Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению " Мой мир".
рабочая программа по теме

Романова Елена Григорьевна

Программа " Мой мир" реализует духовно- нравственное направление во внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_moy_mir.doc68.04 КБ

Предварительный просмотр:

 Программа  внеурочной деятельности

по духовно-нравственному направлению  " Мой мир"

Выполнила

Романова Елена Григорьевна,

учитель начальных классов

МБОУ " СОШ № 56" г.Курска

эл.адрес:elena-romanova1975@mail.ru

Программа " Мой мир" реализует духовно - нравственное направление во внеурочной деятельности обучающихся 1-4 классов.

 Детство - это цветущий луг, залитый солнцем, по которому бежишь без оглядки к далёкому горизонту. И как важно, чтобы рядом с тобой был любящий, опытный наставник.[1]

 В настоящее время вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности с детьми и молодежью; отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.Перед семьёй, общеобразовательной школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника.Условия современного общества стимулируют человека учиться мобильности и приобретать способность ориентироваться в новых условиях жизни. Изменяются и задачи школы, которая призвана вооружить обучающихся средствами самоопределения в самостоятельной жизни.

Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования являются Закон Российской Федерации «Об образовании»,ФГОС,  Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования " Мой мир"  направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Дети проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие в олимпиадах, занятия в группе продлённого дня - после всего этого младшим школьникам требуется разрядка.Для этого необходима интересная внеурочная деятельность, которая способствует всестороннему развитию личности. Воспитание обучающихся невозможно без организации эффективного общения с ними. Учитель, работающий с младшими школьниками должен понимать, что детям необходимо доброжелательное сотрудничество с педагогом. Это помогает обучающимся преодолеть страх, беспокойство, тревожность, положительно адаптироваться к школьной жизни.

Программа "Мой мир" разработана с учётом особенностей обучающихся первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Программа является компонентом внеурочной деятельности, рассчитана в 1классе на 33 часа и 34 часа во 2-4 классах, 1 час занятий в неделю. Общее количество часов -135 часов. Срок реализации четыре года.

Цель программы: способствовать развитию и воспитанию высоконравственной, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции своей страны, ведущей здоровый образ жизни.

Задачи программы:

 — формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

 — воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;

 — воспитывать нравственные качества личности ребёнка;

 — способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

 — приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

 Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями       обучающихся, с учителями художественно-эстетического цикла, с другими субъектами социализации  — социальными партнерами школы: Центр детского творчества, центр досуга " Спутник",библиотека семейного чтения, музеи и театры города Курска.

 Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся содержит:

 1. Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования.

 2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

 3. Условия реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

 4. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.

 5. Ожидаемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся.

                      Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся:

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.[2]

 Основные направления программы духовно-нравственного развития и воспитания " Мой мир":

  1. " Мы - граждане России"
  2. " Учимся жить среди людей"
  3.  "Моя семья"
  4. " Живи, Земля!"
  5. " Береги здоровье смолоду!"

 Рассмотрим каждый раздел данной программы.  Первый раздел " Мы - граждане России".Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Гражданско-правовое воспитание должно начинаться с детского сада и начальной школы, где ребята знакомятся с элементарными понятиями о демократии, правах человека и ребёнка, нормах нравственности. Основным направлением является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству; ценность свободы выбора и признание закона и правопорядка, ценность мира в многонациональном государстве, толерантность, как социальная форма гражданского общества.

По данному направлению предлагаются к рассмотрению следующие примерные  тематические мероприятия:

  1. "День радости"(праздник,посвящённый Дню знаний)(см.приложение)
  2. " Улица моего детства",  ( конкурс рисунков на асфальте)
  3. " Я люблю тебя, Россия!" ( классный час-фоторепортаж)
  4. "Моя семья в истории страны"
  5. "Наша страна - Россия" ( конкурс чтецов)

            Уроки мужества:

  1. " О героях былых времён" ( 8 февраля)(см.приложение)
  2.  День борьбы с фашизмом (13 сентября);
  3.  День защитника Отечества (23 февраля);
  4.  День Победы (9 мая);
  5.  День народного единства (4 ноября).

Первоначальное знакомство с Конституцией РФ.

  1. Классный час «Главный Закон страны».
  2. " Символы государственной власти"
  3. Классный час «Мои права и обязанности в школе».

  Участие в общешкольных мероприятиях (1-4 класс)

1. Праздник «Дети - ветеранам Великой Отечественной войны» (ко Дню Победы)

2. Встречи учащихся школы с ветеранами войны и труда. (Митинг)

3. Конкурс рисунков, посвященных Дню защитника Отечества и Дню Победы «Они стояли за Родину».

4. Акция «Подарок ветерану».

5. Акция "Память" - возложение цветов к Вечному огню в парке " Соловьиная роща" и памятнику К.Рокоссовскому.

Планируемые результаты:

 — ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;

 — элементарные представления о России как государстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

 — первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;

— начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Следующее направление данной программы " Учимся жить среди людей".

Главной задачей этого направления является воспитание нравственных чувств и этического сознания. Ценности: ценность человеческой жизни, смысл жизни; ценность мира - как принципа жизни, ценность добра, справедливости, милосердия,  чести, достоинства; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

Важно научить ребёнка жить в классном коллективе и строить отношения дружбы и взаимопомощи со своими однокдассниками. Научить понимать себя, правильно оценивать себя и развивать лучшие качества характера.

 

С этой целью предлагаются  тематические занятия:

  1. " В человеке красота -вежливость и доброта".(см.прилож)
  2. " Давайте поклоняться доброте" (см.прилож)
  3. " Поговорим о дружбе" (см.прилож)
  4.  Если радость на всех одна.
  5.  Мой класс – мои друзья.
  6.  Самолюб никому не люб.
  7.  Поиграем и подумаем.
  8.  О дружбе мальчиков и девочек.
  9.  Путешествие в мир мудрых мыслей.
  10.  Доброе слово, что ясный день.
  11.  Ежели вы вежливы,
  12.  Когда идешь по улице.
  13. Узнай себя.
  14.  Нам счастья не сулит обида чья-то.
  15.  Школьный этикет. Как стать лучше?
  16.  Правила общения (взаимоотношения с другими людьми)
  17.  О трудолюбии
  18.  Культура внешнего вида. Поговорим о том, как мы выглядим
  19.  Внешкольный этикет
  20. Я и мои роли
  21.  Свободный разговор. Верность слову.
  22.  Моя самооценка
  23.  Подари учителю дело и слово доброе.
  24.  Умеем общаться.
  25. Каждый интересен.
  26. Подарок коллективу (коллективная деятельность).

Здесь нужно добавить, что маленькие дети живут эмоциями, и взрослые должны опираться на эту особенность, развивать

детских духовный мир. С этой целью можно рекомендовать посетить Коренную пустынь, Журавлино, имение семьи Барятинских " Марьино", МОУДОД ХШНП " Артель" г.Железногорск.

Планируемые результаты:

 — начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в коллективе, представителями различных социальных групп;

 — нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

 — уважительное отношение к традиционным религиям;

 — неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

— первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

 — первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;

 — элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

 — способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

 — уважительное отношение  к старшим, заботливое отношение к младшим;

 — знание традиций своего образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Направление -" Моя семья".

Задачи этого направления: формирование ценностного отношения к семье, дому,  семейным традициям,  родителям, близким людям.  Ценности: ценность семьи, уважение родителей, забота о старших и младших;

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.[3]

На данном этапе очень хорошо проводить  ежегодные различные семейные праздники, игры, конкурсы, в которых задействованы члены семей обучающихся.

  1. " Бабушки и внуки"
  2. " Новый год"
  3. " Рыцарский турнир".
  4. "День любимой мамочки"
  5. " День именинника"
  6.  Выпускной вечер " Вот и стали мы немножечко взрослей!"(см.прилож)

Тематические занятия-встречи: 

«Профессии наших мам и бабушек», «Наши родители – профессионалы»

Рассказ о профессии:

 «Мы немножко поиграем, все профессии узнаем»,

«О профессиях разных, нужных и важных…»

Заполнение «паспорта семьи»: " Моя родословная".

Творческая мастерская «Рукодельницы» ( мастер-класс от бабушек).

Планируемые результаты:

 — знание традиций своей семьи, бережное отношение к ним.

 — уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;

 — ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

 — ценностное и творческое отношение к учебному труду;

 — элементарные представления о различных профессиях;

 — первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;

Направление - " Живи, Земля!"

Задачи данного направления: формировать у детей экологическое сознание, учить обращать внимание на взаимодействие человека с окружающей средой,воспитывать  ценностное отношение к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.

Дети осознают себя частью природы. Они неравнодушны к красоте природы, животного и растительного мира.  На  данном этапе помимо  экскурсий в лес,можно рекомендовать следующие тематические занятия:

  1. Экологическая викторина " Родная природа"
  2. Экологическая игра " Волшебное море"
  3. "Дары осени" (выставка поделок из природного материала)
  4.  Акция " Подкорми птичек!"
  5. " Планета Земля - наш общий дом"(классный час)
  6. " В гости к Весне"( см.прилож)

Проекты " Красная книга Курской области", "Чёрное море", " Домашние любимцы".

Планируемые результаты:

 — ценностное отношение к природе;

 — первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

 — элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

 — первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

 — личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Направление - "Береги здоровье смолоду!"

Задачи направления: формировать у детей ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни.  Ценности: ценность здоровья (физического, нравственного и социально-психологического), стремление к здоровому образу жизни.

На данном этапе будут важны следующие тематические мероприятия:

  1.  День здоровья
  2.  «Папа, мама, я – спортивная семья»
  3. "Здоровье - это здорово!" (классный час - игра) (см.прилож)
  4. Тематический цикл бесед" Береги свою жизнь и здоровье"( режим дня, личная гигиена и т.д)
  5. Тематический цикл бесед по ПДД

  1. Подвижные игры, соревнования, спортивные праздники.

Планируемые результаты:

 — ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

 — элементарные представления о взаимообусловленности физического, нравственного, социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

 — первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

 — первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

 — знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Все направления духовно-нравственного развития и воспитания важны, дополняют друг друга и обеспечивают развитие личности на основе отечественных духовных, нравственных и культурных традиций.

   Портрет выпускника начальной школы  МБОУ " СОШ № 56" г.Курска

 Выпускник начальной школы — это человек:

  1.    любознательный, активно познающий мир;
  2.    любящий родной край и свою страну;
  3.    владеющий основами умения учиться;
  4.    уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
  5.    готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
  6.    доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
  7.    выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.[3]

   В заключение хочется добавить, что  никакие воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения. Важно не только научить, но и вдохновить своим примером, чтобы ребёнок захотел делать как ты, стать похожим на тебя, стать лучше. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя.  В педагогическом плане среди базовых национальных ценностей необходимо установить одну, важнейшую, системообразующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценностям — ценность Учителя.  Воспитывать детей надо радостью, передавая им наш оптимизм и жизнелюбие, свежесть восприятия жизни как праздника. Важно дать определённые знания, умения и навыки, но гораздо важнее научить маленького человека нравственным ценностям: доброте, честности, порядочности, любви к своей стране. Это и есть важнейшее условие успешного развития России.

Использованная литература:

 1. А.И.Баркан, " Его Величество Ребёнок",  М.:1996г.,с.4

 2.А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков,В.А.Тишков " Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России".Проект // Вестник образования.- № 17. - сентябрь 2009.

3.Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени

 начального общего образования – М.: Просвещение, 2012.–32 с. – (Работаем по новым стандартам).

4.Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: Методические рекомендации.

 В 2-х ч. – М.: Просвещение, 2011.–  (Работаем по новым стандартам).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Разноцветный мир"

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Разноцветный мир" разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности "Мой разноцветный мир"  О.Г.Селивановой...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1 – 4 классов Азбука нравственности

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к нега...

Рабочая образовательная программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 2 класса "Азбука нравственности"

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском ...