Работа по профилактике наркомании
материал по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_meropriyatie.doc | 22.38 КБ |
kl.chas_narkomaniya.doc | 57.5 КБ |
profilaktika_narkomanii_anketirovanie.doc | 26 КБ |
kl.chas_narkomaniya_-_chto_eto.doc | 39.5 КБ |
antinarkoticheskoe_vospitanie.doc | 47 КБ |
psihologicheskie_osobennosti_i_upotreblenie_narkotikov.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
ОТКРЫТОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
ТЕМА: Наркотики - путь в никуда
Цели: 1) Дать информацию об отрицательном действии и негативных последствиях злоупотребления наркотическими и психотропными веществами, учить позитивному общению с окружающими людьми: уметь разрешать конфликтные ситуации, не прибегая к наркотикам; ознакомить со статьями УК РФ, касающихся приобретения, употребления, хранения и сбыта наркотиков.
Развивать навыки, позволяющие учащимся отказаться от употребления наркотиков и сопротивляться негативным явлениям в обществе.
3)Воспитывать самоконтроль, самоуважение, ответственное отношение к своему здоровью
Оборудование: рисунки детей на листах ватмана, на доске надпись: «Наркотики лишают надежды, радости, свободы, а главное - они лишают человека жизни»..
Литература: 1) Выбираю жизнь. Дети. Образование. Милиция: учебно - методическое пособие для сотрудников правоохранительных органов и учителей. Петрозаводск, Петро Пресс, 2001, авторы - составители С.В. Горанская, О.С. Баранова, с. 20 - 24, 78 - 82.
Комментарий к Уголовному Кодексу Российской Федерации под ред. В.М. Лебедева, Норма, Москва, 2002, с.557 - 566; 572 - 574.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1 Организационный момент. Сообщение темы занятия.
Учитель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о серьезной проблеме нашего времени - наркомании и попробуем разобраться, чем она так опасна для общества.
.
2 Основная часть.
2.1 Представление командами рисунков.
На прошлом занятии вы разделились на три команды, каждая из которых должна была приготовить общий рисунок и представить его. Тема рисунка «Нет наркотикам!»
Дети представляют свои рисунки.
Беседа.
Учитель: Ребята, на всех рисунках присутствуют в основном мрачные тона, но ведь наркоманы, описывая свое состояние после принятия наркотика, утверждают, что видят яркие, насыщенные цвета, каких не существует в природе. Это всего лишь галлюцинации от принятого наркотика. В действительности после прекращения действия наркотиков наркоманы страдают от «ломки», мучаются сильными болями и в итоге умирают.
Наркомания и токсикомания - это тяжелые хронические заболевания, причины которых является употребление различных веществ, вызывающих у человека особые измененные состояния - состояния наркотического опьянения.
Уже после первых приемов наркотических и токсических веществ возникает психическая зависимость, т.е. болезненное стремление вновь и вновь испытать это измененное состояние, постоянно прокручиваются в голове мысли о препарате, о новом приеме наркотиков, об испытанных ощущениях.
Если употребление наркотика, токсического вещества продолжается, очень быстро возникает физическая зависимость. Это происходит вследствие перестройки всего организма под действием постоянного поступления наркотика. Как только действие наркотика прекращается, поступает тяжелое состояние, которое наркоманы называют «ломка». В этот период человек испытывает тяжелейшее физическое и психическое страдание.
Ребята, как вы думаете, когда возникает зависимость от наркотика?
Варианты ответов детей:
Наверное, сразу.
После двух - трех приемов наркотика.
Учитель: Большинство наркотиков имеют особенность: даже после первого приема и незначительной дозы возникает наркотическая зависимость, справиться с которой человек самостоятельно не в силах.
Наркомана можно долго лечить и, в конце концов, возвратить ему нормальную физическую форму, но психологически его вылечить почти невозможно.
За последние два года на территории России смерть 35 тысяч человек так или иначе связана с употреблением наркотиков. За девять месяцев 2004 года от передозировки наркотиков умерли 5336 человек, от СПИДа - 404 чел. Еще масса людей в возрасте от 17 до 30 лет погибает от различных заболеваний, которые приобрели в связи с употреблением наркотических средств.
Как вы думаете, почему увеличивается количество молодежи, употребляющей наркотики? Из - за чего подростки начинают употреблять наркотики?
Варианты ответов детей:
Любопытство.
Употреблял кто - то из друзей, предложил попробовать.
Учитель: Запишем все эти причины на доске. Какие еще могут быть причины обращения человека к наркотикам?
Дети: От безделья, желание испытать новые ощущения.
Ответы детей записываются на доске.
Причины:
любопытство;
за компанию;
желание испытать новые ощущения;
от безделья;
кризис, стресс;
неудовлетворенность жизнью;
семейные проблемы;
желание казаться взрослым.
Учитель: Этот список можно продолжать до бесконечности. Но после употребления наркотика неизбежно наступают последствия, о которых не стоит забывать. Что же следует за употреблением наркотика?
Дети. Зависимость от наркотиков, проблемы в школе, семье, желание достать любым способом деньги на очередную дозу и т.д. и т.п.
Запишем последствия напротив причин.
Ответы детей записываются на доске.
Последствия:
зависимость;
проблемы в семье;
проблемы в школе;
потеря друзей;
проблема с деньгами на дозу;
кража, грабеж;
убийство, тюрьма;
смерть..
Учитель: Последствия эти далеко не все. Многие умирают от передозировки, не рассчитав дозы. Внимательно еще раз, прочтите причины и последствия. Что из них серьезнее?
Дети. Серьезные последствия: кража, убийство, смерть.
Учитель: Можно ли с причинами справиться самостоятельно, не прибегая к употреблению наркотиков?
Каким образом?
Дети: Семейные проблемы или проблемы в школе можно решить самостоятельно, поговорив с родителями и учителями. Если человек страдает от безделья, то придумать какое - нибудь хобби, чем - нибудь увлечься. Можно прибегнуть к помощи психолога, если у человека стресс, кризис, неудовлетворенность жизнью. Тем более не стоит пробовать наркотики из любопытства, за компанию и из желания казаться взрослым.
Учитель: Всегда ли человек сам стремится к употреблению наркотиков?
Дети: (варианты ответов) - Да / Нет.
Учитель: Иногда на человека оказывают давление. Например, давление друзей. Предложение делается в дружеской форме: «Хочешь попробовать кое - что?» У каждого из вас есть друзья и подруги, которым вы доверяете, как бы вы отреагировали на подобное предложение?
Дети: Отказался бы, и другу объяснил, что это опасно и ник чему хорошему не приведет.
Ролевая игра.
Учитель: Сейчас мы с вами понаблюдаем, как Саша будет уговаривать Наташу попробовать наркотик. До занятия ребята получили следующее задание: Наташа - девушка, которая пришла на вечеринку, там был парень, который ей очень нравиться. Саша - парень, который встретил на вечеринке девушку, которой он очень нравится, он должен уговорить ее принять наркотик. Наташа должна не поддаваться на уговоры.
Дети обыгрывают ситуацию.
Учитель: Ребята, как вы думаете, для чего Саша мог предлагать Наташе наркотики?
Дети: Чтобы сделать Наташу тоже наркоманкой.
Учитель: Парень хотел воспользоваться тем, что нравится девушке. Вероятнее всего он сам употребляет наркотики. Наркоторговцы поощряют привлечение новых «жертв» , т.к. они впоследствии становятся их клиентами, а вот наркоман, который смог пристрастить к наркотикам еще кого - то получает очередную дозу бесплатно. Один наркоман увлекает за собой еще пятнадцать человек.
Уголовная ответственность граждан за употребление, изготовление, приобретение, хранение и сбыт наркотических веществ.
Учитель: За употребление и распространение наркотиков в Уголовном кодексе РФ предусмотрены следующие статьи: ст 228 « Незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ». Наказание : лишение свободы сроком от 3 до 15 лет.
Ст. 230 « Склонение к употреблению наркотических средств или психотропных веществ». Наказание: лишение свободы на срок от 2 до 5 лет, с применением насилия - от3 до 8 лет, со смертельным исходом потерпевшего или тяжкими последствиями для него - от6 до 12 лет. Ст.231 «Незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества». Наказание: лишение свободы на срок от 2 до 8 лет.
Жестокую политику в отношении распространения наркомании вплоть до смертной казни проводят Малайзия, Пакистан, Таиланд, некоторые штаты Америки. В Великобритании, Франции, США организовали жесткий контроль за распространением наркотиков, там суровое наказание ждет любого за попытку их приобретения.
Анкетирование.
Учитель: Ребята, каждый из вас получит анкету. Анкетирование анонимное, поэтому можно не писать свою фамилию и имя. Постарайтесь ответить на вопросы как можно искренне, выражайте только свою точку зрения.
АНКЕТА «НАРКОТИКИ И ПОДРОСТОК»
Много ли у тебя свободного времени?
- да; - нет.
2. Как ты учишься?
- отлично; - хорошо; - удовлетворительно; - плохо.
3. Чем занимаешься в свободное время?
- читаю; - занимаюсь в спортивной секции; - занимаюсь в кружке, изостудии; - смотрю телевизор; - слушаю музыку; - собираемся со сверстниками во дворе, подъезде, подвале;
- что - то другое ( указать что).
Знаешь ли ты, что такое наркомания?
- да; - нет; - затрудняюсь ответить.
5. Предлагали ли тебе когда - нибудь наркотик?
- да; - нет.
Если предлагали, то кто?
- приятель; - одноклассник; - родственник; - незнакомый человек; - знакомый, сам употребляющий наркотики.
Пробовал ли ты наркотическое вещество?
- да; - нет.
8. Знаешь ли ты о пагубном действии наркотиков на здоровье человека?
- да; - знаю, но со мной этого не случится;
- знаю, но я всегда смогу бросить принимать наркотики;
- нет.
9. Как ты думаешь, чем можно предотвратить употребление наркотиков;
достоверной информацией о наркотиках и последствиях их употребления;
осознанием гибельности пути употребления наркотиков;
запретами со стороны родителей и взрослых;
ужесточением законов;
другое (что именно);
затрудняюсь ответить.
10. Кому ты доверяешь, к чьим словам прислушиваешься в вопросах наркомании?
друзьям;
людям, испытавшим на себе действие наркотиков;
знакомым;
работникам правоохранительных органов;
родителям, родственникам;
одноклассникам;
врачам - наркологам;
учителям;
средствам массовой информации;
другое ( укажи).
Как на тебя действует информация о наркотиках, которую ты получаешь из бесед в школе, телепередач, публикаций в газетах?
вызывает негативное отношение к употреблению наркотиков;
вызывает желание попробовать;
не влияет на мое отношение к наркотикам;
затрудняюсь ответить.
Нужна ли тебе информация о наркотиках, наркомании и последствиях?
Где бы ты хотел получить эту информацию?
- в школе; - от родителей; - из телепередач; - из специальной литературы; - другое (укажи)
14. Что бы ты предпринял, если бы узнал, что твой друг употребляет наркотики?
сообщил бы родителям;
посоветовал бы обратиться в наркологический диспансер;
сообщил бы классному руководителю;
поговорил бы с другом и предложил свою помощь;
ничего бы не сделал, это его личное дело;
другое (укажи).
3 Итог занятия.
Учитель: Что нового вы узнали на сегодняшнем занятии?
Дети: Мы узнали...
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Анкетирование по наркомании.
1. Что является основными источники знаний по наркомании:
А) СМИ б) друзья в) врачи г) наркоманы
2. Пятикратное употребление наркотиков:
А) неопасно б) незначительное вероятно привыкание в) опасно
3. Наиболее тяжелые последствия употребления наркотиков:
ВИЧ/СПИД, угроза здоровью б) финансовые затруднения
социальные проблемы г) юридические проблемы
4. Смертельный исход от употребления наркотиков как
А) редкая случайность б) закономерный исход в) почти всегда
Можно ли употреблять наркотики и не стать наркоманом:
А) да б) нет
О проблемах знакомых наркоманов
А) знаю б) не знаю
Говорили ли родители о последствиях наркомании с вами:
А) да б) нет
Употребление анаши не считают наркоманией
А) да б) нет
Пробовали ли вы анашу?
А) да б) нет в) понравилось г) не понравилось д) не понял
Опий - ханку пробовали?
А) нет б) да
Среди причин, побудивших к употреблению наркотиков, доминируют:
А) любопытство б) за компанию в) нечем заняться
Есть ли у вас проблемы с наркотиками?
А) нет б)есть
Употребляете ли вы наркотики? Р
А) да б) нет
Испытываете ли необходимость в анонимной беседе с наркологом или психологом?
А) да б) нет
Достаточно ли вы грамотны в этом вопросе:
А) да б) нет
Желали бы вы послушать лекцию о наркомании?
А) да б) нет
Нужен ли телефон доверия для наркоманов?
А) да б) нет
18. Можно ли использовать общий шприц и не заразиться, если в компании есть больной СПИДом?
А) да б) нет
Предварительный просмотр:
Наркомания - что это?
Болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) с целью добиться одурманивающего состояния или снять боль.
По результатам опроса общественного мнения, наркомания - вторая по важности проблема в России ( первой, безусловно, является преступность). И, действительно, в России с катастрофической быстротой увеличивается количество наркоманов. Число лиц, потребляющих наркотики, превышает 2 миллиона человек, а по некоторым данным, достигает 3 миллионов. Количество состоящих на учете, официально зарегистрированных больных наркоманией, по данным Минздрава России, за последние 10 лет возросло в 7,5 раз и превысило в 1999 году 200 тысяч человек. По мнению экспертов, их число фактически в 2-3 раза больше. При этом идет процесс омоложения наркоманов, на данный момент средний возраст - 18-22 года (хотя все больше случаев выявления несовершеннолетних наркоманов), и соответственно уменьшается продолжительность жизни: с 40 лет до 25 лет...
...На данный момент проблема наркомании остается нерешенной и не найдено такого пути, при котором вылечились бы больные и не заболевали новые. Да и такого пути не будет в ближайшее время, потому что это не только медицинская проблема, но социальная и государственная , и полностью решить ее можно только в тоталитарном обществе, которое держится на страхе (Сингапур, Малайзия). А в демократическом обществе, как показывает опыт европейских стран и США, эта проблема не решается. Она столь сложная и многосторонняя, что решить проблему на данном этапе никому не удалось.
Преступность и наркотики
Но одна из главных причин развития наркомании в России - наркомафия. Ни для кого не секрет, что продажа и производство наркотиков - самый прибыльный бизнес. Вот для примера некоторые конкретные цифры - стоимость килограмма героина:
В Афганистане - 9000$
В Таджикистане- 25000$
В Москве -150000$.
Комментарий посетителя (официально не подтверждено):< "Я житель г.Душанбе и как мне известно 1 кг героина в нашем городе можно приобрести не за 25000$ а за 2500-3000 $. А в Афганистане этот "яд" стоит около 1000-1500$. И ещё немного легенд вокруг этого "яда": у нас ходят слухи что в Афганистане в героин добавляют "начитанный мулами поршок из человеческих костей" и из-за этого у человека употребляющего этот наркотик возникают "ломки" и его тянет на это "зло"... Но это только слухи."
А розничная цена на героин в 1700 (!!!) раз выше его себестоимости. Понятно, что человек пойдет на все, чтобы заработать эти деньги. Не удивительно, что сейчас наркорынок России уже поделили между собой преступные группировки из России, бывших союзных республик, Азии, Китая, Нигерии. С конца восьмидесятых целые группы наркоторговцев из этих регионов потянулись в Россию.
Китайская наркомафия находится на первом месте по конспирации - это четко сплетенная структура, в которую невозможно внедриться.
Нигерийская наркомафия состоит в основном из студентов, или бывших студентов, которые учатся в московском институте "Дружбы Народов им. Патриса Лумумбы.
Она первая решила заполнить героиновую и кокаиновую нишу и начала бесплатно раздавать наркотики по всей стране в школах и вузах. Вложив копейки, через месяц они получили колоссальный рынок. Однако, несмотря на коррумпированность таможенников, доставка наркотиков для чернокожих нигерийцев стала весьма проблематичной, т.к. их проверяли с особым усердием. Поэтому они начали вовлекать в перевозку наркотиков российских граждан. Известны случаи, когда студенты нигерийцы заводили себе подружек (гражданок России) и через некоторое время предлагали им поехать на "экскурсию" по Нигерии. Те соглашались, а уже в Африке, нигерийцы различными (не всегда гуманными и законными) методами, втягивали их в бизнес, и те также начинали заниматься глотанием капсул с наркотиками. Да и переправлять наркотики нигерийцы и наркодельцы стали в основном через окружные пути: Южные и Восточные границы, т.е. Узбекистан и Казахстан. Далее из этих регионов наркотики доставляются в Россию на поездах российскими курьерами. Такие меры связаны с жестким контролем в Шереметьево и других аэропортах и КПП. Одна из самых мощных и опытных криминальных структур - азербайджанская диаспора. Азербайджанцы платят "ментовской крыше", бандитам. Все проблемы легко решают деньгами. Они обычно проживают на легальном положении в одном районе и официально занимаются торговлей фруктами на рынках.
Наркотики и здоровье
Наркотики приносят вред прежде всего здоровью наркомана. Наркомания ведет к крайнему истощению организма, значительной потере массы тела и упадку физических сил. Отравление организма становится причиной отравления внутренних органов, особенно печени и почек. Самая распространенная болезнь среди наркоманов - гепатит. Большинство самых опасных болезней передается через кровь, а наркоманы, которые употребляют наркотики внутривенно, постоянно сталкиваются с кровью. Почти все наркоманы колются в группах или сообществах по 4-8 человек. Они вместе покупают наркотики и зарабатывают на них деньги, колются разными шприцами, но из общей дозы, или все одним шприцем. Очевидно, что вероятность не заразиться болезнью соседа практически равна нулю. Кроме того, если наркоман употребляет опий, то он, как правило, покупает уже готовый раствор у продавца, который набирает каждую дозу из общего котла, шприцами "клиента". Здесь можно заразиться всем, чем угодно, включая СПИД. Однако болезнь можно получить, даже если наркоман колется или нюхает один. Это связано с героином и кокаином: дельцы, получая товар, как правило, подмешивают в него стиральный порошок или сахарную пудру (в этом случае после двухмесячного употребления такого товара, наркоману гарантирован сахарный диабет).
Вообще чистого товара не бывает: всегда есть доля примесей, и это опасно для наркомана, ведь если он покупал товар у одного продавца, и вдруг купил у другого и у него наркотик более очищенный, то есть вероятность передозировки, которая может привести к летальному исходу (ведь из 1500 зарегистрированных наркоманов, которые умерли в 1997 году, больше 1000 скончались как раз от передозировки), или что еще хуже, к "овощеванию". Кора головного мозга отмирает через 7 минут! Конечно не вся кора отмирает сразу, это медленный процесс, поэтому многие остаются жить. Но те, кто выживают, уже неполноценные люди. Есть такие, которые уже не могут двигаться, реагировать, мыслить. Их мозг может управлять только физиологическими процессами: они будут есть, если их накормят, они не умеют пользоваться предметами, не умеют говорить и существуют они, как "овощ": пищу таким вводят через трубки, нередко и дышат они тоже с помощью аппарата. Убить их никто не в праве, а сами они это сделать не могут, и такое существование может длиться годами...
В фазе порока у наркомана пропадают не только социальные рефлексы, но и инстинкт самосохранения и моральная восприимчивость. Появляется полное безразличие к другим людям и окружению, умственное отупение и снижение интеллекта. Человек становится примитивно эгоистичен. Единственный стимул деятельности, к сожалению, все менее координируемой - стремление к одурманиванию и страх перед "ломкой" (ломкой называется физическое состояние организма человека, когда особые железы мозга не вырабатывают морфин, подавляющий болевые ощущения в суставах и тканях. Как только человек начинает вводить морфины в организм искусственным путем, железы перестают работать, так как организм и без этого получает морфин). Отсутствие наркотика ведет к раздражительности и нервозности, появляется сильное беспокойство, и нередко мысли о самоубийстве. Человек уже не в состоянии чем либо заниматься. Наркоман теряет остатки человеческого достоинства и как безвольная кукла, соглашается на любое унижение, на любую мерзость, чтобы добыть очередную дозу. В результате длительного употребления наркотика наркоман теряет некоторые высшие чувства и нравственную сдержанность. Появляются наглость и нечестность, угасают жизненные цели, интересы и надежды и даже некоторые естественные влечения.
За последний год количество ВИЧ-инфицированных увеличилось в ШЕСТЬ раз. Произошло это за счет того, что вирус попал в среду наркоманов. 80% из числа вновь заразившихся составляют наркоманы.
Предварительный просмотр:
Антинаркотическое воспитание
Рассматривая профилактику как активный поступательный процесс создания условий и формирования личностных качеств, способствующих развитию личности, ориентированной на здоровый образ жизни (БСЭ, т. 10, с. 127), одним из приоритетных направлений воспитания в образовательных учреждениях можно выделить работу по профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди детей и молодежи.
Однако работа не всегда эффективна, это связано как с внешними, так и внутренними препятствиями:
реклама в мобильных телесистемах SMS, компьютерные игры с наркогенной направленностью;
реклама в сети Интернет;
реклама на телевидении, видео, в печати и литературе;
молодежная субкультура;
недостаточная компетентность педагогических работников в области программирования и проектирования;
недостаточная мотивация педагогов к применению интерактивных технологий в профилактической антинаркотической деятельности;
недопонимание педагогическим коллективом стратегии первичной профилактики;
неуверенность части педагогов, которые считают себя некомпетентными в области профилактики.
Для преодоления существующих препятствий и повышения эффективности антинаркотической профилактической работы в школе руководствуемся письмом Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде» (№ ПК-10 от 14.09.2005) обращая особое внимание на:
выявление, учет и организацию профилактической работы с несовершеннолетними и молодежью, находящимися в социально опасном положении и иной трудной жизненной ситуации, в том числе злоупотребляющими психоактивными веществами;
совершенствование качества воспитательной работы, обеспечение условий для общественно-полезной, в том числе трудовой, занятости, досуга детей и молодежи, вовлечения их в занятия физической культурой и спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства, сохранение и развитие сети образовательных учреждений дополнительного образования детей;
внедрение в деятельность образовательных учреждений специализированных образовательных программ, направленных на формирование у обучающихся законопослушного поведения, навыков здорового и безопасного образа жизни;
реализацию мер по охране здоровья обучающихся, воспитанников образовательных учреждений, включая проведение регулярных медицинских профилактических осмотров;
организацию деятельности по предупреждению и пресечению незаконного оборота наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ в образовательных учреждениях, местах досуга несовершеннолетних и молодежи;
поддержку молодежных инициатив по реализации социально значимых проектов, в том числе направленных на профилактику злоупотребления психоактивными веществами, включая организацию волонтерского движения;
организацию антинаркотической пропаганды, пропаганды здорового образа жизни, в том числе с помощью средств массовой информации;
организацию межведомственного взаимодействия, взаимодействия с негосударственными, общественными и религиозными организациями, осуществляющими деятельность по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде;
организацию контроля за исполнением законодательства, регулирующего вопросы профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, в деятельности подведомственных учреждений.
Анализируя результаты экспертизы профилактических программ на Федеральном и региональном уровнях, нами учтены выявленные ошибки в организации антинаркотического воспитания.
Учитывая рекомендации психологов и экспертов, мы исключили следующие направления:
Проведение конкурсов рисунков, плакатов в образовательных учреждениях с установкой на страх наркозависимости с использованием наркоманской атрибутики.
Предоставление учащимся информацию:
о действии психоактивных веществ;
способах приготовения или приобретения ПАВ;
демонстрирование наркоманской атрибутики;
упоминание названия наркотических веществ (при проведении массовых мониторинговых исследований или включение в предметное содержание тем уроков);
обсуждение состояния, которые переживает наркоман, употребляющий наркотики
использование наркоманского сленг.
Организация или участие в мероприятиях, акциях антинаркотической направленности, с содержанием которых, мы не ознакомлены или они не согласованы с компетентными органами.
В работе школы используются программы и информационно-методические пособия, разработанные в рамках Федеральной и региональной целевых программ «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту».
Осуществляя деятельность по первичной профилактике, стараемся формировать у воспитанников индивидуально—психологические факторы антинаркотической защиты.
В поведенческой сфере:
социальная компетентность
владение эффективными стратегиями поведения;
владение навыками безопасного поведения в ситуации столкновения с ПАВ (навыки ассертивного поведения).
В мотивационно-потребностной сфере:
антинаркогенная установка;
развитая ценостная мотивационная структура личности;
наличие жизненных целей и перспектив, несовместимых с наркотизацией;
вовлеченность в конструктивную деятельность, альтернативную наркотизации;
ориентированность на ведение здорового образа жизни.
В эмоциональной сфере:
эмоциональная устойчивость;
способность к отсроченной разрядке напряжения;
способность контролировать аффект;
сформированность чувства преданности и близости;
чувство юмора.
В когнитивной сфере:
осведомленность о негативных последствиях употребления ПАВ;
развитые ресурсы когнитивной сферы;
высокий созидательный потенциал.
В духовной сфере:
твердые моральные принципы и убеждения;
сформированная позиция по отношению к любви, жизни, смерти, вере, духовности;
высокий созидательный потенциал;
убеждения и нравственые цености, совпадающие с принятыми в социальной группе;
позитивная «Я-концепция»;
адекватная самооценка.
Используемая литература:
Письмо Минобрнауки России № ПК-10 от 14.09.2005 «О приоритетных направлениях деятельности по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства внутренних дел России и Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков от 21 сентября 2005 г. № ВФ-1376/06 «Об организации работы по предупреждению и пресечению правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, в образовательных учреждениях;
Концепция превентивного обучения в области профилактики ВИЧ/СПИД в образовательной среде (рекомендована письмом Минобрнауки Российской Федерации АС-1270/06 от 06.10.2005г)
Предварительный просмотр:
Психологические особенности и употребление наркотиков
Издавна считалось, что подростковый период чреват сложными конфликтами. В монографии М. И. Буя-нова (1986) приведены следующие высказывания мыслителей прошлого. Сократ (470—399 гг. до н. э.): «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие». Неизвестный житель Вавилона: «Эта молодежь растлена до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».
Осуждение неконформного поведения подростков является настолько общепринятым, что американский психолог Е. Bern подверг его специальному анализу. Разговоры о плохом поведении молодого поколения он описывает как своеобразную «игру» под характерным названием «Разве это не ужасно?». Е. Bern дает этой «игре» крайне отрицательную оценку: «Это фарисейское, карательное или даже порочное родительское развлечение». Вместе с тем вышеприведенные высказывания отражают не только особенности отношения взрослых к подросткам, но и специфику подросткового периода. Основным содержанием этого периода является обретение собственного «я». Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский центральной проблемой подросткового периода считал становление самосознания, ин-териоризацию социальных функций. Он рассматривал подростковый возраст как переходный период развития личности, сопоставимый по своему значению с периодом раннего детства. Л. С. Выготский отмечал, что особенности поведения в подростковый период забываются, по крайней мере частично, когда человек взрослеет: «Пережив переходный возраст, мы забываем его, и это служит доказательством нашего перехода к другой структуре личности, к другой системе связей между отдельными функциями. В структуре личности подростка нет ничего устойчивого, окончательного и неподвижного. Все в ней — переход, все течет» 2. Психолог Е. Erikson дает следующую концепцию подросткового периода: цель развития — обрести самого себя либо утратить свое лицо, «растворившись в толпе»; область социальных отношений охватывает группы сверстников; доминирующие переживания — от чувства идентичности до полного отчуждения, непризнания. Главными результатами развития в подростковый период Е. Erikson считает приобретение таких качеств, как преданность и верность. Гэвигарст и Коле (цит. по И. Шванцара, 1978) приводят более детализированную схему целей развития в подростковый период:
1. Общее эмоциональное созревание — от деструктивных чувств и недостатка уравновешенности к конструктивным чувствам и уравновешенности, от субъективной к объективной интерпретации ситуации; от избегания конфликтов к их решению.
2. Кристаллизация интересов к другому полу — от интереса к одинаковому полу к интересу к противоположному полу; от мучительного ощущения сексуальности к признанию факта половой зрелости.
3. Социальное созревание — от чувства неуверенности в группе сверстников к достижению уверенности; от неловкости в обществе к находчивости; от рабского подражания к эмансипации; от неуживчивости в обществе к толерантности.
4. Освобождение от опеки родителей — от поиска поддержки у родителей к опоре на собственные силы.
5. Интеллектуальное созревание — от веры в авторитеты к требованию доводов; от фактов к объяснениям; от многочисленных поверхностных интересов к нескольким постоянным.
6. Выбор профессии — от интереса к престижным профессиям к адекватной оценке своих возможностей и выбору соответствующей профессии.
7. Проведение свободного времени — от интереса к индивидуальным играм, где можно показать силу, выносливость, к интересу к коллективным играм; от активного участия в играх и соревнованиях к пассивному наблюдению; от интереса ко многим играм к интересу лишь к некоторым.
8. Жизненная философия — от равнодушия к общественным делам к активному участию в них; от стремления к удовольствиям и избегания боли к поведению, основанному на чувстве долга.
Отрицание, вообще свойственное подростку, может остаться основой дальнейшего поведения. Приобретаются альтернативные ценности, противостоящие традиционным ценностям общества. Употребление наркотических веществ всегда бывает симптомом такого неблагополучия. Мы практически не сталкивались со случаями, когда употребление наркотиков было главным и единственным фактором, вызвавшим социальную дезадаптацию подростка. Велик соблазн прямо связать наркотизацию с кризисом подросткового возраста: подросток как бы стремится пережить этот болезненный период «под наркозом». Однако такой взгляд на проблему ошибочен. Нельзя связывать наркотизацию с нормальным становлением личности молодого человека.
Семейное неблагополучие (дезадаптация) является одним из важных факторов, способствующих развитию подросткового наркотизма и наркомании. Прежде всего, следует остановиться на таких семейных конфликтах, которые носят хронический характер, что способствует патохарактерологическому развитию подростка. Такие конфликты находятся в тесной связи с различными типами неправильного воспитания.
Для семьи, в которой родители злоупотребляют спиртными напитками, характерны воспитание по типу гипопротекции и воспитание в условиях жестоких отношений. Еще A. Adler (1931) дал характеристику этому типу воспитания. С раннего возраста ребенок предоставлен самому себе, пребывание дома тягостно для него: он становится свидетелем или жертвой асоциального, иногда агрессивного поведения родителей. Ребенок становится «уличным», он проводит время в компаниях таких же обездоленных детей. Эти компании группируются по территориальному принципу (дворовые, уличные). Обычно лидерство принадлежит делинквентному подростку старшего возраста, отличающемуся эмоциональной возбудимостью и физической силой. Этот подросток и становится для ребенка источником информации о наркотиках, а затем — источником снабжения наркотиками. Если ребенок воспитывается в условиях гипопро-текции, у него формируется специфическое мировоззрение. Оно может быть выражено следующей триадой (Я. Бундулс, 1982):
1) всегда рассчитывай на самого себя;
2) другие — твои враги;
3) если ты хочешь чего-то добиться — ты должен их обмануть.
Пример родителей, ведущих асоциальный образ жизни, играет огромную роль в приобщении ребенка и подростка к употреблению спиртных напитков, а затем и наркотических веществ. Этому способствует типичная детская поведенческая реакция — реакция имитации. Ребенок склонен подражать родителям независимо от социальной направленности их поведения. Реже наблюдается реакция отрицательной имитации. Осознав негативные стороны жизни родителей, ребенок стремится избегать тех форм поведения, которые хоть отдаленно могут напомнить ему поведение родителей.
Важную роль играет наличие эмоционального контакта ребенка и родителей. Если ребенок воспитывается в обстановке эмоционального отвержения, это создает у него ощущение собственной вины, обделенности, формирует негативное отношение к окружающему миру. Эмоциональное отвержение может быть явным и скрытым. Однако скрытое эмоциональное отвержение не может остаться не замеченным ребенком.
То же относится и к так называемой скрытой безнадзорности: она скрыта от окружающих, но не от ребенка. В этих случаях ребенок остро ощущает свою неполноценность, стремится как-то компенсировать ее. Описываемые в литературе реакции компенсации и сверхкомпенсации представляют собой сложные формы поведения и деятельности, определяют жизненную позицию ребенка. Реакция компенсации направлена на достижение успеха в тех областях, где ребенок чувствует себя уверенно. Реакция сверхкомпенсации — это попытка добиться успеха на участке наибольшего сопротивления. Употребление наркотиков нельзя считать проявлением реакции компенсации, однако в некоторых случаях подростки с помощью наркотиков снимают эмоциональное напряжение.
На другом полюсе находятся те типы неправильного воспитания, в основе которых лежит повышенное внимание к ребенку и повышенный контроль за ним. Описаны различные виды такого воспитания:
Доминирующая гиперпротекция — мелочный контроль за поведением ребенка, блокирование любых проявлений самостоятельности, недоверие к друзьям ребенка, страх перед «дурным влиянием». Тесно связано с доминирующей - гиперпротекцией воспитание с повышенной моральной ответственностью. Неадекватно большие надежды родителей на ребенка, постоянное напоминание ему о том, что для него делается и чего от него ждут, накладывают болезненный отпечаток на характер ребенка и подростка. Своеобразный лозунг этого типа воспитания: «Не мы, так наши дети». Часто родители стремятся дать ребенку именно то, чего они сами были лишены в детстве, не заботясь о том, нужно ли это ребенку. Например, мать, имевшая способности к музыке, была лишена возможности учиться. Ребенок не обладает ни способностями, ни желанием учиться музыке, но мать настойчиво стремится дать ему музыкальное образование.
Наименее благоприятно воспитание по типу «кумира семьи» (потворствующая гиперпротекция). Целью родителей становится удовлетворение всех потребностей ребенка, стремление избавить его от любых, даже самых незначительных трудностей. Родители убеждены в том, что их дети обладают особыми способностями, талантами. Детство ребенка проходит в атмосфере всеобщего восхищения. Как отмечает А. Е. Личко (1985), «это культивирует эгоцентрическое желание всегда быть в центре внимания окружающих, ловить полные интереса к своей особе взгляды, слышать разговоры о себе, а все желаемое получать с легкостью, без особого труда». Мировоззрение подростка, воспитанного в обстановке гиперпротекции, может быть сформулировано такой триадой (Я. Бундулс, 1982): 1) никогда не предпринимай ничего самостоятельно; 2) другие обязаны заботиться о тебе; 3) если у тебя что-то не получается, виноваты в этом другие, а не ты.
Воспитание по типу гиперпротекции также может привести к социальной дезадаптации, а иногда — к приобщению подростков к употреблению наркотических веществ. Однако в поле зрения наркологов эти подростки, как правило, не попадают, поскольку родители всеми силами стремятся скрыть факты употребления наркотиков, избежать постановки подростка на учет. Даже в выраженных случаях наркомании анозогнозия в отношении заболевания имеется не только у подростка, но и у его родителей. Родители «не желают замечать» признаки наркотического опьянения, а когда факты употребления становятся явными, родители стремятся объяснить их «тонким душевным складом подростка», «стимулированием творческих способностей». Наиболее часто подобную неадекватную позицию занимает мать подростка. Мы неоднократно наблюдали молодых людей, страдающих наркоманией, которые долгие годы с помощью родителей скрывали пагубное пристрастие от окружающих. Несмотря на раннее начало наркотизации, они были поставлены на учет в возрасте старше 20 лет. Обычно на лечении настаивали жены больных вопреки воле родителей. Таким образом, ведущую роль в развитии наркомании играет воспитание по типу гипопротекции, особенно в тех случаях, когда у подростка обнаруживаются те или иные патологические особенности характера.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Уроки профилактики наркомании в начальных классах
Программа составлена на основе методического пособия Министерства образования и науки Республики Татарстан «Предупреждение употребления алкоголя и наркотиков школьниками» - Казань, 2006 и методи...
План профилактики наркомании, табакокурения и алкоголизма
План профилактики вредных привычек среди учащихся...
рекомендации и советы подросткам по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма
Буклет содержит советы и рекомендации подросткам по профилактике наркомании, табакокурения и алкоголизма....
Проектная работа Тема: «Формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, алкоголизма и табакокурения в подростковой среде»
Трудно себе представить то благотворное изменение, которое произошло бы во всей жизни людской, если бы люди...
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ. ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ.
В данном выступлении я рассказала коллегам о том, какую работу ведут учителя начальной школы по профилактики наркомании среди детей....
«Детский досуг как средство профилактики наркомании»
В настоящее время в России наблюдается устойчивая тенденция к значительному росту потребления алкогольных напитков, наркотических и токсических веществ с одновременным снижением возраста приобщающейся...
ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ В СЕМЬЕ
Профилактика наркомании в семье Наркомания — болезнь молодых. Многие подростки пробуют наркотики уже в школе. Произойдет это или нет, зависит и от семьи.Учите получ...