Деятельность классного руководителя по оказанию педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы
материал по теме

Материал для построения эффективного воспитательного воздействия и педагогической поддержки ребёнка: этапы работы, правила решения проблемы, примеры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность классного руководителя по оказанию педагогической  поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы.

      Большинство учителей в настоящее время стараются строить педагогическое взаимодействие на основе гуманистических принципов, ориентируясь на личность ученика (воспитанника).

     Для построения эффективного  воспитательного  воздействия  и педагогической поддержки  я осуществляю диагностическую и аналитическую деятельность. Чтобы выявить личностно значимые проблемы для ребёнка, я провожу наблюдения, беседы, использую диагностики «Десять моих Я» и «Что у меня на сердце», опросник «Не хочу быть…», которые позволят узнать причины переживаний ребёнка и его проблемы.

      Испытывая потребность в обновлении и совершенствовании содержания и способов организации воспитательного процесса, я пользуюсь памяткой «Этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребёнка в решении личностно значимой для него проблемы».

Этапы:

I - «сигнальный»

Содержание деятельности:

  1. фиксирование проблемы
  2. обработка информации
  3. поиск решения проблемы

Приёмы и методы организации деятельности:

  1. педнаблюдение
  2. размышления
  3. приёмы аутогенной тренировки

II – «контактно-созидательный»

Содержание деятельности:

  1. определение эмоционально-психологического состояния ребёнка
  2. устранение психологических барьеров
  3. установление контакта с учеником

Приёмы и методы организации деятельности:

  1. тестирование
  2. коммуникативное взаимодействие
  3. приёмы «Я – высказывание» и «Ты – высказывание»

III – «диагностический»

Содержание деятельности:

  1. доверительные беседы
  2. диагностика проблемы
  3. определение причины возникновения проблемы

Приёмы и методы организационной деятельности:

  1. активное эмпатическое слушание

IV -  «проектный»

Содержание деятельности:

  1. ребёнок при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод её конструктивно русло
  2. ребёнок при помощи и поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы
  3. вариант взаимодействия по рению проблемы

Приёмы и методы организационной деятельности:

  1. методика «КПП в сапога» (О. В. Хухлаева)
  2. проектирование
  3. анализ способов решения чужой проблемы
  4. метод договора

V – «деятельностный»

Содержание деятельности:

  1. осуществление ребёнком плана намеченных действий по решению проблемы
  2. педподдежка усилий ребёнка

Приёмы и методы организационной деятельности:

  1. методы практической деятельности
  2. методы поддержки деятельности ребёнка

VI – «результативно-аналитический»

Содержание деятельности:

  1. совместное обсуждение успехов и неудач
  2. констатация факта разрешения проблемы или переформулирования
  3. осмысление ребёнком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы

Приёмы и методы организационной деятельности:

  1. рефлексия и саморефлексия
  2. беседа

         Реализация педагогической поддержки возможна в том случае, если в основе профессиональной позиции лежат следующие нормы педагогического взаимодействия:

  1. любовь к ребёнку и безусловное принятие его как личности, отзывчивость и терпимость, умение прощать
  2. умение правильно вести диалог
  3. вера в миссию каждого ребёнка, понимание его интересов и устремлений
  4. готовность оказать содействие и помощь
  5. признание права ребёнка на свободу самовыражения
  6. поощрение и одобрение самостоятельности, готовность ничего не требовать взамен

           После непродолжительной беседы с учащимися о наличии у человека личных проблем я провела опрос с целью выявления этих личностно значимых проблем для каждого из них.

          У большей части детей проблемы совпали с моими предположениями. На  часе общения я взяла примеры из прочитанных произведений и подвела детей к тому, чтобы они сделали самостоятельно вывод о возможности изменения качеств личности, о решении личностно значимых проблем.

! Изменить никогда не поздно. Для этого требуется время!

         После анализа данных я определила для себя правила ,  которые очень важны для решения проблемы:

  1. установить контакт с ребёнком через спокойное обращение (ничего е должно отвлекать и мешать)
  2. доверительно прояснить проблему, постараться ответить на вопрос «почему?»
  3. пообещать друг другу решить её вместе
  4. наметить план действий и рассмотреть предложение ученика и учителя («дай  совет другому»)
  5. следить за изменением через наблюдения, беседы
  6. корректировать
  7. обязательно отметить положительные изменения

Пример: застенчивость

        «Я боюсь поднять ручку»

        «Лучше поработаю одна»

        «Только посмотрю»

План решения проблемы в учебно-воспитательном процессе:

  1. поощрять контакт  взглядом  (смотреть в глаза)
  2. помогать отвечать
  3. отрабатывать поведение в разных ситуациях
  1. в библиотеке
  2. в столовой
  3. в раздевалке
  1. работа в паре, группе (на уроках, при подготовке к празднику, к классному часу…)

Пример: одиночество, отсутствие друзей

        Почему?     - перебивает, не слушает

        - вмешивается

        - бросает игру, не умеет играть

        - ведёт себя как командир

С кем хотел бы дружить? Почему?

План:

  1. наблюдай за другими
  2. посмотри, как он (она) внимателен, добр
  3. не перебивай, дай высказаться
  4. совместная работа в группе или паре (праздник, информация к классному часу о дружбе…)

Пример: стремление доминировать, быть лидером

        «Я буду капитаном»

        «По моим правилам»

        «Я сказал…»

Почему? (хочу, уверен, привык)

А как чувствуют себя другие! (?)

План:

  1. учить соблюдать очерёдность
  2. учить делиться тем, что видят все, делиться своим
  3. в игре – жребий
  4. новенький имеет право быть первым
  5. «бабушкино правило»  (если ты разрезаешь пирог, то другой выбирает кусок; если ты выбираешь игру, то другой её начинает…)

Пример: драчливость

             «Он обозвал меня»

        «Она первая лезет»

        «Я задел не сильно…»

Почему? Как поступить иначе? (ученик не знает)

План:

  1. научить выбирать альтернативное поведение: - руку в карман,  - на стол…
  2. использовать формулу «Я хочу, чтобы…» и высказаться
  3. выражать чувство словами «Я зол», «Я сержусь»
  4. вовремя уйти
  5. учитель «ловит» ребёнка на хорошем поведении и оценивает это.

Понять проблему и изменить себя очень трудно – особенно детям!

Но лучше продвигаться медленно, чем находиться в бездействии.

                              (китайская пословица)

Шавалиева А. Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Разносторонняя деятельность классного руководителя в воспитании самоактуализации и саморегуляции"

Сегодня в педагогику вернулись идеи важности и значимости детства, сотрудничества, диалога, самоактуализации и самоопределения личности. Значение этих понятий отражено в материалах педагогическог...

Личностно - ориентированный подход в педагогической деятельности классного руководителя в условиях реализации ФГОС.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования четко определены необходимые для формирования нового человека изменения, в которых подчёркнуто, что «развити...

"Особенности организации совместной деятельности классного руководителя и родителей в процессе нравственного воспитания ребёнка". Выступление на городской конференции классных руководителей.

Много лет работаю над проблемой "Сотрудничество классного руководителя с родителями учащихся как средство формирования личности ребёнка" , мною выработаны направления работы с родителями, которые помо...

« Педагогическая помощь и поддержка ребенка в образовании как основа деятельности классного руководителя»

Одним из важнейших элементов системы воспитания школьников, ориентированной на развитие индивидуальности учащихся, является деятельность педагога по оказанию помощи и поддержки ребенку в решении...

Педагогическая поддержка- основа воспитательной деятельности классного руководителя.

В статье раскрываются основные принципы и приемы осуществления педагогической поддержки....

О деятельности классного руководителя по духовно-нравственному развитию и социализации школьника. Опыт, находки, проблемы.

Из опыта работы по духовно-нравственному развитию и социализации школьника, направленую на формирование всех УУД, которая реализуется в системе в урочной и внеурочной деятельности....