Рабочая программа кружка "Бумажное моделирование"
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа кружка "Бумажное моделирование" на 76 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_bumazhnoe_modelirovanie.doc | 157 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа кружка
«Бумажное моделирование»
на 2012-2013 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Занятия художественной практической деятельностью решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
Большое внимание в кружке уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков в кружке выделяются и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника;
- развитие коммуникативной компетентности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Исследования отечественных [1] и зарубежных учёных говорят о тесной связи развития координированных движений рук, пространственного мышления и воображения с восстановлением, укреплением здоровья и ускорением общего развития детей.
Программа по курсу “Бумажное моделирование” состоит из 3х разделов:
- “Плоскостные композиции”;
- “Модульное оригами”;
- “Бумагопластика”
Цели данной программы:
1. Личностная.
По итогам имеющихся исследований , занятия бумажным моделированием, в том числе и особенно оригами, способствуют выявлению и укреплению следующих природных качеств личности:
восприятия (целостности и структурности образа);
внимания (концентрации и устойчивости);
памяти (зрительной и кинестетической);
мышления (пространственного, креативного).
Мы ставим себе целью всемерно способствовать произрастанию указанных качеств.
2. Профессиональная
Освоить приёмы работы с бумагой, инструментами, чертежами (основы чтения и выполнения), дать навыки коллективной работы и общения, умения слушать и слышать, видеть и наблюдать, точно выполнять инструкции ведущего (без этого сколько-нибудь сложные модели обычно не получаются) и т.п.
3. Общекультурная.
Предметно обсудить понятия гармонии и красоты, их связи с соразмерностью, симметрией, цветовой гаммой моделей. Отметить связи с архитектурой и дизайном, технологией и моделированием самых разнообразных предметов человеческой деятельности (на доступных примерах в соответствии с готовностью, интересами и возрастом учащихся).
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
1. Подготовка подробного учебного плана с учётом необходимого разнообразия (по тематике, сложности и трудоёмкости) и доступности техники выполнения моделей, постепенного нарастания их сложности и трудоёмкости, доступного бюджета времени на занятия.
2. Подготовка методических материалов (плакатов, шаблонов, выкроек-развёрток, образцовых моделей по некоторым темам и т.п.).
3. Обеспечение тематической литературой занимающихся (прежде всего через школьную библиотеку).
4. Обеспечение цветной и обычной бумагой в наборе, клеем и другими расходными материалами.
5. Коллективное и индивидуальное участие учащихся в тематических выставках, смотрах, конкурсах, олимпиадах, оформление заявок на новые изобретения детей (через журнал “Оригами” или непосредственно Центр Сертификации при Петербургском Центре оригами).
6. Непрерывное самообразование и творческая работа педагога (знакомство с новинками тематической литературы, а по возможности - и непосредственное общение с ведущими специалистами, внимание и стремление к разработке собственных фигурок, методик, программ, попытка профессионально и доступно изложить их для разных категорий читателей, участие в конкурсных отборах на профильные выставки, различные творческие проекты, педагогические конференции...)
7. Передача опыта заинтересованным в этом преподавателям и любителям бумажного моделирования через семинары повышения квалификации, статьи в журнал “Оригами” и других изданиях, книги и т.п.
Программа рассчитана на 1 год. Программа составлена по принципу последовательного усложнения техники выполнения моделей, как в целом по курсу, от раздела к разделу, так и внутри каждого раздела от первых до последних моделей. Она развивается “по спирали”, изменяется степень сложности выполнения задания.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В течение всего периода обучения учебный процесс организован следующим образом:
* учебные занятия групповые - за одним большим общим столом по 1 часа 2 раза в неделю.
* учебные группы формируются по возрасту;
* учебный процесс в рамках одного учебного занятия проводится по-разному в зависимости от времени выполнения предложенной темы занятий. В начале темы теоретические занятия проводятся со всей группой. Затем, в зависимости от конкретного выбора заданий, учащиеся разбиваются на подгруппы, если хотят делать модель какой-то определённой группой или воплощают в жизнь своё индивидуальное решение.
Особенности методики учебной работы по каждому разделу программы следующие:
* в начале каждого раздела проводится общее знакомство с моделями, которые могут быть получены в результате его освоения (модели в авторском исполнении).
* знакомство с теоретическими положениями, которые необходимы при этом;
* обращение к книгам (включая авторские) и тематическим журналам с материалами, посвящёнными тематике раздела;
* знакомство с инструментами и материалами, требующимися для выполнения моделей и чертежей.
* обеспечение готовыми выкройками-развёртками, модулями или другими деталями для занятий;
* объясняются и показываются основные приёмы работы, выявляются общие и универсальные детали.
Воспитательный процесс организован путём:
* совместного обсуждения с учащимися возможного применения отдельных моделей или композиций из них, места каждого учащегося в этой общей работе: или в роли “солиста” (учащийся делает одну какую-то модель от начала до конца самостоятельно), или участника общего “хора” (каждый участник работы выбирает интересную и посильную ему группу деталей и тоже выполняет её самостоятельно);
* поиска аналогий с занятиями по другим предметам. Например, по теме “модульное оригами” из модуля делаем Пушкинского Учёного Кота, который сейчас же потребует своего особого антуража - дуба с резными листочками, золотую цепь и т.д. Учащиеся вспоминают стихи, откуда взята цитата, как заглавие выполняемой композиции. А всё стихотворение с массой других ярких образов даёт учащимся толчок к созданию следующих отдельных моделей или целых композиций из них.
* выявления возможностей и необходимости применения в быту полученных навыков, знаний и умений. Наработка умений сложить из подручных материалов для своих друзей, сестрёнок и братишек, модели, необходимые им здесь и сейчас. Например, стаканчик для воды, пилотку, которая в отличие от треуголки прочно сидит на голове в солнечный день. Коробочку для красок, уметь красиво сложить салфетки на праздничном столе, сделать в технике оригами на столе разметки для гостей, сложить вазы, блюда для печенья и фруктов. Коробочку для мусора не только для работы с бумагой, но и материей, деревом и т.д.
Годовая учебная программа рассчитана на 76часов. В состав программы входят следующие части:
* теория техники моделирования;
* практические задания;
* знания, с которыми учащиеся знакомятся в процессе обучения;
* умения и навыки, которыми учащийся овладевает при применении полученных знаний;
* техническое задание, упражнения и практические задачи, которые учащийся выполняет, применяя полученные знания, умения и навыки.
* наглядные пособия и оборудование;
* межпредметные связи.
На год:
N |
| Количество часов | ||||
п/п | Разделы | всего | в том числе | |||
|
| (S) | теория | практика | ||
I | Введение | 2 | 1 | 1 | ||
II | Плоскостные композиции: | 20 | 2 | 18 | ||
А. | Аппликация | 10 | 1 | 9 | ||
Б. | Художественное вырезание | 10 | 1 | 9 | ||
III | Модульное оригами | 30 | 2 | 28 | ||
IV | Бумагопластика или объемное конструирование | 22 | 3 | 19 | ||
А. | Объемные изделия из спичечных коробков | 10 | 1 | 9 | ||
Б. | Конструирование игрушек из цветной бумаги | 12 | 2 | 10 | ||
V | Заключение | 2 | - | 2 | ||
Всего | 76ч. | 8ч. | 68ч. |
На каждый из разделов:
- Введение
N занятия | Тема | Количество часов | ||
всего (S) | в том числе | |||
теория | практика | |||
1(1) | Вводное занятие. Виды и свойства бумаги. Форма листа бумаги для моделей. Подготовка к занятиям. | 1 | 1 | - |
2(2) | Повторение приемов складывания, вырезания. Повторение графического языка схем. | 1 | - | 1 |
N | Количество часов | |||
занятия | Тема | всего | в том числе | |
(S) | теория | практика | ||
А. Аппликация | ||||
3(1) | Технология аппликации. Какие бывают аппликации. | 1 | 1 | - |
4(2) | Аппликация из полосок | 1 | - | 1 |
5(3) | Аппликация из геометрических фигур | 1 | - | 1 |
6(4) | Обрывная аппликация | 1 | - | 1 |
7(5) | Аппликация из скрученных салфеток | 1 | - | 1 |
8(6) | Аппликация «Рыбка» с использованием ажурных бумажных салфеток | 1 | - | 1 |
9(7) | Аппликация из рекламных проспектов | 1 | - | 1 |
10(8) | Сюжетная аппликация | 1 | - | 1 |
Симметричная аппликация | 1 | - | 1 | |
12(10) | Аппликация из серпантина | 1 | - | 1 |
Б. Художественное вырезание | ||||
13(1) | Теоретические аспекты художественного вырезания. Материалы и инструменты | 1 | 1 | - |
14(2) | Ажурное вырезание бабочки | 1 | - | 1 |
15(3) | Ажурное вырезание цветов | 1 | - | 1 |
16(4) | Создание композиции с бабочками и цветами | 1 | - | 1 |
17(5) | Ажурный веночек | 1 | - | 1 |
18(6) | Цветочный хоровод | 1 | - | 1 |
19,20(7,8) | Ажурный слоник | 2 | - | 2 |
21,22(9,10) | Ажурная ёлочка | 2 | - | 2 |
N занятия | Тема | Количество часов | ||
всего (S) | в том числе | |||
теория | практика | |||
23(1) | История модульного оригами | 1 | 1 | - |
24(2) | Техника выполнения треугольного модуля | 1 | 1 | - |
25(3) | Отработка техники выполнения треугольного модуля | 1 | - | 1 |
26-28(4-6) | Апельсин из модулей | 3 | - | 3 |
29-31(7-9) | Клубника из модулей | 3 | - | 3 |
32-34(10-12) | Мини-ананас из модулей | 3 | - | 3 |
35-42(13-20) | Снеговик из модулей | 8 | - | 8 |
43-52(21-30) | Дед Мороз из модулей | 10 | - | 10 |
IV. Бумагопластика
N занятия | Тема | Количество часов | ||||
всего (S) | в том числе | |||||
теория | практика | |||||
А. Объемные изделия из спичечных коробков. | ||||||
53(1) | Способы работы со спичечными коробками. Варианты склеивания | 1 | - | 1 | ||
54-56(2-4) | Мебель из коробков | 3 | - | 3 | ||
57(5) | Гусеница из коробков | 1 | - | 1 | ||
58(6) | Лошадь из коробков | 1 | - | 1 | ||
59(7) | Слон из коробков | 1 | - | 1 | ||
60(8) | Жираф из коробков | 1 | - | 1 | ||
61(9) | Автомобили из коробков | 1 | - | 1 | ||
62(10) | Создание композиции | 1 | - | 1 | ||
Б. Конструирование игрушек из цветной бумаги. | ||||||
63(1) | Объемные игрушки. Способы склеивания и складывания | 1 | 1 | - | ||
64(2) | Методы выполнения объемных игрушек из цветной бумаги | 1 | 1 | - | ||
65-67(3-5) | Транспорт | 3 | - | 3 | ||
68-72(6-10) | Животные | 5 | - | 5 | ||
73,74(11,12) | Объемная архитектура | 2 | - | 2 |
V. Заключение
N занятия | Тема | Количество часов | ||
всего (S) | в том числе | |||
теория | практика | |||
75(1) | Подготовка работ к выставке | 1 | - | 1 |
76(2) | Выставка работ за год | 1 | - | 1 |
Все разделы курса имеют методический авторский материал в виде теоретических и графических обоснований построения модели и готовых моделей.
Учащиеся могут пользоваться следующей литературой по оригами и бумажному моделированию:
1. В. Гончар. Альбом “Кристаллы”, М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.
2. В. Гончар. “Модели многогранников”, М.: Аким, 97, 64 с.
3. В. Гончар. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.
4. Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги” номера за 96-99 год.
5. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким, 97.
6. Т.В. Хлямова “Звёздное небо” , М.: Аким, 97.
7. В.П.Пудова, Л.В. Лежнёва “Легенды о цветах”, М.: Аким, 97. и другие тематич. издания
Для реализации программы по курсу “Бумажное моделирование” необходимы следующие условия:
* материально-технические условия
- Отдельный кабинет с большим рабочим столом и полками вдоль стен, стульями.
- Наборы бумаги для занятий.
- Клей, ножницы, карандаши, ручки, линейки и т.п.
- В качестве дополнительного оборудования
могут использоваться видеомагнитофон и компьютеры для просмотра и работы соответственно с имеющимися видеоплёнками и CD-ROM, Internet- материалами по оригами.
* методические условия
- Набор моделей по основным темам курса
- Шаблоны
- Выкройки-развёртки
- Пояснительные плакаты, схемы и т.п.
- Тематическая литература
- Видеоматериалы (если есть возможность использовать)
* кадровые условия
- Квалифицированная поддержка, если используются ПЭВМ, видеомагнитофон и т.п.
* внешние условия
- наличие тематического учебно-методического журнала
- проведение тематических выставок
КНИГИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГОМ:
1. “Оригами и педагогика”, материалы I Всероссийской конференции преподавателей оригами (СПб., 23-24 апреля 96 г.), М.: Аким, 96, 160 с.
2. Материалы II Сибирской конференции “Оригами в учебном процессе”, (Омск, 3-5 ноября 1998 г.), Омск.: 98 г., 48 с.
3. Материалы I и II Сибирских конференций по оригами. Вкладка в журнал “Оригами” № 16 (1/2 за 99 г.), 32 с.
4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. “Уроки оригами в школе и дома”, М.: Аким, 97., 206 с. (рек. Мин. образования РФ).
5. Афонькин С.Ю. и др. “Кусудамы - волшебные шары” М.: Аким, 97, 64 с.
6. Афонькин С.Ю. и др. “Рождественское оригами” М.: Аким, 98, 64 с.
7. Афонькин С.Ю.- предс. СПб центра оригами, издал в соавторстве ещё более двух десятков книг по оригами, с 1996 по 2000 г. являлся гл. ред. ж/л “Оригами”.
8. Белим С.Н. и др. “Задачи по геометрии, решаемые методом оригами” М.: Аким, 97, 64 с.
9. Валявский А.С., “Как понять ребёнка”, СПб.: 98, 752 с.
10. М. Веннинджер “Модели многогранников”, М.: Мир, 1974, 236 с.
11. В. Гончар. Альбом “Кристаллы”, М.: Аллегро-Пресс, 1994 г.
12. В. Гончар. “Модели многогранников”, М.: Аким, 97, 64 с.
13. В. Гончар. “Игрушки из бумаги”, М.: Аким, 97, 64 с.
14. Журнал “Оригами. Искусство складывания из бумаги”. Издаётся с 1996 года (к 7.11.00 вышло 24 выпуска).
15. Кумарин В.В. “Педагогика стандартности или почему детям плохо в школе”, Чехов.: 96, 64 с.
16. Пудова В.П., Лежнёва Л.В. “Легенды о цветах”, М.: Аким, 98, 64 с.
17. Сержантова Т.Б. “365 моделей оригами”, М.: Айрис, 98 г.
18. Соколова С.В. и др. “Русские народные сказки”, М.: Аким, 97, 64 с.
19. Соколова С.В. “Игрушки-оригамушки”, части I и II. СПб.: Химия, 97 г.
20. Хлямова Т.В. “Звёздное небо”, М.: Аким, 97, 64 с.
21. Шумаков Ю.В., Шумакова Е.Р. “Полезные предметы и украшения для письменного стола”, М.: Аким, 98, 64 с.
ПОЛЕЗНЫЙ САЙТ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности «Моделирование с конструкторами LEGO»
Рабочая программа «Моделирование с конструкторами LEGO» описывает курс работы с конструктором Перворобот LEGO WeDo. Этот курс предназначен для учащихся 3 - 4 классов, увлекающихся конструирование...
Рабочая программа по техническому моделированию
Начальное техническое моделирование - это первые шаги младших школьников в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей технических объектов....
Рабочая программа по конструированию и моделированию
Это внеаудиторная программа предназначена для формирования личности обучающихся начальных классов общеобразовательной школы. Следующие задачи:- развивать пространственное вообрахение,памят...
«Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников по моделированию и конструированию»
Программа для внеурочной деятельности по моделированию и конструированию....
Рабочая программа - Техническое моделирование
Рабочая программа дополнительного образования по техничекому моделированию, первый год обучения...
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Моделирование и конструирование" к рабочей программе по математике для 3 класса
Рабочая программа внутрипредметного модуля «Моделирование и конструирование» для расширения рабочей программы по математике для 3 класса разработана на основе Федерального государственного...
Рабочая программа Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Начальное техническое моделирование»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ««Начальное техническое моделирование» разработана в соответствии с «Законом об образовании...