"О школе и школярах, учебниках и чернилах и еще о многом другом"
классный час (3 класс) по теме
Перепечатано по книге Н.И.Дереклеевой "Информационные часы в школе",Москва, ВАКО, 2008.
Я сделала только презентацию.
Интересный познавателный материал об истории школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
o_shkole_shkolyarah_chernilah_i_uchebnikah_i_eshche_o_mnogom_drugom.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Перепечатано (почти дословно) из книги Н.И.Дереклеевой «Информационные часы в школе», Москва, ВАКО, 2008
«О школе и школярах, чернилах и учебниках и еще о многом другом»
Слайд 1. | Приветствие учителя. Целеполагание. |
Слайд 2. | Сегодня мы совершим увлекательное путешествие в историю появления слова «школа». Знаете ли вы, откуда в наш язык пришло это слово? Когда оно вошло в жизнь людей? Давайте попробуем узнать ответы на этот и другие вопросы. Для этого обратимся к греческому языку. В нем есть слово «схоле». Оно созвучно слову «школа». Если мы обратимся к переводу этого слова, то узнаем, что оно означает отдых, досуг. Странно, ведь мы в школе учимся, работаем, а не отдыхаем. Может, это какая-то ошибка? |
Слайд 3. | Оказывается, ошибки тут нет. Школы в Древней Греции основывались учеными, мудрецам. Эти люди учились всю жизнь. Именно они высказали мысль о том, что человек отдыхает не тогда, когда ничего не делает, а тогда, когда постоянно тренирует свой ум, свои чувства, свою душу. Это возможно тогда, когда человек учится. Вот поэтому школа – это место отдыха ума, который развивается и совершенствуется. Школа – это место, где мы приобретаем знания. |
Слайд 4. | Интересно, что первые школы тоже появилась в Древней Греции. Называлась она «гимнасий». На слово оно вам напоминает? В греческих гимнасиях обучали борьбе, гимнастике, верховой езде. Ученики школы были хорошими спортсменами, также, как их учителя. |
Слайд 5. | Более двух тысяч лет назад в Греции появилась школа под названием «ликей». Основал ее великий ученый и мудрец Аристотель. Эта школа находилась неподалеку от храма Аполлона Ликейского, куда ученики ходили поклоняться богам. Вначале в лике обучали учеников, прогуливаясь с ними по саду и беседуя. Чуть позже появились скамьи и столы, чтобы ученики могли записывать то, что говорит учитель. Учебных предметов было семь: грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия. Только после овладения семью науками ученик мог приступит к изучению философии – науки всех наук. |
Слады 6 – 9. | Прошло много времени, прежде чем в России появился первый лицей. Об этом мы узнаем, прочитав рассказ «Город Лицей». Знать о нем должен каждый школьник, потому что связан он с именем выдающегося русского поэта. А кто он – мы узнаем после прочтения текста. Обучающиеся читают текст и отвечают на вопросы. - О каком учебном заведении рассказывается в тексте? - Где находился лицей? - какой русский поэт учился в лицее? - Какие науки изучали лицеисты? - Какая история произошла с Пушкиным на уроке математики? - Какие слова написал А.С.Пушкин о своем лицее? - Почему он называет лицей отечеством? |
Подключение к школьному сайту. | Мы побывали в Греции, в Царскосельском лицее России под Санкт-Петербургом. А сейчас мы поближе познакомимся с нашей школой. Мы отправимся на школьный сайт и узнаем, чем и как живет наша школа, какие у нас традиции и обычаи, в каких проектах и конкурсах школы мы можем принять участие. |
Слайд 10. | А теперь я попрошу вас закрыть глаза и совершить экскурсию в вой портфель. Может ли вспомнить, какие предметы там лежат? А какой предмет самый главный? Конечно же это учебник. А знаете ли вы, когда появился первый учебник? Послушайте его рассказ о себе. Я - первый школьный учебник. Мне более тысячи лет. Родился я в 5 веке. Моим отцом стал Марциан Капелла, учитель, живший и работавший в Римской империи. Он создавал меня много лет. Меня он писал на латинском языке. Мне кажется, что мое содержание очень интересное. На моих страницах рассказывается о том, как бог Меркурий – покровитель торговли и путешествий, решил жениться. Сначала он посватался к Софии – богине мудрости, затем – к Психее – душе. Но обе ответили отказом. Тогда Аполлон – бог света и разума, посоветовал Меркурию посвататься к прекрасной Филологии. История, написанная Марцином Капеллой, читалась учащимися легко и с удовольствием. Они следили за развитием моего сюжета и одновременно изучали историю, астрономию, физику. Я был настолько хорош, что меня изучали до 18 века. Как для вас главным учебником была азбука, так и я был главным учебником для ребят Западной Европы. Теперь, правда, я нахожусь в музее, где получил свою постоянную прописку, но иногда историки и ученые заглядывают на мои страницы, чтобы еще раз вспомнить, каким был первый в мире учебник. - Что вам большее всего понравилось в этом рассказе? |
А сейчас я предлагаю вам достать ваш любимый учебник и ответить на вопрос, почему он вам нравится. Полистайте его и отложите в сторонку. А мы с вами поиграем, проведя викторину на самого внимательного читателя учебника. Викторина называется «Что я знаю о своем учебнике». - Сколько страниц в учебнике? - Кто является автором учебника? - Как называется учебник? - Какие условные обозначения есть в учебнике? - Какого цвета обложка учебника? - Что написано на первой странице учебника? - Какое издательство выпустило учебник? | |
Слайд 11. | Каждый учебник – это труд многих людей. Для того, чтобы учебник получился красивым, умным, должны работать слаженно многие люди. Мы знаем, что раньше книги писали от руки. Дело это было очень трудное. Ой, у меня в кармане какой-то рецепт. Только не знаю чего, пирога или каши. Мелко измельчите орешки и просейте их через сито, затем полейте кислым и пресным медом, затем смешайте с вишневым клеем. В полученный раствор добавьте 12 пластинок железа и поставьте в теплое место на три дня. При этом периодически смесь нужно трижды в день размешивать, пробуя сладость языком. Как вы думаете, рецепт чего затерялся у меня в кармане? Это рецепт … чернил. Этот рецепт нашли в библиотеке Троице-Сергиевой лавры. Именно чернилам, приготовленными по такому рецепту, писцы переписывали книги. И тут ошибиться было нельзя. Книги писали несколько человек, отдыхая и уступая место друг другу за столом. |
Слайд 12. | - Чем отличается древняя книга от современной? - Труднее ли делать современную книгу? - Важен ли труд человека, создающего книгу, учебник? |
«Город Лицей»
19 октября 1811 года в Царском Селе под Петербургом сели за парты тридцать мальчиков. Они могли считать себя одновременно и школьниками, и студентами: было им в среднем по 12 лет, но после окончания этого учебного заведения они могли больше нигде не учиться.
Это был первый курс Царскосельского лицея – нового для России учебного заведения.
В Царскосельском лицее должны были учиться дворянские дети, чтобы потом участвовать в управлении Россией. Среди тридцати мальчиков были дети из богатых семей. Одним из них был Александр Сергеевич Пушкин.
Учиться в лицее нужно было 6 лет. В лицее был строгий режим дня. В расписании – множество предметов: история, иностранный язык, география, математика, право, артиллерия, физика, фортификация – наука о военных сооружениях.
Занятия серьёзными науками чередовались с такими предметами, как танцы и фехтование.
После занятий лицеисты имели возможность погулять в парке.
Домой лицеисты ездить не могли, это было запрещено Уставом лицея. Лицеисты очень любили своих учителей. Это были образованные люди. Однажды на уроке математики учитель вызвал к доске Пушкина. Он должен был решить задачу. Пушкин долго молча стоял у доски, потом начал писать какие-то формулы. Учитель долго ждал, а потом спросил: «Что же вышло? Чему равняется икс?» Пушкин, не решивший задачу, улыбаясь, ответил: «Икс равен нулю». «Хорошо, - сказал учитель. – У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».
Быстро пролетели шесть лет учебы. Лицеисты окончили лицей 31 мая 1817 года. Лицейскую дружбу они пронесут через всю жизнь. Поэт А.С.Пушкин о своем лицее написал такие строки:
Куда бы нас не бросила судьбина
И счастие куда бы ни вело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка по теме "Антонимы" 2 класс программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина
Конспект открытого урока по русскому языку во 2 классе по теме "Антонимы" , программа "Школа России", автор учебника В. П. Канакина...
Тематическое планирование уроков русского языка во 2 классе . УМК "Школа России" по учебникам Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е..
Уроки русского языка распланированы в соответствии с учебным планом и программой УМК "Школа России" и включает в себя необходимое количество контрольных и словарных диктантов, уроков по развитию речи....
Тематическое планирование уроков технологии во 2 классе УМК "Школа России" по учебникам Т.Я. Шпикаловой.
Уроки технологии я распланировала в соответствии с учебным планом: 1час в неделю-34часа в год....
Тематическое планирование уроков математики в 3 классе УМК "Школа России" (авторы учебника М.И.Моро, М.А.Бантова и др.)
Данное календарно-тематическое планирование уроков математики в 3 классе составлено в соответствии с учебным планом по УМК "Школа России" из расчёта 4ч Х 34недели, всего 136 часов, с указ...
Рабочая программа по физической культуре в 1 классе (ФГОС, "Школа России", автор учебника В.И. Лях "Мой друг – физкультура").
Программа разработана в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования школьников в области физической культуры и Минимальными требованиями к уровню подготовки учащихся начальной школы п...
Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"
Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс. Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...
Разработки конспектов,презентации и многое другое
Мастер-класс для занятий внеурочной деятельности,классных часов....