Организация самостоятельной работы младших школьников во внеучебной деятельности
статья по теме

Нежурина Мария Алексееввна

 

Организация самостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Говоря о формировании у школьников самостоятельности, необходимо иметь ввиду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.

В процессе обучения он должен достичь определенного  достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника, а предметом – условия ее реализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нежурина М.А

МОУ «СОШ №28 с УИОП» г. Старый Оскол

Кружок «Глиняная игрушка»  - одна из активных форм организации внеучебной деятельности этнокультурного содержания

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.

Вадим Шафнер.

Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым. Одной из важнейших задач современной школы является изучение и освоение духовных ценностей народной культуры и краеведения. Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках.

Этнография – наука, изучающая особенности быта, нравов, культуры какого-либо народа. Очень важно с раннего возраста проводить ознакомление детей с различными этническими особенностями народов, населяющих нашу страну.

Включение во внеурочную деятельность младшего школьника этнографического материала способствует формированию национального сознания. «Ты мира не узнаешь – не зная края своего» – такую мысль мы стараемся донести до каждого своего ученика, при этом учим воспринимать историю родного края через переживание событий. Приобщение учащихся начальных классов к народному искусству на уроках и во внеурочной деятельности - одно из средств эстетического, трудового и патриотического воспитания. Во внеурочной деятельности происходит знакомство учащихся с народными промыслами, ремеслами России, родного края, традициями и обычаями своего народа.

В нашей школе практикуется включение во внеурочную деятельность различных методов и приемов знакомства с культурой нашего края: беседы, экскурсии по историческим местам Староосколья, экскурсии в краеведческий музей, посещение выставок «Дома ремесел», встречи со Старооскольскими мастерами, «музейные уроки», изучение народных праздников, обычаев, изучение народного костюма, кружок «Плетение из соломки», кружок «Старооскольская глиняная игрушка», организация и проведение «Праздника урожая», организация выставок декоративно-прикладного творчества учащихся, конкурсы рисунков по народным промыслам.  

Используя этнографический материал на уроках и во внеклассных мероприятиях, формируется у обучающихся уважение и интерес к национальной культуре – культуре многогранной, богатой своеобразными традициями и обычаями. При этом учитель выступает проводником духовной сути народного творчества. Он раскрывает молодому поколению народное искусство и культуру как мир целостности, включающий отношение человека к миру, к своему дому, Родине.

В школьном кружке «Глиняная игрушка» занимаются учащиеся вторых и третьих классов. Глиняные игрушки – вылепленные руками, без каких-либо специальных приспособлений, древнейшие игрушки, их лепили еще до повсеместного изготовления глиняной посуды, до изобретения гончарного круга. Изготавливали их, чтобы задобрить духов-охранителей человека, спасти и приумножить его жилища, скот и посевы. В них ярко отразились древние верования, суеверия, в них непосредственно и ярко выражается душа, психология автора.

Во все времена старооскольский край славился своими мастерами глиняного дела, ведь красной и белой глины в окрестностях много. Этим промыслом местные жители, особенно в сельской местности, занимались целыми семьями. Особое место в ассортименте занимали расписные игрушки: нарядные барышни и кавалеры, домашние животные, различные композиции сельского быта того времени, детские свистульки. Ими украшали дома, дарили близким на праздники, радовали своих детишек.

Искусство глиняной игрушки – одно из древнейших. Детьми близки и понятны игрушечные звери, птицы. Место и значение народной глиняной игрушки в системе эстетического воспитания детей обусловлены ее художественными достоинствами.  В каждом селе или городе, где живут мастера – игрушечники, педагоги стараются познакомить детей с глиняной игрушкой, вызвать интерес у обучающихся к процессу ее изготовления и особенности росписи. Поэтому игрушка становится не только объектом визуального восприятия, но и практической деятельности. В процессе обучения учащиеся приходят к выводу: «Что глиняная игрушка является неотъемлемой частью жизни и воспитания подрастающего поколения». Осознанного отношения к историческому наследию своих земляков.

Дидактические цели:

Исследовать историю возникновения промысла глиняной игрушки Староосколья.

Расширить знания о современных народных промыслах России.

Знакомство с мастерами Старооскольской игрушки.

Научить находить отличительные черты Старооскольской игрушки.

Научить лепить Старооскольскую глиняную игрушку

Методическая задача – приобретение навыков практической работы.

В процессе обучения перед учащимися ставятся следующие вопросы:

Является ли Старооскольская игрушка народным ремеслом?

Что такое Старооскольская игрушка?

Как появилась на свет глиняная игрушка?

Как изготовить Старооскольскую глиняную игрушку? Является ли Старооскольская игрушка народным ремеслом?

Что такое Старооскольская игрушка?

Как появилась на свет глиняная игрушка?

Как изготовить Старооскольскую глиняную игрушку?

План работы кружка:

Что такое игрушка?

Из истории глиняной игрушки.

Кто был родоначальником появления на свет Старооскольской глиняной игрушки.

Современные мастера игрушки Староосколья.

Символика русской глиняной игрушки.

Приcказки.

Путь глины: от горы до готового изделия.

Изготовление глиняной игрушки.

Выставка готовых изделий.

По окончании изучения обучающиеся готовят творческие отчеты в форме:

1 группа – «Истоки появления Старооскольской глиняной игрушки»;

2 группа – «Мастера глиняной игрушки Староосколья»;

3 группа – «Как изготовить Старооскольскую глиняную игрушку?»

Все обучающиеся лепят из глины свои игрушки, которые демонстрируются на школьной выставке. Посетители нашей выставки могут с уверенностью сказать, что народное ремесло возрождается сегодня в новом качестве, а также становится хранителем русской этнографии, истории и культуры, её логическим продолжением.

Таким образом, возрождая во внеурочной деятельности этнокультурное наследие, посредством изучения глиняной игрушки и, непосредственно, её изготовления, старооскольская глиняная игрушка-говорушка, так ласково её называют местные жители, будет и дальше радовать нас своей простотой и оригинальностью, в которой таится мудрость мастеров многих поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Условия нравственного развития младших школьников во внеучебной деятельности

Условия нравственного развития младших школьников во внеучебной деятельности...

РАЗВИВАЕМ ЭМОЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья о развитии эмоционального развития школьников во внеучебной деятельности...

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья об эмоциональном развитии младших школьников во внеучебной деятельности...

Организация самостоятельной работы младших школьников в учебной деятельности.

В настоящее время практически всеми исследователями отмечается значительная роль организации самостоятельной работы школьников в процессе обучения, однако, на практике зачастую под самостоятельной раб...

Презентация к ВКР на тему: "Развитие самостоятельности современных младших школьников в учебной деятельности"

Данная презентация содержит в себе наглядный материал для выступления по теме "Развитие самостоятельности современных младших школьников в учебной деятельности"....

О возможностях использования дидактических средств обучения при организации самостоятельной работы младших школьников на уроках русского языка

В данной работе рассматривается понятие, виды самостоятельной работы, особенности использования дидактических средств для организации самостоятельной работы на уроках русского языка при изучении имени...