РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
рабочая программа (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5»
г. Кемерово
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Театр- дети- игра»
4 класс
2012-2013 учебный год
Учитель начальных классов
Кунгурова Ю.А.
Программа утверждена на
педагогическом совете
Протокол №1 от 26.08.2011
Приказ № 191 от 26. 08. 2011
Кемерово, 2012
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Театр- дети- игра»
(для четвертого класса)
Введение
Огромную, ни с чем несравнимую радость, доставляет детям театр, его таинственная, обещающая чудо атмосфера, праздничное и радостное настроение. Дети, очень впечатлительны и поэтому легко поддаются эмоциональному воздействию – сочувствию добрым героям, переживаниям за победу добра над злом. Ведь в силу развитого у малышей образно-конкретного мышления спектакль, поставленный по любимой сказке, поможет им ярче и правильнее воспринять её главную идею и настроение.
Даже художественное слово, прочитанная по ролям сказка, простой театр игрушек воздействует на маленьких зрителей целым комплексом средств: это и художественные образы, и яркое оформление, и точное слово и музыка. Увиденное и услышанное, а также исполненное самими детьми расширяет их кругозор, создаёт дружественную атмосферу, способствующую развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления, что особенно необходимо сегодня, когда речь наших детей бывает скудна и невыразительна.
Кроме эстетического воспитания театр несёт в себе возможность воспитания педагогического. Ребёнок становится не только зрителем, но и творцом, приняв деятельное участие в создании представления: сыграть роль, смастерить декорации и куклы. Разыгрывая роль персонажа, наделённого определёнными отрицательными чертами, ребёнок может заметить их в себе и учится преодолевать их или, наоборот, культивировать положительные черты. Поэтому подбираются пьесы и сказки, где можно вместе посмеяться и преодолеть лень, страхи, болезненную застенчивость ребёнка и неуверенность в себе.
Пояснительная записка
Актуальность
Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями этого произведения. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, всех видов детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического) в жизни школьника. Одновременно способствует сплочению коллектива класса, расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения.
Данная образовательная программа основана на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ №5» г. Кемерово, определяет акценты содержательной линии школы, а именно духовно-нравственное развитие личности учащегося начальной школы.
Программа ориентирована на развитие личности ребенка, на требования к его личностным и метапредметным результатам, направлена на гуманизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников.
Новизна
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театрального воплощения.
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, направлена на гуманизацию и деидеологизацию воспитательно-образовательной работы с детьми, основана на психологических особенностях развития младших школьников. В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой деятельности, обосновано использование разных видов детской творческой деятельности в процессе театральной деятельности.
Программа основана на следующем научном предположении: театральная деятельность как процесс развития творческих способностей ребенка является процессуальной. Важнейшим в детском творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения, а не конечный результат. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль. Происходит усвоение социальных норм поведения, формируются высшие произвольные психические функции. Таким образом, работа над этюдами не менее важна, чем сам спектакль.
Особенность данной программы состоит в том, что младший школьник погружается в занятия театральным творчеством естественно, без принуждения они попадают в мир музыки, слова, литературы, живописи, хореографии и т.д. при этом рождается сотворчество, так как театр – это коллективный вид творчества, в котором нужно общаться, вместе решать возникающие творческие проблемы. От каждого ребёнка потребуется все его способности, заложенные от природы, даже те , о которых не подозревают ни ребёнок, ни его родители.
Программа предназначена учащимся 4 классов начальной школы. Программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю). В результате занятий в кружке ребёнок должен научиться работать в коллективе, творчески реализоваться, раскрыться и проявить свои лучшие качества.
Цель:
Обучить каждого ребёнка осмысленной интонационной выразительной речи и чтению и превратить эти навыки в норму общения; развить познавательные и творческие способности учащихся через искусство художественного слова, театрализацию, концертную деятельность, практические занятия по сценическому мастерству.
Задачи:
1. Знакомство детей с различными видами театра (пальчиковый, варежковый, теневой, кукольный)).
2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
- Прививать любовь к сценическому искусству.
- Развивать и совершенствовать творческие способности детей средствами театрального искусства.
- Развивать творческую самостоятельность в создании художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации.
- Совершенствовать память, внимание, наблюдательность, мышление, воображение, быстроту реакции, инициативность и выдержку, восприятие детей, умение согласовывать свои действия с партнерами. Воспитывать доброжелательность, контактность в отношениях со сверстниками. Учить оценивать действия других детей и сравнивать со своими действиями.
Основные направления работы с детьми
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке, строить диалог с партнером на заданную тему; запоминать слова героев спектаклей; развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству; упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию; воспитывать нравственно-эстетические качества.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи. Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи. Познакомить детей с театральной терминологией; с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи. Учить сочинять этюды по сказкам, басням; развивать навыки действий с воображаемыми предметами; учить находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом; развивать умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.); пополнять словарный запас, образный строй речи.
Методологические принципы
В основу программы кружка «Театр – игра - дети» вложены следующие принципы:
Принцип развития индивидуальности каждого учащегося.
Занятия должны активировать имеющиеся у каждого ребёнка творческие способности, его жизненные познания, речевой опыт, его эмоции и настроения и развивать эти личностные параметры. Поэтому в ходе занятий в кружке ребёнок будет иметь возможность реализовать собственные намерения т.е. действовать от своего имени.
Принцип личностно ориентированной направленности на развитие ребёнка как творческой личности.
Это значит способствовать усвоению учащимися социального опыта т.е. знаний, навыков и умений, которые необходимы для жизни в конкретном социуме, а также развивать умение самостоятельно учиться. Кроме вышесказанного этот принцип позволяет развивать в ребёнке систему личностных свойств и качеств, способствующих его саморазвитию.
Принцип деятельностной основы занятий в кружке.
Это принцип выражается во внешней и внутренней (умственной)
активности детей. В работе с детьми делается упор на самостоятельные и групповые формы работы. Ребёнок ставится в ситуации, когда ему приходиться действовать. Он осуществляет перевоплощение в действующее в этих обстоятельствах лицо. В данном случае речь идёт о приёмах, «стимулирующих» ситуации реального общения.
Принцип реальности и практического применения.
Все полученные знания, умения и навыки жизненно необходимы ребёнку
как в его сегодняшней жизни, так и для будущего его развития. Умение правильно говорить, двигаться, выражать свои чувства и эмоции, работать в коллективе, выполнять творческие задания и многое другое найдут применение в жизни каждого ребёнка.
Требования к уровню подготовки:
К концу обучения дети приобретут следующие умения и навыки:
- свободно и раскрепощенно держаться при выступлениях перед взрослыми и сверстниками;
- импровизировать средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонации (при передаче характерных особенностей различных персонажей и т. д.);
- самостоятельно слышать неправильное произношение и свои речевые недостатки;
- работать в коллективе и подчиняться общим правилам;
Ожидаемые результаты:
1. Развитие творческого потенциала детей, проявление их способностей и талантов
2. Создание прочной развивающей среды, способствующей развитию таланта ребенка.
3. Создание системы психологического и педагогического сопровождения младших школьников.
4. Система мониторинга, которая содержит педагогическую диагностику, психодиагностику и социодиагностику.
5. Участие в общешкольных и классных праздниках.
Программное содержание
Содержание всей программы подчинено единому принципу расширения и углубления знаний, действию от простого к сложному и представлено в 5 общих разделах.
Разделы программы:
- « Вначале было Слово…» - общение и речевой этикет.
- Сценические действия и театральные игры.
- Основы театральной культуры.
- «Мы – актёры» - постановка спектаклей
- «Мы – кукловоды» - постановка кукольных спектаклей
Кроме этих разделов курс начинается введением и заканчивается завершающим занятием, которое носит характер практической реализации полученных в течение каждого года знаний и умений.
Место данного курса в учебном плане.
На внеурочную деятельность по курсу «Театр- дети- игра» в 4 классе отводится 68 часов в год (34 учебные недели по 2 часа в неделю), предусмотренной учебным планом. Курс программы включает теоретические и практические занятия. Объём материала соответствует возрастным особенностям младших школьников. В работу включены посещения театров, встречи с актёрами, творческие вечера.
Тематическое планирование
4 класс
68 часов (2 часа в неделю)
№ п/п | Наименование тем | Количество часов | Форма контроля | |||
Всего | Теория | Практика | ||||
Раздел 1. « В начале было слово…» | ||||||
1-3 | Слушание, чтение и рассказывание сказок. | 3 | 1 | 2 | ||
4 | Виды говорения: диалог и монолог. | 1 | 1 | |||
5,6 | Мимика и жесты. Сценки без слов. | 2 | 1 | 1 | ||
7 | Понятие «общение», говорить и слушать. | 1 | 1 | |||
8 | Речевой этикет в различных ситуациях. | 1 | 1 | |||
9,10 | Игры на дыхание и правильную артикуляцию. | 2 | 2 | |||
11 | Сочинение небольших сказок и рассказов. | 1 | 1 | |||
12 | Логика речи. Составление коротких рассказов. | 1 | 1 | |||
13 | Стихи. Подбор простейших рифм. | 1 | 1 | |||
14 | Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. | 1 | 1 | |||
15,16 | Игры со словами. | 2 | 1 | 1 | ||
17 | Интонация речи. Выражение основных чувств. | 1 | 1 | |||
Итого по разделу: | 17 | 10 | 7 | |||
Раздел 2. Сценические действия и театральные игры. | ||||||
18,19 | Групповые сюжетно-ролевые игры. | 2 | 2 | |||
20 | Элементы сценического действия. | 1 | 1 | |||
21 | Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях | 1 | 1 | |||
22 | Упражнения, игры, этюды как сценические действия. | 1 | 1 | |||
23 | Умение ориентироваться и размещаться на сцене. | 1 | 1 | |||
24 | Построение диалога с напарником по заданной теме. | 1 | 1 | |||
25 | Как заучить роль своего героя. | 1 | 1 | |||
26,27 | Отработка дикции и чёткого произношения слов. | 2 | 1 | 1 | ||
28 | Запоминание заданных поз и умение образно их передавать. | 1 | 1 | |||
29 | Создание образов с помощью выразительных движений. | 1 | 1 | |||
Итого по разделу: | 12 | 11 | 1 | |||
Раздел 3. Основы театральной культуры | ||||||
30 | Рождение театра в России. | 1 | 1 | |||
31 | Искусство скоморохов. | 1 | 1 | |||
32 | Что такое театр. | 1 | 1 | |||
33 | Виды театров. | 1 | 1 | |||
34 | Знакомство с видами кукольных театров. | 1 | 1 | |||
35 | Театральное здание. | 1 | 1 | |||
36 | Зрительный зал. Мир кулис. | 1 | 1 | |||
37 | Какой жизнью живет театр. Посещение театра детей и молодежи | 1 | 1 | |||
38 | Театральные профессии. Игра актёров. Посещение театра детей и молодежи. | 1 | 1 | |||
39 | Культура поведения в театре. Посещение театра детей и молодежи | 1 | 1 | |||
40 | Театр начинается с вешалки. Посещение театра детей и молодежи | 1 | 1 | |||
41 | Театральная афиша, театральная программка. Посещение театра Драмы | 1 | 1 | |||
42 | История театральных афиш и театральных программок. | 1 | 1 | |||
43 | Виды театрального искусства. Посещение театра Драмы | 1 | 1 | |||
44 | Спектакль – результат творческого труда многих людей. Посещение театра Драмы | 1 | 1 | |||
45 | Спектакль – результат творческого труда многих людей. | 1 | 1 | |||
Итого по разделу: | 16 | 9 | 7 | |||
Раздел 4. «Мы- актеры». Постановка спектаклей | ||||||
46 | Прочтение произведения, определение сюжетной линии. | 1 | 1 | |||
47 | У каждого театра своя история. Посещение музыкального театра. | 1 | 1 | |||
48 | Выбор и распределение ролей. Посещение музыкального театра. | 1 | 1 | |||
49 | Создание примерной выгородки. Посещение музыкального театра. | 1 | 1 | |||
50 | Работа над отдельными эпизодами. Посещение Филармонии | 1 | 1 | |||
51 | Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Посещение Филармонии | 1 | 1 | |||
52 | Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен. Посещение Филармонии | 1 | 1 | |||
53 | Генеральные репетиции всей пьесы. Посещение Филармонии | 1 | 1 | |||
54 | Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения. | 1 | 1 | |||
Итого по разделу: | 9 | 2 | 7 | |||
Раздел 5. «Мы кукловоды» -постановка кукольных спектаклей | ||||||
55 | Знакомство с видами кукольных театров. Посещение кукольного театра. | 1 | 1 | |||
56 | Просмотр кукольных спектаклей с последующим обсуждением. Посещение кукольного театра. | 1 | 1 | |||
57 | Создание пальчиковых кукол. Посещение кукольного театра. | 1 | 1 | |||
58 | Проигрывание реальных и вымышленных сюжетов. Посещение кукольного театра. | 1 | 1 | |||
59 | Создание настольного театра. Посещение кукольного театра. | 1 | 1 | |||
60 | Конусные и варежковые куклы. Посещение кукольного театра. | 1 | 1 | |||
61 | Кукольный театр из-за ширмы. | 1 | 1 | |||
62 | Верховые куклы. | 1 | 1 | |||
63,64 | Обучение вождению верховых кукол. | 2 | 1 | 1 | ||
65,66 | Создание реквизита для кукольного театра: ширма, куклы, декорации | 2 | 1 | 1 | ||
67 | Распределение ролей, проигрывание отдельных сюжетов. | 1 | 1 | |||
68 | Итоговое занятие. Спектакль «Царевна – лягушка» | 1 | 1 | |||
Итого по разделу: | 14 | 5 | 9 | |||
Итого за год: | 68 | 37 | 31 |
Содержание программы
4 класс (68 часов)
Раздел 1. « В начале было слово…» (17ч)
Слушание, чтение и рассказывание сказок. Виды говорения: диалог и монолог. Мимика и жесты. Сценки без слов. Понятие «общение», говорить и слушать. Речевой этикет в различных ситуациях. Игры на дыхание и правильную артикуляцию. Сочинение небольших сказок и рассказов. Логика речи. Составление коротких рассказов. Стихи. Подбор простейших рифм. Проговаривание рифмовок, скороговорок, стихов. Игры со словами. Интонация речи. Выражение основных чувств.
Раздел 2. Сценические действия и театральные игры. (12ч)
Групповые сюжетно-ролевые игры. Элементы сценического действия. Сценическое воображение. Действие в условных ситуациях. Упражнения, игры, этюды как сценические действия. Умение ориентироваться и размещаться на сцене. Построение диалога с напарником по заданной теме. Как заучить роль своего героя. Отработка дикции и чёткого произношения слов. Запоминание заданных поз и умение образно их передавать. Создание образов с помощью выразительных движений.
Раздел 3. Основы театральной культуры (16ч)
Рождение театра в России. Искусство скоморохов. Что такое театр. Виды театров. Знакомство с видами кукольных театров. Театральное здание. Зрительный зал. Мир кулис. Какой жизнью живет театр. Посещение театра детей и молодежи. Театральные профессии. Игра актёров. Посещение театра детей и молодежи. Культура поведения в театре. Посещение театра детей и молодежи. Театр начинается с вешалки. Посещение театра детей и молодежи. Театральная афиша, театральная программка. Посещение театра Драмы. История театральных афиш и театральных программок. Виды театрального искусства. Посещение театра Драмы. Спектакль – результат творческого труда многих людей. Посещение театра Драмы. Спектакль – результат творческого труда многих людей.
Раздел 4. «Мы- актеры». Постановка спектаклей (9ч)
Прочтение произведения, определение сюжетной линии. У каждого театра своя история. Посещение музыкального театра. Выбор и распределение ролей. Посещение музыкального театра. Создание примерной выгородки. Посещение музыкального театра. Работа над отдельными эпизодами. Посещение Филармонии. Прогонные репетиции картин, актов, всей пьесы. Посещение Филармонии. Создание декораций и костюмов. Закрепление мизансцен. Посещение Филармонии. Генеральные репетиции всей пьесы. Посещение Филармонии. Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения.
Раздел 5. «Мы кукловоды» -постановка кукольных спектаклей (14ч)
Знакомство с видами кукольных театров. Посещение кукольного театра. Просмотр кукольных спектаклей с последующим обсуждением. Посещение кукольного театра. Создание пальчиковых кукол. Посещение кукольного театра. Проигрывание реальных и вымышленных сюжетов. Посещение кукольного театра. Создание настольного театра. Посещение кукольного театра. Конусные и варежковые куклы. Посещение кукольного театра. Кукольный театр из-за ширмы. Верховые куклы. Обучение вождению верховых кукол. Создание реквизита для кукольного театра: ширма, куклы, декорации. Распределение ролей, проигрывание отдельных сюжетов. Итоговое занятие. Спектакль «Царевна – лягушка»
Литература для обучающихся.
Литература для учителя.
Контрольные вопросы по курсу
- Что такое театр.
- Виды театров.
- Какие театра города Кемерово вы знаете?
- Перечислите виды кукольного театра.
- Перечислите основные термины, связанные с театром.
- Дайте определение понятию «театральная постановка»
- Дайте определение понятию «культура»
- Дайте определение понятию «искусство»
Перечень ключевых слов
- Театр
- Театральная постановка
- Культура
- Спектакль
- Опера
- Роль
- Сюжет
- Репетиция
- Афиша
- Дикция
- Декорация
- Искусство
- Концерт
- Сценическое мастерство
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 3-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 4-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...