СОЦИАЛИЗАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ С ФУНКЦИОНАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ
статья по теме
Предварительный просмотр:
ОПЫТ СОЦИАЛИЗАЦИИ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Я работаю воспитателем ГПД в классах охраны зрения восьмой год. В настоящее время в моей группе 19 учащихся 4-х классов. Это мой второй выпуск в основную школу.
В 1-й класс дети приходят с разными способностями, памятью, вниманием, ослабленным состоянием соматического и психического здоровья. И в виду того, что практически все дети находятся в школе до 18 часов вечера и имеют очень плотное учебное расписание: общеобразовательные уроки, коррекционно-развивающие занятия со специалистами, подготовка домашних заданий - крайне важно обеспечить им в группе продленного дня адекватные их особенностям условия для социализации и развития.
Основной целью воспитательной работы с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья является поиск методов их активной социальной адаптации.
В этих условиях моей основной задачей было создание спокойной, комфортной и доброжелательной обстановки в группе детей продленного дня. Причем первоначальная задача воспитания и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья заключалась в формировании позитивного отношения ученика к требованиям воспитателя, в адекватном ситуации его поведении, в развитии умения вежливо и конструктивно общаться с педагогами и сверстниками, принимать нормы и моральные принципы, существующие в обществе.
Одна из особенностей воспитания заключается также в том, что развитие любого поведенческого акта требует длительного и систематического его формирования, терпения и такта воспитателя.
Опыт моей практической деятельности как воспитателя показывает, что лишь словесная форма воздействия мало эффективна, и зачастую не осознается и не откладывается в памяти ребенка. Следовательно, при подготовке и проведении внеклассных занятий и мероприятий воспитатель слово обязательно подкрепляет показом, упражнениями, действиями, моделированием разнообразных жизненных ситуаций, у которых учащиеся принимают непосредственное и активное участие. Широкое использование сюжетно-ролевых игр, требующих от ребенка включения диалогической речи и актерского мастерства, способствет формированию вербально- логических способностей, расширяет репертуар его словесных высказываний. При этом каждое мероприятие должно нести нечто новое, расширять границы познания и интеллектуально насыщать ребенка в условиях активного взаимодействия со сверстниками. Я заметила, что элементы новизны, проблемного подхода, сотрудничества и соревнования делают внеклассные мероприятия особо привлекательными для детей.
Следующей задачей было создание сплоченного, работоспособного и дружного коллектива детей. С этой целью мы проводим беседы, тренинги, конкурсы, викторины, праздники, где учимся дружбе, взаимопониманию, взаимопомощи, теплому отношению к людям, окружающему миру. И, конечно, все дети любят играть! В игре ярко раскрывается природный творческий потенциал каждого ребенка, его индивидуальные задатки и способности. И вот здесь главное — их разглядеть и развить. С этой целью я широко использую театрализованные представления и спектакли.
Для того, чтобы объединить детей в коллектив, у них должно быть общее дело. Уже со второго полугодия 1-го класса дети начинают выступать на общешкольных праздниках, а также готовят представления для учащихся общеобразовательных и коррекционных классов начальной школы. Дети с удовольствием показывали спектакли. Среди них «Кошкин дом» по сказке С.Маршака, «Курочка Ряба» по мотивам русских народных сказок, «Репка» - сказка на современный лад, «Каша из топора», «Кому горшок нужно мыть». С последним спектаклем мы завоевали первое место на районном смотре «Инсценировка сказки» и второе место в городе.
Большим успехом у младших школьников пользуются и театрализованные веселые представления: «Ежели Вы вежливы» по стихам Г.Остера, «Путешествие в страну Добра», «Чему учат в школе», «Веселая лекция профессора Островзглядовой и Зорковзорова: «Берегите, глаза!»
Дети любят выступать на сцене, они становятся более открытыми, свободными, дисциплинированными, у них развивается память, артистизм, а главное, они чувствуют свою значимость и успешность!
Большое внимание уделяется военно-патриотическому воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Наравне со старшими школьниками мы подготовили музыкально-литературную композицию ко Дню снятия блокады Ленинграда «Я забыть никогда не смогу», с которой успешно выступили на районном семинаре «Комплексный подход к решению проблем обучения детей с психосоматическими особенностями здоровья в общеобразовательном учреждении» (19.01.2012). Неоднократно дети выступали перед ветеранами ВОВ и жителями блокадного Ленинграда, участвовали в смотре военных песен. Участвуя в таких мероприятиях, дети лучше узнают наше историческое прошлое, эмоционально-личностно его воспринимают, сопереживают людям военного времени, учатся уважать и помнить заслуги старшего поколения.
Для учащихся 3-4 классов я ввела следующие, новые формы работы.
Во-первых, это еженедельный обзор политических событий в стране и мире. Причем дети самостоятельно выбирают темы для обсуждения и дискуссий по поводу тех или иных событий. Дети на практике учатся вести дискуссию, конструктивно общаться и грамотно отстаивать свою точку зрения.
Во-вторых, это тематические беседы: «Мое хобби». Первоначально рассчитывала, что это будут небольшие сообщения детей о своих увлечениях. Я и не предполагала, что это вызовет столь живой интерес и отклик в душе ребят. Иногда мы еле-еле укладываемся в урок. Дети задают выступающему самые разнообразные вопросы, а тот в свою очередь подробно рассказывает и наглядно показывает то, чем он занимается и чем увлечен. Например, у нас были выступления и беседы о картинге, баскетболе, настольном теннисе, теквандо, танцах, бассейне, аквариумных рыбках, вязании. Один ребенок играл на синтезаторе. Важно заметить, что даже те ученики, которые в учебном процессе ярко себя не проявляют, в рамках таких мероприятиях раскрываются и вызывают к себе интерес, внимание и уважение со стороны одноклассников. В целом, это и способствует дальнейшему укреплению и сплочению детского коллектива.
Социализация детей, имеющих ослабление состояния физического и психического здоровья осуществлялась при соблюдении следующих основных условий:
учете состояния здоровья, индивидуально-личностных потребностей, интересов, задатков и способностей детей в процессе постоянного взаимодействия учителей, специалистов службы сопровождения, родителей и воспитателя;
непрерывности, систематичности, последовательности воспитательных воздействий по развитию их личности и укреплению здоровья;
использования сюжетно-ролевых игр, спектаклей и театрализованных представлений, направленных на развитие творчества, самосовершенствование и самоконтроль;
Таким образом, положительный результат социализации детей с ограниченными возможностями здоровья дает удовлетворение всем участникам образовательного процесса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОХРАНЕ, КОРРЕКЦИИ И РАЗВИТИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС
Программа скорректирована на основании Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей (ясли - сад - начальная школа)./ Под ред. Л.И. П...
Формирование навыков устных вычислений у младших школьников с нарушениями зрения.
У младших школьников с нарушениями зрения возникают трудности при выполнении математических заданий, и повышение уровня сформированности устных вычислительных навыков возможно путем специально организ...
Особенности развития зрительного восприятия у младших школьников с нарушениями зрения
В статье освещены основные направления работы по развитию зрительного восприятия учащихся классов "Охраны зрения"....
Рекомендации по совершенствованию восприятия формы у младших школьников с нарушением зрения
В разработке представлены игры и упражнения, способствующие развитию восприятия формы младшими школьниками с нарушениями зрения....
Интеграция школьников с нарушениями зрения.
Доклад на тему "Интегация школьников с нарушеними зрения"...
Классный час на тему: «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».
Пояснительная записка. По данным Всемирной организации здравоохранения ежегодно фиксируется потеря зрения у более, чем двух миллиардов людей. Все чаще, диагностирование показывает снижение зрени...
Классный час на тему «Здоровый образ жизни. Причины нарушения зрения у школьников. Профилактические меры по сбережению зрения у обучающихся».
Авторы: Полищук О.К., учитель МБОУ "Баскаковская средняя школа", Липко К.А., учитель МБОУ "Серго-Ивановская основная школа", Гагаринского района Смоленской области.Классный час на ...
Комментарии
Основной целью воспитательной