"Хлеб наш насущный"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Тема: Хлеб наш насущный
Цель: познакомить с этапами выращивания , обработки и изготовления хлеба;
орудиями труда, используемыми при этом;
развивать ассоциативное мышление, память;
раскрыть многозначность народной мудрости, связанной с хлебом;
воспитывать уважительное отношение к хлебу.
Оборудование: рисунки с изображение сохи, сита, серпа, цепа, листки с пословицами.
Ход занятия:
Орг. момент.
Сообщение темы и цели занятия.
- Сегодня мы с вами поговорим о предмете, который вы все хорошо знаете, он не переводится в каждом доме. Что это за предмет, попробуйте догадаться, отгадав загадку:
Комковато, ноздревато,
И губато, и горбато,
И пресно , и вкусно,
И красно, и кругло,
И легко, и мягко,
И черно, и бело,
И всем людям мило. (каравай)
-Сегодня мы поговорим о хлебе, о том, как его выращивают, о том, как наши предки относились к хлебу, и о том, как надо относиться к нему.
Работа по теме
-Как сейчас хлеб попадает к нам на стол?
А как это было раньше? Давным-давно, когда жили наши прабабушки и прадедушки, когда ваши бабушки и дедушки были детьми?
Крестьянская семья сама выращивала хлеб. А кто такие крестьяне? Каждая семья имела надел земли, на котором выращивала хлеб для всей семьи на целый год.
Много труда нужно было приложить крестьянину, чтобы кусок хлеба попал на стол. А что нужно было сделать в первую очередь?
Вспахать землю, подготовить ее к посеву. Чем пахали землю? (соха – плуг)
Далее сеяли с помощью сита. Сеяли только умудренные опытом старики, только им доверяли столь важное дело. Почему? Важно было избежать такого результата, когда говорят: «Где пусто, а где густо».
Жатва. Созревший хлеб надо срезать, сжать. Раньше жали серпом.
Сушка. (Использовались вешала). Затем колосья сушили в риге, для чего в течение суток топили печь-каменку, а затем молотили зерно с помощью цепа.
- Сколько приходилось работать, чтобы вырастить хлеб?
-Нужно еще и знать, как выращивать хлеб. Откуда крестьяне узнавали о том, как правильно пахать, сеять, жать? (передавали из поколения в поколение).
В те времена дети уже с малых лет помогали взрослым.
Закрепление
Игра «Расположи предметы по порядку»
Необходимо расположить рисунки орудий труда в том порядке. В каком порядке они использовались при выращивании хлеба.
Творческие задания.
Загадывание загадок, отгадки на которые имеются на рисунках.
Сотни глаз, а сам слепой
Засорил глаза мукой. (сито)
Маленький, горбатенький по ниве побежал,
Каждый голос задрожал. (серп)
Над головой вертится,
А в руках крутится. (цеп)
Мужичок маленький, носик коротенький,
Хлеб для всей семьи при нем. (амбарный ключ)
Собери пословицу
бо чит та кор Ра…….и…….,
чит му мит у и……..,и .
(Работа и кормит, и учит, и мучит)
- У народа много пословиц о хлебе:
Глубже пахать, больше хлеба жевать.
Где ковыль, там и хлеб.
Лягушки квакают пора и сеять.
- О чем эти пословицы?
- Почему именно в пословице и через нее даются правила, как надо сеять? (легче запомнить).
Попробуйте сами объяснить пословицы о хлебе ( на листках)
Хлеб да вода – крестьянская еда.
Хлеб – батюшка, а водица – матушка.
- О чем говорят эти пословицы? (об уважении к хлебу)
Подведение итогов.
- Трудно ли доставался хлеб нашим предкам?
- Изменился ли процесс выращивания , уборки, обработки собранного хлеба в наше время?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказание о хлебе насущном
Внеклассное мероприятие в начальной школе...
Урок-игра по кубановедению Хлеб мой вкусный, хлеб душистый
Урок - ирга по кубановедению, где учащиеся знакомятся с трудом хлебороба. Учащиеся делятся на группы и соревнуются....
Сценарий праздника хлеба "Хлеб - всей жизни голова" в 3 классе.
Сценарий праздника хлеба под заголовком "Хлеб всей жизни голова" составлен для проведения в начальной школе. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век новых достижений, он ...
Сценарий утренника "Хлеб России - хлеб моей Отчизны!"
Цель данного мероприятия:расширить знания о пользе хлеба, о его ценности,о тяжёлом труде хлебороба, воспитывать чувство бережного отношения к хлебу и труду людей....
Хлеб наш насущный.
Цели:1. Расширить жизненные представления о выращивании хлеба;2. Воспитывать уважение к...
Теплый хлеб!Душистый хлеб!Вкусный хлеб!
Открытый урок в 4 классе по русскому языку в национальной школе....
Сценарий праздника осени «Хлеб наш насущный»
Этот праздник можно провести в день Покрова Пресвятой Богородицы для учащихся, изучающих ОПК и ОДНКР, а также для учащихся казачьих классов, православных гимназий, воскресных школ....