Конспект открытого классного часа в 4 классе "Диалоги о справедливости"
классный час (4 класс)
Классный час по духовно-нравственному воспитанию в 4 классе.
Тема: Дискуссия о справедливости.
Цель:
Углублять представление о нравственных качествах человека.
Задачи:
- Анализировать и объяснять понятия: духовность, бездуховность, нравственность, безнравственность, добро, зло, справедливость, милосердие.
- Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_dialogi_o_spravedlivosti.docx | 46.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по духовно-нравственному воспитанию в 4 классе.
Тема: Дискуссия о справедливости.
Цель:
Углублять представление о нравственных качествах человека.
Задачи:
- Анализировать и объяснять понятия: духовность, бездуховность, нравственность, безнравственность, добро, зло, справедливость, милосердие.
- Учить определять своё отношение к происходящему в мире, опираясь на общечеловеческие правила поведения, оценивать свои и чужие поступки, делать правильный выбор поступков.
Предварительная работа: оборудование класса, подготовка презентации, книги со сказками, карточки с описанием ситуаций для игры «Прими решение»
ХОД:
- Круг радости. Целеполагание
Учитель предлагает учащимся начать урок с приветствия без слов, при помощи выразительных движений (кивка, улыбки, салюта, рукопожатия...).
Поговорим?
О чем?
О разном и о прочем.
О том, что хорошо
И хорошо не очень.
Что-то знаешь ты
А что-то вам неизвестно.
Поговорим?
Поговорим.
Вдруг будет интересно.
Но в начале классного часа я хочу вас всех почестному угостить «чупиками», а то вдруг в конце урока не хватит времени или случайно забуду об угощении, но откроете их на перемене. (раздаю всем детям конфеты, а одному ученику даю больше, чем всем остальным, провоцируя тем самым на фразу о моем несправедливом распределении).
- Как раз всем хватило поровну. Все довольны? Справедливо ли я разделила?
(Все скажут «Нет!» Если кто-нибудь скажет «Да!», ответь: Это по отношению к тебе справедливо. А в целом?)
- Как вы думаете, о чем сегодня нам следует поговорить на классном часе?
ЧТО ТАКОЕ СПРАВЕДЛИВОСТЬ?
Есть мнение, что человек тогда начинает задумываться о справедливости, когда сталкивается с несправедливостью по отношению к себе. В вашей жизни, наверняка, уже происходили такие случаи. Пожалуйста, поделитесь, когда с вами обходились несправедливо.
(Дети рассказывают о своих случаях.)
С незапамятных времен люди говорят и пишут о справедливости: может быть, даже с тех самых пор, как вообще начали говорить и писать… Но до сих пор вопрос, по-видимому, не решен,— что такое справедливость и как ее осуществить в жизни? Согласитесь, каждый из нас желает справедливости и требует, чтобы с ним обходились справедливо.
- Поговорим
Ну что ж, для начала послушайте одну историю - «Компот и коржик».
К третьему уроку Серёжа не на шутку проголодался. Все мысли – о еде. План действий созрел мгновенно: «Можно выйти?»
В столовой длинный стол. Двадцать девять аппетитных коржиков. Двадцать девять стаканов сладкого компотика. Одним махом Серёжа проглотил свою порцию. Не удержался… Откусил ещё кусочек от одного коржика и отпил глоточек ещё из одного стакана. Остановился. Посмотрел. Непорядок! Пересиливая себя (а что делать?), откусил ещё 27 кусочков и отпил ещё 27 глоточков. Теперь нормально. Всё поровну. Слыша гомон входящих в столовую одноклассников, сытый Серёжа удовлетворённо думал: «Какой же я справедливый».
Оцените поведение проголодавшегося мальчика. Вы согласны с заявлением Сережи, что он справедливый?
(Ответы детей: чаще всего говорят, что он поступил несправедливо, и свое съел и у других откусил.)
Да, с одной стороны вы правы, он поступил несправедливо, но с другой стороны
Серёжа по одному кусочку от всех коржиков откусил, всем поровну досталось, разве Серёжу нельзя считать справедливым?
(Ответы детей.)
- Составление кластера
Вот мы думаем, справедливо Серёжа поступил или нет, но чтобы решить, надо понять, что же такое справедливость? Какие ассоциации с этим словом у вас возникают?
(замечания, оценка, поступок, поведение, наказание, награда, правда, честность, равноправие…)
- Просмотр мультфильма «Олень и Волк»
Сейчас я вам предлагаю посмотреть мультфильм и ответить на некоторые вопросы.
- О ком эта история? ( О диких животных, обитающих в большом лесу, где живут разные звери, у каждого своя дорога, своя жизнь, но беда может прийти к любому).
-Мы видим как злого и коварного Волка придавило дерево. Просто так ли упало дерево?(Волк готовил западню, смерть для семьи белки, но сам попал в эту западню)
- Справедливо ли наказание, правильно ли то, что случилось?
- Что же сделал благородный Олень?
- Зачем, ведь белка просила его не спасать Волка?
-Почему у Белки была такая реакция? ( хотела что волк был справедливо наказан, считала, что Волк заслуживает гибели )
- Волк вместо благодарности что решает?
-Поступок Волка Справедлив? Почему?( волк коварен, зол, не помнит добра)
- Среди людей как расценивается подобный поступок Волка?( как преступление, за которое человек должен быть обязательно наказан)
- Кто в мультфильме восстанавливает справедливость?
- Медведь был справедлив? Почему? ( каждому коварству рано или поздно придет наказание и наказание должно быть справедливым)
-Но ведь это в животном мире или в сказке, а в нашем человеческом мире, кто вправе решать наказать или помиловать, если наказать то как? (суд)
За серьезные проступки, верно, суд, справедливые судьи и по закону.
Справедливость делает жизнь людей правильной и честной. В то же время иногда мы просим простить и не наказывать человека. Почему?
- Как называется способность прощать того, кто поступил с нами плохо? (называют милосердием).
- Что оно означает?
Вспомни, как часто родители собирались наказать тебя за какие-нибудь провинности, но в последний момент отменяли наказание.
Почему? (Вспоминаются такие моменты)
Потому что они вас любят и готовы милосердно прощать. Милосердие дополняет справедливость и делает нашу жизнь добрее, избавляет нас от равнодушия и жестокости.
- А можно ли заставить человека быть справедливым и милосердным? (Эти ценности являются добровольным выбором каждого. Но от того, какой выбор делает человек, становится ясно, какой он на самом деле.)
Физминутка «ДА- НЕТ»
Если я назову справедливые поступки вы прыгнете, а если несправедливые - вы присядете и спрячетесь под «зонтиком» (миролюбие, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, унижение, сострадание, великодушие, благосклонность, бестактность, хвастовство, честность, лень, скупость, ложь, поддержка, сотрудничество, согласие, зависть, прощение, бестактность, грубость, бессердечность, уважение, отзывчивость, дружелюбие)
- Работа со словарем
Так что же такое справедливость?
(Справедливость – это поступать по закону, наказывать или поощрять по заслугам, честно)
Словарь русского языка С.И.Ожегова трактует справедливость как беспристрастие, это значит – действующий беспристрастно, в соответствии с истиной, с законом, с правдой)
Посмотрите на эту статуэтку. Кто знает кого она изображает?(Фемида-греческая богиня справедливости)
Повязка Фемиды – беспристрастность. Перед богиней справедливости все равны и боги и люди. Не имеют значение ни статус, ни социальные различия. Закон един для всех.
Весы Фемиды –являются мерой не только конкретных вещей, которые можно взвесить, но и таких понятий как «добро» и «зло», «вина» и «невиновность». Какая чаша перевесит?
Меч Фемиды – возмездие по поступкам, совершенными людьми.
- Какого человека можно назвать справедливым?(Справедливый человек - это тот человек, который поступает правильно, честно, беспристрастно)
Справедливость – это моральное правило, регулирующее отношения между людьми при распределении благ, наград, доходов и наказаний.
-Как отличить справедливого человека от несправедливого? (по поступкам)
6. Цитата урока
Ребята, посмотрите на экран. Перед нами высказывание о справедливости: прочитайте его и скажите, как вы понимаете эти мысли?
- Служение справедливости приносит человеку больше настоящего счастья, чем любые другие дела жизни.
Чокан Аулиханов
- Быть добрым очень легко, быть справедливым — вот что трудно.
Виктор Гюго
(трудно быть объективным, беспристрастным и если это касается родных, друзей, подходить с одинаковыми требованиями. Быть справедливым трудно, это огромная внутренняя работа. Справедливость- это правда.)
- Размышление над ситуацией. (работа по группам)
Каждой группе даю ситуацию, прочитайте, обсудите: справедливы ли поступки героев? Как поступить правильно, беспристрастно?
Ситуация 1.
Сестра: -Я старше, значит, мне надо больше кубиков.
Брат ей отвечает: -Я тоже хочу играть. Поделись со мной.
Ситуация 2.
Старший ребенок в семье подрался с младшим, и родители наказали старшего.
Ситуация 3.
Внук разбил вазу, а бабушка взяла вину на себя так как не хотела, чтобы его наказали. Внук промолчал.
Ребята, скажите, вам трудно было прийти к одному решению? Что мешало быстро принять решение?
Давайте вернемся к моему угощению, как исправить ситуацию, чтоб все было по справедливости.
Вывод: Главная трудность в различном толковании справедливости, в том, что каждый понимает справедливость, так как он хочет. Одно и то же может казаться несправедливым для тебя и справедливым для другого, и наоборот.
8. Упражнение «Солнышко».
-Закройте глаза. Поднимите руку те, кого когда-нибудь обижали. Не опуская первой руки, поднимите те, кто несправедливо обошёлся с другими, обижал других. Откройте глаза.
-Получается, что иногда несправедливо относятся к вам, а иногда несправедливы бываем и мы.
9.Игра «Продолжи фразу»
Если ты у товарища отберешь то, что он отнял у тебя,
это будет…….
Но это - не лучшее, что ты можешь сделать. Ты можешь ему это …….
Если ты на оскорбление ответишь тем же, это будет ……
Но это – не лучшее, что ты можешь сделать. Ты можешь ……
Если тебя ударил друг, то ты дашь сдачи, это будет вполне…..
Но это –не лучшее, что ты можешь сделать. Ты можешь с ним…..,………
10.Круг «От сердца к сердцу»
- Ребята, перед вами на столе сердечки, а на доске написаны различные человеческие качества. Выберите те, которые, по вашему мнению, соответствует справедливому человеку, запишите на сердечке. Выходите все в круг и прикрепите эти сердечки к тому однокласснику которому , как вы считаете, они подходят.
- Какие же качества преобладают у наших ребят, прочитайте?
11.Итог
- В завершение нашего разговора ответьте на вопрос: над чем заставило вас задуматься это занятие?
Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы … относились к тебе, тогда жизнь …….(будет справедлива).
В заключение нашей беседы я хочу вам пожелать, ребята, чтобы в каждом из вас жила справедливость, строгая и беспристрастная, чтобы вы взвешивали каждый свой поступок и каждое слово, а помощник вам в этом –Совесть. Потому что, ребята, жить по Совести – значит жить….?
(отвечают по Справедливости!)
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого классного часа по программе "Социокультурные истоки" "Трудом славен человек". 2 класс
Подробный конспект классного часа по программе "Социокультурные истоки". Тема: " Трудом славен человек" . Речь шла о знаменитостях, о значении труда простых людей, о помощи родителям. В классе б...
План-конспект открытого классного часа: "Город Сызрань-прошлое и настоящее"
Тема занятия:« Сызрань: прошлое и настоящее»Форма проведения: устный журналЦели и задачи:- ознакомление детей с историей возникновения и развития г. Сызрани, с его первыми жителями, культурной и общес...
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий» ...
План-конспект открытого классного часа в 1 классе по теме: «Они были первыми»
Этот материал позволяет познакомить учащихся с этапами развития космонавтики, с первыми космонавтами;воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижен...
Конспект открытого классного часа на тему "В дружбе - наша сила".
Предлагаю вашему вниманию конспект классного часа "В дружбе - наша сила"....
Конспект открытого классного часа "Дом под небом голубым"
Воспитание патриотических качеств у младших школьников, как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей....
конспект открытого классного часа "9 мая- день победы"
Материал для открытого классного часа по теме "9 мая- День ПОБЕДЫ". Предназначен для учеников 2-4 классов....