Эколого-этнографическое образование младших школьников
статья по теме
Являясь «зеркалом» общественной жизни страны, школа отражает и концентрирует многие явления. И, входя в класс, учитель, так или иначе ставит перед собой ряд вопросов: Как строить воспитательный процесс в такое сложное время? Как привить детям уважение и интерес к национальным традициям и религиям, не противопоставляя их друг другу? Как показать общность нашего происхождения и развития, сходство обрядов, традиций, бережного отношения к природе? Как сформировать ответственное отношение к окружающей среде, мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности. Как развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologo-etnograficheskaya_rabota.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Эколого-этнографическое образование младших школьников .
Зобкова Г.А, учитель начальных классов, высшей квалификационной категории, МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 города Красноармейска Саратовской области»
Являясь «зеркалом» общественной жизни страны, школа отражает и концентрирует многие явления. И, входя в класс, учитель, так или иначе ставит перед собой ряд вопросов: Как строить воспитательный процесс в такое сложное время? Как привить детям уважение и интерес к национальным традициям и религиям, не противопоставляя их друг другу? Как показать общность нашего происхождения и развития, сходство обрядов, традиций, бережного отношения к природе? Как сформировать ответственное отношение к окружающей среде, мотивы, потребности и привычки экологически целесообразного поведения и деятельности. Как развивать стремление к активной деятельности по охране окружающей среды?
Лучшее средство - вступить в мир народной культуры . Понять народные обычаи, обряды, верования, осмыслить символику, прочувствовать этические принципы. Но, невозможно научить уважать традиции других народов, не зная собственных. Необходимо ознакомление с историческим прошлым нашей Родины, своего края, города, школы. Надо работать над развитием гуманизма, милосердия и общечеловеческих ценностей. Учить видеть красоту природы, чувствовать ее, понимать, изучать, беречь.
Это вполне под силу учителю начальных классов. Только он владеет всем спектром предметных методик и ведет широкий круг дисциплин, поэтому именно ему легче осуществлять это внутри уроков интегративного типа, на самостоятельном предмете, либо в системе дисциплин, объединенных межпредметными связями. С 2004г начальная школа работает по ОС «Школа 2100», которая предлагает огромное поле деятельности для эколого-этнографического образования детей.
Например, уроки обучения грамоте. Весь учебник и прописи наполнены пословицами, поговорками, скороговорками, потешками. Здесь дети знакомятся с русскими народными колыбельными, с происхождением русских географических названий, русских фамилий. Вводится понятия «Отечество», «Родина» «малая Родина», «народы и народности России». Предлагаются для чтения интереснейшие рассказы по теме «Природа» Первоклассник познает себя и мир вокруг: людей и их взаимоотношения, природу; усваивает нормы отношения к этому миру, поведения, действования в нем.
А на уроках литературного чтения во2 классе ( Маленькая дверь в большой мир) мир, который открывают для себя дети расширяется. Читая произведения фольклора народов России и мира (сказки, былины, загадки, песенки, пословицы и поговорки) и авторские сказки, второклассники как бы входят в «единое духовное пространство» и узнают , что мир велик и многообразен и в тоже время един. Когда бы и где бы не жили люди, в произведениях фольклора разных народов отчетливо видно, что в человеке всегда ценились трудолюбие и патриотизм, ум и доброта, храбрость и достоинство, сила чувств и верность, а неприятие вызывали леность, скупость, глупость, трусость, зло…Для этого в учебник специально включены, например, сказки разных народов, имеющие сходные названия, сюжет, главную мысль.
В 3 классе тексты, которые читают дети, связаны с природным ( природа и животные в разные времена года) и историческим календарем (день Победы и др.).
Возможно проведение интегрированных уроков литературы и музыки («Хороводные песни и виды хороводов»)
В методику уроков русского языка заложена работа со словами, связанными с фольклором и встречающимися на смежных уроках (сказка, народ, творить, фольклор, песня, хоровод, деревня и др.), в соответствии с целями и тематикой учебной программы (фонетический, морфологический разбор, поиск однокоренных слов, лексическое значение слов, в то числе и старорусских, сотворчество фраз, предложений и т.д.).
Уроки математики включают в себя решение и придумывание задач с фольклорными сюжетами в соответствии с учебной темой. Вариантов – множество.
На уроках «Ознакомления с окружающим миром» школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир. Изложение сравнительно полной картины мира позволяет придать творческий исследовательский характер процессу изучения предмета, заставляя уч-ся задавать новые и новые вопросы, уточняющие и помогающие осмыслить их опыт. Человек должен научиться понимать окружающий мир понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Человек неотделим от тех переживаний, которые он испытывает от отношения ко всему, что происходит вокруг него. Значит надо помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к этому миру. Именно поэтому в курсе «Ознакомления с окружающим миром» решаются задачи гуманистического, экологического, гражданского и патриотического воспитания. Именно самостоятельное определение учеником своей позиции может ему найти ответ на вопрос: «Как нам строить свою жизнь?» в отношениях «человек и природа», «человек и общество» Единственная стратегия выживания человека во взаимоотношениях с природой – это переход к экологическому хозяйству, которое будет не уничтожать природные экосистемы, а встраиваться в них. Во взаимоотношениях между людьми главный приоритет – формирование толерантной личности – человека способного самостоятельно определять свою позицию, заинтересовано и терпимо относиться к позициям и интересам других людей. Понятие «малая Родина» красной нитью проходит через все темы с 1-го по 4-ый классы. История, природа , экология родного края, народы рядом с которыми живем, местные обычаи и традиции. Экскурсии в природу, во время которых ведется наблюдения за сезонными изменениями в природе, исследуется почва, изучается растительный и животный мир, выявляются проблемы экологии. Более глубокое изучение природы родного края – вот задачи, которые решаются во время экскурсий в школьный музей , в городской музей краеведения .
Целенаправленное изучение природы, эклогической ситуации на территории родного края помогает младшим школьникам осваивать моральные нормы отношения к природе.
На уроках физкультуры дети систематически знакомятся с народными играми :«Горелки», «Гуси и волк», «Коршун» и т.д.
Уроки изобразительного искусства и художественного труда предполагают моделирование «Фольклорной деревни» — аппликация из бумажных «бревен» русской избы и выстраивание из аппликаций деревенской улицы, возможно также конструирование макета избы, знакомство с произведениями величайших художников России и мира, рисование образов русской природы (березы), сцен из народной жизни (хоровод, святки), образцов декоративно прикладного искусства.
Дети очень наблюдательны. Интерес к живой и неживой природе проявляется очень рано. Их внимание привлекают сезонные изменения в природе, яркость красок, многообразие звуков, запахов. Они открывают для себя новый мир, поэтому сбор природного материала, изготовление поделок из природного материала, составление тематических экспозиций (например: «Осенние фантазии») – это воспитание умения чувствовать природу душой, взаимодействовать с нею, любить и восторгаться ее многообразием.
На разных предметах школьники обращаются к народной культуре. На уроках эстетического цикла в центре внимания — произведения фольклора, освоение и осмысление их художественного текста, средств выразительности, разных видов народного творчества. Такие уроки практически являются интегративными уроками народного искусства. А на уроках математики, русского языка фольлорные образы, сюжеты включаются в учебную тему. В комплексе дети постигают этнокультуру в ее целостности через ее различные элементы: язык, формы словесного, музыкального, хореографического, игрового фольклора, декоративно прикладного искусства, народного зодчества, знакомятся с особенностями традиционного быта, с проявлениями языческой и христианской религий, с обрядами и этноэтикетом.
Огромную помощь в этом направлении мы получаем от работников городского музея краеведения. На базе музея проводятся уроки-экскурии по темам таких предметов, как литературное чтение, ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство и художественный труд. Во внеклассной работе – экскурсии, связанные со знаменательными датами в жизни страны.(слайды 1 -4)
Большую роль в экологическом и этнографическом образовании, а так же в воспитании школьников с позиций толерантности, может сыграть школьный краеведческий музей. Музей школы сотрудничает с историческим музеем города. Экспозиции школьного краеведческого музея используются при проведении уроков. Руководит работой музея А.П. Кулапина. Она ведёт большую поисковую, исследовательскую и оформительскую работу. Она проводит экскурсии по темам, уроки краеведения, уроки мужества, встречи с интересными людьми. Материалы музея используются при выпуске школьных стенгазет, тематических фотовыставок, посвящённых юбилейным датам.Экспонаты и материалы, содержащиеся в фондах краеведческого музея школы ( по истории школы , г. Красноармейска, быта местного населения )– результат собирательской работы, проводимой на территории города и района.. Экспонаты по этнографии и природе родного края ежегодно пополняются. (слайды 5 -12)
В школе работает семейный клуб «Домовенок», руководитель Чудаева Л.М. Народное искусство прочно связано с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, былины, сказки неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии человека и природы. Все эти стремления человека нашли свое выражение в традиционных народных праздниках. С приходом Христианства множество обрядов были оставлены и сохранились в форме увеселений, праздненств. Такой праздник – это проявление всех форм и видов культуры, начиная от принятых форм поведения и кончая демонстрацией нарядов и исполнением традиционных песен и танцев. Народный праздник дает человеку ощущение полного слияния с природой. Совместно с бабушками и дедушками, родителями Чудаева Л.М. работает над сохранением национальных традиций, устанавливает связи между церковно-православной, календарно-обрядовой и современной культурами. (слайды 13 – 22)
Внеклассные мероприятия по эколого-этнографическому образованию включены в план воспитательных программ:
- Викторины для младших классов: Экологический букварь.Лекарственные растения. И др.
- Выставки поделок из природного материала
- Выставки рисунков, плакатов "Зеленый мир", "Природа - наш дом" «Земля – наш дом»
- Фотовыставки «Мой любимый город», «Братья наши меньшие», «Береза – русская красавица»
- Экологические акции: «Чистый двор», «Чистый город», «Посади дерево», «Лучшая цветочная клумба»
- Сбор лекарственных растений (календула)
- Встречи с работниками лесного хозяйства (Работа в рамках школьного научно-исследовательского общества. Животные родного края. Растения Саратовской области, занесенные в Красную книгу. Птицы Саратовской области, занесенные в Красную книгу. Береза – русская красавица) (слайды 23 -26)
- Ролевые игры ( «Мы – заядлые рыбаки», «Рыбы наших водоемов»), дидактические, имитационные игры, творческие задания, театрализованные представления.
Внеклассные мероприятия по эколого-этнографическому образованию включены в рабочие программы кружков («Юный пожарный». Рейд агитбригады «Берегите лес от огня» с показом фото лесных пожаров и их последствий в Красноармейском районе и фото « Красота осеннего леса.». Кружок «Правильное питание» - знакомство с русской кухней и др.кружки)
Младший школьник далеко не безучастен к делам и заботам своей малой родины. Он может и должен принять посильное участие в том, чтобы сделать её богаче и прекрасней. Для воспитания действенного патриотизма очень важно организовать посильные для детей дела по охране природы. Любовь к родной природе - драгоценное качество характера человека, которое взращивается в нем с ранних детских лет. И взращивается не призывами. Полюбить природу можно, лишь постоянно общаясь с ней, думая о ее тайнах и разгадывая их, оберегая природу, вкладывая свой труд в ее украшение. Природа гармонична. В ней все взаимосвязано, сплетено, подчинено единым законам. Эмоционально-образное восприятие природы издавна находило выражение в народном творчестве. Знание этнических особенностей народов своего края, их быта, обычаев, культуры поможет ребенку сделать правильный выбор в жизни. Как говорится в народной мудрости “Где родился, там и пригодился ”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков самоконтроля и самооценки как важный фактор повышения качества образования младших школьников
Обобщение педагогического опыта ...
Авторская программа дополнительного образования младших школьников по теме : "Наглядная геометрия"
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для развития логического, пространственного мышления. Именно поэтому ведущую роль в развитии всех форм мышления является изучение геометрии....
Гимназическое образование младших школьников в условиях общеобразовательной школы
В статье описана модель гимназического образования младших школьников в условиях общеобразовательной школы. Данная модель реализуется в нашей школе с 2006 года. Результаты обученности учеников гимнази...
ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОФИЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя частью общества и гражданином своего Отечества, ...
Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе.
Одна из важнейших задач современной школы – повышение экологической грамотности учащихся, формирование активной гуманной позиции по отношению к природе, т.е. воспитание у школ...
Организация проектно-исследовательской деятельности с младшими школьниками. Проект "Вода-наше богатство" в рамках воспитательной работы по направлению экологическое воспитание и образование младших школьников" ФГОС
Описание планирования организации работы над проектом "Вода-наше богатство", конспект занятия №4 "Изготовление плакатов по темам "Вода-источник жизни" и " Загрязнение и охрана водоёмов"Цель заня...
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Актуализация здоровьеформирующего потенциала естественнонаучного образования младших школьников»...