РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
рабочая программа (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
г. Кемерово
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Музейный калейдоскоп»
4 класс
2012-2013 учебный год
Учитель начальных классов
Кунгурова Ю.А.
Программа утверждена на
педагогическом совете
Протокол №1 от 26.08.2011
Приказ № 191 от 26. 08. 2011
Кемерово, 2012
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Музейный калейдоскоп»
(для четвертого класса)
Введение
Много ступенек ведет к статусу истинного гражданина, жителя города Кемерово. От простого пользования территорией, местом жительства, его удобствами, через осознанное проживание и знание истории, сохранения и сбережения культурного богатства – к истинному служению родному городу.
Богатейшее культурно-историческое и музейно-образцовое пространство города Кемерово, где буквально каждый метр земли, каждое место несут на себе множественную замечательность великих событий и деяний, позволяет использовать сохранившийся исторический материал в образовательной и воспитательной работе с учащимися.
Очень важно, чтобы любовь к родной школе, родной земле в жизни подрастающего поколения стала доброй созидательной силой по отношению к окружающему миру и к себе. Человек — созидатель должен быть способным к реальным действиям и поступкам, улучшающим его внутренний мир и окружающую жизнь.
Пояснительная записка
Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к родной школе, к родителям, к учителю, к Родине. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. При помощи экскурсии можно научить детей младшего школьного возраста не только слушать, но и слышать, не только смотреть, но и видеть, наблюдать. Данная программа воспитывает гражданско-патриотические чувства, способствует развитию творческих способностей, коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, столь необходимых в современном мире.
В основу программы положен принцип развития индивидуальности каждого ребёнка.
Возраст младшего школьника имеет огромные потенциальные возможности для развития художественно-творческих способностей, так как уже есть в наличии собственные жизненные впечатления, накоплен немалый художественный опыт, ребенок имеет определенный уровень знаний, умений и навыков, а значит, обладает способностью к мыслительным операциям, т.е. расположен к анализу. Он обладает высокой эмоциональной отзывчивостью, и все это говорит об определенной подготовленности, а значит, о наличии определенных условий для дальнейшего развития.
Программа основывается на принципах природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, диалога культур, поддержки самоопределения воспитанника. Предназначена для учащихся начальной школы и реализует межпредметные связи с риторикой, литературным чтением.
Программа способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить через музей интерес к мировой художественной культуре и дать первичные сведения о ней, научить творчески относиться к любой работе.
Новизна программы состоит в том, что позволяет использовать образовательный и воспитательный потенциал школьного музея в образовательном процессе, положив в основу проектный и исследовательский методы обучения и воспитания.
Цели и задачи курса
Цель: Привитие музейной культуры детям школьного возраста через эстетическое воспитание, а также повышение уровня гражданского и патриотического воспитания учащихся средствами музейной педагогики.
Задачи:
1.Научить учащихся собирать, обрабатывать и систематизировать исторический материал
2.Воспитание музейной культуры, а также привитие любви к школе, к родному краю.
3. Научить учащихся создавать выставочную экспозицию и проводить по ней экскурсии
4.Развить у учащихся творческих и организаторских способностей, предоставить возможность для самореализации в соответствии со своими склонностями и интересами.
Методы обучения
Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
Наглядный – посещение экспозиции, выставок музея, просмотр альбомов с видами г.Кемерово.
Поисковый – сбор информации по заданной теме.
Средства обучения
Научный и практический опыт музеев мира, г. Кемерово, образовательных учреждений, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.
Разделы программы
Программа включает в себя 6 разделов:
Раздел 1. «Музей - хранитель наследия веков» (20ч)
Раздел 2. Музей в школе - хранитель памяти (14ч)
Раздел 3. « В стенах краеведческого музея» (6ч)
Раздел 4. « Мы в музее изобразительного искусства» (7ч)
Раздел 5. « В музее физкультуры и спорта Кузбасса» (7ч)
Раздел 6. «Музей под открытым небом» (14ч)
Ожидаемые результаты
1.Предполагается, что ученик выучит и поймет такие понятия, как экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив.
2.Приобретение учащимися знаний об истории развития музейного дела, видах музеев и специфики их работы
3. Приобретение учащимися знаний о видах работы в музеях и научной методики комплектования фондов
4. Приобретение навыка составления тематического экспозиционного плана, монтажа экспозиций и выставок музея, сопроводительного текста экспозиций
4. Формирование практических навыков музейной деятельности
5. Умение разработать материал для проведения тематических экскурсий
6. Освоение приемов сбора, обработки и систематизации материалов
7. Приобретение навыков проектного подхода и творческой разработки концепций будущих экспозиций
8.Формирование культурных, духовных и нравственных ценностей
9.Развитие самодеятельности и творчества учеников
10.Воспитание активной жизненной позиции и познавательного интереса
Программа реализуется в следующих формах
Беседа, экскурсия, игра, культпоход, индивидуальная работа, групповые занятия, проектная и исследовательская деятельность, оформление выставок, обновление экспозиций, посещение музеев.
В рамках данной программы проводится работа по сбору материала и его оформлению, изучению специфики работы музеев и подготовки экскурсоводов.
Итогом работы является проведение экскурсий по школьному музею и защита проектов.
Данная программа общим объемом 68 часов в 4 классе реализуется в течение года, 2 раза в неделю.
Тематическое планирование
4 класс
68 часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Форма контроля | ||||||||||
Всего | Теория | Практика | |||||||||||
Раздел 1. «Музей - хранитель наследия веков» (20ч) | |||||||||||||
1,2 | Исторические предпосылки возникновения музеев | 2 | 1 | 1 | |||||||||
3 | Музейная экспозиция | 1 | 1 | ||||||||||
4,5 | Правила оформления выставочной и музейной экспозиции | 2 | 1 | 1 | |||||||||
6 | История музейного дела в России. | 1 | 1 | ||||||||||
7 | История развития музеев. | 1 | 1 | ||||||||||
8,9 | Современные музеи. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
10 | Виды музеев. | 1 | 1 | ||||||||||
11 | Музеи в Европе. | 1 | 1 | ||||||||||
12 | Великие музеи современности. | 1 | 1 | ||||||||||
13 | Краеведческие музеи. | 1 | 1 | ||||||||||
14 | Военно-исторические музеи | 1 | 1 | ||||||||||
15,16 | Школьные военно-исторические музеи | 2 | 1 | 1 | |||||||||
17 | Зарождение музеев в городе Кемерово | 1 | 1 | ||||||||||
18 | Зарождение музеев в городе Кемерово. Экскурсия в музей- заповедник «Красная горка» | 1 | 1 | ||||||||||
19 | История названий улиц родного города. Экскурсия в музей- заповедник «Красная горка» | 1 | 1 | ||||||||||
20 | Знаменитые жители города Кемерово. Экскурсия в музей- заповедник «Красная горка» | 1 | 1 | ||||||||||
Итого по разделу: | 20 | 13 | 7 | ||||||||||
Раздел 2. Музей в школе - хранитель памяти (14ч) | |||||||||||||
21,22 | Музей в школе - хранитель памяти | 2 | 1 | 1 | |||||||||
23 | История создания школьного музея. | 1 | 1 | ||||||||||
24 | Знакомство с основными разделами школьного музея. | 1 | 1 | ||||||||||
25,26 | Этапы подготовки школьной экскурсии | 2 | 1 | 1 | |||||||||
27,28 | Сбор материала для обзорной экскурсии по школьному музею. | 2 | 1 | 1 | |||||||||
29 | Подготовка текста обзорной экскурсии по музею. | 1 | 1 | ||||||||||
30,31 | Подготовка экскурсоводов | 2 | 1 | 1 | |||||||||
32 | Знакомство с материалами музея, посвященными Дню Победы. | 1 | 1 | ||||||||||
33 | Подготовка текста экскурсии «Великая Победа» | 1 | 1 | ||||||||||
34 | Перспективы развития школьного военно-исторического музея. | 1 | 1 | ||||||||||
Итого по разделу: | 14 | 6 | 8 | ||||||||||
Раздел 3. « В стенах краеведческого музея» (6ч) | |||||||||||||
35 | Приоритетные виды работ в музеях: научно-фондовая, просветительская, культурно-образовательная работа. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | 1 | ||||||||||
36 | Основные понятия музейной экспозиции. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | 1 | ||||||||||
37 | Основы научной методики комплектования фондов. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | 1 | ||||||||||
38 | Фондовая документация. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | 1 | ||||||||||
39 | Систематизация экспонатов краеведческого музея. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | 1 | ||||||||||
40 | Классификация экспонатов краеведческого музея. Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | 1 | ||||||||||
Итого по разделу: | 6 | 6 | |||||||||||
Раздел 4. « Мы в музее изобразительного искусства» (7ч) | |||||||||||||
41 | Музеи как исследовательские центры. Экскурсия в музей изобразительного искусства. | 1 | 1 | ||||||||||
42 | Учет и экспертиза в музеях. Экскурсия в музей изобразительного искусства. | 1 | 1 | ||||||||||
43 | Консервация и реставрация музейных предметов. Экскурсия в музей изобразительного искусства. | 1 | 1 | ||||||||||
44 | Основные законы, регулирующие деятельность музеев. Экскурсия в музей изобразительного искусства. | 1 | 1 | ||||||||||
45-47 | Сбор материала для экскурсии «Художники родного края» | 3 | 2 | 1 | |||||||||
Итого по разделу: | 7 | 2 | 5 | ||||||||||
Раздел 5. « В музее физкультуры и спорта Кузбасса» (7ч) | |||||||||||||
48 | История создания музея. Экскурсия в музей физкультуры и спорта Кузбасса. | 1 | 1 | ||||||||||
49 | Временные и постоянные экспозиции. Экскурсия в музей физкультуры и спорта Кузбасса. | 1 | 1 | ||||||||||
50 | Жизнь экспонатов в стенах музея. Экскурсия в музей физкультуры и спорта Кузбасса. | 1 | 1 | ||||||||||
51 | Самый старый и самый молодой экспонат музея. Экскурсия в музей физкультуры и спорта Кузбасса. | 1 | 1 | ||||||||||
52-54 | Сбор материала для экскурсии «Ими гордится Кузбасс!» | 3 | 1 | 2 | |||||||||
Итого по разделу: | 7 | 1 | 6 | ||||||||||
Раздел 6. «Музей под открытым небом» (14ч) | |||||||||||||
55 | Виды музеев под открытым небом. | 1 | 1 | ||||||||||
56 | История создания музея «Томская писаница» | 1 | 1 | ||||||||||
57 | Основные правила поведения в музее под открытым небом. | 1 | 1 | ||||||||||
58 | Изучаем план расположения секторов в музее. Учимся ориентироваться по музею. | 1 | 1 | ||||||||||
59,60 | История родного края. Экскурсия в музей- заповедник «Томская писаница» | 2 | 2 | ||||||||||
61,62 | В гостях у сказки. Экскурсия в музей- заповедник «Томская писаница» | 2 | 2 | ||||||||||
63,64 | Профессии наших предков. Экскурсия в музей- заповедник «Томская писаница» | 2 | 2 | ||||||||||
65,66 | Зоопарк в музее. Экскурсия в музей- заповедник «Томская писаница» | 2 | 2 | ||||||||||
67 | «Музеев в мире нам не счесть….», викторина. | 1 | 1 | ||||||||||
68 | Итоговое занятие. Защита проектов | 1 | 1 | ||||||||||
Итого по разделу: | 14 | 5 | 9 | ||||||||||
Итого за год: | 68 | 27 | 41 |
Содержание программы
4 класс (68 часов)
Раздел 1. «Музей - хранитель наследия веков» (20ч)
Исторические предпосылки возникновения музеев. Музейная экспозиция. Правила оформления выставочной и музейной экспозиции. История музейного дела в России. История развития музеев. Современные музеи. Виды музеев. Музеи в Европе. Великие музеи современности. Краеведческие музеи. Военно-исторические музеи. Школьные военно-исторические музеи. Зарождение музеев в городе Кемерово. Зарождение музеев в городе Кемерово. Экскурсия в музей- заповедник «Красная горка». История названий улиц родного города. Экскурсия в музей- заповедник «Красная горка». Знаменитые жители города Кемерово. Экскурсия в музей- заповедник «Красная горка».
Раздел 2. Музей в школе - хранитель памяти (14ч)
Музей в школе - хранитель памяти. История создания школьного музея. Знакомство с основными разделами школьного музея. Этапы подготовки школьной экскурсии. Сбор материала для обзорной экскурсии по школьному музею. Подготовка текста обзорной экскурсии по музею. Подготовка экскурсоводов. Знакомство с материалами музея, посвященными Дню Победы. Подготовка текста экскурсии «Великая Победа». Перспективы развития школьного военно-исторического музея.
Раздел 3. « В стенах краеведческого музея» (6ч)
Приоритетные виды работ в музеях: научно-фондовая, просветительская, культурно-образовательная работа. Экскурсия в краеведческий музей. Основные понятия музейной экспозиции. Экскурсия в краеведческий музей. Основы научной методики комплектования фондов. Экскурсия в краеведческий музей. Фондовая документация. Экскурсия в краеведческий музей. Систематизация экспонатов краеведческого музея. Экскурсия в краеведческий музей. Классификация экспонатов краеведческого музея. Экскурсия в краеведческий музей.
Раздел 4. « Мы в музее изобразительного искусства» (7ч)
Музеи как исследовательские центры. Экскурсия в музей изобразительного искусства. Учет и экспертиза в музеях. Экскурсия в музей изобразительного искусства. Консервация и реставрация музейных предметов. Экскурсия в музей изобразительного искусства. Основные законы, регулирующие деятельность музеев. Экскурсия в музей изобразительного искусства. Сбор материала для экскурсии «Художники родного края»
Раздел 5. « В музее физкультуры и спорта Кузбасса» (7ч)
История создания музея. Экскурсия в музей физкультуры и спорта Кузбасса. Временные и постоянные экспозиции. Экскурсия в музей физкультуры и спорта Кузбасса. Жизнь экспонатов в стенах музея. Экскурсия в музей физкультуры и спорта Кузбасса. Самый старый и самый молодой экспонат музея. Экскурсия в музей физкультуры и спорта Кузбасса. Сбор материала для экскурсии «Ими гордится Кузбасс!»
Раздел 6. «Музей под открытым небом» (14ч)
Виды музеев под открытым небом. История создания музея «Томская писаница». Основные правила поведения в музее под открытым небом. Изучаем план расположения секторов в музее. Учимся ориентироваться по музею. История родного края. Экскурсия в музей- заповедник «Томская писаница». В гостях у сказки. Экскурсия в музей- заповедник «Томская писаница». Профессии наших предков. Экскурсия в музей- заповедник «Томская писаница». Зоопарк в музее. Экскурсия в музей- заповедник «Томская писаница». «Музеев в мире нам не счесть….», викторина. Итоговое занятие. Защита проектов.
Литература для обучающихся.
1.Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей. М.,2010.
2.Заболотная И.В., Музееведение. М., 2011.
3.Ионина Н.А. Сто великих музеев мира. М., 2009
4.Культурно-образовательная деятельность музеев /Под научной редакцией Е. К. Дмитриевой, И. М. Косовой, М., 2007.
5.Ревякин О.К. Музеи мира. М., 1993.
6. Хадсон К. Влиятельные музеи, Новосибирск, 2001.
Литература для учителя.
1.Методические рекомендации по организации деятельности школьных музеев и развитию детских краеведческих объединений.(Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России от 12 января 2007 г. №06-11)
2.Емельянов Б.В. Экскурсоведение. М., 2001.
3.Музееведение. Музеи исторического профиля. М.,2010.
4.Музееведение. Под ред. проф. Левыкина К.Г., проф. Хербста В., М., 2011. 5.Музеи образовательных учреждений как центры музейно- педагогической и краеведческой работы в патриотическом воспитании молодежи. Методические рекомендации. М.: 2009 г.
6.Работа со школьниками в краеведческом музее: Учебно-методическое пособие /Под редакцией Н. М. Ланковой. – М.: Владос, 2011. 7.Методика историко-краеведческой работы в школе. – М., 2010. 8.Школьные музеи. Сб. документов. – М., 2010.
9.Школьные музеи. Из опыта работы /Сост. А.Е. Сейненский. – М., 2011.
Контрольные вопросы по курсу
- Что такое музей.
- Виды музеев.
- Какие музеи города Кемерово вы знаете?
- Перечислите основные термины, связанные с музеем.
- Дайте определение понятию «экскурсовод»
- Дайте определение понятию «музейный экспозиция»
- Дайте определение понятию «музейный экспонат»
- Дайте определение понятию «фонд музея»
- Дайте определение понятию «выставочная экспозиция»
- Дайте определение понятию «экскурсия»
Перечень ключевых слов
- музей
- экспонат
- экскурсовод
- экскурсоведение
- фонды музея
- культура поведения
- экспозиция
- краеведческий музей
- музей физкультуры и спорта
- музей- заповедник
- архив
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...