Методическая разработка по пожарной безопасности в образовательных учреждениях "Огонь — наш друг или наш враг? "
методическая разработка (1 класс) по теме
Методическая разработка по пожарной безопасности в образовательных учреждениях
На методический план проведения внеклассного мероприятия по пожарной безопасности учащихся 1-4 классов "Огонь — наш друг или наш враг?"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
regionalnaya_metodicheskaya_razrabotka.zip | 533.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по пожарной безопасности в образовательных учреждениях
Уровень: региональный
Номинация:
«Интегрированный урок или дополнительное занятие»
Тема: «Огонь — наш друг или наш враг?
Автор: Кашлач Татьяна Юрьевна
Учитель МОУ НОШ №24 п. Чунский
2008г
РЕЦЕНЗИЯ
На методический план проведения внеклассного мероприятия по пожарной безопасности учащихся 1-4 классов
Рецензенты:
Заместитель начальника Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России Чунского района Иркутской области, майор внутренней службы Популовский Станислав Владимирович.
Ветеран пожарной охраны Чунского района Иркутской области –Пневский Василий Яковлевич--
Директор МОУНОШ№24----Галиулина Л.В.
Заместитель директора по учебной и воспитательной работе—Кудрявцева Т.Ф.
Методические рекомендации посвящены одной из актуальных проблем охраны жизни и здоровья детей школьного возраста.
В методической разработке учителя 1 категории 13 разряда МОУ НОШ №24 Кашлач Т.Ю.рассмотрены основные материалы, которые направлены на воспитание и обучение учащихся правилам пожарной безопасности. На активизацию воспитательной профилактической работы с детьми школьного возраста, на бережное отношение к народному достоянию, объясняя необходимость соблюдения элементарных требований правил пожарной безопасности.
Все этапы мероприятия освещают основные проблемы и методы борьбы со страшным «врагом»» огнём.
Мероприятие призвано помочь учителям общеобразовательных школ,
организаторам по воспитательной работе, при подготовке к уроку, при проведении и решении воспитательных вопросов по пожарной безопасности среди учащихся 1-4х классов.
Предложенное занятие обеспечит активную познавательную деятельность детей, познакомит с правилами пожарной безопасности, позволит упражнять их в соблюдении этих правил.
Методическое мероприятие поможет детям утвердиться в том, что огонь может быть добрым, а может быть и злым. А так же участие в мероприятии родителей, наставников, поможет не просто сказать детям: «Этого нельзя делать», а предостеречь, опираясь на собственный опыт от беды.
Пропаганда мер пожарной безопасности всегда была и остается задачей государственной важности и большого социального значения. Особое место в ней отводится обучению детей основам пожарной безопасности защите жизни и здоровья. Поэтому мы считаем, что данное мероприятие сыграет важное значение в решении этой проблемы.
Ззаместитель начальника Отряда Государственной противопожарной службы МЧС России Чунского района Иркутской области майор внутренней службы Популовский Станислав Владимирович.
Директор МОУНОШ№24-- Галиулина Л.В.
Огонь — наш друг или наш враг?
Участники: классный руководитель, учащиеся 3 класса, родители учащихся, ветеран пожарной охраны.
Место проведения: классный кабинет.
Цели:
1.Обобщить и закрепить знания учащихся о различных экстремальных ситуациях, которые могут возникнуть во время пожара и правила поведения при их возникновении.
2.В ходе подготовительной работы направлять и развивать мышление на основе упражнений в классификации.
3.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам. Содействовать сплочению классного коллектива и родителей.
4.Развивать эмоционально волевую сферу на основе упражнений в решении проблемных ситуаций.
Подготовительная работа:
1.Формирование творческих микрогрупп родителей и учащихся для подготовки и проведения внеклассного мероприятия.
А) Группа родителей и детей, отвечающих за костюмы для импровизации.
Б) Группа родителей отвечающих за устное сообщение о пользе и вреде огня в их профессии.
В) Группа родителей и учащихся, отвечающих за оформление кабинета.
Г) Группа, отвечающая за музыкальное сопровождение.
Д) Все дети готовят по 2 шарика одного размера из теста белого и черного цвета.
2.Изучение учащимися литературы, диафильмов, направленных на расширение знаний о том, как используется огонь человеком в добрых целях, как возникает пожар, чем он опасен, на бережное отношение к народному богатству.
3.Экскурсия в пожарную часть.
4.Ознакомление со средствами пожаротушения.
5.Проведение конкурса газетных и журнальных вырезок о пожарах.
Проведение конкурса рисунков по данной теме.
6.Приглашение на внеклассное мероприятие ветерана пожарной охраны.
Оформление, оборудование, инвентарь:
Столы расставлены буквой---П. В центре стоит подсвечник со свечами, рядом весы, в центре висит плакат «Огонь — наш друг или наш враг?» Слева выставка прочитанных детьми книг. Справа фотовыставка «пожары в нашем поселке» и таблицы «Анализ оперативной обстановки с пожарами в Чунском районе Иркутской области за три месяца 2008 года.» Пространство между столами стоящими буквой -- П предназначено для проведения мероприятия.
Ход мероприятия:
Дети с родителями заходят под музыку в кабинет, в руках детей по 2 шарика. Все присаживаются на стулья. Начинается мероприятие.
Ведущий: Об огне сложено много легенд и сказок потому, что он дорог и нужен человеку. Сейчас мы вспомним древнегреческий миф о Прометее, принесшем людям огонь.
1группа родителей и детей.
(Прометей стоит возле Зевса, сидящего на троне)
Прометей: О, великий Зевс, могущественный и мудрый! Позволь мне обратиться к тебе с просьбой о помощи людскому племени. Плохо людям живется, они не имеют домов, построенных из дерева и камня, не знают ни наук, ни ремёсел, копошатся, точно муравьи, глубоко под землёй, в тёмных пещерах без солнца и воздуха.
Зевс: Молчи, дерзкий титан, а то я забуду все твои прежние заслуги и сурово накажу. Люди навсегда останутся неразумными и всечасно терзаемыми страхом смерти. Тогда власть богов не будет иметь границ. Прочь с глаз моих.
( Зевс уходит разгневанный.)
( Прометей сидит грустный. Появляется его мать Фемида.)
Фемида: Сын мой, чем ты так прогневил Зевса? Разве ты забыл участь титанов, десять лет воевавших с ним за власть? Где они теперь, сильные и своевольные исполины? Одни убиты, другие лишены родины и отправлены в дальние края…. Опомнись, Прометей, моли о прощении ради меня и себя.
Прометей: Пойми меня, родная, я не могу жить спокойно, когда знаю, как страдают люди. Клянусь, что помогу им. Я поеду на остров Лемнос, тайно возьму из кузницы своего друга Гефеста искру божественного огня и принесу его человеку. Прости! ( Уходит.)
Фемида: Сынок… (Плача, уходит. )
( Появляются Зевс и его слуги Сила и Власть. Зевс садится на трон. )
Сила: О, великий Зевс! Последний из титанов ослушался твоей воли и совершил страшный грех. Он похитил искру огня и в тлеющей тростинке принёс её людям.
Власть: Если бы только это! Он выучил их строить жилища, приручать животных, лечить больных, объяснил им устройство Земли и движение небесных светил, обучил их письму и счёту, добычи земных сокровищ: железа, меди, серебра, золота.
Сила: Прометей построил для людей корабли, приделал к ним льняные крылья – паруса, и они весело побежали по глади моря. Он приручил горячего дикого коня и впряг его в колесницу, а вола заставил носить на шее ярмо и пахать для человека землю.
Власть: Счастливый человек многое понял в окружающем мире, перестал слепо бояться смерти, постиг воспоминание о прошлом и обрёл надежду на будущее. Люди прославляют Прометея, а о тебе, о, могущественный, и не вспоминают!
Зевс: Как осмелился дерзкий титан похитить из кузницы Гефеста священный огонь, принадлежащий богам? И что он с этим божественным даром сделал? Отдал его жалким людишкам! Теперь они смеются и радуются, думая, что больше не зависят от моей воли. Прометей горько пожалеет о своём поступке. Ты, Сила, и ты, Власть, Схватите Прометея, отправьте на край земли в страну скифов, где возвышаются Кавказкие горы. Пусть кузнец Гефест наденет на
непокорного тяжёлые цепи и накрепко прикует к скале.
(Фонограмма грома или торжественная музыка (шестая симфония П.И.Чайковского, третья часть)
Прометей, прикованный к скале: вёсны сменяются зимами, рождаются и умирают поколения людей, а меня уже несколько тысячелетий палит раскалённое солнце, хлещут дожди и грады, замораживают злые ветры…. Каждый третий день я с тоской слежу, как высоко в небе появляется маленькая точка, как она растёт и приближается. Это орёл, посланный Зевсом, прилетает, чтобы рвать и раздирать когтями моё тело, клевать мою печень. Я страдаю…. Но пощады я не просил не разу, не смерился перед Зевсом, и даже наедине с собой не пожалел о своей доброте к людям. Об одном прошу судьбу, пусть мои муки не будут напрасными, человек с божественным огнём будет свободен и счастлив!
1ученик. Так появился огонь у человека, но добыть его было не так и легко, а добытый огонёк старались сберечь как можно дольше. Чтобы огонь не погас, около него постоянно кто нибудь дежурил.
2ученик. Возможно, современный ритуал – выставлять почетный караул возле Вечного огня -- тянется от древней традиции беречь и охранять – основу жизни, источник тепла и света.
3ученик. В древности люди думали, что в огне живут маленькие божества. В честь огня сооружали храмы, исполняли таинственные обряды, молились и страшились загадочности пламени.
4 ученик. Мы сегодня тоже зажжем огонь, который будет нас согревать, дарить свой свет. А зажечь огонь мы доверим опытному человеку, который знает цену , огня не понаслышке. Это ветеран пожарной охраны.
(Ветеран зажигает свечи. Все встают. Затем ветеран строит своё выступление, обращая внимание учащихся на таблицы, которые присутствуют в оформлении, на тему мероприятии. Дети определяют цель мероприятия. Беседа проходит по примерно такой схеме: Называет статистические данные о пожарах в нашем районе; За последние 100 лет; за последний год; О количестве погибших детей во время пожара; Основные причины возникновения пожара. Призывает бережно относиться к огню. Детям раздаются памятки «Правила пожарной безопасности»)
Дети и родители дарят ветерану свои рисунки, цветы.
2группа родителей и детей проводят викторину.
Сегодня мы поговорим о пище огня и проведём для вас викторину.
1вопрос: Как называется пища огня?
Ответ: Топливо.
2вопрос: Какой вид топлива самый распространенный и древний?
Ответ: Дрова.
3вопрос: Во что превратилась бы наша планета Земля, если бы транспорт и промышленность обслуживались бы только дровами?
Ответ: В пустыню. Мы бы вырубили леса, пересохли бы реки, погибли бы птицы. Ветер гулял бы по голым просторам, губя посевы, унося частицы плодородной почвы.
4вопрос: Что стали делать люди, когда поняли грозившую им опасность?
Ответ: люди стали заботиться о лесах. У нас в стране охраняют старые лесные участки, сажают новые, например Баёрский леспромхоз в поселке Чунский, создают лесозащитные полосы в степях. Зелёные стены леса спасают растущий хлеб от сухих ветров.
5вопрос: От кого сильно страдают леса?
Ответ: Леса страдают от некультурных туристов и озорных ребят. Люди ломают кусты, вырубают леса в неположенном месте, не заливают костры, бросают горящие папиросы, и случается беда. Страдает наша природа.
6 вопрос: Подумайте, каким должно быть поведение в лесу человека?
Ответ: Человек не должен сам губить леса и не позволять это делать другим.
Ведущий. Огонь стал для нас символом всего доброго и прекрасного. Про никчемного , мелкого человека, думающего только о себе, говорят, что он…
Ответ: Не светит и не греет.
Ведущий. В старину огонь был судьёй в сложных и запутанных делах. Подозреваемый должен был пройти между двумя расположенными близко друг к другу кострами. Если его одежда не загоралась, он считался не виновным. С тех давних пор о человеке, которому с двух сторон угрожает опасность, говорят, что он находится…
Ответ: Между двух огней.
3группа родителей и детей.( Количество заданий дается в зависимости от класса, возраста детей, психологическим настроем…)
Чтобы нам не оказаться между двух огней, мы должны не только знать теорию, но и уметь выбираться из сложной ситуации. Предлагаем вам на практике показать, как вы умеете справляться с огнём. Соревнование между родителями и детьми.
1вопрос: Какие данные вы будете сообщать в пожарную охрану, если загорелась ваша квартира?
2вопрос: Что вы будете делать, если загорелся телевизор?
Ответ- показ: Его надо сразу отключить от сети, а затем тушить водой через верхние вентиляционные отверстия стенки, стоять надо с боку. Или наоборот ,набросить плотное одеяло, чтобы огонь не перебрался на шторы, только потом бежать за водой. Если кинескоп взорвется, то опасен ядовитый дым. В этом помещении нельзя дышать.
3вопрос: Можно ли во время пожара открывать окна и как надо передвигаться в задымленном коридоре?
Ответ—показ: Окна открывать нельзя, потому что с притоком кислорода огонь вспыхивает сильнее. А передвигаться надо на четвереньках или ползком так как внизу меньше дыма.
4вопрос: Что опаснее на пожаре огонь или дым? Как надо дышать в задымленном помещении?
Ответ—показ: Опаснее дым. Хватит несколько глотков, чтобы потерять сознание
и отравиться продуктами горения различной синтетики. А дышать надо через мокрую тряпку. Если есть возможность ,то защитить лёгкие противогазом или респиратором.
5вопрос: Как помочь человеку, если на нем вспыхнула одежда?
Ответ—показ: нельзя дать человеку бегать. Пламя разгорится сильнее. Нужно помочь ему сбросить воспламенившуюся одежду, либо погасить её водой или снегом, при необходимости накинуть на него одеяло, оставив голову открытой, чтобы не задохнулся продуктами горения. Вызвать «Скорую помощь».
6 вопрос: Какую первую помощь можно оказать пострадавшему в огне?
7 вопрос: Как должны вести ученики, если загорится классный кабинет или школа?
Ведущий. Ребята, в нашем районе есть тоже отважные ребята, которые учатся рядом с нами в п. Октябрьский. Они оказывали помощь пожарной дружине при тушении пожара. (Приложение)
Ведущий. Про добросовестного, хорошего работника говорят, что он трудится с огоньком. Сегодня ваши родители расскажут о том, кем они работают, как помогает огонь в их работе и какой вред он может принести, если с ним обращаются не по хозяйски..
4 группа родителей. Выходят родители разных профессий: повар, сталевар, пекарь, шофёр и очень кратко рассказывают.
Ведущий. ( Слышится голос Прометея, записанный на диске.)
Людям я пламя подарил, чтобы из тьмы вековечной и горькой
Вышел на свет человек, озарённый сияньем его.
Чтобы огонь согревал и будил человеческий разум,
Чтобы добро процветало в добре, принесённом с небес.
Ведущий. Уважаемые гости, и ребята давайте еще раз вспомним основные правила, не зная которых огонь из доброго может превратиться в злого. Отвечаем хором.
1.При пожаре не сидим, набираем …01.
2. чтобы не было огня, не играйте вы в меня. Я-- огня сестричка, маленькая… спичка.
3.Если где хранится мусор
или просто разный хлам,
надо будет потрудиться,
навести порядок там.
Метлу, лопату взяли,
Быстро всё …убрали.
4.Выпал на пол уголёк,
деревянный пол зажёг,
Не смотри, не жди, не стой,
А залей его … водой.
Ведущий. Слово для подведения итогов мероприятия предоставляется ветерану.
( Схема подведения итогов. Ветеран благодарит всех. Хвалит. Подводит к тому, чтобы дети подумали о том, огонь- это наш друг или враг? и сделали свой выбор путем взвешивания. Дети подходят к весам и кладут белый шарик на левую чашу весов, если считают огонь другом, а на правую чашу черный шарик, если считают огонь врагом. Если перевес идет в пользу чёрных шаров, то обращается внимание на то, что нам нужно как можно внимательнее быть не только к себе, но и к окружающим, чтобы в жизни эта чаша никогда не перевешивала. А если перевес идет в пользу белых шаров, то детей настраивают на то, чтобы в их жизни было побольше светлого, а черных клубов дыма никогда не было )
Анализ оперативной обстановки с пожарами в Чунском районе Иркутской области за три месяца 2008 года.
Показатели | 3месяца 2007 года | 3месяца 2008 года | Темп роста (+), снижение(-) % |
Количество пожаров | 17 | 18 | 5,88% |
Сумма ущерба | 59300 | 360500 | 597,93 |
Погибло людей | 2 | 2 | На уровне |
Уничтожено строений | 3 | 6 | 300,00 |
Причины возникновения пожаров
Причины пожаров | 3месяца 2007года | 3месяца 2008года | Рост(+),снижение(-) | |||
Кол-во пожаров | Материаль ный ущерб | Кол-во пожаров | Материа льный ущерб | Кол-во пожаров | Материаль -ный ущерб | |
НПББ при устройстве и эксплуатации эл.хозяйства | 1 | 1000 | 2 | 7000 | 100,00 | 600,00 |
НПББ при устройстве и эксплуатации печного отопления | 8300 | 3 | 30000 | 200,00 | 261,45 | |
Неосторожное обращение с огнем | 9 | 18000 | 7 | 9500 | -22,22 | -47,22 |
НПББ при проведении сварочных и др.огневых работ. | 0 | 1 | 100,00 | 100,00 | ||
Поджоги | 3 | 3200 | 5 | 314000 | 66,67 | 881,25 |
Технологические причины | 0 | 0 | ||||
Прочие причины | 0 | 0 | Не допущ | Не допущ. |
Распределение пожаров по населённым пунктам района:
Населённые пункты района | 3месяца 2007года | 3месяца 2008года | Рост(+),снижение(-) | |||
Кол-во пожаров | Материаль -ный ущерб | Кол-во пожаров | Материа льный ущерб | Кол-во пожаров | Материаль -ный ущерб | |
Пос.чунский
| 5 | 25000 | 7 | 10000 | 40,00 | -60,00 |
Пос.лесогорск | 1 | 300 | 2 | 5000 | 100,00 | 100,00 |
Пос.Октябрьский | 7 | 18500 | 4 | 340000 | -42.86 | 1737,84 |
Пос.Бидоги | 2 | 4500 | -100,00 | -100.00 | ||
Всего по району | 17 | 59300 | 18 | 360500 | 5,88 | 597,93 |
Используемая литература для детей:
С. Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом»
В.Гальченко «Приключение пожарного»
Б.Житков «Первая тревога» ,»Дым», « Пожар», «Пожар в море»
Е.Хоринская «Спичка-невеличка»
Л.Н.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»
Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»
Ю.Яковлев « Кто, о чём поет»
К.Чуковский «Путаница»
Г.Цыферов «жил на свете слоненок»
Киплинг «Кошка гулявшая сама по себе»
Борцы с огнем!
Уважаемые взрослые и дети, помните:
Чтобы избежать пожаров, необходимо соблюдать правила пожарной безопасности:
В местах примыкания сгораемых частей здания ( перекрытия, перегородки и др. ) к печам и дымоходам должна быть устроена несгораемая разделка толщиной 38 см от внутренней поверхности печи и дымохода до сгораемых конструкций. Для кладки и ремонта печей приглашайте квалифицированных мастеров, имеющих удостоверение пожарно–технического минимума.
- Постоянно следите, за состоянием печей и дымоходов и своевременно устраняйте неисправности. В отопительный сезон не менее одного раза в 2 месяца очищайте дымоходы от сажи.
- Не перегревайте печи и не приставляйте вплотную к ним мебель и другие сгораемые предметы.
- Строго соблюдайте инструкцию по эксплуатации газифицированных печей.
- Не оставляйте без присмотра топящиеся печи, зажженные газовые колонки и кухонные плиты, примусы и керогазы, включенные в электросеть электроприборы и не поручайте присмотр за ними детям.
- Не устанавливайте зажженные примусы и керогазы в деревянных тамбурах и кладовых домов, а так же сараях.
- Следите за исправностью электропроводки и своевременно заменяйте пришедшие в негодность участки проводов. Не применяйте самодельные предохранители ( «жучки» ) пользуйтесь только предохранителями фабричного изготовления.
- Электронагревательные приборы ( плитки, утюги, чайники ) устанавливайте на несгораемые подставки.
- В чердачных и подвальных помещениях, в кладовых и сараях не допускайте курения, применения ламп, свечей и других видов открытого огня, для освещения этих помещений пользуйтесь электрофонарями.
- Не отогревайте открытым огнём замёрзшие трубы водопровода, канализации и отопительных систем. Отогревать их следует горячей водой или песком.
- Не захламляйте чердачные и подвальные помещения сгораемыми материалами и мусором.
- Постоянно содержите в чистоте территорию двора.
- Не допускайте курения в постели.
Люди!!!
БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ С ОГНЁМ!
НЕ БРОСАЙТЕ СПИЧЕК И ОКУРКОВ НЕЗАТУЩЁННЫМИ! ПРЯЧЬТЕ СПИЧКИ ОТ ДЕТЕЙ И НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА!
ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ ПОЖАРА НЕМЕДЛЕННО ВЫЗЫВАЙТЕ ПО ТЕЛЕФОНУ 01 ПОЖАРНУЮ ОХРАНУ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно методическое пособие по пожарной безопасности
Учебно-методическое пособие по пожарной безопасности...
Учебно-методическое пособие по пожарной безопасности 2
Учебно-методическое пособие по пожарной безопасности (второе)...
Методическая разработка на тему «Безопасность в интернете» для 1 класса. Сказка-пьеса.
Сказка-пьеса «Мир моих фантазий»....
Методическая разработка "Обучение детей безопасности на дорогах"
В этой публикации хочу показать:1. Рабочую программу "Безопасное колесо"2. Творческие разработки по теме "Дорогие, взрослые, мы смотрим на Вас!"3. Достижения учащихся.4. Разработки...
Методическая разработка урока "Пожарная безопасность"
разработка предназначена для уроков окружающего мира в 1 классе....
Методическая разработка по пожарной безопасности
СЦЕНАРИЙ на КОНКУРС по ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ «ГОТОВНОСТЬ 01»...
Методическая разработка урока " Пожарная безопасность"
Пожарная безопасность. Пожар...