Хлеб наш насущный.
классный час по чтению (2 класс) по теме
Цели:
1. Расширить жизненные представления о выращивании хлеба;
2. Воспитывать уважение к хлебу, людям труда;
3. Воспитывать на народных традициях родной земли.
1.Звучит русская народная музыка.
Здравствуйте все, кто пришёл к нам в гости.
Послушайте загадку:
Комковато, ноздревато,
И кисло, и пресно,
И легко, и кругло,
И черно, и бело.
Режут ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят! (Хлеб).
Тема нашего классного часа «Хлеб - всему голова».
Как вы понимаете эти слова?
Готовясь к классному часу мы провели конкурс стихов о хлебе,
викторину о хлебе, конкурс рисунков «Хлеб на стол, стол – престол»,
подбор пословиц о хлебе, проследили в школьной столовой сколько хлеба идёт в отходы. Вес хлебных отходов за две перемены составил .кг. И это только за один день. Мы считаем - надо прививать ребёнку любовь к труду и бережное отношение к хлебу. С этого и начинается воспитание любви к Родине.
Ведущая.
Издавна на Руси живёт поговорка: «Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска - и стол доска».
У разных народов - свой хлеб.
Наш народ печёт хлеб из муки ржаной и пшеничной.
в странах Юго-Восточной Азии хлебом служит рис,
в тропиках Южной Америки пекут лепёшки из корней маниоки,
в некоторых странах Африки – из бананов.
Слава о русском хлебе по всему свету идёт.
Что может быть вкуснее хлеба! Порой ломоть хлеба слаще мёда.
Каждый год от зерна к колосу приходит он к нам издалека, из героического прошлого Родины, наш сегодняшний хлеб.
Теперь спросите себя: что вы знаете о хлебе? Как растили его в первых колхозах, как отдавали жизни, чтобы отобрать у кулаков и высеять в нашу советскую землю? Как по зёрнышку собирали, чтобы бросить в землю, которая не остыла ещё от войны? Как поднялись мы всей страной, чтобы вспахать вековую целину, чтобы дать стране хлебное богатство? Как сражались в непогодину, как собирали его, не щадя себя, днём и ночью? Какими трудами миллионов людей пришёл в наш дом нынешний хлеб?
Историческая справка.
Учёные полагают, что первый хлеб был испечён не менее 15 тысяч лет назад.
Уже в те времена человек умел выращивать зерно, растирать его и печь лепёшки. Растирали зёрна в каменных и бронзовых ступках. Правда, лепёшки только из зёрен получались не очень вкусными.
В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испечённая 6 тысяч лет назад.
2. Путь хлеба от колхозного поля до нашего стола – путь нелёгкий.
Недаром говорят - битва за хлеб.
Сегодня на нашем столе, на самом почётном месте, лежит хлеб. Хрустящий, с аппетитной корочкой, сдобный. И в этом заслуга многих людей. Труд хлебороба нелёгкий, но ответственный. Трудно, тяжело достаётся хлеб. Потому и говорят: «трудный хлеб». Как непросто он пришёл на наш стол. Много людей помогало ему в этом: и тот, кто пахал землю, сеял, убирал, и тот, кто потом хлеб молол, а потом испёк. Только после этого начинается работа хлебопёка. Долог путь зёрнышка до каравая на столе.
-А как называют человека, который печёт хлеб?
О профессии пекаря. (Историческая справка).
Хлеб печёт человек, по профессии которого называют – пекарь.
В глубь веков уходит профессия пекаря.
Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь,
который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень вкусным. Его могли купить только богатые люди.
А что такое дрожжи? Однажды 6 тысяч лет назад в жарком египетском климате тесто случайно забродило, и люди испекли из него лепёшку. Она получилась мягкой и вкусной. С тех пор в тесто стали добавлять забродившую закваску, которую стали называть дрожжами.
Дрожжи – это бактерии, которые сбраживают тесто.
Если рассмотреть ломоть хлеба через лупу, то видно, что в нём есть дырки, каждая из которых ведёт в лабиринт. Эти хлебные лабиринты - работа микроорганизмов. С их помощью выделяется углекислый газ, благодаря чему в тесте получается ячеистый лабиринт. Поэтому хлеб такой упругий и пышный.
В Санкт – Петербурге есть музей, в котором представлены бактерии и дрожжи, используемые для изготовления хлебной закваски.
Испечь хороший хлеб – целое искусство.
Хлеб кормит. Без хлеба нет жизни. Хлеб занимает важнейшее место в жизни человека.
Знаете ли вы, что обозначает слово хлеб?
Название произошло от слова клибанос. Так древние греки называли глиняные горшки для выпекания хлеба.
Учащиеся читают стихотворения.
Мы – хлеб и хлебные изделия –
Плоды вовсе не безделия.
Хлеб не падает вам с неба,
Появляется не вдруг.
Он – творение людское.
В нём труд десятков рук.
Берегите вы хлеб, берегите!
Не бросайте кусочки нигде.
Он ведь – друг и кормилец,
спаситель!
Не оставит людей он в беде.
На сегодня можно много любопытных цифр про хлеб привести. Вот какую, например:
только москвичи за один день съедают почти две с половиной тысячи тонн хлеба. ( Население Москвы - 146 млн. человек ).
На территории Тайшетского района работает .. пекарен. Население г.Тайшета - … тысяч человек. Ежедневно съедают … хлеба.
В селе Николаевка проживает .. человек. Хлеб у нас привозной. Привозят его из г. Тайшета ежедневно. И ежедневно жителями Николаевки съедается около …кг хлеба.
Ежедневно в стране выпекается 82 000 тонн хлеба.
А вот ещё цифры: на выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен.
В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.
Но одних цифр мало. Чтобы уважать хлеб, а значит, и беречь, надо про него всё знать.
Продолжаем наше знакомство с хлебом.
Выставка рисунков о хлебе.
3.Исполнение в хороводе русской народной песни «На торгу».
На торгу, торгу кругом
Ходит Дуня с киселём.
Эй, купите киселя,
Кушать будете хваля!
Киселя, киселя,
Кому надо киселя?
На торгу, торгу кругом
Ходит Дуня с пирогом.
Эй, цена недорога,
Вы купите пирога?
Пирога, пирога,
Кому надо пирога?
Ставить я кисель пошла,
Из прудка воды взяла.
Пили мышки в том пруде,
Утопилися в воде.
Киселя, киселя,
Кому надо киселя?
Целый месяц на пирог
Тесто квасила я впрок
Да валяла на полу
И под лавочкой в углу.
Пирога, пирога,
Кому надо пирога?
Как пирог мой укусить,
Зубки белые сломить?
Как достать бы топорок,
Пересёк бы поперёк.
Пирога, пирога,
Кому надо пирога?
4.Исполнение потешек с игрушками в руках.
- (с мишкой)
Тпрушки, тпрушки,
Пекла баба преснушки.
Всем по преснушке,
Мишутке – две!
- (с куклой)
Пушки, татушки,
Пекла баба витушки.
На липовой кадушке
Для .катеньки-Катюшки.
- (с куклой)
Моя доченька расплакалась.
Надо доченьку утешить.
Не плачь- дам калач!
Не вой – дам другой!
Не реви – Дам три!
- (со скалкой).
Коноплёва – то жена
Пирогов испекла.
Я хвать за пирог –
Меня скалкой в лоб!
- (с петухом)
Кукареку, петушок,
Золотой гребешок!
Вскочил бабе на шесток,
Уклюнул блинка,
Поглянул дружка
Харитонушка.
Все (вместе)
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
Ой, блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои!
Меж горами, меж долами
Сидит баба с пирогами.
Недорого продаёт,
Всё по денюжке пирог.
Ешь пироги!
Хлеб береги!
5.Ведущая.
Эй, друзья!
Смотрите скорее сюда!
То, что мы вам покажем,
Не увидите нигде и никогда!
Это только один раз
И только у нас1
Кто любит веселье и смех,
Мы зовём к себе всех!
Просто так и для утехи
Предлагаются потехи.
1. Потеха первая - простая, но нервная.
Определи кол-во баранок в связке.
Бублики подовые,
Баранки пудовые.
Бублики получит тот,
Кто правильное число их назовёт.
2. Потеха вторая – не совсем простая.
Разруби калачи пластмассовым топориком.
Выходите, силачи!
Разрубите калачи!
3. Потеха третья – «Валяй. Каравай».
Играющему завязывают глаза и крутят его. Приговаривая: «Каравай получит тот, кто правильное направление возьмёт».
Катай, катай, каравай!
Куда твоей головой?
К лесу – малесу!
В огород залезу,
Гряды ископаю,
Тычник изломаю.
Куда лицом стоишь?
6.Ведущая (выносит поднос с ватрушками).
У меня ватрушки тем,
Кто поёт частушки.
Если лучше всех споёт,
Все витушки заберёт.
Кушайте, питайтесь!
В тоску не ударяйтесь!
Исполнение частушек.
Все мы в Николаевке живём,
Вкусны пряники жуём!
Мы частушек много знаем.
Их сейчас для вас споём!
Прянички печатные-
До того приятные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
Хлебом – солью
Всех встречаем.
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том о сём.
Пыль клубится по дорожке,
Везём с ярмарки лепёшки.
На баранах, на быках
Все с гостинцами в руках!
Вова, Вовочка, дружок! Съешь с поганкой пирожок!
А для нашей Анечки
Булочки да прянички!
Наши руки крендельком,
Щёки – словно пряники,
С нами издавна знаком
Весь народ по ярмарке.
7.Ведущая.
А какой праздник без театра?
Сегодня театр только у нас,
Да ещё в последний раз.
Завтра придёшь-
Никого не найдёшь.
Посмотри, народ честной!
Не пожалеете,
Коли время имеете!
Выступают артисты кукольного театра со сказкой «Волк и семеро козлят».
8.А какой праздник без пословиц о хлебе?
Назовите их.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Хлеб да соль - и во сне добро.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Ешь пирог с грибами – держи язык за зубами.
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Живая душа калачика хочет.
Нужда научит калачи есть.
Где хлебно да тепло, там и жить добро.
Хлеб - батюшка, хлеб - кормилец, хлеб - всему голова.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Плох обед, коли хлеба нет.
Нет хлеба ни куска - заберёт и тереме тоска.
У кого хлебушко - у того и счастье.
Хлеб от земли - сила от хлеба.
Не надо хвалиться, коли не знаешь как хлеб родится.
Днём раньше посеешь – на неделю раньше уберёшь.
Сей в добрую пору - соберёшь хлеба гору.
Есть хлеб - будет и песня.
9.Ведущая.
Уважаемые гости, не стесняйтесь!
На празднике нашем гуляйте!
Успеете и отдохнуть и попробовать1
Праздник тем и знаменит,
Что представит любой дефицит,
Созданный не щучьим веленьем,
А Николаевским мастерством и уменьем!
Входят коробейники с подносами разной выпечки (Родители).
(С калачами)
Праздник! Хлебный праздник!
Ешьте калачи, калачи горячи!
Хоть в окошко мечи1
(С пряниками)
Медовые пряники, сладкие, ароматные,
На вкус очень приятные.
Пряники медовые! Отведайте, отведайте!
Хвалил ещё Афанасий Никитин.
Зубы есть - сам грызи,
А нету - у соседа проси.
(с пирожками)
Пироги с луком, с перцем,
С собачьим сердцем,
С зелёной петрушкой,
С маленькой лягушкой.
Баранина низовая,
Мучка сортовая!
(С блинами)
Блины, блины!
Три дня как испечены.
С дымом, с паром,
С головным угаром!
Где блины, там и мы!
Вот блины- блиночки!
Кушайте, милые дочки!
Вкусные блиночки!
Кушайте, сыночки!
Ведущая.
Что за товар-
И тот хорош,
И другой хорош!
Выбирай, который хошь.
11.Ведущая.
Эй, друзья
Хватит молча жевать,
Пора и загадки мои отгадывать.
Калачи получит тот, кто отгадки назовёт.
Что на сковороду наливают
Да вчетверо сгибают? (блин)
На железном мосту
Коковяшки растут. (оладьи)
Меня бьют, колотят, режут,
А я всё терплю
Людям добром плачу. (Хлеб)
Бежали овцы по калиновому мосту,
Увидали зорю – покидались в воду. (Пельмени).
Возьму пышно, сделаю жидко,
Брошу в пламень, будет как камень. (Пирог)
Ведущая.
Пирожков откушали?
Скайки – байки послушали?
Вот теперь бы в самый раз
Нам, друзья, пуститься в пляс!
Засиделись гости наши,
Пусть они теперь попляшут!
Исполняется русская народная пляска. ………………………………………….
Ведущая.
Лихо плясали, молодцы!
А теперь, гости дорогие,
Ждёт вас сюрприз.
Займите места
И смотрите сюда!
По старинному русскому обычаю, дорогих гостей угощаем мы хлебом – солью.
А главный хлеб Руси – это, конечно, каравай.
Слово »каравай» происходит от слова «кара» - круг, потому что каравай - круглый хлеб.
А наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, круглый год, да и Вселенная представлялась в виде круга.
И вся жизнь, как считали, развивается по кругу.
Поэтому и хлеб - символ жизни - был круглым.
Ну, а женщины, которые преподносили хлеб, назывались каравайщицами.
Относились к ним с почтением и величали честно - хвалёной каравайщицей.
Встречайте нашу каравайщицу и приготовьтесь ответить на её вопросы.
Каравайщица.
Что я положила, чтобы получился хороший каравай?
Я положила то, что в воде родится, а воды боится. (Соль).
Не солёно, не варёно, а едят. (Молоток).
В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо).
Бел как снег, а в чести у всех. (Сахар).
А что я забыла назвать? (Муку).
Угощайтесь хлебом русским, гости дорогие!
12.Ребята напоминают правила, которые все должны знать:
Мой руки перед едой.
Бери хлеба столько, сколько съешь.
Остатки хлеба отдай птицам.
Нельзя играть с хлебом.
В первую очередь бережное отношение к хлебу
должны мы воспитывать в себе.
13.Стихотворение С.В.Михалкова «Булка».
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
- Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Ведущая.
Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов нам не сказать.
Край старинный наш чудесен,
Как и вся Россия - мать!
Всем спасибо от хозяйки
За улыбки и за смех,
За потешки, пляски, байки
Благодарствуем мы всех!
Стих участника конкурса:
Мне жить, пока стоят хлеба,
И петь о них, пока имею голос,
Как хлебороба вечная страда
,В судьбе моей страны – высокий колос.
14. Самоанализ классного часа.
Классный час на тему: «Хлеб – всему голова» был проведён с целью:
1. Расширить жизненные представления о выращивании хлеба;
2. Воспитывать уважение к хлебу, людям труда;
3. Воспитывать на народных традициях родной земли.
В качестве подготовки к классному часу проведён конкурс стихов о хлебе, викторина о хлебе, конкурс рисунков «Хлеб – на стол, стол – престол», подбор пословиц о хлебе.
Классный час проведён с применением компьютерных технологий, оборудован наглядностью. В качестве введения в тему в начале классного часа звучит русская народная музыка, используется загадка о хлебе, что и даёт возможность настроить учащихся на работу.
Классный час построен на определённых знаниях учащихся о хлебе, на их жизненном опыте. В течение часа исполняются потешки, частушки,
проводятся потехи, , называются пословицы о хлебе, исполняется русская народная песня. Дети ознакомлены с исторической справкой
о профессии пекаря, о старинном русском обычае угощать гостей хлебом – солью, о предположении учёных о времени испечения первого хлеба. Во время часа дети знакомились с выставкой хлебобулочных изделий, которую представляли родители. Была приглашена представитель совхоза – Иванова Мария Захаровна.
Учащиеся напомнили правила обращения с хлебом за столом.
Проведена экскурсия на пекарню в г. Тайшете. Собраны сведения об употреблении хлеба жителями г. Москвы, г.Тайшета,
С. Николаевки.
Были проведены разгрузочные минутки.
Итоги классного часа подвели вместе:
к хлебу нужно относиться бережно, уважать труд людей, связанных с хлебом.
Материал классного часа на тему расширил у учащихся жизненные представления о выращивании хлеба, исторические моменты, связанные с появлением хлеба, воспитывал уважение к хлебу, людям труда. Воспитательный момент проводился на народных традициях родной земли.
Учащиеся проявили интерес, активность как во время подготовки, так и при проведении классного часа.
Классный час носил воспитательный характер, связан с историческими моментами, с современностью.
Я считаю, что классный час достиг своих целей.
Подготовка к классному часу:
Конкурс стихов о хлебе;
викторина о хлебе;
конкурс рисунков «Хлеб – на стол – стол – престол»;
подбор пословиц о хлебе;
загадки о хлебе;
экскурсия на хлебопекарню;
разучивание русской народной песни;
знакомство с историей появления хлеба, дрожжей.
Викторина о хлебе.
1. Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены. (Колос).
2. Без рук, без ног, а подпоясанный. (Сноп).
3. Одно бросил – целую горсть нашёл. (Зерно).
4. Сто братьев в одну избушку пришли ночевать. (Колос).
5.Ходит в поле из края в край, режет чёрный каравай. (Трактор).
6.Из растений чей портрет выбит на монете?
Чьих нужнее нет плодов на земной планете? (Пшеница).
7. Режут меня, вяжут меня, бьют нещадно.
Пройду огонь и воду, а конец мой – нож и зубы. (Хлеб).
8. Растёрто, раздавлено, у печки поставлено.
По стеночке движется, липнет и лижется,
Не ком и не жижица. (Тесто).
9. Пышно, мягко, а не вата,
С крышей, с полом, а не вата,
Бугристо, а не сугроб,
Душисто, а не укроп.
Бело, а не берёза,
Румяно, а не роза. ( Буханка белого хлеба).
10. В землю – крошки, а из земли – лепёшки. (Зерновые культуры).
11. Железный конь – в животе огонь,
Сена не просит, пашет, сеет, косит. (Трактор).
12. Из зёрен какого растения получают манную крупу? ( Пшеница).
13. Загадаю загадку: выброшу на грядку,
В год пущу, в другой выпущу. Что это? ( Озимые хлеба).
14. Не море, а волнуется. ( Колосья).
15. Меня режут, меня бьют, а я не злюсь –
добрей становлюсь. (Тесто).
nbsp; жидко,
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_po_chteniyu.docx | 30.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по чтению (2 класс) по теме:
Хлеб наш насущный.
Опубликовано 01.04.2013 - 12:11 - Павловец Валентина Ивановна
Цели:
1. Расширить жизненные представления о выращивании хлеба;
2. Воспитывать уважение к хлебу, людям труда;
3. Воспитывать на народных традициях родной земли.
1.Звучит русская народная музыка.
Здравствуйте все, кто пришёл к нам в гости.
Послушайте загадку:
Комковато, ноздревато,
И кисло, и пресно,
И легко, и кругло,
И черно, и бело.
Режут ножами.
За что меня так губят?
За то, что любят! (Хлеб).
Тема нашего классного часа «Хлеб - всему голова».
Как вы понимаете эти слова?
Готовясь к классному часу мы провели конкурс стихов о хлебе,
викторину о хлебе, конкурс рисунков «Хлеб на стол, стол – престол»,
подбор пословиц о хлебе, проследили в школьной столовой сколько хлеба идёт в отходы. Вес хлебных отходов за две перемены составил .кг. И это только за один день. Мы считаем - надо прививать ребёнку любовь к труду и бережное отношение к хлебу. С этого и начинается воспитание любви к Родине.
Ведущая.
Издавна на Руси живёт поговорка: «Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска - и стол доска».
У разных народов - свой хлеб.
Наш народ печёт хлеб из муки ржаной и пшеничной.
в странах Юго-Восточной Азии хлебом служит рис,
в тропиках Южной Америки пекут лепёшки из корней маниоки,
в некоторых странах Африки – из бананов.
Слава о русском хлебе по всему свету идёт.
Что может быть вкуснее хлеба! Порой ломоть хлеба слаще мёда.
Каждый год от зерна к колосу приходит он к нам издалека, из героического прошлого Родины, наш сегодняшний хлеб.
Теперь спросите себя: что вы знаете о хлебе? Как растили его в первых колхозах, как отдавали жизни, чтобы отобрать у кулаков и высеять в нашу советскую землю? Как по зёрнышку собирали, чтобы бросить в землю, которая не остыла ещё от войны? Как поднялись мы всей страной, чтобы вспахать вековую целину, чтобы дать стране хлебное богатство? Как сражались в непогодину, как собирали его, не щадя себя, днём и ночью? Какими трудами миллионов людей пришёл в наш дом нынешний хлеб?
Историческая справка.
Учёные полагают, что первый хлеб был испечён не менее 15 тысяч лет назад.
Уже в те времена человек умел выращивать зерно, растирать его и печь лепёшки. Растирали зёрна в каменных и бронзовых ступках. Правда, лепёшки только из зёрен получались не очень вкусными.
В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испечённая 6 тысяч лет назад.
2. Путь хлеба от колхозного поля до нашего стола – путь нелёгкий.
Недаром говорят - битва за хлеб.
Сегодня на нашем столе, на самом почётном месте, лежит хлеб. Хрустящий, с аппетитной корочкой, сдобный. И в этом заслуга многих людей. Труд хлебороба нелёгкий, но ответственный. Трудно, тяжело достаётся хлеб. Потому и говорят: «трудный хлеб». Как непросто он пришёл на наш стол. Много людей помогало ему в этом: и тот, кто пахал землю, сеял, убирал, и тот, кто потом хлеб молол, а потом испёк. Только после этого начинается работа хлебопёка. Долог путь зёрнышка до каравая на столе.
-А как называют человека, который печёт хлеб?
О профессии пекаря. (Историческая справка).
Хлеб печёт человек, по профессии которого называют – пекарь.
В глубь веков уходит профессия пекаря.
Профессия пекаря – одна из древних на земле. Особенно ценился тот пекарь,
который умел делать хлеб на дрожжах. Этот сорт хлеба был очень вкусным. Его могли купить только богатые люди.
А что такое дрожжи? Однажды 6 тысяч лет назад в жарком египетском климате тесто случайно забродило, и люди испекли из него лепёшку. Она получилась мягкой и вкусной. С тех пор в тесто стали добавлять забродившую закваску, которую стали называть дрожжами.
Дрожжи – это бактерии, которые сбраживают тесто.
Если рассмотреть ломоть хлеба через лупу, то видно, что в нём есть дырки, каждая из которых ведёт в лабиринт. Эти хлебные лабиринты - работа микроорганизмов. С их помощью выделяется углекислый газ, благодаря чему в тесте получается ячеистый лабиринт. Поэтому хлеб такой упругий и пышный.
В Санкт – Петербурге есть музей, в котором представлены бактерии и дрожжи, используемые для изготовления хлебной закваски.
Испечь хороший хлеб – целое искусство.
Хлеб кормит. Без хлеба нет жизни. Хлеб занимает важнейшее место в жизни человека.
Знаете ли вы, что обозначает слово хлеб?
Название произошло от слова клибанос. Так древние греки называли глиняные горшки для выпекания хлеба.
Учащиеся читают стихотворения.
Мы – хлеб и хлебные изделия –
Плоды вовсе не безделия.
Хлеб не падает вам с неба,
Появляется не вдруг.
Он – творение людское.
В нём труд десятков рук.
Берегите вы хлеб, берегите!
Не бросайте кусочки нигде.
Он ведь – друг и кормилец,
спаситель!
Не оставит людей он в беде.
На сегодня можно много любопытных цифр про хлеб привести. Вот какую, например:
только москвичи за один день съедают почти две с половиной тысячи тонн хлеба. ( Население Москвы - 146 млн. человек ).
На территории Тайшетского района работает .. пекарен. Население г.Тайшета - … тысяч человек. Ежедневно съедают … хлеба.
В селе Николаевка проживает .. человек. Хлеб у нас привозной. Привозят его из г. Тайшета ежедневно. И ежедневно жителями Николаевки съедается около …кг хлеба.
Ежедневно в стране выпекается 82 000 тонн хлеба.
А вот ещё цифры: на выпечку лишь одного батона уходит 1200 зёрен.
В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.
Но одних цифр мало. Чтобы уважать хлеб, а значит, и беречь, надо про него всё знать.
Продолжаем наше знакомство с хлебом.
Выставка рисунков о хлебе.
3.Исполнение в хороводе русской народной песни «На торгу».
На торгу, торгу кругом
Ходит Дуня с киселём.
Эй, купите киселя,
Кушать будете хваля!
Киселя, киселя,
Кому надо киселя?
На торгу, торгу кругом
Ходит Дуня с пирогом.
Эй, цена недорога,
Вы купите пирога?
Пирога, пирога,
Кому надо пирога?
Ставить я кисель пошла,
Из прудка воды взяла.
Пили мышки в том пруде,
Утопилися в воде.
Киселя, киселя,
Кому надо киселя?
Целый месяц на пирог
Тесто квасила я впрок
Да валяла на полу
И под лавочкой в углу.
Пирога, пирога,
Кому надо пирога?
Как пирог мой укусить,
Зубки белые сломить?
Как достать бы топорок,
Пересёк бы поперёк.
Пирога, пирога,
Кому надо пирога?
4.Исполнение потешек с игрушками в руках.
(с мишкой)
Тпрушки, тпрушки,
Пекла баба преснушки.
Всем по преснушке,
Мишутке – две!
(с куклой)
Пушки, татушки,
Пекла баба витушки.
На липовой кадушке
Для .катеньки-Катюшки.
(с куклой)
Моя доченька расплакалась.
Надо доченьку утешить.
Не плачь- дам калач!
Не вой – дам другой!
Не реви – Дам три!
(со скалкой).
Коноплёва – то жена
Пирогов испекла.
Я хвать за пирог –
Меня скалкой в лоб!
(с петухом)
Кукареку, петушок,
Золотой гребешок!
Вскочил бабе на шесток,
Уклюнул блинка,
Поглянул дружка
Харитонушка.
Все (вместе)
Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
Ой, блины, блины, блины,
Ой, блиночки мои!
Меж горами, меж долами
Сидит баба с пирогами.
Недорого продаёт,
Всё по денюжке пирог.
Ешь пироги!
Хлеб береги!
5.Ведущая.
Эй, друзья!
Смотрите скорее сюда!
То, что мы вам покажем,
Не увидите нигде и никогда!
Это только один раз
И только у нас1
Кто любит веселье и смех,
Мы зовём к себе всех!
Просто так и для утехи
Предлагаются потехи.
1. Потеха первая - простая, но нервная.
Определи кол-во баранок в связке.
Бублики подовые,
Баранки пудовые.
Бублики получит тот,
Кто правильное число их назовёт.
2. Потеха вторая – не совсем простая.
Разруби калачи пластмассовым топориком.
Выходите, силачи!
Разрубите калачи!
3. Потеха третья – «Валяй. Каравай».
Играющему завязывают глаза и крутят его. Приговаривая: «Каравай получит тот, кто правильное направление возьмёт».
Катай, катай, каравай!
Куда твоей головой?
К лесу – малесу!
В огород залезу,
Гряды ископаю,
Тычник изломаю.
Куда лицом стоишь?
6.Ведущая (выносит поднос с ватрушками).
У меня ватрушки тем,
Кто поёт частушки.
Если лучше всех споёт,
Все витушки заберёт.
Кушайте, питайтесь!
В тоску не ударяйтесь!
Исполнение частушек.
Все мы в Николаевке живём,
Вкусны пряники жуём!
Мы частушек много знаем.
Их сейчас для вас споём!
Прянички печатные-
До того приятные!
Мы не сразу их съедим,
А сначала поглядим.
Хлебом – солью
Всех встречаем.
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том о сём.
Пыль клубится по дорожке,
Везём с ярмарки лепёшки.
На баранах, на быках
Все с гостинцами в руках!
Вова, Вовочка, дружок! Съешь с поганкой пирожок!
А для нашей Анечки
Булочки да прянички!
Наши руки крендельком,
Щёки – словно пряники,
С нами издавна знаком
Весь народ по ярмарке.
7.Ведущая.
А какой праздник без театра?
Сегодня театр только у нас,
Да ещё в последний раз.
Завтра придёшь-
Никого не найдёшь.
Посмотри, народ честной!
Не пожалеете,
Коли время имеете!
Выступают артисты кукольного театра со сказкой «Волк и семеро козлят».
8.А какой праздник без пословиц о хлебе?
Назовите их.
Не красна изба углами, а красна пирогами.
Хлеб да соль - и во сне добро.
Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой.
Ешь пирог с грибами – держи язык за зубами.
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Живая душа калачика хочет.
Нужда научит калачи есть.
Где хлебно да тепло, там и жить добро.
Хлеб - батюшка, хлеб - кормилец, хлеб - всему голова.
Хочешь есть калачи - не сиди на печи.
Плох обед, коли хлеба нет.
Нет хлеба ни куска - заберёт и тереме тоска.
У кого хлебушко - у того и счастье.
Хлеб от земли - сила от хлеба.
Не надо хвалиться, коли не знаешь как хлеб родится.
Днём раньше посеешь – на неделю раньше уберёшь.
Сей в добрую пору - соберёшь хлеба гору.
Есть хлеб - будет и песня.
9.Ведущая.
Уважаемые гости, не стесняйтесь!
На празднике нашем гуляйте!
Успеете и отдохнуть и попробовать1
Праздник тем и знаменит,
Что представит любой дефицит,
Созданный не щучьим веленьем,
А Николаевским мастерством и уменьем!
Входят коробейники с подносами разной выпечки (Родители).
(С калачами)
Праздник! Хлебный праздник!
Ешьте калачи, калачи горячи!
Хоть в окошко мечи1
(С пряниками)
Медовые пряники, сладкие, ароматные,
На вкус очень приятные.
Пряники медовые! Отведайте, отведайте!
Хвалил ещё Афанасий Никитин.
Зубы есть - сам грызи,
А нету - у соседа проси.
(с пирожками)
Пироги с луком, с перцем,
С собачьим сердцем,
С зелёной петрушкой,
С маленькой лягушкой.
Баранина низовая,
Мучка сортовая!
(С блинами)
Блины, блины!
Три дня как испечены.
С дымом, с паром,
С головным угаром!
Где блины, там и мы!
Вот блины- блиночки!
Кушайте, милые дочки!
Вкусные блиночки!
Кушайте, сыночки!
Ведущая.
Что за товар-
И тот хорош,
И другой хорош!
Выбирай, который хошь.
11.Ведущая.
Эй, друзья
Хватит молча жевать,
Пора и загадки мои отгадывать.
Калачи получит тот, кто отгадки назовёт.
Что на сковороду наливают
Да вчетверо сгибают? (блин)
На железном мосту
Коковяшки растут. (оладьи)
Меня бьют, колотят, режут,
А я всё терплю
Людям добром плачу. (Хлеб)
Бежали овцы по калиновому мосту,
Увидали зорю – покидались в воду. (Пельмени).
Возьму пышно, сделаю жидко,
Брошу в пламень, будет как камень. (Пирог)
Ведущая.
Пирожков откушали?
Скайки – байки послушали?
Вот теперь бы в самый раз
Нам, друзья, пуститься в пляс!
Засиделись гости наши,
Пусть они теперь попляшут!
Исполняется русская народная пляска. ………………………………………….
Ведущая.
Лихо плясали, молодцы!
А теперь, гости дорогие,
Ждёт вас сюрприз.
Займите места
И смотрите сюда!
По старинному русскому обычаю, дорогих гостей угощаем мы хлебом – солью.
А главный хлеб Руси – это, конечно, каравай.
Слово »каравай» происходит от слова «кара» - круг, потому что каравай - круглый хлеб.
А наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, круглый год, да и Вселенная представлялась в виде круга.
И вся жизнь, как считали, развивается по кругу.
Поэтому и хлеб - символ жизни - был круглым.
Ну, а женщины, которые преподносили хлеб, назывались каравайщицами.
Относились к ним с почтением и величали честно - хвалёной каравайщицей.
Встречайте нашу каравайщицу и приготовьтесь ответить на её вопросы.
Каравайщица.
Что я положила, чтобы получился хороший каравай?
Я положила то, что в воде родится, а воды боится. (Соль).
Не солёно, не варёно, а едят. (Молоток).
В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо).
Бел как снег, а в чести у всех. (Сахар).
А что я забыла назвать? (Муку).
Угощайтесь хлебом русским, гости дорогие!
12.Ребята напоминают правила, которые все должны знать:
Мой руки перед едой.
Бери хлеба столько, сколько съешь.
Остатки хлеба отдай птицам.
Нельзя играть с хлебом.
В первую очередь бережное отношение к хлебу
должны мы воспитывать в себе.
13.Стихотворение С.В.Михалкова «Булка».
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул,
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
- Вы кто такой? – спросили дети,
Забыв на время про футбол.
- Я – пекарь! – человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Ведущая.
Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов нам не сказать.
Край старинный наш чудесен,
Как и вся Россия - мать!
Всем спасибо от хозяйки
За улыбки и за смех,
За потешки, пляски, байки
Благодарствуем мы всех!
Стих участника конкурса:
Мне жить, пока стоят хлеба,
И петь о них, пока имею голос,
Как хлебороба вечная страда
,В судьбе моей страны – высокий колос.
14. Самоанализ классного часа.
Классный час на тему: «Хлеб – всему голова» был проведён с целью:
1. Расширить жизненные представления о выращивании хлеба;
2. Воспитывать уважение к хлебу, людям труда;
3. Воспитывать на народных традициях родной земли.
В качестве подготовки к классному часу проведён конкурс стихов о хлебе, викторина о хлебе, конкурс рисунков «Хлеб – на стол, стол – престол», подбор пословиц о хлебе.
Классный час проведён с применением компьютерных технологий, оборудован наглядностью. В качестве введения в тему в начале классного часа звучит русская народная музыка, используется загадка о хлебе, что и даёт возможность настроить учащихся на работу.
Классный час построен на определённых знаниях учащихся о хлебе, на их жизненном опыте. В течение часа исполняются потешки, частушки,
проводятся потехи, , называются пословицы о хлебе, исполняется русская народная песня. Дети ознакомлены с исторической справкой
о профессии пекаря, о старинном русском обычае угощать гостей хлебом – солью, о предположении учёных о времени испечения первого хлеба. Во время часа дети знакомились с выставкой хлебобулочных изделий, которую представляли родители. Была приглашена представитель совхоза – Иванова Мария Захаровна.
Учащиеся напомнили правила обращения с хлебом за столом.
Проведена экскурсия на пекарню в г. Тайшете. Собраны сведения об употреблении хлеба жителями г. Москвы, г.Тайшета,
С. Николаевки.
Были проведены разгрузочные минутки.
Итоги классного часа подвели вместе:
к хлебу нужно относиться бережно, уважать труд людей, связанных с хлебом.
Материал классного часа на тему расширил у учащихся жизненные представления о выращивании хлеба, исторические моменты, связанные с появлением хлеба, воспитывал уважение к хлебу, людям труда. Воспитательный момент проводился на народных традициях родной земли.
Учащиеся проявили интерес, активность как во время подготовки, так и при проведении классного часа.
Классный час носил воспитательный характер, связан с историческими моментами, с современностью.
Я считаю, что классный час достиг своих целей.
Подготовка к классному часу:
Конкурс стихов о хлебе;
викторина о хлебе;
конкурс рисунков «Хлеб – на стол – стол – престол»;
подбор пословиц о хлебе;
загадки о хлебе;
экскурсия на хлебопекарню;
разучивание русской народной песни;
знакомство с историей появления хлеба, дрожжей.
Викторина о хлебе.
1. Вырос в поле дом, полон дом зерном,
Стены позолочены, ставни заколочены. (Колос).
2. Без рук, без ног, а подпоясанный. (Сноп).
3. Одно бросил – целую горсть нашёл. (Зерно).
4. Сто братьев в одну избушку пришли ночевать. (Колос).
5.Ходит в поле из края в край, режет чёрный каравай. (Трактор).
6.Из растений чей портрет выбит на монете?
Чьих нужнее нет плодов на земной планете? (Пшеница).
7. Режут меня, вяжут меня, бьют нещадно.
Пройду огонь и воду, а конец мой – нож и зубы. (Хлеб).
8. Растёрто, раздавлено, у печки поставлено.
По стеночке движется, липнет и лижется,
Не ком и не жижица. (Тесто).
9. Пышно, мягко, а не вата,
С крышей, с полом, а не вата,
Бугристо, а не сугроб,
Душисто, а не укроп.
Бело, а не берёза,
Румяно, а не роза. ( Буханка белого хлеба).
10. В землю – крошки, а из земли – лепёшки. (Зерновые культуры).
11. Железный конь – в животе огонь,
Сена не просит, пашет, сеет, косит. (Трактор).
12. Из зёрен какого растения получают манную крупу? ( Пшеница).
13. Загадаю загадку: выброшу на грядку,
В год пущу, в другой выпущу. Что это? ( Озимые хлеба).
14. Не море, а волнуется. ( Колосья).
15. Меня режут, меня бьют, а я не злюсь –
добрей становлюсь. (Тесто).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказание о хлебе насущном
Внеклассное мероприятие в начальной школе...
Урок-игра по кубановедению Хлеб мой вкусный, хлеб душистый
Урок - ирга по кубановедению, где учащиеся знакомятся с трудом хлебороба. Учащиеся делятся на группы и соревнуются....
Сценарий праздника хлеба "Хлеб - всей жизни голова" в 3 классе.
Сценарий праздника хлеба под заголовком "Хлеб всей жизни голова" составлен для проведения в начальной школе. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век новых достижений, он ...
Сценарий утренника "Хлеб России - хлеб моей Отчизны!"
Цель данного мероприятия:расширить знания о пользе хлеба, о его ценности,о тяжёлом труде хлебороба, воспитывать чувство бережного отношения к хлебу и труду людей....
Теплый хлеб!Душистый хлеб!Вкусный хлеб!
Открытый урок в 4 классе по русскому языку в национальной школе....
Сценарий праздника осени «Хлеб наш насущный»
Этот праздник можно провести в день Покрова Пресвятой Богородицы для учащихся, изучающих ОПК и ОДНКР, а также для учащихся казачьих классов, православных гимназий, воскресных школ....