Программа
методическая разработка (3,4 класс) по теме

Татьяна Сухова

Программа кружка для 3-4 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_mir_bumagi_suhova_t.s..docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг

Мы чудо сотворить сумеем сами

Вот этими умелыми руками.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

“Мир бумаги” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия.  В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться  на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

 Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Мир бумаги”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Цель программы кружка «Мир бумаги»-– всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техник оригами и квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

 

Задачи программы кружка:

Обучающие

• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами оригами и  квиллинга.

• Обучать различным приемам работы с бумагой.

• Формировать умения следовать устным инструкциям.

• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

·        Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами и  квиллинга .

Развивающие:

• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

• Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

• Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

• Воспитывать интерес к искусству оригами и  квиллинга.

• Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа кружка «Мир бумаги» рассчитана на 1 год (с детьми третьего и четвертого классов). Продолжительность занятия составляет 40-45 мин.

Количество занятий

Количество детей в подгруппе

В месяц

В год

8

60

13

                                   Условия реализации программы:

·        Наличие материально-технического обеспечения;

·        Систематичность посещения кружка «Мир бумаги»;

·        Регулярные отчетные выставки кружка для родителей, детей, сотрудников и гостей детского сада;

Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, конкурсы, соревнования и другие.

Методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

• словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

• наглядный ( иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:

• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

• групповой – организация работы в группах.

• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

• и другие.

Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

·        активизация и индивидуализация обучения;

·        игры и игровые ситуации;

·        творческие работы и т.д.

Формы работы:

·        индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

·        групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

·        коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

  Ожидаемые результаты .

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами и  квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия оригами и  квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами и квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.

Оборудование и инструменты:

- цветную бумагу,

- гофрированный картон;

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА),

- зубочистка

-бумажные полоски шириной 5-7 мм,

-ножницы,

- карандаши простые,

-линейка,

- клеенка.

Оборудование:

- столы

-стулья

-доска

- плакаты

-образцы объектов труда

-инструкционные карты

                                   Содержание программы.

Учебно-тематический план занятий

Предусматривается знакомство детей с такими видами  работы с бумагой, как  оригами и квиллинга. Знакомство с базовыми формами и выполнение простейших работ, и составление композиций. Учит работать индивидуально, в группах  и коллективно.

 

№ урока

Дата проведения

Тема урока

Практическая работа

1

Введение в работу кружка

2

Знакомство с техникой оригами.

Выполнение основных сгибаний в техники оригами

3

Работаем над созданием зоопарка. Индивидуальная работа. Бурый медведь.

Выполняют бурого медведя в стиле оригами.

4

Работаем над созданием зоопарка. Индивидуальная работа. Заяц.

Выполняют Зайца в стиле оригами.

5

Работаем над созданием зоопарка. Индивидуальная работа. Пингвин.

Выполняют пингвина в стиле оригами

6

Работаем над созданием зоопарка. Индивидуальная работа. Альбатрос.

Выполняют альбатроса в стиле оригами

7

Работаем над созданием зоопарка. Индивидуальная работа. Белый Медведь

Выполняют белого медведя в стиле оригами

8

Работаем над созданием зоопарка. Индивидуальная работа. Волк

Выполняют волка в стиле оригами

9

Работаем над созданием зоопарка. Индивидуальная работа. Водоплавающая птица

Выполняют водоплавающую птицу в стиле оригами

10

Работаем над созданием зоопарка. Индивидуальная работа. Жираф

Выполняют жирафа в стиле оригами

11

Работаем над созданием зоопарка. Индивидуальная работа. Верблюд

Выполняют верблюда в стиле оригами

12

Работаем над созданием зоопарка. Индивидуальная работа. Слон

Выполняют слона в стиле оригами

13

Работаем над созданием зоопарка. Индивидуальная работа. Пингвин

Выполняют пингвина в стиле оригами

14

Работаем над созданием зоопарка. Индивидуальная работа. Тюлень

Выполняют тюленя в стиле оригами

15

Работаем над созданием зоопарка. Индивидуальная работа. Крокодил

Выполняют крокодила в стиле оригами

16

Работаем над созданием зоопарка. Индивидуальная работа. Хамелеон

Выполняют хамелеона в стиле оригами

17-18

Оформление зоопарков.

Дети оформляют свои зоопарки

19

Выставка работ

20

Знакомство с техникой квиллинга

21-23

Учимся размечать полоски для квиллинга

Дети учатся ровно размечать и вырезать полоски разной длины и ширины

24

Основные формы квиллинга

Дети выполняют основные формы для квилинга

25-26

Выполнение поросенка в техники квиллинга. Групповая работа

Дети делятся на группы по 2-3 человека и выполняют работу

27-29

Выполнение обезьянку в техники квиллинга. Индивидуальная работа

30-31

Выполнение крокодила в техники квиллинга. Групповая работа

Дети делятся на группы по 2-3 человека и выполняют работу

32-34

Выполнение белочки в техники квиллинга. Индивидуальная работа

35-36

Выполнение рыбки в техники квиллинга. Групповая работа

Дети делятся на группы по 2-3 человека и выполняют работу

37-39

Выполнение цыпленка в техники квиллинга. Индивидуальная работа

40-41

Выполнение бабочки в техники квиллинга. Групповая работа

Дети делятся на группы по 2-3 человека и выполняют работу

42-44

Выполнение лебедя в техники квиллинга. Индивидуальная работа

45-46

Выполнение кота в техники квиллинга. Групповая работа

Дети делятся на группы по 2-3 человека и выполняют работу

47-49

Выполнение пчелы в техники квиллинга. Индивидуальная работа

50-51

Выполнение зайца в техники квиллинга. Групповая работа

Дети делятся на группы по 2-3 человека и выполняют работу

52-54

Выполнение петуха в техники квиллинга. Индивидуальная работа

55-56

Выполнение овечки в техники квиллинга. Групповая работа

Дети делятся на группы по 2-3 человека и выполняют работу

57-59

Выполнение слоника в техники квиллинга. Индивидуальная работа

60

Организация выставки работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего (полного ) образования по английскому языку с учётом авторской программ

Рабочая программа по английскому языку составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и  примерной  программы среднего (полног...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...