Деятельность классного руководителя по оказанию педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы
материал по теме
Материал для построения эффективного воспитательного воздействия и педагогической поддержки ребёнка: этапы работы, правила решения проблемы, примеры.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Деятельность классного руководителя по оказанию педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы.
Большинство учителей в настоящее время стараются строить педагогическое взаимодействие на основе гуманистических принципов, ориентируясь на личность ученика (воспитанника).
Для построения эффективного воспитательного воздействия и педагогической поддержки я осуществляю диагностическую и аналитическую деятельность. Чтобы выявить личностно значимые проблемы для ребёнка, я провожу наблюдения, беседы, использую диагностики «Десять моих Я» и «Что у меня на сердце», опросник «Не хочу быть…», которые позволят узнать причины переживаний ребёнка и его проблемы.
Испытывая потребность в обновлении и совершенствовании содержания и способов организации воспитательного процесса, я пользуюсь памяткой «Этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы».
Этапы:
I - «сигнальный»
Содержание деятельности:
- фиксирование проблемы
- обработка информации
- поиск решения проблемы
Приёмы и методы организации деятельности:
- педнаблюдение
- размышления
- приёмы аутогенной тренировки
II – «контактно-созидательный»
Содержание деятельности:
- определение эмоционально-психологического состояния ребёнка
- устранение психологических барьеров
- установление контакта с учеником
Приёмы и методы организации деятельности:
- тестирование
- коммуникативное взаимодействие
- приёмы «Я – высказывание» и «Ты – высказывание»
III – «диагностический»
Содержание деятельности:
- доверительные беседы
- диагностика проблемы
- определение причины возникновения проблемы
Приёмы и методы организационной деятельности:
- активное эмпатическое слушание
IV - «проектный»
Содержание деятельности:
- ребёнок при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод её конструктивно русло
- ребёнок при помощи и поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы
- вариант взаимодействия по рению проблемы
Приёмы и методы организационной деятельности:
- методика «КПП в сапога» (О. В. Хухлаева)
- проектирование
- анализ способов решения чужой проблемы
- метод договора
V – «деятельностный»
Содержание деятельности:
- осуществление ребёнком плана намеченных действий по решению проблемы
- педподдежка усилий ребёнка
Приёмы и методы организационной деятельности:
- методы практической деятельности
- методы поддержки деятельности ребёнка
VI – «результативно-аналитический»
Содержание деятельности:
- совместное обсуждение успехов и неудач
- констатация факта разрешения проблемы или переформулирования
- осмысление ребёнком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы
Приёмы и методы организационной деятельности:
- рефлексия и саморефлексия
- беседа
Реализация педагогической поддержки возможна в том случае, если в основе профессиональной позиции лежат следующие нормы педагогического взаимодействия:
- любовь к ребёнку и безусловное принятие его как личности, отзывчивость и терпимость, умение прощать
- умение правильно вести диалог
- вера в миссию каждого ребёнка, понимание его интересов и устремлений
- готовность оказать содействие и помощь
- признание права ребёнка на свободу самовыражения
- поощрение и одобрение самостоятельности, готовность ничего не требовать взамен
После непродолжительной беседы с учащимися о наличии у человека личных проблем я провела опрос с целью выявления этих личностно значимых проблем для каждого из них.
У большей части детей проблемы совпали с моими предположениями. На часе общения я взяла примеры из прочитанных произведений и подвела детей к тому, чтобы они сделали самостоятельно вывод о возможности изменения качеств личности, о решении личностно значимых проблем.
! Изменить никогда не поздно. Для этого требуется время!
После анализа данных я определила для себя правила , которые очень важны для решения проблемы:
- установить контакт с ребёнком через спокойное обращение (ничего е должно отвлекать и мешать)
- доверительно прояснить проблему, постараться ответить на вопрос «почему?»
- пообещать друг другу решить её вместе
- наметить план действий и рассмотреть предложение ученика и учителя («дай совет другому»)
- следить за изменением через наблюдения, беседы
- корректировать
- обязательно отметить положительные изменения
Пример: застенчивость
«Я боюсь поднять ручку»
«Лучше поработаю одна»
«Только посмотрю»
План решения проблемы в учебно-воспитательном процессе:
- поощрять контакт взглядом (смотреть в глаза)
- помогать отвечать
- отрабатывать поведение в разных ситуациях
- в библиотеке
- в столовой
- в раздевалке
- работа в паре, группе (на уроках, при подготовке к празднику, к классному часу…)
Пример: одиночество, отсутствие друзей
Почему? - перебивает, не слушает
- вмешивается
- бросает игру, не умеет играть
- ведёт себя как командир
С кем хотел бы дружить? Почему?
План:
- наблюдай за другими
- посмотри, как он (она) внимателен, добр
- не перебивай, дай высказаться
- совместная работа в группе или паре (праздник, информация к классному часу о дружбе…)
Пример: стремление доминировать, быть лидером
«Я буду капитаном»
«По моим правилам»
«Я сказал…»
Почему? (хочу, уверен, привык)
А как чувствуют себя другие! (?)
План:
- учить соблюдать очерёдность
- учить делиться тем, что видят все, делиться своим
- в игре – жребий
- новенький имеет право быть первым
- «бабушкино правило» (если ты разрезаешь пирог, то другой выбирает кусок; если ты выбираешь игру, то другой её начинает…)
Пример: драчливость
«Он обозвал меня»
«Она первая лезет»
«Я задел не сильно…»
Почему? Как поступить иначе? (ученик не знает)
План:
- научить выбирать альтернативное поведение: - руку в карман, - на стол…
- использовать формулу «Я хочу, чтобы…» и высказаться
- выражать чувство словами «Я зол», «Я сержусь»
- вовремя уйти
- учитель «ловит» ребёнка на хорошем поведении и оценивает это.
Понять проблему и изменить себя очень трудно – особенно детям!
Но лучше продвигаться медленно, чем находиться в бездействии.
(китайская пословица)
Шавалиева А. Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме "Классный руководитель - помощник индивидуального развития каждого ребёнка"
«Сердце отдаю детям…»...
Педагогический совет "Разносторонняя деятельность классного руководителя в воспитании самоактуализации и саморегуляции"
Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности. Значение этих понятий отражено в материалах педагогическог...
Личностно - ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчёркнуто, что «развити...
"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.
Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...
« Педагогическая помощь и поддержка ребенка в образовании как основа деятельности классного руководителя»
Одним из важнейших элементов системы воспитания школьников, ориентированной на развитие индивидуальности учащихся, является деятельность педагога по оказанию помощи и поддержки ребенку в решении...
Педагогическая поддержка- основа воспитательной деятельности классного руководителя.
В статье раскрываются основные принципы и приемы осуществления педагогической поддержки....
О деятельности классного руководителя по духовно-нравственному развитию и социализации школьника. Опыт, находки, проблемы.
Из опыта работы по духовно-нравственному развитию и социализации школьника, направленую на формирование всех УУД, которая реализуется в системе в урочной и внеурочной деятельности....