ОБЩЕНИЕ – ЭТО ИСКУССТВО (Классный час)
классный час (4 класс) на тему

Ямалтдинова Клара Хамзовна

общение – это искусство
(Классный час)

 

I. Подготовка.

С о б е с е д о в а н и е   с   у ч а щ и м и с я   п о   в о п р о с а м.

– Удовлетворяют ли вас формы общения в нашем классе, между учениками и учителями, дома?

– О каком общении и с кем вы мечтаете?

– Как вы понимаете «простоту» в общении?

– Что вы больше всего цените в общении?

– Ощущаете ли вы взаимопонимание со стороны своих друзей?

II. Оформление.

1. Э п и г р а ф ы:

«Общение – взаимные сношения, деловая или дружеская связь». (Словарь толковый С. И. Ожегова.)

«Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». (А. Сент-Экзюпери.)

«Лошадь узнают в езде, а человека в общении». (Народная пословица.)

«Труженик постоянно ощущает потребность в том величайшем богатстве, каким является другой человек». (К. Маркс.)

«Смотрите на людей с мыслью, что вам их обязательно надо написать красками… Скоро вы заметите, что люди окажутся гораздо интереснее, чем раньше, когда вы смотрели на них бегло и торопливо». (К. Г. Паустовский.)

2. Репродукции картин, на которых эмоциональное состояние людей передавалось бы с помощью мимики, жестов или благодаря взаимоотношениям между ними (например, Рокотов «Завтрак аристократа»).

III. Беседа.

Классный руководитель.  Дружеские  отношения  в  семье, коллективе – основа хорошей работы. Каждый человек нуждается в том, чтобы его понимали, поддерживали. «Счастье – это когда тебя понимают» – говорил герой фильма «Доживем до понедельника».

Возраст 13–14 лет особенно остро нуждается в полноценном общении. «Вдруг я не такой, как все? Вдруг я такой, как все?»

Общение существует не ради общения как такового. В общении мы узнаем людей, показываем себя. Общение может быть пустым времяпрепровождением: «Дело было вечером, делать было нечего…».

В. Даль дает такое толкование общения – изящество, изобилие прекрасного, богатство, полнота, великодушие, щедрость.

О том, что такое общение, чем оно характеризуется, мы поговорим сейчас.

Идет обмен мнениями в классе.

В процессе обсуждения ребята приходят к выводу, что культура общения предполагает:

·внешнюю сторону (скромность, тактичность, ненавязчивость, соблюдение основных правил хорошего поведения);

·внутреннюю (на основе каких интересов ведется общение и к чему оно сводится);

·общение дает возможность правильно оценивать своих товарищей, видеть достоинства тех, кто по каким-то причинам лишен внешней броскости.

Классный руководитель. Самое главное – умение понять друга и видеть, что он тоже тебя понимает.

Как вы понимаете стихотворение М. Ю. Лермонтова?

Без Вас хочу сказать Вам много,

При Вас я слушать Вас хочу;

Но молча Вы глядите строго,

И я в смущении молчу.

Что ж делать, речью неискусной

Занять Ваш ум мне не дано.

Все это было бы смешно

Когда бы не было так грустно.

З а д а н и е 1.«Исповедь».

Выслушайте исповедь и дайте совет.

«В классе у меня не было друзей. Мне было очень трудно. Иногда я не могла сдерживаться и плакала. У них много своих общих интересов. Я им не нужна. Я не могу подойти к ним. Вдруг подумают, что я навязываюсь?»

З а д а н и е 2. Знаете ли вы друг друга.

Приготовить словесный портрет:

1) физические данные (рост, вес, телосложение);

2) внешность (цвет, волос, глаз);

3) выразительность поведения (осанка, походка, жесты);

4) темперамент (вялость, активность, подвижность, молчаливость);

5) увлечения, привычки.

З а д а н и е 3. «Прогнозируем поступок».

Попросить выйти из класса несколько человек, зачитать ситуацию оставшимся. Попросить учащихся сказать, как поступит каждый из вышедших. Затем пригласить вышедших обратно, ознакомить с ситуацией, сверить ответы.

З а д а н и е 4. «Анализ картины». (Репродукции выбирает учитель.)

– Что можно сказать о внутреннем состоянии человека?

– По каким признакам вы это обнаружили?

– Чем оно вызвано?

– Попытайтесь охарактеризовать его род занятий? Духовный мир?

– Каков он по своему характеру?

З а д а н и е 5.

– Посмотрите друг другу в глаза. Попробуйте определить в каком настроении ваш товарищ.

З а д а н и е 6. «Улови настрой класса».

2–3 ученика выходят из класса. В это время остальные договариваются изобразить радость (обиду, огорчение, удивление). Вошедшие должны угадать.

Ребята делают вывод, что если быть внимательным друг к другу, можно увидеть настроение другого человека, разделить с ним печаль и радость.

Звучат стихи К. Клиева.

Чужой бедой жить не все умеют,

Голодных сытые не разумеют.

Тобою, жизнь, балован я и пытан,

И впредь со мною делай, что угодно,

Корми как хочешь, но не делай сытым,

Глухим, не понимающим голодных.

З а д а н и е  7. «Войди в положение другого».

И г р а  1. Двум ученикам предлагают разыграть сценку: учитель и ученик беседуют по поводу ухудшения успеваемости ученика.

И г р а  2. Ученик в роли учителя убеждает класс выйти на пришкольный участок (можно добавить, что у ребят в это время кружки или секции).

И г р а  3. Два ученика играют сценку встречи классного руководителя и родителя одного из нерадивых учеников.

После обсуждения того, как удалось учащимся перевоплотиться в других людей, ребятам предлагается принять на вооружение советы В. А. Сухомлинского:

·Будь терпим к отдельным человеческим слабостям и непримирим к злу. Терпимость и непримиримость – очень важные элементы духовной культуры.

·Скромность и мера в радости и благополучии – очень ценная черта, свидетельствующая о твоей порядочности.

·Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое слово отражается на окружающих людях.

Домашнее задание:

1. Стараться воспитывать в себе тактичность в общении с близкими.

2. Приглядитесь к родителям, пришедшим с работы (расспросить, разогреть ужин, дать домашние тапочки, поцеловать).

3. Выражай чаще одобрение товарищам.

     4. Постарайтесь угадать, кто  ваш случайный встречный, вырабатывая в себе наблюдательность.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час  « Москва 1812 год»

Автор: Погодина Н.А.,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ № 45

Цели:

Образовательные: познакомить учащихся 5 класса с событиями 1812 года, рассказать о памятниках, посвященных войне 1812 года, в Москве;

Воспитательные: воспитание патриотизма, чувства ответственности за судьбу своей Родины.

ХОД КЛАССНОГО ЧАСА

  1. Вступительное слово классного руководителя.

Сегодня мы проводим классный час, посвященный «делам давно минувших лет». Мы расскажем о событиях 1812 года, о том, как эти события отражены в памятниках и скульптурах современной Москвы.

2.Беседа:

-О каких же событиях идет речь? Что произошло в 1812 году?

( Отечественная война с Наполеоном)

- Какая битва была решающей в войне?

(Бородинская битва)

-Действительно, Бородинская битва сыграла решающую роль в войне 1812 года. Это была страшная битва. « Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах, принадлежавших господам Давыдовым и казенным крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семеновского.

   Над всем полем, прежде столь весело-красивым, с его блестками штыков и дымами в утреннем солнце, стояла теперь мгла сырости и дыма и пахло странной кислотой селитры и крови»,- писал Лев Николаевич Толстой в романе «Война и мир».

3.Просмотр эпизода из фильма «Бородино и его герои»

4. Послушайте, как М.Ю. Лермонтов описывал Бородинскую битву.(Ученик читает стихотворение  «Бородино»)

«Скажи-ка, дядя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!»

«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри — не вы!
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля...
Не будь на то господня воля,
Не отдали б Москвы!

Мы долго молча отступали.
Досадно было, боя ждали,
Ворчали старики:
«Что ж мы? на зимние квартиры?
Не смеют, что ли, командиры
Чужие изорвать мундиры
О русские штыки?»

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

Два дня мы были в перестрелке.
Что толку в этакой безделке?
Мы ждали третий день.
Повсюду стали слышны речи:
«Пора добраться до картечи!»
И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.

Прилег вздремнуть я у лафета,
И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.

И только небо засветилось,
Всё шумно вдруг зашевелилось,
Сверкнул за строем строй.
Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам...
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.

И молвил он, сверкнув очами:
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!»
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Ну ж был денек! Сквозь дым летучий
Французы двинулись, как тучи,
И всё на наш редут.

Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами,
Все промелькнули перед нами,
Все побывали тут.

Вам не видать таких сражений!..
Носились знамена́, как тени,
В дыму огонь блестел,
Звучал булат, картечь визжала,
Рука бойцов колоть устала,
И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день немало,
Что значит русский бой удалый,
Наш рукопашный бой!..
Земля тряслась — как наши груди;
Смешались в кучу кони, люди,
И залпы тысячи орудий
Слились в протяжный вой...

Вот смерклось. Были все готовы
Заутра бой затеять новый
И до конца стоять...
Вот затрещали барабаны —
И отступили бусурманы.
Тогда считать мы стали раны,
Товарищей считать.

Да, были люди в наше время,
Могучее, лихое племя:
Богатыри — не вы.
Плохая им досталась доля:
Не многие вернулись с поля.
Когда б на то не божья воля,
Не отдали б Москвы!»

- Кто же стал победителем в данном сражении?

(Победителей в прямом значении этого слова в этой битве не было.)

Слово классного руководителя:

моральную победу одержала русская армия. Произошла, по словам Толстого, «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии. Нравственная сила французской, атакующей армии была истощена».

- Почему же так важно было суметь остановить армию Наполеона? Кто он этот человек? Многие прошли долгий путь от обожания до ненависти к нему.

6. Классный руководитель:

После Бородинской битвы М.И. Кутузов отступает к Москве. И современная Москва может нам многое рассказать о тех далеких событиях. Ученики 5б класса совершили экскурсию «Москва 1812 года». Сейчас они об этом расскажут

7. Презентация

-1 слайд: М.И. Кутузов, Памятник М.И.Кутузову

М.И. Кутузов в конце 1805 года был назначен главнокомандующим русской армией, действующей в союзе с австрийскими войсками против наполеоновской Франции. М. И. Кутузова очень любили солдаты, так как он о них заботился, переживал за каждого.

Идея создания памятника родилась в 1945 году, в год 200-летнего юбилея Кутузова. Скульптура, предложенная Н.В. Томским, произвела столь сильное впечатление на руководство, что эту работу поручили именно ему. Более 25 лет понадобилось мастеру на создание монумента. Торжественное открытие памятника состоялось в 1973 году.

   Статуя Кутузова представляет собой образ полководца перед боем, на ней запечатлены решимость, спокойствие, пронзительность взгляда, оценивающего боевую обстановку и расположение войск. Кутузов изображен в парадном мундире со всеми полководческими регалиями.

    Ниже главной скульптуры невысокие постаменты: с одной стороны находятся офицеры, с другой - простые солдаты, с третьей- народные ополченцы, которые также участвовали в боевых действиях.

-2 слайд. Рассказ о Багратионе. Памятник П.И. Багратиону.

Петр Иванович Багратион- российский генерал от инфантерии, князь, герой Отечественной войны 1812 года.

 При Бородино армия Багратиона, составляя левое крыло боевого порядка российских войск, отразила все атаки армии Наполеона. По традиции того времени к решающим сражениям всегда готовились как к смотру: люди переодевались в чистое бельё, тщательно брились, надевали нарядные мундиры, ордена, белые перчатки, султаны на кивера. Видели полки Багратиона в Бородинском сражении именно таким, каким он изображен на портрете: с голубой Андреевской  лентой, с тремя звездами орденов Андрея, Георгия и Владимира и многими орденскими крестами. В бою П.И. Багратион был ранен в ногу. От предложенной врачами ампутации генерал отказался.

   Памятник Петру Ивановичу Багратиону -  монумент, представляющий образ полководца, призывающего своих воинов в атаку. Памятник расположен по правой стороне Кутузовского проспекта. Открыт 5 сентября 1999 года. Автора монумента6 скульптор- академик М. Мерабишвили, архитектор- академик Б.И. Тхор.

- 3 слайд - Храм на Воробьевых горах

После Бородинской битвы Соединенные российские армии по Можайской дороге отошли к Москве. Армия Наполеона шла по пятам, отставала часов на 10- 12.  М.И. Кутузов должен был принять важное решение: дать генеральное сражение или оставить Москву. Это нелегкое решение. Не сразу его принял главнокомандующий. Храм Троицы на Воробьевых горах является свидетелем этих событий. Здесь в 1812 году перед советом в Филях молился М.И. Кутузов. Ныне существующая кирпичная с белокаменным цоколем церковь сооружена в 1811 году по проекту А. Л. Витберга. Здание уцелело во время наполеоновского нашествия.

-4,5 слайд «ИзбаКутузова»,  « Совет в Филях»

Главная квартира расположилась в деревне Фили. Главнокомандующий остановился в избе Михаила Фролова. К сожалению, изба не сохранилась. В 1886 году по инициативе и на средства Общества хоругвеносцев Храма Христа Спасителя, с согласия Московской городской думы, по проекту Д.М. Струкова было построено новое здание «Избы Кутузова».

В старой избе Фролова был созван Военный совет, на котором решался вопрос о том, дать ли неприятелю новое сражение, либо оставить столицу без боя. И М.И. Кутузов заявил: «С потерею Москвы не потеряна еще Россия, главною своею задачею я поставляю сохранение армии. Приказываю отступить».

-6 слайд. Наполеон в Москве.

   На Поклонной горе ждал Наполеон ключи от города.


Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.

Писал А.С. Пушкин.

-7, 8 слайд. Пожары в Москве, грот.

Москва встретила неприятеля пожарами. Из остатков сгоревших зданий сооружен грот «Руины» в Александровском саду.

-9 слайд. События в Новодевичьем  монастыре

Новодевичий монастырь в Москве является одним из самых крупных монастырей России. Обитель расположена на юго-западе столицы, в живописном месте, там, где Москва-река делает большую петлю. Во время Отечественной войны 1812 года, когда Наполеон отступал, французы приготовились взорвать Новодевичий монастырь. Монахинь вывели за его пределы. По легенде, одна из монахинь успела залить водой фитили, подведенные к пороховым бочкам. Памятник архитектуры был спасен.

  На территории Монастыря есть кладбище. Здесь похоронены многие достойные люди. Среди них и герой Отечественной войны 1812 года Денис Давыдов.

-10 слайд. Рассказ о Денисе Давыдове

   Денис Давыдов - легендарный русский гусар-поэт., был адъютантом князя Багратиона. Перед Бородинским сражением Давыдов первым предложил организацию партизанских действий против врага и первым их начал. Эти действия имели успех, и Кутузов принял решение о разворачивании партизанской войны. Это тоже сыграло немаловажную роль в войне с Наполеоном.

-11-13 слайд. Триумфальная арка

Триумфальная арка - архитектурный памятник, состоящий из больших портиков. Такие сооружения устанавливаются в честь победителей или в память важных событий. Триумфальная арка была сооружена в 1829- 1834 годах. Раньше она находилась на Тверской заставе. Позже была перенесена на Кутузовский проспект, недалеко от «Бородинской панорамы». На арке изображены воины, барельефы, колесница славы и два треугольника. Барельеф, который над воином, находящимся слева называется «Сожженная Москва». На нем изображены мужчина, который держит руку женщины, это АлександрI . Женщина, которая рядом с ним, - это Москва. Александр отдает Москву, но обещает, что он все восстановит.

   На втором барельефе изображена сцена «Изгнание галлов из Москвы»

   Выше находится два треугольника, на каждом из них изображена женщина, одна обозначает добродетель, а другая - храбрость. На самой вершине Триумфальной арки находится колесница славы.

-14 слайд. Храм Христа Спасителя.

   С древнейших времен на Руси был обычай: в знак благодарности Богу за дарование победы в войнах или решающих битвах ставить часовни, строить храмы, воздвигать монастыри.

   Самым знаменитым храмом- памятником стал Храм Христа Спасителя, воздвигнутый Россией в честь и память великой и славной победы над Войсками Наполеона  в Отечественной войне 1812 года.

     Автор этого памятника- К.А. Тон.

   Заложенный в 1838 году, Храм Христа Спасителя строился без малого 50 лет.

   В декабре 1931 года Храм был взорван.  В 1994 году появилось постановление правительства Москвы «О воссоздании Храма Христа Спасителя в г. Москве», а к началу 1996 года Храм уже стоял в центре столицы, точно восстановленный в прежнем виде и размерах. Мы можем любоваться пятиглавым храмом с куполами -«луковками», с похожими на шлемы завершениями крыши-«кокошниками» и высокими узкими окнами.

    На стенах Храма по всему периметру размещены тексты императорских манифестов о защите Отечества, описания всех сражений, списки имен героев Отечественной войны.

Классный руководитель:

Ребята, почему нам, людям, живущим 200 лет спустя, нужно знать о том, что произошло?

( Это - наша история. Человек должен знать историю своей страны, своего города, своей семьи. Без прошлого нет настоящего и нет будущего.)

Спросите усвоих бабушек, дедушек, что они знают о тех далеких событиях. И, может быть, ваши далекие предки были их непосредственными участниками. Потом вы поделитесь с нами, расскажете о том, что узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Общение как искусство"

Классный час рекомендован для проведения в 3 классе, цель: воспитание культуры обшения...

Программа курса: Основы этикета и искусства общения.

Программа этого курса составлена для работы с младшими школьниками и направлена на духовное развитие младшего школьника,на развитие его внутренних нравственных качеств. Материалы программы могут быть ...

Классный час на тему "Общение как средство формирования и развития культуры общения младших школьников.»

Классный час на тему "Общение как средство формирования и   развития культуры общения младших школьников.»...

Конспект Классного часа "Общение - это искусство" (2 класс)

Тема: «Общение – это искусство»    Цели: формирование навыка общения, представления о правилах общения; воспитание уважительного отношения к окружающим...

Классный час "Общение как искусство" 3 класс

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯТема: Общение - как искусствоЦели деятельности учителя: формирование понятие об общении, привести примеры общения в различных ситуациях, расширить кругозор учащихся, показать как важно...

Конспект классного часа "Общение - это искусство" (1 класс)

Цель деятельности учителя: развитие осознанного отношения к понятию общение; формирование навыков общения у детей; воспитание уважительного отношения друг к другуПланируемые результаты:Предметные:- ра...