улетают от нас? (Перелетные)
Игра для детей « Гуси – гуси».
Гуси , гуси! Га-га-га!
Есть хотите? Да-да-да!
Поищите же тогда!
Мы искали, мы в воду ныряли, но ничего не достали.
Трава полегает, вода замерзает, холода наступают.
Что же делать вам, гуси?
Улетать за синие моря, за высокие горы, в теплые края.
Ну, летите же тогда!
-С наступлением холодов птицы собираются в большие стаи и улетают в теплые края, где они зимуют до следующего года. У многих птиц здесь остаются их гнезда, в которых они вывели своих птенцов и к ним они вернутся весной.
К.Кулиев « Не разоряйте птичьего гнезда».
Не разоряйте птичьего гнезда,
Так счастлива в своем жилище птица!
Она в гнезде спокойнее тогда,
Когда над рощею буря злится.
Храните дерево от топора –
Оно высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома.
- А как мы называем птиц, которые не улетают от нас, а остаются с нами? (зимующие)
- Правильно, сегодня мы будем говорить о зимующих птицах.
- Каких зимующих птиц вы знаете?
- Да, это воробьи, вороны, сороки, синицы, дятлы, снегири, клесты, зяблики, свиристели.
- Эти птицы всю зиму проводят вместе с нами, стараются порадовать нас и удивить своей красотой и необычными звуками. Но этим птицам тоже зимой приходится очень трудно и мы должны их подкармливать, т.е. вешать кормушки и насыпать туда корм.
- Смотрите, а вот и первая птица прилетела к нашей кормушке.
-Узнайте ее, отгадав загадку:
Зимой на ветке яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири)
-Снегири очень красивы в своих ярко – красных нарядах. Они птицы солидные, не суетятся и не торопятся, снегири еще и рыцари. Самцы, как бы не были голодны , всегда уступают лучшие гроздья самке. Спокойно обработав одно дерево, стайка перелетает на другое. И делает это по команде вожака: тот слегка приподнимет крылышки, покажет всем белое пятнышко у себя на пояснице. Это команда : « В полет». Летает снегирь легко и красиво. Снегири держатся обычно небольшими стайками. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку, отломить почку, а затем снова сесть неподвижно на некоторое время.
- А вот еще одна птица прилетела к нашей кормушке, отгадайте и ее:
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика. ( Синица)
Все синицы птицы лесные. А прилетают синицы ближе к жилью человека не от хорошей жизни: трудно им, голодно в лесу зимой, и поэтому летят туда, где легче прожить, прокормиться. В это время синицы становятся всеядными птицами т.е. едят крошки хлеба, крупу, кусочки сала и мясо. И все-таки очень много птиц гибнет зимой: из 10 синиц до весны доживет всего1 -2. Гибнут не от холода, а от голода. Голодная синица не переносит даже слабых морозов.
Очень трудно прокормиться
Юрким, маленьким синицам.
Ты зимой суровою
Сделай им столовую.
-Посмотрите, какую сценку приготовили ребята: « Воробей и Синица».
-Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?
- Ружьё!
- Нет, не угадала.
- Пушка!
- Опять не угадала.
- Какое же тогда, Воробей?
- Рогатка! Из пушки по воробьям не стреляют, а вот из рогатки только успевай отскакивай. Я- то стреляный воробей.
В серой шубке перьевой
И в морозы он герой
Скачет на снегу, резвится
Не орёл, но всё же птица.
- Давайте споем песенку про воробья « Все нужны друзья» и порадуем его:
Сколько вкусных бутербродов искрошил в кормушку я,
Очень трудная работа – дрессировка воробья,
Но зато в районе нашем удивляется народ –
Воробей вприсядку пляшет, звонко песенки поет.
Чирик – чик – чик, чирик – чик – чик
Всем нужны друзья.
Чирик – чик – чик, чирик – чик –чик
Даже воробьям.
С ним мы делимся обедом, как положено друзьям.
Расчирикался он об этом всем знакомым воробьям.
Я им крошек дам послаще, и недели не пройдёт,
Все увидят настоящий воробьиный хоровод.
Чирик –чик - чик, чирик – чик – чик
Всем нужны друзья.
Чирик – чик –чик, чирик – чик чик
Даже воробьям.
- А вон новый гость.
Вот новость: у клестов
Появилось пять птенцов!
А метель метет, метет,
А отец себе поёт:
Что нам холод, что нам снег,
Что деньки студеные.
Ребятишки у меня
Очень закаленные!
-Клестов ещё называют « северными попугайчиками». Они искусно лазают по деревьям, цепляясь за ветки лапками и кривыми клювами. Для клестов зима тоже трудное время года. Питаются клесты семенами хвойных деревьев, а зимой их много.
- А это что за птица?
Он в своей лесной палате
Носит чёрненький халатик.
Он деревья лечит:
Постучит и легче. ( Дятел)
- К нашей кормушке прилетели разные дятлы и каждый расскажет о себе.
« Я самый крупный дятел и обитаю в основном в хвойных лесах .Встречаюсь нечасто, но каждая встреча запоминается надолго. Ещё издали можно услышать мой громкий крик – « кли – кли – кли, , который издаю на лету. А сейчас усядусь на дерево и приступлю к поискам насекомых. Если вы проходите мимо дерева и увидите большую черную птицу, а только светлый клюв и красная шапочка на голове , то это я – черный дятел « желна».
« А я встречаюсь в лесах смешанных и лиственных, в садах и парках. Ловко обследую щели на коре деревьев, долблю кору – достаю много личинки, жуков. Причем обычно не стволы обыскиваю, а более тонкие ветви: мне маленькому, так удобнее. Быстрый, ловкий, то и дело перелетаю с одного дерева на другое, так что непросто за мной наблюдать.
Я большой пестрый дятел, чуть больше скворца. Меня называют « доктором леса». Своим крепким клювом я долблю кору дерева, достаю личинки и жуков. Делаю много дупл для себя и других птиц.
Возле нашей кормушки собралось много пернатых друзей и давай мы поиграем с ними:
« Какая птица как поет?»
- Кто стрекочет? ( сорока)
-А что делает воробей? ( чирикает)
- Какие звуки издает ворона? ( каркает)
- Ухает кто? ( филин)
- А какие звуки издает дятел? (стучит, кли-кли-кли )
А сейчас продолжите пословицу:
- Слово не воробей … ( вылетит не поймаешь).
-Где птица не летает … ( свое гнездо знает) .
-Птицу узнаешь в полете, а … ( человека в работе) .
Сегодня мы встретились у нашей кормушки с разными птицами и много узнали о зимующих. Посмотрите на рисунки на нашей выставке и узнайте еще каких зимующих птиц можно встретить в наших местах. С наступлением холодов птицам трудно добывать себе корм, поэтому мы всегда должны помнить об этом насыпать корм в кормушки.
Чтение стихотворения « Подкормите птиц зимой».
Подкормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К нам слетятся, как домой,
Стайкой на крыльцо.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин.
_ Давайте не забывать о зимующих птицах и помогать им выживать в холодное время года. Покормим наших пернатых друзей семенами и семечками.
( Дети насыпают в кормушки корм и вешают их на ветках возле школы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие. Тема мероприятия: Правила дорожные знать каждому положено.
Цели занятия:1. Познакомить детей с правилами дорожного движения.2. Формировать навыки поведения на улицах города в соответствии с правилами ПДД....
Внеклассное мероприяти Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа»
Внеклассное мероприятие: «Традиции и праздники татарского народа» проводится с целью - познакомить детей с обычаями и традициями татарского народа; продолжать прививать детям чувство...
Внеклассное мероприятие "Прощание с Начальной школой" 4класс. Конспект мероприятия.
Внеурочная деятельность . Конспект "Прощание с Начальной школой"...
"Цветочная история" внеклассное мероприятие в рамках общешкольного мероприятия "Фестиваль цветов" для учащихся начальной школы
Методическая разработка воспитательного мероприятия "Цветочная история" , проведенного в рамках общешкольного "Фестиваль цветов" составлена с использованием интернет-источников.Текст частично бы...
Самоанализ внеклассного мероприятия. Внеклассное мероприятие, защита проекта «Моя семья»
Самоанализ внеклассного мероприятия....
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературному чтению. Познавательно - развивающее мероприятие «Русские писатели 19 века».2 класс
Данное мероприятие проведено в рамках Фестиваля гуманитарных наук среди 2-х классов. Групповая работа, ИКТ, инсценирование позволиили активизировать учащихся в течении всего мероприятия....
Внеклассное мероприятие « Старичок-боровичок» с презентацией к внеклассному занятию «36 занятий для будущих отличников».
конспект внеурочного занятия для 3 класса...